Опыт профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Георгиевском колледже
статья
Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и условием их интеграции в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proforientatsiya_machula.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Георгиевском колледже
Прокопова Нона Хачиковна
преподаватель экономических дисциплин
ГБПОУ Георгиевский колледж
г. Георгиевск
Мачула Наталья Викторовна
педагог-психолог
ГБПОУ Георгиевский колледж
г. Георгиевск
Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и условием их интеграции в общество.
Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда. Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с инвалидностью и ОВЗ [1, с. 68].
Для детей с инвалидностью и ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. В ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности. [5]
Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.
Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, в Георгиевском колледже педагог-психолог проводит такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, тренинги, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, психолог учитывает уровень развития и состояние здоровья детей.
Применяемый диагностический инструментарий:
- Мотивационные беседы по выбору профессий/специальностей;
- Работа с «Анкетой самоопределения»;
- «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», психогеометрический тест – определяет некоторые черты характера, личностные склонности и особенности поведения, влияющие на выбор профессии и успешность обучения по выбранной специальности.
- Тест на профориентацию по методике Е.А. Климова, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения интересов и склонностей человека. Его можно использовать при профориентации подростков и взрослых;
- Тренинги по профессиональному самоопределению:
- «На пороге взрослой жизни»;
- «Я в мире профессий»;
- «Моя профессия - мое будущее».
Профориентационные игры - «Профессия на букву», «Мои личные и профессиональные планы», «Как здороваются представители разных профессий».
Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.
Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.
Целью системы профориентационного сопровождения в колледже является создание благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускников коррекционных школ, интернатов будущей профессиональной деятельности.
В Георгиевском колледже используются различные формы и методы профориентационной работы с подростками, имеющими отклонения в развитии:
- профессионально – ориентационные беседы,
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения;
- встречи со специалистами;
- участие в «днях открытых дверей»,
- участие в конкурсах профессионального мастерства.
Профориентационное сопровождение в ГБПОУ «Георгиевский колледж» направлено на организацию устойчивых связей между колледжем, образовательными учреждениями Георгиевского округа и края, развитие интереса абитуриентов к освоению профессий и специальностей. В общей структуре контингента обучающихся Георгиевского колледжа, студенты с ограниченными возможностями здоровья составляют в среднем 50-60 человек.
На сегодняшний день мы обучаем 45 студентов с ограниченными возможностями здоровья по 5 направлениям профессиональной подготовки, это: столяр строительный, портной, каменщик, штукатур, облицовщик - плиточник. В основном, это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников школ-интернатов с ОВЗ играет ведущую роль во всей системе образования данной категории детей. В колледже она ведется систематически и целенаправленно с: Специальная школа-интернат № 7 ст. Александрийская, Специальная школа-интернат № 9 с. Падинское, Специальная школа-интернат № 16 ст. Старопавловская, Специальная школа-интернат № 22 ст. Незлобная, Специальная школа-интернат для слабовидящих № 29 г. Георгиевск.
Из опыта работы, можно сказать, что мы работаем с детьми с ОВЗ, начиная с 7-8 класса. Поэтому уже в выпускном классе ребята знают - кем быть и куда пойти учиться. Для них мы отдельно проводим Дни открытых дверей, мастер-классы, выставки работ, сделанных ребятами -выпускниками, приходим на родительские собрания.
В Георгиевском колледже в реализацию планов совместной деятельности включены все субъекты образовательного процесса: с детьми работают мастера производственного обучения колледжа, классные руководители коррекционных школ и студенты - волонтеры колледжа; с родителями работают педагоги- психологи и представители администрации учебных заведений.
Сегодня в России, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда для повышения квалификации выпускников.
Одной из задач колледжа по профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ является формирование профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
- из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
- ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.
Родители и семья играет важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу.
Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.
Рассматривая опыт профориентационной работы в нашем колледже, то можно увидеть результативность нашей деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в количестве школ и интернатов, с которыми мы сотрудничаем, а также количество поступающих детей с инвалидностью и ОВЗ.
Наши студенты, имеющие инвалидность, являются активными участниками Чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по следующим компетенциям: «Экономика и бухгалтерский учет», «Сетевое и системное администрирование», «Сухое строительство и штукатурные работы». Многие из них стали призерами регионального этапа этого конкурса.
Необходимо помнить, что показателями успешной системы профессиональной ориентации являются большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, в целом удовлетворенность молодых граждан профессиональной жизнью, а значит высокое качество жизни в целом.
Список литературы
1. Андреева С.В., Бахарева С.Н., Виноградова Е.А., Казанцева Л.А., Коптев С.Ю., Сухарева О.Ю., Царёв А.М. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. А.М. Царёва. Псков. МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова. 2004.
2. Антропов А.П., Кантор В.З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018, В
3. Виноградова Е.А., Царёв А.М. и др. Жизнь с достоинством (Сопровождаемое проживание). / Под ред. А.М. Царёва. Практическое пособие. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 272 с.
4. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Виноградова Е.А., Зуева Е.А., Нестерова А.Г., Царев А.М., под ред. А.М. Царёва. – Псков: ПОИПКРО, 2014. – 161 с.
5. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. К вопросу о реализации карьерных устремлений молодых людей с инвалидностью // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 70-79.
6. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. – № 6. – 2017. – С. 49-55.
7. Статистика по трудоустройству инвалидов // Режим доступа: (дата обращения: )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»
В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .
Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...
Реабилитационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)
Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся ...
Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанль...
План профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на 2021-2022 учебный год
План профориентационной работы...