Программа внеурочной деятельности кружка «Кем я хочу быть»
рабочая программа

Авдеева Светлана Александровна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Кем я хочу быть» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_k_konkursu_2022_.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"                              г. Мичуринска Тамбовской области

                                                               

Программа внеурочной деятельности

кружка

 «Кем я хочу быть»

 

Автор-составитель: педагог-психолог

Авдеева Светлана Александровна

Срок реализации программы 1 год

Уровень освоения программы – ознакомительный

Возраст: 14-18 лет (обучающихся 9 класса)

Информационная карта

Программы курса внеурочной деятельности

«Кем я хочу быть»

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 г. Мичуринска Тамбовской области

Полное название программы

Программа внеурочной деятельности кружка «Кем я хочу быть»

Ф.И.О. автора-составителя

Авдеева Светлана Александровна

Тип программы

Авторская

Образовательная область

Педагогика, психология

Направленность деятельности

Социально-педагогическое

Способ освоения содержания образования

Диагностический

Профпросветительский (профинформационный)

Профконсультационный

Постконсультационная диагностика

Уровень освоения содержания образования

Ознакомительный

 

Уровень реализации программы

Среднее образование  

Форма реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

34 часа

Оглавление

Пояснительная записка …………………………………………..……...…. 4

   Содержание программы ……………………………………………..…...… 7

   Учебный  план ……………………………………...………………………. .8

   Календарный учебный график …………………….……………..…….…..10

   Список литературы……………………………….……… …………………13

Материально-техническое обеспечение ………………………………….. 13

   Интернет-ресурсы …………………………………………………………...13

   

   Приложение………………………………………………………………….15

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Кем я хочу быть» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кем я хочу быть» составлена с учетом особенностей психологического развития и познавательных способностей, обучающихся на основе следующих нормативно-правовых актов:

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;

Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта       образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на 2020-2025гг, утвержденной приказом директора № 46 от 21.05.2020;

     Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2021-2022 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 53 от 31.05.2021 г.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Цель: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями и потребностями региона в кадрах.

Задачи:

- обобщить у обучающихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;

- воспитать уважение к рабочему человеку.

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии. В силу личностных особенностей, выпускникам МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии. Поэтому профориентационная работа в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.

Основная задача профориентации – подготовить обучающихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Предмет исследования:

Профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

Объект исследования:

Профессиональные предпочтения учащихся 9 класса, их адекватность в соответствии со своими возможностями.

Гипотеза:

Учащиеся школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве из-за недостаточности сформированной способности к профессиональному и личностному самоопределению в соответствии со своими реальными возможностями.

Цель программы:

Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 9 класса

Развитие у обучающихся представлений о мире профессий, воспитание у обучающихся уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;

Формирование способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

- обобщить у обучающихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;

Обучающиеся должны знать:

- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Обучающиеся  должны уметь:

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Методы:

Анализ психолого - педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации.

Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у обучающихся 9 класса.

Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем школы по проблеме профориентации обучающихся 9 класса.

Примечание: данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания обучающихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).

Содержание программы

Этапы программы по профориентации:

1.Диагностический

2.Профпросветительский (профинформационный)

3.Профконсультационный

4.Постконсультационная диагностика

5.Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Учебный план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

 Диагностика обучающихся

12

2

 Информационно-просветительская работа

5

3

 Консультационная работа

8

4

 Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

9

   Всего

34

Содержание учебного плана

I этап:  « Диагностика обучающихся»

Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной  деятельности.
В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;

- из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;

- определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;

- оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;

- сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

Применяемые методики:

Схема «Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.

Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

«Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина

Тест Айзенка по типу темперамента

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

III этап«Консультационное направление»

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

IV этап Обучающее (или формирующее) направление.

В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

-умение анализировать мир профессий;

-умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

Планируемые результаты программы.

Результатом профессиональной ориентации является:

-профессиональная направленность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности;

 -положительное отношение обучающихся к трудовой деятельности;

-профессиональное самоопределение, соответствующее психофизическим возможностям обучающихся.

Календарный учебный график для 9 класса

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

По плану

По факту

1

  Диагностическое.

На пороге взрослой жизни

1

2

  Опросник профессиональных предпочтений»

1

3

  Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер.

1

4

  Из истории профориентации.

5

 Карта интересов и склонностей. Психодиагностика.

1

6

  Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова.

1

7

Профориентационные игры

1

8

Хорошо ли я себя знаю?

1

9

  Я и профессия

1

10

  Я учусь принимать решение

1

11

 Здоровье и выбор профессии.

1

12

  Кем хочу быть и почему?

1

13

  Успех в профессиональной деятельности человека

1

14

  Перспектива профессионального будущего

1

15

  Путешествие по стране профессии

1

16

  Урок самопознания и откровенности

1

17

  «Что? Где? Когда?» Мир профессий

1

18

  Я – личность

1

19

  Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе

1

20

  В человеке все должно быть прекрасно

1

21

  Жизненные ценности

1

22

   Диагностика умений саморегуляции

1

23

  Личностный профиль

1

24

Угадай профессию

1

25

  Что? Где? Когда?

1

26

  Моя жизнь (беседа)

1

27

  Профессиональные и жизненные планы

1

28

  Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда

1

29

  Клуб знатоков профессий

1

30

  Твой выбор

1

31

  «Рассказы о профессиях»

1

32

«Шаг в профессию»

1

33

Учебные заведения (беседа). Итоговое занятие мы выбираем, нас выбирают.

1

34

Итоговое занятие мы выбираем, нас выбирают.

1

Принципы реализации программы:

-принцип личностной направленности, предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей обучающихся, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них;

-демократизм, предполагает сотрудничество педагога и обучающегося;

-учет возрастных, психологических особенностей обучающихся.

Организация и контроль реализации программы:

-выделение направлений профориентационной работы и определение профориентационных задач;

-включение в реализацию программы всех участников образовательного процесса (классные руководители, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);

-анализ промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы.

Работа по профориентации с обучающимися предусматривает также и работу с родителями:

Содержание деятельности.

Сроки выполнения

Проведение индивидуальных консультаций с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  по вопросу выбора профессий детей.

В течение года.

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учебные заведения.

В течение года.

Проведение родительских собраний:

- «Роль семьи в профессиональном самоопределении»

-  «Востребованности профессий».

В течение года.

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

В течение года.

Оценочные материалы

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по

результатам выполнения обучающимися практических заданий, тестов.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Список литературы

Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.

Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии / Г.В.Резапкина Г. В. – М.: Генезис, 2002. – 80 с.

Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;

 «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.

 Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9  классов», 2006.

                                                  Интернет-ресурсы

1.Уроки по профориентации «Экскурс в мир профессий» https://moeobrazovanie.ru

2. Калейдоскоп профессий https://paramult.ru

3. Особый ребёнок http://ovz.zabedu.ru

Материально-техническое обеспечение

1. СМИ

2. Бланки опросников

3. Информационные буклеты

4.Справочная, научно-популярная и другая литература о профессиях, профессиональных учебных заведениях.

5. видеофильмов и презентаций Комплект технических средств (компьютер, мультимедийные установки.)

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.)

Местом проведения занятий должно быть специально предназначенное для коррекционно – развивающих  занятий помещение площадью 8 кв. м. (кабинет педагога-психолога).  

Необходимы столы для проведения игр и упражнений на развитие когнитивной и эмоциональной сферы, а также мелкой моторики и графических навыков;наличие аудиозаписи музыки для фона занятия;основные дидактические материалы и пособия.

 Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.

Требования к информационной обеспеченности учреждения

для реализации программы

Информационные ресурсы должны включать:

- библиотеку, имеющую в наличии фонды по психологии и педагогике;

- электронную библиотеку, с возможностью доступа к электронным ресурсам (компьютерный класс, электронные носители информации, доступ в Интернет).

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет директор образовательного учреждения и заместитель директора по воспитательной работе. Программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий школьный психолог составляет итоговый отчёт, в котором отражается качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с учениками, исходя из особенностей классного коллектива.

Приложение 1

Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка,  не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать..... Смотрим эмоции.

Вывод: наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии.

Приложение 2

Определение типа профессии: профориентационный тест Климова. Этот профориентационный тест поможет определить подходящий тип будущей профессии https://postupi.online/test/klimova/

Приложение 3


Анкета профессиональной направленности

1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?

2. Чем эта профессия лучше других?

3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией?

4. Какие обязанности у людей этой профессии?

5. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?

6. Какую профессию тебе советуют избрать родители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

презентация открытого урока по немецкому языку на тему "Я хочу быть менеджером"

Для проведения открытого урока тема " Я хочу быть менеджером" выбрана неслучайно. Менеджеры сегодня являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов в коммерческих организаци...

конспект открытого урока по немецкому языку на тему "Я хочу быть менеджером"

Для проведения открытого урока тема " Я хочу быть менеджером" выбранна неслучайно. Менеджеры сегодня являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов в коммерческих организац...

Коррекционно-развивающая программа «Хочу быть внимательным» (для 2 класса)

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развива...

Классный час «Не курите, я хочу быть здоровым!»

Классный час "Не курите, я хочу быть здоровым"...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...