Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТМНР
методическая разработка
Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТМНР.
Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
В нашей школе для обучающихся с ОВЗ доля детей с тяжелыми множественными нарушениями развития растет с каждым годом. Это дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями. Лишенные возможности свободного передвижения, ограниченные в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира, ребенок автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих действий, являющихся привычными для здорового человека, такому ребенку необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит его в зависимость от окружающих. Тяжелые множественные нарушения развития приводит к травматизации психики не только детей, но и их родителей и близких.
Моей целью работы как педагога-психолога при сопровождении детей с ТМНР является способствовать преодолению отклонений в социально-эмоциональном и умственном развитии этой категории обучающихся.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием СИПР. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей, основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности. В своей работе я использую «Карту педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР» (по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой, Е.А. Рудаковой). Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, социального и познавательного, и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу,по образцу и речевой инструкции).
Используя данные, полученные в ходе педагогического обследования, разрабатываю индивидуальную коррекционную программу, являющуюся неотъемлемой частью индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.
Здесь дается качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности, коммуникации.
Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем.
2.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТМНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении СИПР, психологическая поддержка семьи.
3.Коррекционная работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося.
― разработку оптимальных для развития обучающихся с ТМНР подгрупповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТМНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
Дальнейшая задача сопровождения - способствовать повышению возможности усвоения программного материала СИПР через развитие психических функций, социальных навыков, коррекцию нарушений поведения, отдельно взятого обучающегося. СИПР – индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах. Программа разрабатывается на одни год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР) — это концепция обучения детей с патологиями развития различной степени тяжести.
В связи с тем, что у ребенка с ТМНР имеется множество нарушений, мешающих усвоению опыта, программа педагога-психолога имеет комплексный характер. На каждом занятии решается целый комплекс задач. Это развитие и коррекция мелкой моторики, развитие и коррекция познавательных процессов, коррекция нарушений поведения. И, конечно, обязательно развитие социальной активности, ведь эти дети проявляют низкий интерес к другому человеку. А мы знаем, что обучение в первую очередь строится на подражании. Каждое свое занятие стараюсь сделать максимально занимательным.
С наиболее тяжелыми детьми занятия проводятся в индивидуальной форме (бывают занятия в домашних условиях) Индивидуальные занятия, проводимые на начальном этапе обучения, направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. Для того, чтобы этот этап прошел более продуктивно и за более короткий период времени, нужно знать, к чему проявляет интерес ребенок. Это выясняется в ходе анкетирования родителей и проведения уточняющей беседы на основании ответов. Игрушки, предметы, которые нравятся ребенку используются сначала для того, чтобы ребенку было комфортно находиться в кабинете педагога- психолога, а затем в качестве поощрения за работу. На индивидуальном занятии дети учатся понимать и выполнять простые речевые инструкции.
Обязательны на индивидуальном занятии игры на подражание (пальчиковые, имитационные), упражнения на развитие мелкой моторики и игры с предметами, упражнения на сортировку. Планирование каждого индивидуального занятия примерное. Детально запланировать работу невозможно, так как рабочее состояние ребенка изменяется по независящим от педагога-психолога причинам и часто положительный сдвиг в овладении навыками, развиваемыми и тренируемыми на занятии, может быть сведён к нулю из-за метеозависимости обучающегося, обострении сопутствующих нарушений и т.д. Также у каждого ребенка может быть разный темп усвоения предлагаемых заданий. Поэтому такой особенностью работы с детьми ТМНР является готовность педагога-психолога в любой момент изменить в соответствии с эмоциональным и психофизическим состоянием обучающегося план занятия, либо откорректировать программу в целом.
Дети с ТМНР нуждаются в четкой структуре занятия, постоянно повторяющихся элементах. Каждое наше занятие начинается с приветствия. Так как речь у многих детей отсутствует, либо очень слабо развита, наряду с речевым приветствием мы здороваемся пальчиками, руками, кулачками, кивком головы. Заканчивается занятие также ритуалом прощания, когда дети встают и кивают головой и говорят: «До свидания». Неговорящие дети произносят доступные им звуки.
В каждое занятие обязательно включаются задания продуктивного характера, например, различные виды аппликаций, обводки и штриховки изображений, относящихся к теме занятия, лепка с использованием пластилина или теста. Также я искусственно создавала ситуации социального общения, например, подай магнит, помоги закрепить работу на доске. Эта простая деятельность помогает детям получить радость от процесса взаимодействия. Активно в работе использую игры с песком. Часто заменяю его на манку. На занятиях дети рисуют красками. Использую различные техники штампов, рисование пальчиками.
В течение 20 минутного занятия обучающийся задействован как минимум в 7 видах деятельности. Упражнения, нацеленные на общение, обязательно сменяются заданиями, требующими от ребенка концентрации внимания и ручных навыков. Такая смена видов деятельности предупреждает чрезмерное возбуждение ребенка и является профилактикой переутомления.
В связи с тем, что игровая деятельность привлекательна как для обучающихся младшего, так и старшего школьного возраста, в занятия психолога обязательно включаются игры. (Игры с мыльными пузырями, с воздушными шарами, с платочками)
Итогом занятия всегда является расслабление (релаксационная музыка, отдых на модульном диванчике и др.)
Хочется отметить, что важно соблюдать основные правила общения с детьми с ТМНР:
- обращайтесь к ребенку по имени!
- прежде чем что-то сказать, сначала привлеките внимание ребенка, а затем убедитесь, что он видит ваши глаза, ваше лицо в целом.
- говорите мало, не быстро (это касается любых ситуаций общения, включая обучающие).
-после своего рассказа, обращения, реплики всегда оставляйте паузы для ответа. Не отвлекайтесь от ребенка во время паузы, ведь ответ (знак) может быть дан в разной форме, например, взглядом, кивком.
-внимательно дифференцируйте ответы ребенка, касающиеся отказа. Если это деятельность, от которой ребенок отказался – отложите её и найдите замещающую.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проводимых мной занятий в конечном итоге направленных на развитие социальной активности, социального участия, коррекцию поведения обучающихся, способствует развитию познавательной сферы, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в обществе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка .
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются: диагностическая работа консультативная работа к оррекционная работа информационно-просветительская работа
Диагностическая работа. Обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием СИПР . О сновным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности. Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем. «Карта педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР» (по методике Е.А. Екжановой , Е.А. Стребелевой ; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой, Е.А. Рудаковой).
Консультативная работа. О беспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТМНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает : ― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся ― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении СИПР, психологическая поддержка семьи
Коррекционная работа . Обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: ― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучащегося ― разработку оптимальных для развития обучающихся с ТМНР подгрупповых и индивидуальных психокоррекционных программ в соответствии с их особыми образовательными потребностями ― организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по психокоррекции , необходимых для преодоления нарушений развития учащихся ― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения ― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
И нформационно-просветительская работа. Предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТМНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями).
СИПР – индивидуальная программа развития, представляющая собой форму или содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы. Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах . В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей. Специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР) — это концепция обучения детей с патологиями развития различной степени тяжести.
Основные правила общения с детьми с ТМНР: обращайтесь к ребенку по имени! прежде чем что-то сказать, сначала привлеките внимание ребенка, а затем убедитесь, что он видит ваши глаза, ваше лицо в целом. говорите мало, не быстро (это касается любых ситуаций общения, включая обучающие). после своего рассказа, обращения, реплики всегда оставляйте паузы для ответа. Не отвлекайтесь от ребенка во время паузы, ведь ответ (знак) может быть дан в разной форме, например, взглядом, кивком. внимательно дифференцируйте ответы ребенка, касающиеся отказа. Если это деятельность, от которой ребенок отказался – отложите её и найдите замещающую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»
Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...
«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»
Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
В статье представлены материалы по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья из числа лийц глухих и слабослышащих...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся комплекса-интерната в процессе овладения профессиональными навыками.
Организация психолого-педагогической помощи в комплексе-интернате — актуальная проблема. Комплекс-интернат для инвалидов и лиц с ОВЗ – это такой тип профессионального образовательного учреждения, в ко...
«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.
В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...
Доклад на тему «Специфика психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, в рамках получения среднего профессионального образования»
В России в настоящее время существует большая группа детей, которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами, - по данным на сентябрь 2018 год...