Методическая разработка практического занятия. Измерение АД. Регистрация данных
методическая разработка
Методическая разработка к практическому занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка практического занятия | 348.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж №1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
Раздел 1. Осуществление сестринского ухода за пациентами в условиях медицинской организации и на дому
МДК 04.01. Общий уход за пациентами
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Преподаватель ПМ. 04:
Исакова Анастасия Васильевна
Ногинск -2024г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК специальности Сестринское дело «____» ____________ 2024 г. Председатель ЦМК __________________ Ю.Г. Короткова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по методической работе _____________ Е.П. Мельникова |
Разработчик: преподаватель первой категории Ногинского филиала Исакова Анастасия Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка практического занятия по теме «Измерение артериального давления. Регистрация данных» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка), Занятие входит в Раздел 1. Осуществление сестринского ухода за пациентами в условиях медицинской организации и на дому МДК 04.01. Общий уход за пациентами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях в Российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия, определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний.
Ведущий метод – практический.
В пособии изложен теоретический материал о правилах измерения АД, об оценке функционального состояния пациента, правилах подготовки, местах измерения, а также факторах, влияющих на поддержание нормального АД. Контролирующий материал представлен в форме контрольных вопросов, тестов и ситуационных задач.
При подготовке методической разработки учитывалось использование обучающимися теоретических знаний по данной теме. Структура методической разработки предполагает быстрый поиск нужной информации. Все необходимые сведения излагаются последовательно, в доступной для обучающихся форме.
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских колледжей и составлена для подготовки и организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии.
В процессе занятия, обучающиеся овладевают знаниями для правильного выполнения обследования, проводят грамотную психологическую поддержку и подготовку пациента, организуют правильное положение во время проведения исследования, что снижает, и даже практически не создает риск получения неверных результатов.
Занятие преподаватель были, проводит с использованием следующие методов обучения и воспитания:
1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный, проблемный)
2. Методы организации деятельности обучающихся (мозговой штурм, дискуссия, самостоятельная работа)
3. Методы контроля и самоконтроля (тестирование, устные опросы).
4. Методы формирования личностных результатов (беседа, убеждение, внушение и др).
Преподаватель реализует такие образовательные технологии как групповое обучение, при котором развивается умение работать в команде, формируется психология сотрудничества, благодаря чему увеличивается результативность усвоения материала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Постановка целей и задач занятия 8
1.2 Общая характеристика занятия 11
1.3 Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: 12
1.4 Технологическая карта занятия: 13
Список использованных источников. 17
Теоретический материал по теме " Артериальное давление " 20
Эталоны ответов к фронтальному опросу 36
Отработка манипуляции «Измерение Артериального давления» 38
1. Сравните показатели измерения АД на правой и левой руке. 38
2. Сравните показатели измерения АД в положении сидя и лежа. 38
3. Сравните показатели измерения АД в состояние покоя и после нагрузки. 38
Изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления. 39
Сводная итоговая таблица работы обучающихся на занятии 44
Критерии оценки знаний и умений студента, при работе на практическом занятии 45
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка практического занятия по теме «Измерение артериального давления. Регистрация данных» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка), Занятие входит в Раздел 1. Осуществление сестринского ухода за пациентами в условиях медицинской организации и на дому МДК 04.01. Общий уход за пациентами.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях в Российском здравоохранении огромное значение придается методам диагностики состояния пациента. С каждым годом появляется все больше новой высокотехнологичной аппаратуры, методик обследования. Но продолжают оставаться актуальными и такие методы оценки функционального состояния пациента как термометрия, определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления. Оценка функционального состояния является неотъемлемой частью диагностики заболеваний.
Ведущий метод – практический.
В пособии изложен теоретический материал о правилах измерения АД, об оценке функционального состояния пациента, правилах подготовки, местах измерения, а также факторах, влияющих на поддержание нормального АД. Контролирующий материал представлен в форме контрольных вопросов, тестов и ситуационных задач.
При подготовке методической разработки учитывалось использование обучающимися теоретических знаний по данной теме. Структура методической разработки предполагает быстрый поиск нужной информации. Все необходимые сведения излагаются последовательно, в доступной для обучающихся форме.
Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских колледжей и составлена для подготовки и организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии.
В процессе занятия, обучающиеся овладевают знаниями для правильного выполнения обследования, проводят грамотную психологическую поддержку и подготовку пациента, организуют правильное положение во время проведения исследования, что снижает, и даже практически не создает риск получения неверных результатов.
Занятие преподаватель были, проводит с использованием следующие методов обучения и воспитания:
1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный, проблемный)
2. Методы организации деятельности обучающихся (мозговой штурм, дискуссия, самостоятельная работа)
3. Методы контроля и самоконтроля (тестирование, устные опросы).
4. Методы формирования личностных результатов (беседа, убеждение, внушение и др).
Преподаватель реализует такие образовательные технологии как групповое обучение, при котором развивается умение работать в команде, формируется психология сотрудничества, благодаря чему увеличивается результативность усвоения материала.
Основная часть
Постановка целей и задач занятия
Методическая цель:
Продемонстрировать эффективность групповой технологии обучения при проведении практического занятия на тему «Оценка функциональной диагностики «Измерение артериального давления» с целью закрепления и систематизации знаний студентов, полученных на теоретическом занятии, а так же формирования практических умений и навыков по выполнению данной манипуляции.
Обучающая цель: закрепление знаний и отработка практических умений и навыков студентов.
Развивающая цель
- Развивать логическое мышление;
- Развивать навыки клинического мышления, способности к обобщению полученных данных;
- Развивать умение наблюдать, анализировать сравнивать, делать выводы;
- Развивать умение применять на практике знания, полученные ранее;
- Умение решать ситуационные задачи, контролировать и оценивать результаты своих действий;
- Развивать умение работать самостоятельно.
Воспитательная цель: формирование убеждений и профессионально-значимых социально-психологических качеств личности средствами изучаемого профессионального модуля.
Воспитательные задачи:
- Научиться работать в коллективе;
- Воспитать у студентов чувство профессиональной ответственности, внимательного отношения к пациенту во время проведения манипуляций;
- Развитие и совершенствование трудолюбия, тактичности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Формируемые компетенции:
Профессиональные:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
ПК 4.2. | Соблюдать принципы профессиональной этики. |
ПК 4.3. | Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
ПК 4.4. | Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
ПК 4.5. | Оформлять медицинскую документацию. |
ПК 4.6. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
ПК 4.7. | Обеспечивать инфекционную безопасность. |
ПК 4.8. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |
ПК 4.11. | Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. |
ПК 4.12. | Осуществлять сестринский уход |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 8. | Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. |
Общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
- Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
В результате изучения темы студент должен:
Знать:
- устройство тонометра;
- виды тонометров;
- ошибки при измерении АД.
- объективные методы обследования пациента
- непрямой аускультативный метод измерения АД (Короткова)
- фазы звуковых явлений по Короткову
- понятие о систолическом, диастолическом, пульсовом АД
- физиологические нормы артериального давления
- технологии выполнения медицинских услуг
Уметь:
- измерять артериальное давление аускультативным методом
- рассчитывать пульсовое АД
- регистрировать полученные результаты АД в температурном листе (форма № 004/у).
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
Общая характеристика занятия
Вид занятия – практическое занятие.
Тип занятия – систематизация, обобщение знаний и формирования у студентов профессиональных умений и навыков (освоение профессиональных компетенций).
Форма занятия - групповые.
Уровень освоения учебного материала - продуктивный.
Основные дидактические единицы: способы измерения температуры тела; правила измерения температуры тела; техника выполнения измерения температуры тел.
Педагогические технологии: групповое обучение, проблемное обучение.
Методы и приёмы обучения, используемые на занятии:
Метод обучения | Цель метода | Приёмы обучения | Мотивация |
1.Объяснительно- иллюстративный | Сообщение студентам нового материала по теме занятия, обеспечение успешного усвоения информации обучающимися | 1.Словесные: объяснение, рассказ, работа с учебными пособиями. 2.Наглядные: демонстрация. | Формирует теоретические и практические знания. Развивает внимание и логическое мышление. |
2.Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. | Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму. | Закрепляет знания, формирует умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, ответственность и аккуратность. |
3. Частично-поисковый и проблемный | Постановка проблем и поиск способов их решения.
| Постановка проблемы, анализ ситуации, установление причинно- следственных связей. | Развивает самостоятельность, логическое мышление, быстроту реакции. |
4. Компьютерные (информационные) технологии обучения (И.Г. Захарова, Б.С. Гершунский, Е.С. Полат) | Повышение эффективности преподавания учебной дисциплины. | Использование компьютера как источник учебной информации, как наглядное пособие с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, с целью создания индивидуального информационного пространства, как тренажер, как средство контроля и диагностики. | Повышения интереса студентов к познавательной деятельности и изучаемой дисциплине. |
Оснащение занятия:
Дидактическое обеспечение:
Учебные пособия:
1. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И. Тарновская.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2014.-512 с.: ил.
2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В.Чернова.- Ростов н/Д. : Феникс, 2014.- 766с. : ил.
Алгоритмы выполнения манипуляций:
1.Сестринское дело: практикум: учеб. пособие/ И.А.Гусева, И.Н. Клюйкова, Г.И. Морозова и др., под ред. Н.В.Широковой.- Раменское: «КТ» «Раменская типография», 2014.- 140с.
Раздаточный материал:
- Тестовые задания для контроля знаний с эталоном ответов (Приложение 2)
- Алгоритм измерения температуры тела пациента (Приложение 10);
- Ситуационные задачи (Приложение 6).
Материальное обеспечение:
- Методическое пособие для студентов по теме «Измерение АД».
- Оборудование – тонометр, фонендоскоп, температурный лист, сантиметровая лента, ручка с черным стержнем, флакон с 700 этиловым спиртом, крафт-пакет со стерильными салфетками, пинцет, лотки, чистые перчатки;
- медицинские тонометр, температурный лист, перчатки, лоток, емкости с дезрастворами для дезинфекции использованного оборудования.
Курс: 2 курс
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Время занятия – 180 мин.
Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи:
Междисциплинарные связи:
- ОП.02 Анатомия и физиология человека.
Темы: опорно-двигательный аппарат; сенсорные системы.
- ОП.07 Фармакология.
Темы: антисептические и дезинфицирующие средства.
- ОП.09 Психология.
- ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.
- ОД.04 Математика.
Внутридисциплинарные связи:
1. МДК (МДК 04.01) Общий уход за больными
Темы «Общение в сестринском деле»; «Обучение в сестринском деле»; «Теория потребностей в сестринском деле»; «Организация сестринского ухода».
2. МДК 01.01 Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации.
Темы «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи»; «Дезинфекция»; «Безопасная среда в медицинской организации. Лечебно-охранительный режим медицинской организации».
- Технологическая карта занятия:
Этапы занятия | Действия преподавателя | Действия студента |
1. Организационный момент Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
| Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность кабинета и студентов к занятию. | Студенты приветствуют преподавателя, бригадир называет отсутствующих. |
Преподаватель совместно со студентами определяет тему занятия, задавая наводящие вопросы План занятия
Преподаватель организует работу по целеполаганию и мотивации, управляет познавательной деятельностью студентов, помогает грамотно сформулировать цели урока, задавая вопросы:
| Студенты настраиваются на приобретение определенных знаний. Воспринимают и анализируют информацию, высказывают суждения, осознают, принимают цели. | |
3. Актуализация опорных знаний Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
| Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. См.приложение 4. | Студенты отвечают на вопросы, осознают значимость предстоящей деятельности. |
4. Изложение нового материала Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
| Преподаватель рассказывает об артериальном давление. Понятие о лихорадке, периодах; См. приложение 5. Преподаватель демонстрирует измерения температуры тела пациента | Студенты следят за действиями преподавателя. Запоминают материал занятия. Задают вопросы. |
5. Самостоятельная работа студентов Цели для студентов: - научиться осуществлять измерения температуры тела пациента и записи результатов измерения температуры цифровым и графическим способом Цели для преподавателя:
| Преподаватель контролирует действия студентов, корректирует возможные ошибки. | Студенты самостоятельно выполняют измерения АД пациенту по алгоритму и записи результатов измерения АД цифровым и графическим способом Приложение 9. |
6. Закрепление нового материала Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
закрепить материал по теме занятия. | Преподаватель предлагает студентам задания для закрепления материала по теме занятия. См. приложение 7. Организует самостоятельную работу на основе репродуктивного метода с последующим обсуждением итогов работы. | Студенты отвечают на компьютерные тесты. Анализируют информацию (выделение существенных признаков, выводы, обоснование). |
7. Оформление дневников и манипуляционных тетрадей | развить аккуратность, ответственность, умение работать с документацией, развитие письменной речи. | Студенты документируют этапы занятия в дневники, отражая основные моменты самостоятельной работы, составляют краткий отчет о выполнении на проверку преподавателю. |
8. Домашнее задание Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
| Преподаватель называет тему домашнего задания с указанием страниц в литературе. | Студенты записывают домашнее задание. |
9. Подведение итогов занятия. Рефлексия Цели для студентов:
Цели для преподавателя:
| Преподаватель подводит итоги занятия, делает выводы, выставляет оценки, указывает на ошибки. Преподаватель организует фронтальную работу по обсуждению итогов занятия, его результативности и привлекает студентов к оценке выполненной работы. Предлагает студентам самим оценить работу на занятии. Вопросы для рефлексии: «Вернемся к целям нашего занятия - научиться выполнять различные виды клизм, применять навыки в профессиональной деятельности, выполнили ли их? Что для себя нового вы узнали на занятии? Пригодится ли вам это в жизни и профессиональной деятельности? Как?» | Студенты анализируют основные компоненты деятельности на занятии, отвечают на вопросы анкеты. Дают качественную и количественную оценку занятию. |
Глоссарий
Термин | Определение |
Артериальное давление | давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях. |
Систолическое давление | давление, возникающее в артериях в момент максимального подъёма пульсовой волны после систолы желудочков. Оно обусловлено в основном работой сердца. |
Диастолическое давление | давление, поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу, благодаря их тонусу. Оно во многом зависит от тонуса периферических артерий. |
Пульсовое давление | разница между величинами систолического и диастолического давления. Пульсовое давление составляет в норме 35-40 мм рт. ст. (или половина диастолического). |
Тонометр | Прибор для измерения артериального давления. |
Фонендоскоп | медицинский диагностический прибор для выслушивания тонов Короткова при измерении артериального давления. |
Цена деления | это количество мм рт. ст. между двумя ближайшими делениями шкалы. |
Гипотония | Повышение артериального давления выше139 мм.рт.ст. |
Гипертония | снижение артериального давления ниже 89 мм.рт.ст. |
Заключение
Совершенствование методов обучения для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается путем использования коллективных форм познавательной деятельности (работа малыми группами, работа в паре). Это повышает активность, усиливает интерес к изучаемой теме, повышает уровень получаемых знаний, развивает деловое партнёрство и взаимодействие при решении разнообразных проблем.
Цель использования активных методов обучения (моделирование профессиональной деятельности и решение ситуационных задач) - это закрепление и систематизация знаний и умений, полученных студентами ранее, для устранения скованности или боязни совершить ошибку. Использование активных методов обучения даёт студентам возможность саморазвития и самореализации, стимулирует познавательный интерес студентов, активизирует их деятельность и способствует формированию потребности в творчестве, быть личностью, помогает формированию компетенций.
Практические задания выполняются в обстановке приближенной к профессиональной, что способствует формированию профессиональных компетенций (умение работать в группе и самостоятельно, развитие клинического мышления, активизация познавательной и мыслительной деятельности).
Использование групповой и методики проблемного обучения при проведении практического занятия дает возможность активизировать познавательную деятельность студентов, повысить их интерес к изучаемой проблеме, провести занятие в эмоционально насыщенной атмосфере. Разбивка занятия на несколько этапов способствует повышению восприятия материала, его систематизации и лучшему запоминанию.
Будущие медицинские работники уже сейчас должны понимать важность, знать и строго соблюдать правила при выполнении данной процедуры, правильно выполнять технику.
Изучение данной темы позволяет не только освоить правильную технику выполнения манипуляции, знать основные виды термометров, но и уметь применять полученные знания в своей дальнейшей практической деятельности. Способствует формированию и закреплению у студентов необходимых практических умений и навыков.
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме способствует, в свою очередь, повышению активности студента в овладении знаниями, расширению его самообразования, развивает умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Список использованных источников.
Основные источники:
- Мухина, С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И. Тарновская.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2024.-512 с.: ил.
- Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела: практикум / Т.П. Обуховец.- Ростов н/Д : Феникс,2016.- 685 c. : ил.
- Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В.Чернова.- Ростов н/Д. : Феникс,2024.- 766с. : ил.
- Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учеб. пособие/ Н.В. Широкова и др.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2023.- 160с.
Дополнительные источники:
- Основы сестринского дела: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений /И.Х. Аббясов, С.И.Двойников, Л.А.Карасева и др.; под ред. С.И. Двойникова.-2-е изд.-М.: Издательский центр « Академия», 2019.-336с.
3. Сестринское дело: практикум: учеб. пособие/ И.А.Гусева, И.Н.Клюйкова, Г.И. Морозова и др., под ред. Н.В.Широковой.- Раменское: «КТ» «Раменская типография», 2024.- 140с.
Интернет-ресурсы:
- Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Режим доступа: WWW. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970433294.html. – 24.03.2017.
- Открытая база ГОСТов. - Режим доступа: WWW. URL: -http://standartgost.ru. – 11.04.2018.
- Основы сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
Вступительное слово преподавателя.
Общий осмотр больного имеет большое диагностическое значение, поэтому необходимо найти подход к больному и соблюдать правила, касающиеся взаимодействия медсестры с больным, техники и плана осмотра. Медсестра должна обладать знаниями психологии, учитывать социальное положение и индивидуальные особенности больного, знать обстановку в семье, уметь выслушивать жалобы и стремиться понять его переживания. Необходимо всегда помнить, что настроение медсестры легко передается больным, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, деловитость, уместная требовательность медсестры оказывают благоприятное воздействие на всех ее подопечных.
Приложение 1
Теоретический материал по теме " Артериальное давление "
Общие сведения об артериальном давлении и его измерении
Измерение артериального давления
Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе организма при сердечных сокращениях.
В повседневной практике артериальное давление чаще всего измеряют непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 г. русским хирургом Н. С. Коротковым, с применением аппаратов сфигмоманометров (тонометров). Сфигмоманометр состоит из ртутного или пружинного манометра, соединенного с манжетой и резиновой грушей. Поступление воздуха в манжету регулируется с помощью специального вентиля, позволяющего удерживать и плавно снижать давление в манжете. Помимо тонометров для измерения АД нужен еще один прибор - фонендоскоп. Перед измерением АД нужно убедиться, что мембрана фонендоскопа и трубки целы, в противном случае возможны помехи, затрудняющие исследование.
Измеряют АД обычно 2-3 раза с промежутками в 1-2 мин, воздух из манжетки выпускают каждый раз полностью.
Вся процедура должна продолжаться не более 1 мин.
Различают три показателя артериального давления:
Систолическое давление – давление в крови, возникающее в артериях в момент максимального сокращения сердца. У взрослого человека в норме систолическое давление колеблется от 102-106 до 132-136 мм.рт.ст (допустимое – 139 мм.рт.ст.)
Диастолическое давление – давление в крови, возникающее в момент максимального расслабления сердца. У взрослого человека в норме диастолическое давление колеблется от 62-86 мм.рт.ст. (допустимое – 89 мм.рт.ст.), Например: 122/84 мм.рт.ст.
Пульсовое давление – это разница между систолическим и диастолическим давлением (в норме составляет 40-50 мм. рт. ст.)
Артериальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба, сокращенно мм рт. ст. Значение величины артериального давления 120/80 означает, что величина систалического (верхнего) артериального давления равна 120 мм рт. ст., а величина нижнего (диастолического) артериального давления равна 80 мм рт ст. Это нормальный диапазон. Небольшие отклонения от этих показателей существенного значения не имеют.
Величина артериального давления зависит от трех основных факторов:
- Величины и скорости сердечного выброса
- Периферического сопротивления стенок артерий
- Частоты и ритма сердечных сокращений
Оптимальные показатели
- систолического АД колеблются в пределах 100-139 мм рт. ст.
- диастолического АД колеблются в пределах 60-89 мм рт. ст.
Повышение АД выше нормы называется артериальной гипертензией, а снижение - артериальной гипотензией.
Записываются показатели АД в виде дроби: 120/80 мм рт. ст. (первым записывается величина систолического, вторым – диастолического давления).
Артериальное давление является физиологической величиной, поэтому оно постоянно меняется под влиянием большого количества разнообразных факторов. Даже у людей, не имеющих проблем со здоровьем, уровень артериального давления изменяется в течение дня.
Артериальное давление у здоровых людей зависит от многих факторов, в частности от эмоциональной и физической активности. При физическом покое и психическом спокойствии кровяное давление несколько снижается. С возрастом оно увеличивается. Травма или внутреннее кровотечение могут приводить к большой кровопотере, которая в свою очередь вызывает падение кровяного давления. Шок характеризуется опасным падением кровяного давления.
Артериальное давление (АД) чаще всего измеряют непрямым звуковым методом. Существуют современные электронные тонометры позволяющие определить АД незвуковым методом.
Важную роль при измерении АД играет размер манжеты. Если манжета слишком узкая результаты окажутся завышенными, а если ширина манжеты больше – результаты будут заниженными.
АД обычно измеряют на плечевой артерии, в которой оно близко к давлению в аорте. Но можно измерять в бедренной, подколенной и других периферических артериях.
Артериальное давление является физиологической величиной, поэтому оно постоянно меняется под влиянием большого количества разнообразных факторов. Даже у людей, не имеющих проблем со здоровьем, уровень артериального давления изменяется в течение дня.
Артериальное давление у здоровых людей зависит от многих факторов, в частности от эмоциональной и физической активности. При физическом покое и психическом спокойствии кровяное давление несколько снижается. С возрастом оно увеличивается. Травма или внутреннее кровотечение могут приводить к большой кровопотере, которая в свою очередь вызывает падение кровяного давления. Шок характеризуется опасным падением кровяного давления.
Физиологическое колебание артериального давления (АД):
- возраст (у пожилых АД повышается)
- вечернее время суток;
- физическая нагрузка;
- эмоциональное возбуждение;
- после приема пищи;
- избыточный вес;
- вредные привычки;
- сосудосуживающие средства (адреналин)
- физическая боль;
- сахарный диабет;
-наследственность;
- малоподвижный образ жизни;
- увеличение общего объема циркулирующей крови.
- возраст (у младенцев АД понижено)
- нервное перенапряжение;
- депрессия, апатия, снижение жизненного тонуса;
- сон, покой, отдых;
- изменение погодных условий;
- применение лекарственных препаратов (гипотензивные, наркотические анальгетики, средства для общей анестезии диуретики)
- неполноценное питание;
- уменьшение объема циркулирующей крови (при обширных ожогах, при кровотечениях)
- наследственность.
Почему необходимо знать величину артериального давления
Повышение АД на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечно – сосудистых заболеваний на 30 %. У людей с повышенным давлением в 7 раз чаще развиваются нарушения мозгового кровообращения (инсульты), в 4 раза чаще ишемическая болезнь сердца, в 2 раза чаще – поражение сосудов ног. Именно с измерения АД необходимо начинать поиск причины таких частых проявлений дискомфорта, как головная боль, слабость, головокружение. Во многих случаях за давлением необходим постоянный контроль, и измерение необходимо проводить по несколько раз в день.
Методы измерения артериального давления
Для измерения артериального давления используются прямые и непрямые способы.
Прямые способы более точны, позволяют производить постоянный мониторинг АД без его дискретизации, однако они являются инвазивными (суть метода состоит в помещении датчика в просвет сосуда) и не очень удобными для широкого применения.
В настоящее время широко используют два метода измерения артериального давления:
Метод Короткова:
Из непрямых способов используется метод Рива-Роччи (Riva-Rocci)-Короткова.
Суть метода заключается в следующем:
- с помощью специальной пневматической манжеты осуществляется полная компрессия артерии;
- затем давление в манжете постепенно снижают.
В момент, когда давление в манжете становится равно систолическому АД, давление крови на вершине пульсовой волны начинает расправлять артерию и некоторое количество крови проходит сквозь сжатый участок. При этом возникают звуковые феномены, обусловленные проведение звука удара пульсовой волны в стенки артерии в её дистальные отделы (т.н. звуки Короткова) и возникновением турбулентных токов (шумы). Когда же давление в манжете становится равно диастолическому АД, стенка сосуда расправляется полностью, тоны Короткова и турбулентные шумы исчезают. К манжете подключен манометр, который позволяет отметить давление в момент появления и исчезновения звуковых феноменов.
В медицинской практике артериальное давление чаще всего измеряют непрямым звуковым методом, предложенным в 1905 г. русским хирургом Н.С.Коротковым, при помощи тонометра (сфигмоманометр).
Преимущества:
- признан официальным эталоном измерения артериального давления для диагностических целей и при проведении верификации автоматических измерителей артериального давления;
- высокая устойчивость к движениям руки.
Недостатки:
- зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (зрение и слух);
- чувствителен к шумам в помещении, точности расположения стетоскопа относительно артерии;
- требует непосредственного контакта манжеты и мембраны фонедоскопа с кожей пациента.
Осциллометрческий метод
Этот метод, при котором используются электрические приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.
Преимущества:
- не зависит от индивидуальных особенностей человека производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки-зрение-слух);
- устойчивость к шумовым нагрузкам;
- позволяет производить измерение артериального давления при выраженном «аускультативном провале», «бесконечном тоне», слабом тоне Короткова.
- позволяет производить измерение без потери точности через тонкую ткань одежды;
- не требует специального обучения.
Недостатки:
- при измерении рука должны быть неподвижна.
Приборы для измерения артериального давления
Артериальное давление определяют с помощью ртутного, анероидного (механического) и электронного сфигмоманометров.
Как правило, для выслушивания пульсовых ударов используют стетофонедоскоп, но если его нет, систолическое давление можно определить, пальпируя артерию. Эта процедура требует навыка, который приобретается с течением времени.
Механические измерители, основанные на использовании метода Короткова, в основном применяются в профессиональной медицине, так как без специального обучения допускаются погрешности в показателях.
Для домашнего использования наиболее подходят полуавтоматические и автоматические электронные приборы. Их применении может быть простым. Перед началом эксплуатации прибора внимательно следует прочитать руководство по эксплуатации прибора.
Подбор размера манжеты
Исследование АД было бы более достоверным, если бы учитывался размер манжеты по отношению к окружности плеча. Если использовать стандартную манжету шириной 12 см, истинные цифры АД будут регистрироваться у лиц с окружностью плеча 25-30 см. При увеличении окружности плеча регистрируется ложное повышение АД. Ширина манжеты при измерении АД у лиц с ожирением должна быть 18 см (представление об истинном систолическом АД можно составить, если измерять АД по пульсации лучевой артерии, накладывая обычную манжету на предплечье).
Окружность плеча | Размер манжеты | Ширина манжеты |
12-20 см | Детский | 7-10 см |
18-25 см | Маленький взрослый | 10 см |
23-31 см | Взрослый | 12-15 см |
31-35 см | Большой взрослый | 15-18 см |
Рекомендуется использовать манжету шириной на 20% больше диаметра плеча и длиной до 30 см. Если ширина манжеты больше, результаты измерений окажутся ошибочно заниженными. Если слишком узкая - показатели окажутся завышенными.
Если нет возможности подобрать манжету соответствующего размера, следует учитывать величину окружности плеча. При измерении АД стандартной манжетой на худощавой руке АД будет ниже, а на полной - выше истинного. Значение систолического артериального давления не требует коррекции при окружности плеча около 30 см, диастолического - при окружности плеча 15-20 см. При окружности плеча 15-20 см рекомендуется к показателю систолического давления прибавлять 15 мм рт. ст., при окружности 45-50 см - вычитать из полученного результата 15-20 мм рт. ст.
Как оценивать уровень артериального давления
Артериальное давление – один из важнейших показателей функционирования организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск развития таких опасных заболеваний как ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфаркт, почечная недостаточность.
Для оценки уровня артериального давления используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), принятая в 1999 году.
Категория артериального давления | Систолическое (верхнее) артериальное давление, мм рт. ст. | Диастолическое (нижнее) артериальное давление, мм рт. ст. |
3- я степень гипертонии | Выше 180 | Выше 110 |
2– я степень гипертонии | 160-179 | 100-109 |
1– я степень гипертонии | 140-159 | 90-99 |
Высокое нормальное | 130-139 | 85-89 |
Нормальное | Ниже 130 | Ниже 85 |
Оптимальное | Ниже 120 | Ниже 80 |
*Если систолическое и диастолическое давление оказывается в различных категориях, выбирается высшая категория
Для определения АД чаще пользуются аускультативным методом, предложенным Н.С. Коротковым.
Артериальное давление измеряют при помощи механического тонометра и фонендоскопа.
Механический тонометр состоит из:
- манжеты,
- груши (нагнетатель воздуха) с вентилем,
- манометра,
- соединительных трубок.
для сжатия плечевой артерии | |
Для нагнетания и выпускания воздуха из манжеты | |
Отображает результат измерения АД | |
Предназначен для выслушивания сердечных тонов во время измерения артериального давления |
Правила измерения артериального давления
Основной метод измерения АД | Основным неинвазивным методом измерения АД является аускультативный метод Н.С. Короткова. (См. Приложение 2) Для измерения АД следует использовать откалиброванные приборы. | ||||||||||||||||
Условия измерения АД |
| ||||||||||||||||
Положение пациента |
В положении «сидя» пациент располагается в удобном кресле или на стуле, с опорой на спинку, с исключением скрещивания ног. Необходимо учитывать, что глубокое дыхание приводит к повышенной изменчивости АД, поэтому необходимо информировать об этом пациента до начала измерения. | ||||||||||||||||
Размер манжетки тонометра | Размер манжетки тонометра должен соответствовать окружности плеча: охватывает не менее 80% окружности и не менее 40% длины плеча пациента.
Показатели АД более достоверны, если при их измерении используется манжета, соответствующая окружности плеча (смотри таблицу). Если использовать стандартную манжету шириной 12 см, истинные цифры будут регистрироваться у лиц с окружностью плеча 25 – 30 см. Рекомендуется использовать манжету на 20% больше диаметра плеча и длиной до 30 см. Если ширина манжеты больше, результаты измерений окажутся ошибочно заниженными. Если слишком узкая – показатели окажутся завышенными. | ||||||||||||||||
Положение руки пациента | Во всех случаях необходимо обеспечить положение руки, при котором середина манжеты находится на уровне сердца. Рука пациента должна быть удобно расположена на столе рядом со стулом и лежать неподвижно с упором в области локтя до конца измерения. | ||||||||||||||||
Прибор для измерения АД по методу Н.С. Короткова состоит из: |
| ||||||||||||||||
Правила наложения манжеты | Середина баллона манжетки должна находиться точно над пальпируемой плечевой артерией. Нижний край манжетки должен быть на 2,5 см выше локтевой ямки. Между манжеткой и поверхностью плеча должен проходить один палец. Середина манжетки должна находиться на уровне 4-го межреберья пациента в положении сидя или на уровне средней подмышечной линии в положении лёжа.
| ||||||||||||||||
Расположение мембраны фонендоскопа и соединительных трубок | Головка стетофонендоскопа фиксируется у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии, не допускается создание значительного давления на кожу, а расположение головки под манжетой приводит к ошибкам в определении в первую очередь диастолического АД. Головка стетоскопа не должна касаться манжетки или трубок. | ||||||||||||||||
Скорость нагнетания воздуха в манжетку и выпускание его | Нагнетание воздуха в манжетку должно быть быстрым, выпускание – медленным (2 мм рт. ст. в 1 сек.) или за время между последовательными сокращениями сердца. При нагнетании воздуха в манжету фиксируются показания манометра в момент прекращения пульсаций артерии как оценочное значение систолического АД, после чего компрессия продолжается еще на 30 мм рт. ст. При давлении более 200 мм рт. ст. допускается увеличение этого показателя до 4 - 5 мм рт. ст. за секунду. Появление первого тона соответствует систолическому АД. Диастолическое АД определяют по моменту исчезновения тонов Короткова. | ||||||||||||||||
Повторные измерения АД | Измерения АД выполняют не менее 2 раз с интервалом 2 мин. При различии более 5 мм рт. ст. или при выраженных нарушениях ритма необходимо дополнительное измерение АД. Оценивают среднее значение двух (или трёх) измерений. | ||||||||||||||||
При первом посещении пациента измерение артериального давления следует производить на обеих руках. В последующем артериальное давление измеряется на руке с более высокими его показателями. В норме разница артериального давления на левой и правой руке составляет 5-10 мм рт. ст. Более высокая разница может быть обусловлена анатомическими особенностями или патологией самой плечевой артерии правой или левой руки. Повторные измерения следует проводить всегда на одной и той же руке. Перед измерением АД необходимо провести оценку систолического АД пальпаторно. Пальпируется лучевая или плечевая артерии. | |||||||||||||||||
Измерение АД у пожилых | У пожилых пациентов и больных сахарным диабетом АД необходимо измерять в положении стоя и лёжа. | ||||||||||||||||
Не следует измерять АД |
| ||||||||||||||||
Значения АД | Значения давления округляются до ближайшего четного числа. |
Ошибки, возникающие при измерении АД
Одна из них – наиболее частая, связана с неправильно подобранной манжетой.
В некоторых случаях в промежутке между систолическим и диастолическим давлением интенсивность тонов ослабевает, иногда значительно. Это можно ошибочно принять за повышение диастолического давления. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, интенсивность тонов вновь начнет возрастать, и они исчезнут на уровне истинного диастолического давления. Если в начале исследования давление в манжете окажется поднятым лишь до уровня «промежуточного затихания тонов», то можно ошибиться в определении систолического давления - оно окажется существенно заниженным.
Чтобы не допускать ошибок, давление в манжете поднимают «с запасом» на 20-30 мм рт.ст., а выпуская воздух, продолжают выслушивать плечевую артерию до полного исчезновения тонов, или при наличии «феномена бесконечных тонов» (тоны, выслушиваемые до нулевой отметки) - до резкого приглушения тонов.
Возможна еще одна ошибка. При сильном нажатии фонендоскопом на область плечевой артерии тоны у некоторых пациентов выслушивают до нуля. В подобной ситуации не следует давить головкой фонендоскопа на область артерии, а диастолическое давление надо отметить по резкому снижению интенсивности тонов.
Повышение артериального давления выше нормы называется артериальной гипертензией, а снижение - артериальной гипотензией.
В некоторых случаях пациенту приходится измерять артериальное давление самостоятельно. Сестринский персонал должен обучить этой манипуляции пациента.
Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на слабой руке после инсульта; на парализованной руке и руке, где стоит игла для внутривенного вливания.
Ошибки | Последствия | Рекомендации |
Рука находится ниже уровня сердца | Результат измерения завышается | Измените положение так, чтобы середина плеча находилась на уровне сердца |
Рука находится выше уровня сердца | Результат измерения занижается | Измените положение так, чтобы середина плеча находилась на уровне сердца |
Нет опоры для спины | Результат измерения завышается | Измените положение, добавив опору для спины |
Манжета надета слишком туго | Результат измерения завышается | Надеть манжету плотно, но не туго |
Манжета одета поверх одежды | Большая погрешность измерения | Снять одежду или поднять, не закатывая рукав |
Регистрация АД. Температурный лист
В лечебном учреждении обязательным приложением к медицинской карте стационарного больного является температурный лист, в котором указывают результаты измерения температуры тела, ЧДД, АД и пульса.
Графически регистрируют данные измерения температуры (шкала «Т»), строят кривые частоты пульса (шкала «П») и артериального давления (шкала «АД»). В нижней части температурного листа записывают данные подсчета частоты дыхания в 1 мин, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл). Данные о дефекации («стул») и проведенной санитарной обработке обозначают знаком «+».
По оси абсцисс температурного листа отмечают дни болезни. Каждый день болезни рассчитан на двукратное измерение температуры тела. По оси ординат расположена температурная сетка, каждое деление которой, составляет 0,2°С, для регистрации данных АД каждое деление составляет 5 мм рт. ст.. Для регистрации пульса, каждое деление составляет 2 удара при пульсе менее 100 уд. в 1 мин.. Если же пульс у пациента более 100 уд. в 1 мин., то каждое деление в этом случае рассчитано на 4 удара. Пульс отмечают на вертикальной линии, разделяющей день на утро и вечер, красной пастой.
Особые случаи измерения артериального давления
Для контроля АД у детей необходимо получить подробную консультацию у педиатра, который определит время измерения, предельный уровень нагнетания воздуха в манжету, и допустимые интервалы значений АД у ребенка.
У пожилых людей наблюдается тенденция к большой нестабильности артериального давления (из-за прогрессирующего по мере старения человека понижения эластичности стенок сосудов, атеросклероза и нарушений работы системы регуляции кровотока).
При наличии большой окружности плеча (ожирение, хорошо развитая мускулатура) или руки конической формы не всегда удается добиться нормального положения манжеты, что затрудняет или делает невозможным точное измерение артериального давления.
В таких случаях рекомендуется использовать приборы с большой манжетой или манжетой на запястье
Приложение 2
Практическое занятие:
Фронтальный опрос
- Дайте определение артериальному давлению.
- Систолическое давление – это?
- Диастолическое давление – это?
- Что такое гипертензия?
- Что такое гипотензия?
- Назовите уровни артериального давления.
- Пульсовое давление – это?
- Каким аппаратом измеряют артериальное давление?
- Назовите виды аппаратов для измерения АД.
Эталоны ответов к фронтальному опросу
- Дайте определение артериальному давлению.
Артериальное давление – это давление крови на стенки артерии. Зависит: от величины сердечного выброса и от тонуса артериальной стенки
- Систолическое давление – это?
Систолическое давление – определяется в момент сокращения сердечной мышцы.
- Диастолическое давление – это?
Диастолическое давление – определяется в момент расслабления сердечной мышцы.
- Что такое гипертензия?
Повышение АД выше 140/90 – называют артериальной гипертензией.
- Что такое гипотензия?
Понижение АД ниже 100/60 – называют артериальной гипотензией.
- Назовите уровни артериального давления.
Категория | Систолическое | Диастолическое |
Гипотензия | менее 100 | менее 60 |
Оптимальное | менее 120 | менее 80 |
Нормальное | менее 130 | менее 85 |
Высокое нормальное | 130-139 | 85-89 |
I степень гипертонии | 140-159 | 90-99 |
II степень гипертонии | 160-179 | 100-109 |
III степень гипертонии | более 180 | более 110 |
- Пульсовое давление – разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением – это пульсовое давление, оптимальное – 40-50 мм рт.ст.
- Каким аппаратом измеряют артериальное давление? – тонометр.
- Назовите виды аппаратов для измерения АД – тонометр механический, автоматический, полуавтомотичческий.
ЗАДАНИЕ № 1
Составьте сводную таблицу на основе изученного материала.
ВИДЫ ТОНОМЕТРОВ
Вид ТОНОМЕТРА | ||||
Устройство | ✔ | |||
Преимущества | ✔ | |||
Недостатки | ✔ | |||
Дезинфекция способ обработки | ✔ |
ЗАДАНИЕ № 2
Отработка манипуляции «Измерение Артериального давления»
Изучите Чек-лист: «Измерение Артериального давления» и выполните практические задания.
Практические задания:
Измерение артериального давления у пациента (сокурсника) на правой и левой руках, в положении: сидя и лежа, в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Полученные результаты оформите в дневнике по практике в виде предложенной таблицы.
Результаты измерения артериального давления | ||
Максимальное давление (Систолическое) | Минимальное давление (Диастолическое) | |
Правая рука | ||
Левая рука | ||
Сидя | ||
Лежа | ||
В состояние покоя | ||
После нагрузки |
- Сравните показатели измерения АД на правой и левой руке.
Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям или об отклонении от них.
- Сравните показатели измерения АД в положении сидя и лежа.
Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям или об отклонении от них.
- Сравните показатели измерения АД в состояние покоя и после нагрузки.
Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям или об отклонении от них.
ЗАДАНИЕ № 3
Обучение пациента самоконтролю АД
Задание: подготовьте памятку для пациента по измерению АД механическим тонометром.
ЗАДАНИЕ № 4
Изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1: Изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт.ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 120/70 | 115/80 |
2-й | 165/75 | 180/110 |
3-й | 100/65 | 95/50 |
4-й | 220/105 | 125/75 |
5-й | 125/80 | 130/90 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 160/75 | 145/80 |
2-й | 110/75 | 190/90 |
3-й | 220/105 | 125/75 |
4-й | 120/70 | 115/80 |
5-й | 105/70 | 120/80 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/100 | 120/70 |
2-й | 125/80 | 135/90 |
3-й | 170/85 | 160/95 |
4-й | 165/75 | 180/110 |
5-й | 120/80 | 115/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/85 | 140/90 |
2-й | 120/80 | 115/75 |
3-й | 110/75 | 155/90 |
4-й | 100/65 | 95/50 |
5-й | 220/105 | 125/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 135/90 | 170/100 |
2-й | 105/70 | 120/80 |
3-й | 145/95 | 115/75 |
4-й | 100/65 | 95/50 |
5-й | 220/105 | 155/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. | |
1-й | 185/105 | 130/90 | |
2-й | 125/75 | 100/80 | |
3-й | 220/105 | 125/75 | |
4-й | 110/70 | 120/85 | |
5-й | 165/75 | 180/110 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №7: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 120/80 | 110/70 |
2-й | 160/90 | 155/85 |
3-й | 125/75 | 130/95 |
4-й | 105/70 | 120/80 |
5-й | 145/95 | 115/75 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 130/75 | 125/80 |
2-й | 110/70 | 115/75 |
3-й | 155/80 | 140/95 |
4-й | 140/75 | 119/85 |
5-й | 100/65 | 95/50 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 130/80 | 120/70 |
2-й | 145/90 | 125/85 |
3-й | 115/90 | 110/75 |
4-й | 220/105 | 125/75 |
5-й | 110/70 | 120/85 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10: изобразите графически в температурном листе результаты измерений артериального давления.
День | У (утро) мм рт. ст. | В (вечер) мм рт. ст. |
1-й | 165/90 | 150/80 |
2-й | 145/85 | 130/90 |
3-й | 110/70 | 95/50 |
4-й | 220/90 | 120/80 |
5-й | 100/85 | 115/75 |
ЗАДАНИЕ № 5
Тестовые задания по теме:
«Измерение артериального давления»
Выберите один правильный ответ:
- Наиболее часто используемая артерия для измерения АД:
- лучевая
- локтевая
- плечевая
- Измерять АД необходимо:
- 1 раз на одной руке
- 2 раза с промежутком 1-2 мин.
- 3 раза на одной руке
- Пульсовое давление в норме (мм рт. ст.):
- 20 - 30
- 40 - 50
- 50 – 80
- Не следует измерять АД сразу после:
- выполнения болезненной процедуры
- психологической травмы
- физической нагрузки
- всё перечисленное верно
- Подготовка к измерению артериального давления:
- натощак
- через 1-2 часа после еды
- через 1 час после курения
- не имеет значения
- Разность между систолическим и диастолическим давлением называется:
- максимальным артериальным давлением
- минимальным артериальным давлением
- пульсовым давлением
- дефицитом пульса
- Нормальные показатели диастолического артериального давления (мм.рт.ст.):
- 120-130
- 100-110
- 60-90
- 40-50
- Систолическое давление в норме:
- 60 – 90 мм рт. ст.
- 120 – 150 мм рт. ст.
- 100 – 140 мм рт. ст.
- Повышение АД:
- гипотензия
- гипертензия
- гипотония
- гипертония
- Понижение АД:
- гипотензия
- гипертензия
- гипотония
- гипертония
Эталон ответа:
Тестовые задания по теме:
«Измерение артериального давления»
Выберите один правильный ответ:
- в
- б
- б
- г
- в
- в
- в
- в
- б
- а
«0» - ошибок-5 баллов
«1» - ошибок-4 балла
«2» - ошибок-3 балла
«3» - ошибок-2 балла
Приложение 3
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ЛИСТ
Форма № 004/У
Карта N _______
Фамилия, имя, о. больного ______________________ Палата N _____
Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||
День болезни | ||||||||||||||||||||||||||||||||
День пребывания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||||||||
П | АД | Т град. | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | в | у | В |
140 | 200 | 41 | ||||||||||||||||||||||||||||||
120 | 175 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||
100 | 150 | 39 | ||||||||||||||||||||||||||||||
90 | 125 | 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||
80 | 100 | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||
70 | 75 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 50 | 35 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпито жидкости | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Суточное количество мочи | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Стул | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ванна |
Приложение 4
Сводная итоговая таблица работы обучающихся на занятии
Студент | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание5 | Итоговая оценка за занятие |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. |
Приложение 5
Критерии оценки знаний и умений студента, при работе на практическом занятии
Оценка "5" ставится, если студент:
- обстоятельно, полно, самостоятельно излагает тему;
- даёт полные, и точные определения терминов, приводит необходимые
примеры, подобранные самостоятельно; - правильно отвечает на дополнительные вопросы;
- выполняет практическую работу без ошибок.
Оценка "4" ставится, если студент:
- знает тему, но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя;
- материал излагает последовательно, грамотно, но не владеет медицинской терминологией;
- практическая работа выполнена самостоятельно, но имеет незначительные отклонения, студент сам может устранить допущенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если студент:
- знает и понимает основные положения темы, но допускает неточности при ответе;
- излагает материал недостаточно связанно, не владеет медицинской терминологией;
- практическая работа выполнена не до конца, имеет недостатки, неподдающиеся исправлению.
Оценка "2" ставится, если студент:
- не знает общих положений темы, искажает их смысл, неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми перерывами;
- практическая работа полностью не соответствует норме, работа не выполнена и не сдана в срок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Двойников С.И., Лапик С.В.Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2023.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2023.
- Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2023.
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2023.
- Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2023.
- Хетагурова А.К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры. Приложение к журналу «Сестринское дело» №1, 2023.
Интернет ресурсы, отвечающие тематике учебного пособия:
- http://www.kakprosto.ru/kak-871897-odinakova-li-temperatura-v-raznyh-tochkah-nashego-tela#ixzz3biMj3xiW
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка теоретического занятия на тему: "Базы данных и поиск информации"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения теоретического занятия по теме: "Базы данных и поиск информации"....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Измерение коэффициента мощности при различных видах нагрузок"
В данной разработке приведена содержательная часть практического занятия на тему "Измерение коэффициента мощности при различных видах нагрузок". Практическое занятие может быть использо...
Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины Допуски и технические измерения
Методическая рпзработка для проведения практического занятия по теме "Выполенеие измерений деталей контрольно - измиерительными и нструментами" учебной дисциплингы "Допуски и технически...