Методическая разработка теоретического занятия на тему: "Базы данных и поиск информации"
методическая разработка

Кимяева Светлана Павловна

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения теоретического занятия по теме: "Базы данных и поиск информации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_bazy_dannyh_i_poisk_informatsii.docx707.47 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

Методическая разработка теоретического занятия

Базы данных и поиск информации

Дисциплина ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Автор: Кимяева Светлана Павловна

преподаватель информатики

Москва

2020

РАССМОТРЕНА

Цикловой методической комиссией

№ 2

(протокол от 11.03.2019 № 8)

Разработана на основе  

ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело

код, наименование специальности

Составитель: Кимяева С.П., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1».

Рецензент: Сапрыкина Ю.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1», председатель цикловой методической комиссии № 2.

Оглавление

Пояснительная записка        4

Введение        5

Методический блок        6

1.        Методическое обоснование темы        6

2.        План занятия (хронологическая карта)        10

Информационный блок        13

Блок контроля        15

Приложения        17

Практическое задание 1        17

Практическое задание 2        19

Пояснительная записка

Методическая разработка теоретического занятия по теме: «Базы данных и поиск информации» предназначена преподавателям для проведения лекционного занятия по специальности 34.02.01 Сестринское дело и разработана на основе рабочей программы и рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Цель методической разработки: формирование у обучающихся умений по обработке данных, представленных в виде списка средствами программы Microsoft Excel.

Тема методической разработки выбрана неслучайно. Преподавание информационных технологий в медицинском колледже имеет свои специфические особенности, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Исходя из принципа профессиональной направленности обучения важно, чтобы студенты овладели, прежде всего, знаниями в организации рабочего места с соблюдением требований производственной задачи и охраны труда.

Что же должны знать и уметь студенты в ходе изучения данной темы:

  1. Знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  2. Уметь использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
  3. Уметь использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального.

Введение

Актуальность темы

Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без компьютера и интернета. Например, студент в короткий срок может найти доклад или реферат по нужной теме. На производстве компьютеры управляют другими машинами. Не стоит забывать и о людях с ограниченными возможностями здоровья, которые не имеют возможности реального контакта с другими людьми. Интернет же позволяет общаться с реальными соотечественниками и другими людьми, живущими в других странах. Что дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке.

 Роль медицинской сестры заключается в осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, заполнении медицинской документации и участии в санитарном просвещении населения. Поэтому, чтобы улучшить ситуацию, и выполнять работу быстрее, нужно научиться владеть навыками работы с базами данных. С этой целью мною создана методическая разработка учебного занятия по формированию и структурированию информации в базе данных.  

Методический блок

  1. Методическое обоснование темы

Название дисциплины: Информационные технологии в профессиональной деятельности

Курс: 2

Тема занятия: Базы данных и поиск информации

Вид занятия: открытия новых знаний

Тип занятия: смешанного типа

Цели занятия:

  1. Образовательная
  • познакомить обучающихся с основными понятиями темы; сформировать у обучающихся умения по обработке данных, представленных в виде списка средствами программы Microsoft Excel;
  • углубить знания обучающихся по теме: обработка данных средствами Microsoft Excel;
  1. Воспитательная

Воспитание в обучающихся интереса к информационным технологиям, к возможностям программных продуктов;

  1. Развивающая

Продолжить формирование у обучающихся аналитического мышления, памяти, выделять главное в представленной информации, систематизировать информацию.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Формируемые компетенции (ПК и ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- профессиональных компетенций, соответствующим основным видам  профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Дидактические цели:

Обучающийся должен

уметь:

  1. использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
  2. использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
  3. применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;
  • общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
  • основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Методическая цель занятия:

Показать применение современных педагогических технологий на занятии по информатике

Место проведения занятия:

Кабинет Информационных технологий

Обеспечение занятия:

  1. методическое обеспечение:

 раздаточный материал:

  • задания для контроля первичного усвоения новых знаний (создание элементарной базы данных);
  • задания для закрепления полученных знаний на практике (сортировка и фильтрация базы данных).
  1. технические средства обучения:
  • компьютеры;
  • мультимедиа-проектор, колонки;
  • интерактивная доска.

  1. План занятия (хронологическая карта)

п/п

Этапы

занятия

Время

(мин)

Методы, приемы обучения

и контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

Организационный

момент

3

Беседа учитель-ученик

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся и кабинет к занятию

Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к занятию

Актуализация темы, постановка цели, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность

5

Фронтальное информирование

- Задает вопросы о назначении и возможностях

программы Microsoft Excel;

- Предлагает решить проблемную ситуацию: в колледж пришел запрос о подтверждении факта обучения студента в данном учреждении, а в колледже всего 1200 студентов;

- Совместно со студентами озвучивает наиболее рациональный способ решения задачи (в электронном варианте списка всех студентов отобрать того, кто указан в данном запросе) и выясняет, что такой список должен содержать определенную информацию и представляет собой таблицу, которую также можно сформировать в программе Microsoft Excel

- Подводит обучающихся к формулировке темы и цели занятия

- Совместно со студентами формулирует тему и цели занятия.

- Отвечают на заданные вопросы;

- Предлагают свои варианты решения задачи;

- Уяснение и запись темы занятия в тетрадь;

- Осмысление цели занятия.

Актуализация опорных знаний

10

Беседа учитель-ученик, самостоятельная работа студентов в виде теста на компьютере

        

Предлагает выполнить тесты по теме «Microsoft Excel» на компьютерах и объясняет, что в строке ответ нужно указать только номер правильного ответа

Фиксирует результаты выполнения теста.

Каждый на компьютере выполняет тестовые задания, после выполнения задания показывают преподавателю результат.

Формирование знаний,

объяснение нового материала

20

Объяснение нового материала, используя презентацию.

Беседа учитель-ученик

- Объясняет тему, используя слайды презентации по плану:

1)Основные понятия;

2)Правила оформления баз данных (списков) в среде Excel

3)Способы ввода данных в списки

4)Работа со списками (сортировка, фильтрация)

Показывает приемы оформления базы данных, сортировки и фильтрации записей  в MS Excel

Задает вопрос о том, есть ли необходимость использования баз данных в профессии «Художник по костюму», если они нужны то просит привести примеры

- Внимательно слушают преподавателя, записывают новую информацию в тетрадь.

- Отвечают на вопрос, приводят примеры (база данных клиентов, своих изделий и т.д).

Первичное закрепление полученных знаний, умений

15

Самостоятельная практическая работа Задание 1 разъяснениями

 Предлагает выполнить практическое задание с адаптацией «Задание 1»

Объясняет, что учебные материалы в электронном виде по теме есть у каждого на Рабочем столе в файле под именем «Теория списки в Excel»

Консультирует студентов по возникшим вопросам в ходе выполнения задания.

Выполняют на компьютере практическую работу «Задание 1»

При возникновении вопросов обращаются к преподавателю за консультацией.

Применение полученных знаний на практике

25

Самостоятельная практическая работа Задание 2 эталон

Дает задание - выполнить «Задание 2»

Консультирует обучающихся по возникшим вопросам.

Проверяет результаты выполнения работы. Правильные ответы по ПР высвечиваются на экране и преподаватель предлагает каждому сверить свои работы и оценить выполнение задания.

Выполняют на компьютере практическую работу «Задание 2»

Каждый обучающийся сверяет свои ответы с эталоном ответов, отмечают ошибки, оценивают и после этого предъявляют тетради преподавателю.

5

Взаимопроверка студентов

Показывает на экране эталоны ответов к контрольному  заданию 2 контролирует взаимопроверку студентов

Проводят взаимопроверку (обмениваются тетрадями) на основе эталонов ответов под контролем преподавателя

Подведение итогов занятия

3

Беседа учитель-ученик

Подводит итоги работы на занятии, выставляет в журнал оценки и комментирует их

Слушают и производят самооценку

Рефлексия

3

Беседа учитель-ученик

Предлагает дополнить выражения обучающимся

- я сегодня узнал…

- в начале урока были поставлены задачи…

- у меня ещё остались следующие вопросы по изученной теме…

- мне было сложно …

Обучающиеся дополняют выражения, задают вопросы по теме, если они есть

Домашнее задание

1

Объяснение

Подготовка сообщений на тему «Применение программы MS Excel в медицине» (с примерами)

Уяснение и запись  домашнего задания в тетрадь

Общее время занятия

(мин.)

90

Информационный блок

Блок контроля

Для актуализации знаний предлагается пройти небольшое тестирование

Вопрос 1

Программа Microsoft Excel предназначена для обработки…

1. текстовой информации

2. кодированной информации

3. числовой информации

4. графической информации

ответ

 

Вопрос 2

Типы данных, которые можно вводить в ячейки Excel

1. адресный, кодовый, текстовый

2. текст, число, формула

3. рисунок, текст, число

4. число, формула, адрес

ответ

 

Вопрос 3

Что мы видим в строке формул Excel?

1. имя ячейки

2. содержимое активной ячейки

3. имя активной ячейки

4. результат вычисления

ответ

 

Вопрос 4

С какого знака начинается ввод формулы в Excel?

1. меньше

2. скобки

3.плюс

4. равно

ответ

 

Вопрос 5

Какая ссылка на ячейку является относительной?

1. D1

2. $D1

3. $D1$

4. $D$1

ответ

 

Вопрос 6

Какая ссылка на ячейку является абсолютной

1. D1

2. $D1

3. $D1$

4. $D$1

ответ

 

Вопрос 7

Для того чтобы показать в долях части одного целого используют диаграмму типа

1. Линейчатая

2. Точечная

3. Круговая

4. С областями

ответ

 

Вопрос 8

Для вычисления суммы чисел используют функцию

1. СРЗНАЧ

2. СУММ

3. СУММПРОИЗВ

4. СЧЕТЕСЛИ

ответ

 

Вопрос 9

Для вычисления среднего арифметического чисел используют функцию

1. СРЗНАЧ

2. СУММ

3. СУММПРОИЗВ

4. СЧЕТЕСЛИ

ответ

 

Вопрос 10

Какой формат числа является денежным

1. 10,00р.

2. 10 рублей

3. 10 руб.

4. 10$

ответ

 

Ответы на тестовые задания:

Вопрос 1 – 3

Вопрос 2 – 2

Вопрос 3 – 2

Вопрос 4 – 4

Вопрос 5 – 1

Вопрос 6 – 4

Вопрос 7 – 3

Вопрос 8 – 2

Вопрос 9 – 1

Вопрос 10 – 1

Приложения

Практическое задание 1

  1. Подготовьте рабочее место.
  2. Включите компьютер
  3. Создайте в своей рабочей папке Лист Microsoft Excel с именем Списки Студентов

Факультет

Группа

Фамилия

Год рождения

Средний балл

Стипендия

ФАИС

ПЭ-42

Котин

1987

7,3

98360

ЭФ

Э-11

Короткевич

1990

6,2

89410

ГЭФ

ОП-52

Ласица

1986

9,3

134160

ГЭФ

УП-11

Курачёва

1990

9,1

134160

ФАИС

ПЭ-52

Зайцев

1986

4,9

 

ФАИС

ПЭ-42

Кондраченко

1987

6,4

98360

Сформируйте на Листе 1 следующую таблицу

Отсортируйте записи по полю Фамилия по возрастанию от А до Я

  • выделить любую ячейку в столбце Фамилия;
  • выполнить команду Данные – Сортировка;
  • указать от А до Я;
  • нажать ОК.

Используя автофильтр найдите студентов из группы ПЭ-42 со средним баллом больше 7

Для этого выберите вкладку Данные затем Фильтр

В столбце Группа нажмите на появившуюся стрелку и установите флажок на требующийся пункт

Затем нажмите на появившуюся стрелку в столбце Средний балл и выберите числовые фильтры и установите критерий  Больше 7

Результат должен быть следующий

Факультет

Группа

Фамилия

Год рождения

Средний балл

Стипендия

ФАИС

ПЭ-42

Котин

1987

7,3

98360

Практическое задание 2

  1. Откройте Лист 2 и создайте таблицу по образцу:

Страна

Площадь, тыс. км2

Население, млн. чел

Столица

Германия

356

80

Берлин

Франция

552

56,5

Париж

Великобритания

244

57

Лондон

Ирландия

70

3,5

Дублин

Нидерланды

41

15

Амстердам

Бельгия

31

10

Брюссель

Швейцария

41

6,7

Берн

Австрия

84

7,6

Вена

Дания

43

5,1

Копенгаген

Норвегия

387

4,2

Осло

Швеция

450

8,5

Стокгольм

Финляндия

338

5

Хельсинки

Эстония

45

1,6

Таллин

Латвия

65

2,7

Рига

Литва

65

3,7

Вильнюс

Польша

313

38

Варшава

Чехия

128

15,6

Прага

Венгрия

93

10,6

Будапешт

Румыния

238

23,2

Бухарест

Болгария

111

9

София

Югославия

102

10,5

Белград

Хорватия

57

4,7

Загреб

Словения

20

2

Любляна

Босния Герцеговина

51

4,5

Сараево

Македония

26

2,1

Скопье

Албания

29

3,3

Тирана

Греция

132

10

Афины

Италия

301

57,5

Рим

Испания

508

40

Мадрид

Португалия

92

10

Лиссабон

 

  1. Отсортируйте данные таблицы по площади (по возрастанию). Выпишите пять самых крупных стран к себе в тетрадь.
  2. Отсортируйте данные таблицы по численности населения (по убыванию). Выпишите пять наименее населенных стран к себе в тетрадь.
  3. Добавьте к этой таблице новый столбец «Плотность населения, млн/тыс. км2»и вычислите плотность населения для каждой из стран по формуле:

"Численность населения" / "Площадь".

  1. Для ячеек, содержащих данные о плотности населения, примите числовой формат числа с тремя десятичными знаками.
  2. Используя Фильтр, найдите страны с населением более 50 млн. чел и выпишите эти страны в тетрадь.
  3. Позовите преподавателя и покажите работу, выполненную на компьютере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь  при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для у...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь  при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...