Методическая разработка теоретического занятия на тему: "Базы данных и поиск информации"
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения теоретического занятия по теме: "Базы данных и поиск информации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 707.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)
Методическая разработка теоретического занятия
Базы данных и поиск информации
Дисциплина ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Автор: Кимяева Светлана Павловна
преподаватель информатики
Москва
2020
РАССМОТРЕНА Цикловой методической комиссией № 2 (протокол от 11.03.2019 № 8) | Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело код, наименование специальности |
Составитель: Кимяева С.П., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1».
Рецензент: Сапрыкина Ю.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1», председатель цикловой методической комиссии № 2.
Оглавление
1. Методическое обоснование темы 6
2. План занятия (хронологическая карта) 10
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия по теме: «Базы данных и поиск информации» предназначена преподавателям для проведения лекционного занятия по специальности 34.02.01 Сестринское дело и разработана на основе рабочей программы и рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Цель методической разработки: формирование у обучающихся умений по обработке данных, представленных в виде списка средствами программы Microsoft Excel.
Тема методической разработки выбрана неслучайно. Преподавание информационных технологий в медицинском колледже имеет свои специфические особенности, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Исходя из принципа профессиональной направленности обучения важно, чтобы студенты овладели, прежде всего, знаниями в организации рабочего места с соблюдением требований производственной задачи и охраны труда.
Что же должны знать и уметь студенты в ходе изучения данной темы:
- Знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- Уметь использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- Уметь использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального.
Введение
Актуальность темы
Компьютеры достаточно давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально поменяли мир и возможности людей. Иногда мы уже не представляем себе нашу жизнь без компьютера и интернета. Например, студент в короткий срок может найти доклад или реферат по нужной теме. На производстве компьютеры управляют другими машинами. Не стоит забывать и о людях с ограниченными возможностями здоровья, которые не имеют возможности реального контакта с другими людьми. Интернет же позволяет общаться с реальными соотечественниками и другими людьми, живущими в других странах. Что дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке.
Роль медицинской сестры заключается в осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, заполнении медицинской документации и участии в санитарном просвещении населения. Поэтому, чтобы улучшить ситуацию, и выполнять работу быстрее, нужно научиться владеть навыками работы с базами данных. С этой целью мною создана методическая разработка учебного занятия по формированию и структурированию информации в базе данных.
Методический блок
- Методическое обоснование темы
Название дисциплины: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Курс: 2
Тема занятия: Базы данных и поиск информации
Вид занятия: открытия новых знаний
Тип занятия: смешанного типа
Цели занятия:
- Образовательная
- познакомить обучающихся с основными понятиями темы; сформировать у обучающихся умения по обработке данных, представленных в виде списка средствами программы Microsoft Excel;
- углубить знания обучающихся по теме: обработка данных средствами Microsoft Excel;
- Воспитательная
Воспитание в обучающихся интереса к информационным технологиям, к возможностям программных продуктов;
- Развивающая
Продолжить формирование у обучающихся аналитического мышления, памяти, выделять главное в представленной информации, систематизировать информацию.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Формируемые компетенции (ПК и ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- профессиональных компетенций, соответствующим основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Дидактические цели:
Обучающийся должен
уметь:
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Методическая цель занятия:
Показать применение современных педагогических технологий на занятии по информатике
Место проведения занятия:
Кабинет Информационных технологий
Обеспечение занятия:
- методическое обеспечение:
раздаточный материал:
- задания для контроля первичного усвоения новых знаний (создание элементарной базы данных);
- задания для закрепления полученных знаний на практике (сортировка и фильтрация базы данных).
- технические средства обучения:
- компьютеры;
- мультимедиа-проектор, колонки;
- интерактивная доска.
- План занятия (хронологическая карта)
№ п/п | Этапы занятия | Время (мин) | Методы, приемы обучения и контроля | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | |
Организационный момент | 3 | Беседа учитель-ученик | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся и кабинет к занятию | Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к занятию | ||
Актуализация темы, постановка цели, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность | 5 | Фронтальное информирование | - Задает вопросы о назначении и возможностях программы Microsoft Excel; - Предлагает решить проблемную ситуацию: в колледж пришел запрос о подтверждении факта обучения студента в данном учреждении, а в колледже всего 1200 студентов; - Совместно со студентами озвучивает наиболее рациональный способ решения задачи (в электронном варианте списка всех студентов отобрать того, кто указан в данном запросе) и выясняет, что такой список должен содержать определенную информацию и представляет собой таблицу, которую также можно сформировать в программе Microsoft Excel - Подводит обучающихся к формулировке темы и цели занятия - Совместно со студентами формулирует тему и цели занятия. | - Отвечают на заданные вопросы; - Предлагают свои варианты решения задачи; - Уяснение и запись темы занятия в тетрадь; - Осмысление цели занятия. | ||
Актуализация опорных знаний | 10 | Беседа учитель-ученик, самостоятельная работа студентов в виде теста на компьютере
| Предлагает выполнить тесты по теме «Microsoft Excel» на компьютерах и объясняет, что в строке ответ нужно указать только номер правильного ответа Фиксирует результаты выполнения теста. | Каждый на компьютере выполняет тестовые задания, после выполнения задания показывают преподавателю результат. | ||
Формирование знаний, объяснение нового материала | 20 | Объяснение нового материала, используя презентацию. Беседа учитель-ученик | - Объясняет тему, используя слайды презентации по плану: 1)Основные понятия; 2)Правила оформления баз данных (списков) в среде Excel 3)Способы ввода данных в списки 4)Работа со списками (сортировка, фильтрация) Показывает приемы оформления базы данных, сортировки и фильтрации записей в MS Excel Задает вопрос о том, есть ли необходимость использования баз данных в профессии «Художник по костюму», если они нужны то просит привести примеры | - Внимательно слушают преподавателя, записывают новую информацию в тетрадь. - Отвечают на вопрос, приводят примеры (база данных клиентов, своих изделий и т.д). | ||
Первичное закрепление полученных знаний, умений | 15 | Самостоятельная практическая работа Задание 1 разъяснениями | Предлагает выполнить практическое задание с адаптацией «Задание 1» Объясняет, что учебные материалы в электронном виде по теме есть у каждого на Рабочем столе в файле под именем «Теория списки в Excel» Консультирует студентов по возникшим вопросам в ходе выполнения задания. | Выполняют на компьютере практическую работу «Задание 1» При возникновении вопросов обращаются к преподавателю за консультацией. | ||
Применение полученных знаний на практике | 25 | Самостоятельная практическая работа Задание 2 эталон | Дает задание - выполнить «Задание 2» Консультирует обучающихся по возникшим вопросам. Проверяет результаты выполнения работы. Правильные ответы по ПР высвечиваются на экране и преподаватель предлагает каждому сверить свои работы и оценить выполнение задания. | Выполняют на компьютере практическую работу «Задание 2» Каждый обучающийся сверяет свои ответы с эталоном ответов, отмечают ошибки, оценивают и после этого предъявляют тетради преподавателю. | ||
5 | Взаимопроверка студентов | Показывает на экране эталоны ответов к контрольному заданию 2 контролирует взаимопроверку студентов | Проводят взаимопроверку (обмениваются тетрадями) на основе эталонов ответов под контролем преподавателя | |||
Подведение итогов занятия | 3 | Беседа учитель-ученик | Подводит итоги работы на занятии, выставляет в журнал оценки и комментирует их | Слушают и производят самооценку | ||
Рефлексия | 3 | Беседа учитель-ученик | Предлагает дополнить выражения обучающимся - я сегодня узнал… - в начале урока были поставлены задачи… - у меня ещё остались следующие вопросы по изученной теме… - мне было сложно … | Обучающиеся дополняют выражения, задают вопросы по теме, если они есть | ||
Домашнее задание | 1 | Объяснение | Подготовка сообщений на тему «Применение программы MS Excel в медицине» (с примерами) | Уяснение и запись домашнего задания в тетрадь | ||
Общее время занятия (мин.) | 90 |
Информационный блок
Блок контроля
Для актуализации знаний предлагается пройти небольшое тестирование
Вопрос 1 | Программа Microsoft Excel предназначена для обработки… |
1. текстовой информации | |
2. кодированной информации | |
3. числовой информации | |
4. графической информации | |
ответ |
|
Вопрос 2 | Типы данных, которые можно вводить в ячейки Excel |
1. адресный, кодовый, текстовый | |
2. текст, число, формула | |
3. рисунок, текст, число | |
4. число, формула, адрес | |
ответ |
|
Вопрос 3 | Что мы видим в строке формул Excel? |
1. имя ячейки | |
2. содержимое активной ячейки | |
3. имя активной ячейки | |
4. результат вычисления | |
ответ |
|
Вопрос 4 | С какого знака начинается ввод формулы в Excel? |
1. меньше | |
2. скобки | |
3.плюс | |
4. равно | |
ответ |
|
Вопрос 5 | Какая ссылка на ячейку является относительной? |
1. D1 | |
2. $D1 | |
3. $D1$ | |
4. $D$1 | |
ответ |
|
Вопрос 6 | Какая ссылка на ячейку является абсолютной |
1. D1 | |
2. $D1 | |
3. $D1$ | |
4. $D$1 | |
ответ |
|
Вопрос 7 | Для того чтобы показать в долях части одного целого используют диаграмму типа |
1. Линейчатая | |
2. Точечная | |
3. Круговая | |
4. С областями | |
ответ |
|
Вопрос 8 | Для вычисления суммы чисел используют функцию |
1. СРЗНАЧ | |
2. СУММ | |
3. СУММПРОИЗВ | |
4. СЧЕТЕСЛИ | |
ответ |
|
Вопрос 9 | Для вычисления среднего арифметического чисел используют функцию |
1. СРЗНАЧ | |
2. СУММ | |
3. СУММПРОИЗВ | |
4. СЧЕТЕСЛИ | |
ответ |
|
Вопрос 10 | Какой формат числа является денежным |
1. 10,00р. | |
2. 10 рублей | |
3. 10 руб. | |
4. 10$ | |
ответ |
|
Ответы на тестовые задания:
Вопрос 1 – 3
Вопрос 2 – 2
Вопрос 3 – 2
Вопрос 4 – 4
Вопрос 5 – 1
Вопрос 6 – 4
Вопрос 7 – 3
Вопрос 8 – 2
Вопрос 9 – 1
Вопрос 10 – 1
Приложения
Практическое задание 1
- Подготовьте рабочее место.
- Включите компьютер
- Создайте в своей рабочей папке Лист Microsoft Excel с именем Списки Студентов
Факультет | Группа | Фамилия | Год рождения | Средний балл | Стипендия |
ФАИС | ПЭ-42 | Котин | 1987 | 7,3 | 98360 |
ЭФ | Э-11 | Короткевич | 1990 | 6,2 | 89410 |
ГЭФ | ОП-52 | Ласица | 1986 | 9,3 | 134160 |
ГЭФ | УП-11 | Курачёва | 1990 | 9,1 | 134160 |
ФАИС | ПЭ-52 | Зайцев | 1986 | 4,9 |
|
ФАИС | ПЭ-42 | Кондраченко | 1987 | 6,4 | 98360 |
Сформируйте на Листе 1 следующую таблицу
Отсортируйте записи по полю Фамилия по возрастанию от А до Я
- выделить любую ячейку в столбце Фамилия;
- выполнить команду Данные – Сортировка;
- указать от А до Я;
- нажать ОК.
Используя автофильтр найдите студентов из группы ПЭ-42 со средним баллом больше 7
Для этого выберите вкладку Данные затем Фильтр
В столбце Группа нажмите на появившуюся стрелку и установите флажок на требующийся пункт
Затем нажмите на появившуюся стрелку в столбце Средний балл и выберите числовые фильтры и установите критерий Больше 7
Результат должен быть следующий
Факультет | Группа | Фамилия | Год рождения | Средний балл | Стипендия |
ФАИС | ПЭ-42 | Котин | 1987 | 7,3 | 98360 |
Практическое задание 2
- Откройте Лист 2 и создайте таблицу по образцу:
Страна | Площадь, тыс. км2 | Население, млн. чел | Столица |
Германия | 356 | 80 | Берлин |
Франция | 552 | 56,5 | Париж |
Великобритания | 244 | 57 | Лондон |
Ирландия | 70 | 3,5 | Дублин |
Нидерланды | 41 | 15 | Амстердам |
Бельгия | 31 | 10 | Брюссель |
Швейцария | 41 | 6,7 | Берн |
Австрия | 84 | 7,6 | Вена |
Дания | 43 | 5,1 | Копенгаген |
Норвегия | 387 | 4,2 | Осло |
Швеция | 450 | 8,5 | Стокгольм |
Финляндия | 338 | 5 | Хельсинки |
Эстония | 45 | 1,6 | Таллин |
Латвия | 65 | 2,7 | Рига |
Литва | 65 | 3,7 | Вильнюс |
Польша | 313 | 38 | Варшава |
Чехия | 128 | 15,6 | Прага |
Венгрия | 93 | 10,6 | Будапешт |
Румыния | 238 | 23,2 | Бухарест |
Болгария | 111 | 9 | София |
Югославия | 102 | 10,5 | Белград |
Хорватия | 57 | 4,7 | Загреб |
Словения | 20 | 2 | Любляна |
Босния Герцеговина | 51 | 4,5 | Сараево |
Македония | 26 | 2,1 | Скопье |
Албания | 29 | 3,3 | Тирана |
Греция | 132 | 10 | Афины |
Италия | 301 | 57,5 | Рим |
Испания | 508 | 40 | Мадрид |
Португалия | 92 | 10 | Лиссабон |
- Отсортируйте данные таблицы по площади (по возрастанию). Выпишите пять самых крупных стран к себе в тетрадь.
- Отсортируйте данные таблицы по численности населения (по убыванию). Выпишите пять наименее населенных стран к себе в тетрадь.
- Добавьте к этой таблице новый столбец «Плотность населения, млн/тыс. км2»и вычислите плотность населения для каждой из стран по формуле:
"Численность населения" / "Площадь".
- Для ячеек, содержащих данные о плотности населения, примите числовой формат числа с тремя десятичными знаками.
- Используя Фильтр, найдите страны с населением более 50 млн. чел и выпишите эти страны в тетрадь.
- Позовите преподавателя и покажите работу, выполненную на компьютере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334435-1621496358.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...