Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА» 2023 г.
методическая разработка
Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА» 2023 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._posobie_sotsializatsiya_obuchayushchihsya_programma2.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по социализации обучающихся
«Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
Нечушкина
Ирина Сергеевна
2023
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой
методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №1 от 30.08.23.
Председатель ЦМК ______________ /Терещенкова А.М./
Составитель: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Абрамова Галина Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики» разработано с целью изучения способностей обучающихся ОГБПОУ СОТА, выявления отношения к математике, наличия мотивации на приобретение знаний, определения коэффициента математического интеллекта у студентов, а также содействия в реализации каждого обучающегося.
Задачами данного пособия являются: формирование понимания важности изучения математики в современном мире, создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности, отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Пояснительная записка
Данное пособие дает возможность изучить способности учащихся, выявить одаренных студентов, оказать содействие в реализации каждого студента, спрогнозировать конечный результат.
Цель: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными студентами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому студенту равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.
Задачи: ∙ формирование понимания важности изучения математики в современном мире;
∙ создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
∙ формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету;
∙ обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
∙ организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
∙ воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности;
∙ отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные направления реализации:
∙ выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
∙ разработка индивидуальных форм работы;
∙ внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
∙ использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
∙ создание образовательных курсов, направленных на поддержку студентов при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
∙ развитие системы внеаудиторной учебной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,
∙ включение студентов в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на районные, всероссийские студенческие конференции и публикацией тезисов или докладов;
∙ разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта: знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда требует формирования современного мышления у молодого человека. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для реализации в обществе, способной к социально-прогрессивной самореализации в обществе.
В настоящее время многие учащиеся испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них состоит в том, что обучаемые на начальном этапе обучения сталкиваются с необходимостью освоения абстрактных понятий и конструкций. Быстро теряют интерес к изучению точных и сложных дисциплин, к самому предмету – математике.
Потеря интереса ведет к негативным отклонениям: предмет кажется учащимся недоступным, пробелы в знаниях стремительно накапливаются.
Возникают противоречия: между объемом предметных образовательных задач и требованиями развивающего характера; между необходимостью повышения уровня образования и низким уровнем познавательной мотивации; между доминированием процесса преподавания над процессом учения и необходимостью развития у учащихся познавательных, коммутативных, организационных, управленческих способностей.
Решением этих противоречий может быть интенсификация учебного процесса на базе реализации деятельностного подхода.
Математика как самостоятельная наука, имеет огромное значение для гуманизации образования в целом. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие. Применительно к математике ее особая роль в учебном процессе состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта, поскольку результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Во многих самостоятельных разделах математики заложены огромные возможности для многогранного развития мышления учащихся в процессе их обучения на любом этапе, для развития навыков комплексного подхода к проблеме, системного мышления, для привития им навыков учения, трудолюбия, для реализации воспитательного и нравственного аспектов педагогической деятельности.
Процесс изучения математики происходит интенсивно в течение одного года (1 курс всех специальностей). В данный период происходит окончательный этап формирования личности будущего специалиста.
Цели изучения математики:
1. Непосредственная цель: сообщить учащимся определенные математические факты, способы и приемы, относящиеся к той или иной теме занятия, а также обеспечить их закрепление;
2. Стратегическая цель: не просто научить учащихся каким-то формулам, а обосновать те средства, методы и приемы, основанные на применении математического аппарата, которые используются в дальнейшем в дисциплинах профессионального цикла, а также подготовить учащихся к освоению этих средств, методов и приемов.
Преподаватели СПО сталкиваются с противоречием: с одной стороны, есть Государственный образовательный стандарт, содержащий серьезные требования по уровню знаний, умений и навыков по дисциплине, с другой стороны – низкий уровень математических знаний учащихся.
В ходе обучения математике таких учащихся особенно важно учитывать психологические особенности мышления и развития. Единственный правильный путь. Ведущий к достижению результата. Состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития обучающегося. Эффективность обучения во многом зависит от мотивов, определяющих деятельность обучающего. Понимания обучающимся социального смысла своей деятельности. Большое значение имеет познавательная мотивация, то есть интерес к самому процессу обучения.
В данном направлении рекомендуется использовать следующие интерактивные методы обучения:
1. Создание проблемно-поисковых ситуаций;
2. Дискуссии;
3. Задания с практической направленностью;
4. Метод мозгового штурма.
Данные методы являются эффективными формами и обеспечивают достижение высокого уровня усвоения учебного материала и качества знаний учащихся.
Но уровень математической подготовки часто не позволяет организовать развернутую дискуссию или мозговой щтурм. Реализация принципов развивающего обучения позволяет преодолеть эту трудность. Метод обучения состоит в организации совместной деятельности учащихся на теоретических и практических занятиях. Суть учебной деятельности состоит в том, чтобы не просто дать учащимся некоторую сумму знаний, а научить их самостоятельности, учить мыслить. Большой эффект по включению учащихся в активную учебную деятельность дают:
1. Проблемно-поисковые беседы;
2. Задачи практической направленности;
3. Самостоятельная научно-поисковая деятельность.
Особое внимание уделяется подбору заданий для практических занятий.
Возникает необходимость осуществления дифференцированного, индивидуализированного текущего контроля усвоения знаний учащихся. Самостоятельные работы позволяют провести оценку готовности учащихся к занятию (3-5 минут), настроить учащихся на изучение новой темы. Полноценные самостоятельные работы позволяют проконтролировать умения по уже изученным темам. Теоретические знания лучше проверять с помощью тестов различного уровня сложности. Это можно проводить в бумажном варианте, или в виде компьютерного тестирования.
Особое внимание уделяется внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся. С этой целью проводятся конференции, олимпиады, недели математики.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, метод проектов.
Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:
1. применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;
2. создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся;
3. включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;
4. формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;
5. дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
6. дифференцированная домашняя работа;
7. привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;
8. проведение предметных недель;
9. участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.
Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и творческих способностей по математике:
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.
К таким занятиям следует отнести: урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).
На уроках математики применяю следующие виды творческих заданий:
• составление задач учащимися;
• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
• реферат;
• доклад;
• шифровки;
• составление и разгадывание кроссвордов по теме;
• составление и разгадывание ребусов по информатике;
• составление тестов для контроля знаний по предмету;
• творческие домашние работы. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
• уровень мотивации учащегося;
• оригинальность метода решения;
• творческая фантазия;
• оригинальность оформления;
• уровень использования межпредметных связей;
• умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Самым надёжным свидетельством освоения математики является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.
Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Но в любом случае мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению информатики, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Для формирования творческих умений учащихся на уроках математики прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение.
В заключении необходимо сказать, что успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на проектирование своего будущего. Основные мысли данной работы:
1. Обучать математике, отталкиваясь от конкретных жизненных постановок;
2. Обучать математике не ради математики, а ради освоения математических методов в конкретной профессиональной деятельности;
3. Пробуждать интерес к математике, развивать способности учащихся к самостоятельной научно-поисковой деятельности;
4. Вырабатывать у учащихся трудолюбие на основе индивидуального подхода;
5. Способствовать формированию учащихся как всесторонне развитых личностей.
Ожидаемые результаты реализации программы:
∙ высокий уровень познавательного интереса к предмету;
∙ отсутствие неуспевающих по предмету;
∙ повышению качества образования по информатике;
∙ повышение качества сдачи итоговой аттестации по информатике;
∙ расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
∙ формирование системы работы с одаренными обучающимися;
∙ формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;
∙ увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
∙ повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.
В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности. Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии - 2009. - №6
2. Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004
3. Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006
4. Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.07.2023)
5. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.07. 2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль
Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....
3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн
Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА...
Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательной деятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательнойдеятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»...
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА 2023 г.
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА 2023 г....