Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
методическая разработка
Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._posobie_sotsializatsiya_obuchayushchihsya_programma.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по социализации обучающихся
«Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»
Нечушкина
Ирина Сергеевна
2020
Рассмотрено и одобрено
ЦМК общеобразовательных дисциплин
протокол № 1 от 28.08.20
Председатель___________/Гмырикова С.В./
Составитель: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Рецензент: Абрамова Галина Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Методическое пособие «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики» разработано с целью изучения способностей обучающихся ОГБПОУ СОТА, выявления отношения к математике, наличия мотивации на приобретение знаний, определения коэффициента математического интеллекта у студентов, а также содействия в реализации каждого обучающегося.
Задачами данного пособия являются: формирование понимания важности изучения математики в современном мире, создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности, отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Пояснительная записка
Данное пособие дает возможность изучить способности учащихся, выявить одаренных студентов, оказать содействие в реализации каждого студента, спрогнозировать конечный результат.
Цель: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными студентами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных студентов, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому студенту равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.
Задачи: ∙ формирование понимания важности изучения математики в современном мире;
∙ создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
∙ формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету;
∙ обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
∙ организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
∙ воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности;
∙ отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные направления реализации:
∙ выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
∙ разработка индивидуальных форм работы;
∙ внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
∙ использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
∙ создание образовательных курсов, направленных на поддержку студентов при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
∙ развитие системы внеаудиторной учебной деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,
∙ включение студентов в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на районные, всероссийские студенческие конференции и публикацией тезисов или докладов;
∙ разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся.
Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА
В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности. Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации и жизненной навигации обучающихся, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, метод проектов.
Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:
1. применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;
2. создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся;
3. включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;
4. формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;
5. дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;
6. дифференцированная домашняя работа;
7. привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;
8. проведение предметных недель;
9. участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.
Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и творческих способностей по математике:
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.
К таким занятиям следует отнести: урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию).
На уроках математики применяю следующие виды творческих заданий:
• составление задач учащимися;
• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
• реферат;
• доклад;
• шифровки;
• составление и разгадывание кроссвордов по теме;
• составление и разгадывание ребусов по информатике;
• составление тестов для контроля знаний по предмету;
• творческие домашние работы. Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
• уровень мотивации учащегося;
• оригинальность метода решения;
• творческая фантазия;
• оригинальность оформления;
• уровень использования межпредметных связей;
• умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Например, одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики.
Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается, и составитель и заполняющий. Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению. Самым надёжным свидетельством освоения математики является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.
Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Но в любом случае мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению информатики, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Для формирования творческих умений, учащихся на уроках математики прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно; поощрение настойчивости, активности. Учащемуся необходимо осознавать общественную значимость проблемы. Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со справочной литературой.
Ожидаемые результаты реализации программы:
∙ высокий уровень познавательного интереса к предмету;
∙ отсутствие неуспевающих по предмету;
∙ повышению качества образования по информатике;
∙ повышение качества сдачи итоговой аттестации по информатике;
∙ расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
∙ формирование системы работы с одаренными обучающимися;
∙ формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;
∙ увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
∙ повышение показателей успешности студентов на конкурсах различного уровня, соревнованиях.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе.//Педагогические технологии - 2009. - №6
2. Н.В. Калинина. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. Психолого – педагогическое сопровождение. У ИПК ПРО, 2004
3. Лукьянова М.И. и др. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика.- М., «Педагогический поиск», 2006
4. Мещанинова О.О. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2009/meshaninova.htm (Дата обращения 16.07.2020)
5. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: htth://lib,convdocs/ index – 89099. html (Дата обращения 16.07. 2020)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль
Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся.Как проявить себя и свои способности
Как проявить себя и свои способности...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Как проявить себя и свои способности»
Программа...
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....
3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн
Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА
Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательной деятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательнойдеятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»...