Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА, 2023 г.
методическая разработка

Нечушкина Ирина Сергеевна

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА, 2023 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ СОТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по применению здоровьесберегающих технологий

на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Нечушкина

 Ирина Сергеевна

2023

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой

методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №1 от 30.08.23.

Председатель ЦМК ______________ /Терещенкова А.М./

Составитель: Нечушкина Ирина Сергеевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Рецензент: Абрамова Галина Михайловна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Методическое пособие «Применение современных здоровьесберегающих технологий на уроках математики» в рамках самообразования педагога разработано с целью повышения профессиональной подготовки и повышения эффективности обучения по дисциплине «Математика».

Задачами данного пособия являются совершенствование собственных теоретических знаний и повышение педагогического мастерства, творческое применение профессионально-педагогических знаний в решении конкретных учебных и воспитательных задач, формирование интереса обучающихся к дисциплине «Математика».


Пояснительная записка

Состояние здоровья подрастающего поколения –важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или отсутствие культуры здоровья.

«Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения).

Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Традиционная организация учебного процесса создает у студентов постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к сбою механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

 Задачи, стоящие перед преподавателем:

- применение в образовательном процессе  здоровьесберегающих технологий;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной

характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

По словам профессора Н.К.  Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии —  это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся».

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической

активности обучающихся.

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

 Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

 Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 Пропаганда здорового образа жизни -также важный фактор здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие-то ценные рекомендации или советы.

 Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни (50-55%), затем -экологические факторы (20-25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения (10%). Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

                     Здоровьесбережение  на  уроках  математики .

Моя задача на занятии -  создать условия для включения обучающегося в учебный процесс и найти методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья.

     Разработанные программы по математике для студентов техникума наполнены огромным количеством материала и предусматривают большую часть времени для самостоятельной подготовки обучающихся дома. Но было замечено, что наши студенты, в большинстве случаев, дома совсем не готовятся к занятиям или готовятся в недостаточно полном объеме. Поэтому, вместо того чтобы работать над закреплением навыков и умений, полученных на занятиях, и решением непонятных задач и примеров, приходится повторно учить формулы и теоремы, что отнимает много времени и не позволяет преподавателю полностью использовать занятие в соответствии с методикой обучения, в том числе и по здоровьесбережению. В силу этих причин, на моих занятиях математики не всегда правильно и систематически применяются здоровьесберегающие технологии.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

     Несомненно, здоровье студентов очень важно для их понимания и успешности обучения, мне необходимо выбирать между прохождением программы на занятиях и сбережением здоровья студентов.

 Основной подход в моей — работе- это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению.    В своей работе проблему здоровьесбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока.

С целью сохранения здоровья обучающихся нужно видеть систему уроков группы в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе группы

     Рассмотрю некоторые меры здоровьясберегающих технологий, применяемые на занятиях:

     Гигиенические условия в аудитории. Норме должны соответствовать: чистота, температура, свежесть воздуха в классной комнате, естественное и искусственное освещённость аудитории и доски, размер и цвет доски, размещение ученических столов и т.д.

     Смена видов учебно-познавательной деятельности обучающихся и методов обучения, используемых преподавателем.

     Частота чередования и средняя продолжительность различных видов деятельности.

     Необходимость применения методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов. Вся учебная деятельность на занятиях по математики практически связана с классной доской. К началу занятия заранее сделать необходимые записи на доске: задания для устного счета и для повторения, опроса или проверки домашнего задания, быть может, план работы на занятии. На перечисленном списке примеров на доске можно сразу отметить, в зависимости от степени сложности задания, какому уровню оценивания соответствует его выполнение.

Определяя план занятия, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, у студента появляется возможность выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует обучающегося как субъекта учебной деятельности.

Распределяя учебный материал на доске, стараюсь расположить задания так, чтобы выполнялись сначала более простые, требующие меньше записей, они помещаются в нижней части доски.

По мере их выполнения, стираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения.

Последним рассматривается решение самого сложного задания, после чего и вытирают его. В результате доска остается чистой, у студентов появляется чувство успешно и полностью выполненной работы. А вот при изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал занятия записан на доске и при подведении итогов занятия или проведении самостоятельной работы есть возможность еще раз повторить полученные формулы, соотношения, графики.

На каждом занятии использую наглядный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стендах, модели и образцы в руках у студента. На запись наиболее важного материала стараюсь обратить внимание ребят с помощью различных средств выделения: подчеркнуть, записать более крупно или другим цветом, обвести и т.д.

     В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность применения различных технических средств обучения. Особенно полезно применять ТСО на 3–4 парах, когда начинает снижаться работоспособность.

     Невербальные средства общения студентов, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. На каждом занятии настраиваю обучающихся на свою правильную осанку и на протяжении всего занятия старалась напоминать им о правильной позе.

Комфортная психологическая обстановка обстановка на уроке, улыбка, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка- все  это  способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок  не со страхом получить плохую оценку. а с желанием приобрести новые знания. 

 Индивидуальный подход к учащимся  и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Студентам предлагается решить математические задачи о здоровье.
     Формирование у обучающихся мотивации к учебной 
деятельности:

- создание ситуации успеха,

- продуманная система поощрений за успехи и наказаний за неудачи,

- развитие самостоятельности и самоконтроля,

- максимально возможное снятие внешнего контроля,

-применение познавательных дискуссий, игр, споров, создавая соревновательный интерес,

- построение отношений между преподавателем и студентом не по типу указаний, а на основе совета. Взаимоотношения со студентами старалась держать на уровне сотрудничества, не проявлять авторитарность, не создавать напряжённость, учитывать возрастные и индивидуальные особенности студента.

- дифференциальный подход в обучение.

     Благоприятный психологический климат на занятии. Этому способствует:

- четко поставленная организация занятия,

- доброжелательные и доверительные отношения преподавателя и студента,

- дружеские взаимоотношения между студентами.

     Профилактика «подростковых неврозов». Хорошие результаты по профилактике стрессов дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» студент чувствует поддержку сокурстника. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия студента.

     Эмоционально – смысловые разрядки на занятии. В процессе всего занятия стараюсь сказать какую-нибудь шутку, поговорку, известное высказывание с комментариями, математическую легенду, сказку или миф. Использую музыкальные и видео сопровождения, которые, способствовали успешной и спокойной работе обучающихся.

На уроке алгебры по теме «Последовательности»  можно привести пример последовательности Фибоначчи  (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих). Интересно, что каждое третье число этой последовательности –четное, каждое четвертое делится на на 3, а  каждое пятнадцатое  оканчивается нулем. Числа Фибоначчи встречаются в «золотом сечении», в расположении семян подсолнечника, в шишках растений, в цветке ромашки. Фибоначчи  (13 век, Италия) изучал размножение кроликов и заметил  эту закономерность, которая потом стала носить его имя. Я всегда показываю ребятам фокус с последовательностью Фибоначчи, который им очень нравится и они пытаются его повторить. Потом мы этот фокус «разгадываем», т.е. объясняем.

Фокус: Я прошу ребят в тетрадях  столбиком записать 10 чисел так, чтобы это была последовательность Фибоначчи. (Предлагаю первые два числа   взять однозначные, чтобы ребятам было легче считать).У каждого получается своя последовательность Фибоначчи. Затем прошу каждого посчитать сумму  этих 10 чисел и записать отдельно этот результат, чтобы никто не видел. Потом я объявляю, что я могу эту сумму почти мгновенно назвать, лишь только я увижу саму последовательность Фибоначчи. Ребята, конечно, не верят мне  и сомневаются. Затем я прохожу по рядам и у каждого ученика, посмотрев в тетрадь на его последовательность. Почти мгновенно называю ответ. Все совпадает, ребята в изумлении и хотят узнать, в чем секрет фокуса. (Секрет прост: Когда я смотрю на последовательность Фибоначчи, на самом деле меня интересует только 4-й с конца член этой последовательности, т.е. 7-й член. Я его  быстро (устно) умножаю на 11 и получаю результат. Фокус основан на факте: При сложении всех членов этой последовательности всегда получается сумма, в 11 раз большая , чем 7-й член.  ) Мы с ребятами потом проделываем небольшую работу по доказательству этого фокуса, т.е. в общем виде складываем все члены последовательности, приводим подобные, выносим за скобки 11 и получаем результат.

Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о  вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики, основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.

Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения заданий будет помогать систематизации знаний.

Пример задачи:

  1. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.            

Ответ: 33 см.  

  Исследовательские и проектные работы на тему здоровья и здоровьесбережения (например, на тему «Интернет: за и против», «Курение и здоровье человека».  Можно провести опрос учащихся ОГБПОУ СОТА, взрослых, обработать данные, построить диаграммы по результатам опроса, провести анализ этих данных. При этом студенты изучают проблему зависимости от табакокурения и интернет-зависимости и ее последствия.

Применение дидактических игр и «игровых технологий» дает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно применять любым учителям-предметникам. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа. Современные психологи сходятся в мнении, что большинство детей, да и взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в игровой форме.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности студентов. Простым, но действенным способом снятия умственного напряжения является применение упражнения: «Задержать дыхание» (упражнение выполняется несколько раз). Задержка дыхания на вдохе – активизирует состояние организма. Задержка дыхания на выдохе – успокаивает организм.

     Темп и особенности окончания занятия. Конец занятия не должен быть «скомкан», студенты должны иметь возможность задать вопросы, должно быть время для комментария домашнего задания, попрощаться с ребятами и не задерживать их на перемену.

Все указанные выше изменения дали положительный результат. Чередование различных видов деятельности и весёлых физминуток привело к тому, что в течение всего занятия в основном все студенты активно работали и проявляли живой интерес к дисциплине, процесс утомления, и снижения учебной активности на занятии не наблюдался.

       Список литературы:

     1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

  1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
  4. Н. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва. Аст-пресс.1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в классе фортепиано. Комплекс упражнений.

Комплекс упражнений для снятия напряжения, развития профессиональных навыков....

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...

Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»

Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА»...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке музыки

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умени...

Программа по внеклассной работе по математике в ОГБПОУ СОТА 2023 г.

Программа по внеклассной работе  по математике в ОГБПОУ СОТА 2023 г....

Методическое пособие по социализации обучающихся «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА» 2023 г.

Методическое пособие по социализации обучающихся   «Выявление и развитие способностей у обучающихся и их социализация на уроках математики в ОГБПОУ СОТА» 2023 г....