Проекты
проект

Иванина Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Филиппок»

Проект по ПДД для детей от 4 до 5 лет

«Дорожная азбука»

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2022

Актуальность проблемы. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.

Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. Чем раньше познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, чтение художественной литературы, отгадывания загадок; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, оформление уголка по «Правилам дорожного движения», изготовление поделок и рисунков.

Срок реализации проекта: октябрь - ноябрь 2022 г.

Участники проекта: дети 4-5 лет, педагоги, родители.

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, знаний правил дорожного движения.

Задачи:

  1. Закрепить и расширить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, о назначении светофора и его сигналах.
  2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения.
  3. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
  4. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  5. Повысить компетентность родителей в вопросах ПДД и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Принципы реализации проекта

- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, то есть учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной ситуации. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, так как внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, родителей детей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап. Подбор и изучение методической литературы; подбор наглядно-дидактического материала, дидактических, подвижных и развивающих игр, художественной литературы по дорожной безопасности. Организация развивающей среды в группе; создание условий для продуктивной деятельности.

Основной этап. Реализация проекта согласно плану мероприятий. Организация целенаправленной работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, знаний правил дорожного движения. Реализация мероприятий для решения поставленных задач проекта.

Заключительный этап. Подведение итогов работы, анализ и обработка результатов о проделанной работе в рамках реализации проекта; презентация проекта. Продукт проекта: альбом рисунков «Дорожные знаки на улицах моего города».

Перспективный план работы

Сроки реализации

Месяц/неделя

Содержание мероприятий

Цель и задачи

Октябрь

1

Беседа «Улицы нашего города», «Значение сигналов светофора»..

Чтение художественной литературы В. Головко «Правила движения», Ю. Трофимов «Песенка про светофор». Дидактические игры «Будь внимательным», «Доскажи словечко».

Рисование «Дорожные знаки».

Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы».

Познакомить детей со строением улицы, с основными дорожными знаками и правилами дорожного движения.

Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части.

Учить детей слушать, закреплять знания о правилах дорожного движения.

2

Беседа «Для чего нам нужны дорожные знаки?».

Чтение художественной литературы М. Дружинина «Наш друг светофор», Веревка В. «Учимся переходить дорогу».

Рассматривание иллюстрации «Виды транспорта».

Дидактические игры «Назови знаки дорожного движения», «Пешеходная дорожка».

Лепка «Автобус».

Закрепить значимость дорожных знаков для пешеходов.

Закрепить знания детей о знаках дорожного движения и транспорте, развивать творческие способности.

Закрепить знания сигнала светофора, умения переходить дорогу по сигналу светофора.

3

Беседа «Правила безопасности на дороге», о правилах поведения пешехода на улице.

Чтение художественной литературы А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Бедарев О. «Азбука безопасности», Волкова С. «Про правила дорожного движения».

Дидактические игры «Собери знак», «Подбери нужные знаки».

Игровая ситуация «Умелый пешеход».

Рисование «Трамвай».

Формировать практические умения при переходе на улице.

Учить детей определять значение дорожных знаков.

Закрепить понятие «пешеход», тренировать детей в применении знаний на практике.

Научить детей понимать дорожную символику на примере дорожных знаков.

4

Беседа «Вышел из дома – будь внимателен!».

Чтение художественной литературы Житков Б. «Светофор», Клименко В. «Происшествия с игрушками». Игровая ситуация «День дорожного знака».

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».

НОД «Страна дорожных знаков».

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, проезжей части, тротуаре.

Выяснить готовность

правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки.

Формировать представления детей о дорожных знаках.

Ноябрь

1

Беседа «О полосатой зебре».

Чтение художественной литературы Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа».

Игровая ситуация «В гостях у Светофорчика».

Дидактическая игры «Правильно разложи», «Светофор».

Закреплять представления о безопасности пешеходных переходов.

Расширять представления о правилах поведения пешеходов.

Уточнить представления детей о сигналах светофора, закрепить знания правил перехода проезжей части.

закрепить знания о дорожных знаках, их названии; развивать внимание и память.

2

Беседа «Наши помощники на дороге».

Чтение художественной литературы Михалков С. «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история».

Дидактические игры «Угадай-ка», «Узнай по описанию».

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».

Аппликация «Светофор».

Вспомнить о значении дорожных знаков на проезжей части, закреплять названия некоторых из них.

Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Закрепить знания детей о светофоре.

3

Беседа «Улица проезжая часть и тротуар».

Чтение художественной литературы Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток».

Подвижная игра «Шофер», «Цветные автомобили».

Конструирование «Гараж».

НОД «Осторожно, дорога!».

Расширить представления детей о правилах дорожного движения, формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.

Формировать у детей знания о правилах дорожного движения, желание соблюдать эти правила, обучать предвидеть опасность, показать важность соблюдения правил дорожного движения.

4

Беседа «Что нужно знать, если находишься на улице один?».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики учат правилам дорожного движения».

Дидактические игры «Назови цвета светофора снизу вверх и сверху вниз», «Правила дорожного движения».

Настольно – печатная игра «Дорожные знаки».

Развлечение «Помни правила дорожного движения».

Учить правильно обходить пешеход.

Закрепить конкретные знания о правилах поведения вблизи проезжей части.

Совершенствовать знания детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов, познакомить с предупреждающими знаками.

Добиться эффективного результата в формировании у детей навыков безопасного поведения на дорогах можно только в тесном сотрудничестве с семьей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач проекта является взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации «Предупреждение детского травматизма», «Правила безопасности для детей», «Дисциплина на улице – залог безопасности», «Правила дорожного движения»; «Безопасность детей на городских улицах»; «Правила поведения в общественном транспорте».
  • Буклеты и памятки для родителей «Безопасность на дорогах» (Приложение 1), «Правила перевозки детей в автомобиле», «Обучение детей наблюдательности на улице»; «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»; «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта».
  • Папка – передвижка: «О правилах дорожного движения детям», «Обучение детей ПДД», «Дорожные знаки».
  • Оформление родительского уголка на тему «Безопасность на дороге».

Методы работы

- наглядные методы (применяются на всех этапах педагогического процесса);

- словесные методы (рассказы и беседы педагога, объяснения, методы проблемного обучения);

- практические методы (предметно-практическая деятельность, упражнения, продуктивная деятельность детей).

Ожидаемые результаты:

- у детей сформированы представления о соблюдении элементарных правил дорожного движения;

- закреплены и расширены знания о дорожных знаках, о назначении светофора и его сигналах;

- сформирована культура поведения в условиях дорожного движения;

- развита осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- воспитаны навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта

Материально-технические ресурсы:

- развивающий материал;

- дидактические игры;

- изображения дорожных знаков;

- серия картинок «Безопасность на дороге»;

- наглядно-демонстрационные пособия;

- художественная и методическая литература.

Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме проекта.

Список литературы:

  1. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 170 с.
  2. Забуслаева О.Н., Малкова М.Н., Смолянинова М.О. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - С. 64-69.
  3. Козловская Е.А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А.. Козловский. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2014. - 48 с.
  4. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении. Волгоград. «Учитель», 2011. - 111 с.
  5. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост.: Кузнецова Н.М., Шманева Л.В. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. - 74 с.
  6. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет: ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 28 с.
  7. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. - М.: Ай, 2016. – 43 с.

Приложение

Приложение 1

Памятка для родителей

«Безопасность на дорогах»

Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения.

В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка.

Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей.

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины.

Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая ПДД.

Приложение 2

Конспект НОД по ПДД для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) «Дорожные знаки»

Цель: формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода, расширение знаний о сигналах светофора, о дорожных знаках, видах транспорта.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах;

- закрепить знания детей о назначении некоторых дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Автобусная остановка»;

- закрепить знания о назначении сигналов светофора и видах транспорта.

Развивающие:

- развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице;

- развивать внимание, быстроту реакции, логического мышления, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к ПДД и желание следовать им.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: дорожные знаки, пешеходные переходы, светофор, разрезные карточки транспорта (пазлы).

Словарная работа: мостовая, пешеход, шофёр, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор.

Предварительная работа:

  • подготовка атрибутов к НОД;
  • рассматривание иллюстраций «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта;
  • чтение стихов, загадок, художественной произведений по правилам ПДД;
  • беседы о транспорте, дорожных знаках и ПДД;
  • разучивание пальчиковой гимнастики по ПДД;
  • просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки совы»;
  • дидактические игры «Четвертый лишний», «Собери картинку из частей», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и т.д.;
  • подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» и др.
  • сюжетно – ролевые игры: «Шофёры», «Полиция» и т.д.

Методы работы: игровой, наглядный, словесный.

Ход работы:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся все дружно. (Дети здороваются).

- Какое у вас настроение?

Дети: Хорошее!

Воспитатель: Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям.

(Дети дуют на ладошку, а затем садятся на стулья).

(Стук в дверь, входит ребенок в костюме зайчика).

Воспитатель: Ребята, смотрите, входит зайка чуть живой. Зайка, где ты скакал и что произошло с тобой?

З: на мостовой! Не послушался я маму. Отдавил автобус лапу.

Воспитатель: Так ты, наверное, не знаешь правил дорожного движения?

З: Нет! А что это такое?

Воспитатель: ПДД – это такие правила, которые обязательно нужно соблюдать на дороге.

- Садись зайка и послушай, а мы с ребятами расскажем и покажем главные правила дорожного движения. Но сначала нужно отгадать загадку:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь.

Дети: Светофор

Воспитатель: Правильно. Это светофор (показ иллюстрации светофора).

- Для чего он нам нужен?

Дети: Руководить переходом, управлять дорогой, чтобы не было аварий на улице, и все двигались по правилам.

Воспитатель: А какие цвета есть у светофора?

Дети: красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Назовите цвета по расположению:

Дети: верхний – красный, средний – желтый, нижний - зеленый

Воспитатель: Что они обозначают для пешеходов?

Дети: Красный цвет – стой на месте;

Желтый – внимание приготовиться;

Зеленый – можно переходить.

Воспитатель: Ребята, на какой же сигнал светофора нельзя переходить дорогу?

Дети: на красный.

Воспитатель: А на какой свет можно переходить дорогу?

Дети: на зеленый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо усвоили сигналы светофора. А теперь немножко поиграем. И начнем мы с вами с наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Правила дорожного движения».

(игра проводится стоя)

Красный – он один такой (погрозили указательным пальцем - вперед - назад)

Не иди, (погрозили указательным пальцем влево – вправо)

А просто стой! (указательный и средний пальцы правой руки вниз)

Желтый – все еще стоим (указательный и средний пальцы левой руки вниз)

И внимательно следим (поднять вверх указательный палец)

А зелёный подмигнет – (подмигнуть)

И свободен переход! (обе руки повернули в одну сторону – «пропускающий» жест).

Подвижная игра «Светофор».

(воспитатель объясняет правила игры: зеленый – все маршируют на месте; желтый – перестают маршировать; красный – все присядут)

Воспитатель: Ребята! А как узнать, в каком месте перейти дорогу правильно и безопасно?

Дети: по пешеходному переходу.

Воспитатель: А как выделяется пешеходный переход на улице?

Как нам его узнать?

Дети: На дороге начерчены широкие, белые и жёлтые полосы.

Они далеко видны и пешеходам и водителям.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! (показ иллюстраций пешеходного перехода).

Воспитатель: Ребята! А как узнать, в каком месте перейти дорогу правильно и безопасно?

Дети: По пешеходному переходу.

Воспитатель: А как выделяется пешеходный переход на улице?

Как нам его узнать?

Дети: На дороге начерчены широкие, белые и жёлтые полосы.

Они далеко видны и пешеходам и водителям.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! (показ иллюстраций пешеходного перехода)

Воспитатель: Молодцы! Что получилось у вас?

Дети: Полицейская машина, пожарная, скорая помощь, автобус.

Воспитатель: И так, на чем зайка до леса доедет?

Дети: На автобусе (показ картинки).

Воспитатель: А почему не на скорой помощи, пожарной машине, полицейской машине.

Дети: Они специальные.

Воспитатель: Как называется профессия человека, который управляет машиной?

Дети: Шофер.

Игра «Мы – шоферы».

(дети показывают движения)

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Воспитатель: И правда, вы «шофёры хоть куда».

Воспитатель: И так зайка, до леса ты доедешь на автобусе. А садиться ты будешь на автобусной остановке.

- Ребята, а каким знаком обозначается автобусная остановка?

Кто мне поможет?

(ребенок демонстрирует знак «Автобусная остановка»).

- Знак устанавливается в специально выделенных местах.

- А пока ты зайка ждешь автобус, я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть в игру:

Игра «Запрещается – разрешается»:

- играть и прыгать на остановке…

- громко кричать на остановке…

- в автобусе вести себя спокойно…

- уступать место старшим…

- высовываться из окна…

- уважать правила движения…

- идти по тротуару…

- переходить улицу на жёлтый сигнал светофора…

- играть на проезжей части…

- учить правила дорожного движения…

Заяц: Спасибо ребята вам! Сегодня многому у вас научился, и теперь я всегда буду соблюдать правила дорожного движения! До свидания!

(ребенок с игрушкой автобуса увозит зайку).

Воспитатель: Ребята, какое хорошее дело мы с вами сегодня совершили?

Дети: Научили зайку правилам дорожного движения.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! И я уверенна, что вы будете и дальше соблюдать все правила на улицах нашего города.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Филиппок»

Проект по формированию элементарных математических представлений у детей от 5 до 6 лет

«Юные математики»

Разработала: Иванина И.В.

Нижневартовск, 2023

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста актуализировалась рядом разных причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке старших дошкольников, изменились социальные условия и отношение к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Математические представления, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают дети дошкольного возраста, являются достаточно сложными. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения ребенком системы сложных умственных действий.

Процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольников, позволять им находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать математические представления и способности.

Осваиваемое дошкольниками математическое содержание должно позволить им на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия. Математическое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития

Срок реализации проекта: один учебный год (2023 - 2024 г.).

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование у детей элементарных математических представлений.

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, знакомить с составом чисел в пределах 10.
  2. Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
  3. Совершенствовать умения распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  4. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).
  5. Воспитывать у детей интерес к математическим знаниям.
  6. Повысить компетентность родителей по математическому развитию старших дошкольников.

Основные принципы проекта:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Систематичности и последовательностипредполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностейосновывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научностизаключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта содержит три последовательных и взаимообусловленных этапа, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения цели проекта.

Подготовительный этап. Изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактических материалов, дидактических игр и оборудования для совместной деятельности. Разработка методических и наглядных пособий по математическому развитию дошкольников. Обогащение предметно-развивающей среды в старшей группе.

Основной этап. Данный этап предполагает проведение систематичной, последовательной работы, реализуются основные виды деятельности детей, разработанные мероприятия в рамках проекта по формированию у детей математических представлений.

Заключительный этап. Осуществляется анализ и подводится итог работы по проекту, определяется перспективное направление. Продукт проекта: выставка рисунков «Удивительный мир математики».

Содержание проекта

Содержание работы включает в себя использование методических пособий, дидактических и развивающих игр, художественных произведений по развитию у старших дошкольников математических представлений.

План реализации проекта

Сроки

Содержание

Задачи

Сентябрь

Беседа «Удивительная математика».

Чтение математических сказок с элементами счета.

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Веселые цифры».

НОД «Путешествие в королевство математики».

Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями.

Способствовать развитию внимания, памяти, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

Октябрь

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Дидактические игры «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись».

Лепка «Веселые цифры».

НОД «Геометрические фигуры».

Формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.

Расширить умения детей находить заданные предметы в окружающей действительности.

Ноябрь

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Дидактические игры «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм».

Рисование «Волшебные цифры».

НОД «Занимательная математика».

Закрепить умения отгадывать математические загадки.

Закрепить математические понятия через рисование разных предметов.

Развивать восприятие и пространственные представления.

Декабрь

Беседа «Как появились геометрические фигуры».

Дидактические игры «Домино», «Чудесный мешочек», «Тренажер «Божьи коровки».

Аппликация «Украсим салфетку к празднику».

НОД ««Путешествие в сказку».

Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

Развитие навыка счета и закрепление состава числа.

Развивать творческие способности детей.

Январь

Дидактические игры «Сложи узор», «Четвертый лишний», «Смотри, играй, запоминай».

Рисование «Забавные фигуры».

Просмотр мультфильма «Геометрия для детей».

Формирование умения определять пространственное расположение предметов.

Развитие наблюдательности и внимания, научить различать аналогичные предметы по величине.

Февраль

Составление рассказов и сказок о фигурах.

Дидактические игры «Собери фигуры»; «Фигуры из цветной мозаики»; «Математический счет».

Рисование «Дорисуй предмет».

НОД «Приключения фигур».

Упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами в пределах 10.

Март

Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик».

Дидактические игры «Блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «На что похоже»

Лепка «Геометрические фигуры».

НОД «Мир геометрических фигур».

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно-пространственное восприятие.

Апрель

Заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

Дидактические игры «Составь фигуру», «Подбери пару», «Угадай какая фигура».

Рисование, штриховка геометрических фигур.

НОД «Волшебная математика».

Упражнять в порядковом счете, развивать внимание, память.

Учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

Май

Чтение математических сказок: «Необыкновенные приключения в городе математических загадок».

Игры на логическое мышление «Чудесный мешочек», «Продолжи ряд».

Математические упражнения «Дополни ряд», «Раздели на группы», «Какой по счету?».

Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел».

Закрепление математических представлений дошкольников.

Развитие логического мышления, внимания, воображения, смекалки и сообразительности.

Закрепить счетные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Одним из важных направлений развития у дошкольников математических представлений является работа с родителями. Тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников позволит выработать общие требования к ребенку, что окажет существенное влияние на его математическое развитие.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников», «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» и др.
  • Беседа для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Как важно научить ребенка ориентироваться в пространстве».
  • Мастер-классы, презентации.
  • Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша при обучению детей ориентировке в пространстве».
  • Викторина «Умники и умницы».
  • Проведение математических развлекательных мероприятий с участием родителей.

Методы работы

Для развития у старших дошкольников математических представлений используются следующие методы:

Словесные методы: рассказы и беседы педагога, объяснения, методы проблемного обучения.

Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль обеспечение всесторонних, образное восприятие, дать опору на мышление.

Практические методы: предметно-практическая деятельность, упражнения, продуктивная деятельность дошкольников.

В процессе формирования у старших дошкольников математических представлений применяются следующие средства:

- использование разнообразных форм и методов организации образовательной деятельности;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка;

- использование дидактического материала;

- стимулирование детей к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий;

- поощрение стремления детей к самостоятельности;

- оценка деятельности ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения и др.

Основные условия для получения эффективного результата:

- знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- сотрудничество с детьми и родителями;

- создание благоприятной развивающей среды в группе;

- эффективное выполнение усовершенствованных методов работы с детьми старшей группы.

Планируемые результаты освоения проекта:

Дошкольники будут знать:

- отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

- нестандартные методы решения различных математических задач.

Дошкольники будут уметь:

- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

- ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;

- считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

- составлять целое из частей.

Материально-технические и информационные ресурсы

Материально-технические ресурсы:

  • комплекс наглядно-иллюстрированного материала по каждой теме;
  • развивающий иллюстрированный раздаточный материал;
  • дидактические, настольно-печатные игры математического содержания;
  • художественная литература по теме проекта;
  • обучающие презентации.

Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме проекта.

Список литературы:

  1. Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 2010. – 303 с.
  2. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет / О.В. Тихомирова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.
  3. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 191 с.
  4. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.
  5. Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: Детство-Пресс, 2010. – 384 с.
  6. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 79 с.

Приложение

Приложение 1

Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

«Путешествие в математическую страну»

Цель: уточнить и закрепить имеющиеся математические знания посредством игры

Образовательные задачи:

- закрепить умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов;

- продолжать отрабатывать последовательность цифр;

- отрабатывать порядковый счет;

- продолжать учить сравнивать группы предметов, результат сравнения обозначать словами «больше», «меньше», «одинаково»;

- повторить последовательность времен суток;

- развивать пространственные представления;

- добиваться умения образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие задачи:

- побуждать детей отвечать на вопросы полными предложениями;

- развивать логическое мышление, воображение, артистичность.

Воспитательные задачи:

- прививать интерес к математике;

- воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.

Демонстрационный материал: иллюстрации: паровозик, поросята, схема домика из счетных палочек, карта к домику Наф-Нафа.

Раздаточный материал: цветные билетики с цифрами, счетный материал (желуди) в корзинках, картинки для рисования по цифрам (домик Ниф-Нифа, счетные палочки).

Оборудование:

Магнитофон; фонограмма «Звуки леса», детские песенки: «Песенка Винни-Пуха», «Паровозик», «Песенка поросят»; цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок, дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня, собираясь на работу, я услышала такую песенку.

(Звучит отрывок песни Винни - Пуха «Кто ходит в гости по утрам.»)

Воспитатель: Вы согласны с Винни-Пухом?

Дети: Да.

Воспитатель: А какое сейчас время суток?

Дети: Утро.

Воспитатель: Утро закончится, и наступит…

Дети: День.

Воспитатель: Верно, день. А потом - …

Дети: Вечер.

Воспитатель: Конечно, наступит вечер, и мы разойдемся по домам. А затем ляжем спать, и это значит, что уже наступила …

Дети: Ночь.

Воспитатель: Давайте повторим выученную на прошлой неделе поговорку: «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь».

(Проговаривание поговорки)

Воспитатель: Молодцы! Ну, если у нас как раз утро, может быть мы тоже отправимся в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю навестить наших знакомых поросят, о которых мы читали сказку. Как их звали?

Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Воспитатель: Где же живут поросята?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться до леса? (Ответы детей).

Воспитатель: А вот и веселый паровозик, который нас повезет.

(Иллюстрация «Паровозик»).

Воспитатель: Разбирайте билетики. А почему, как вы думаете, я назвала его веселым?

Дети: Он улыбается, он яркий, с разноцветными вагонами.

Воспитатель: Верно. Сколько же вагонов в поезде?

Дети: Три.

Воспитатель: У кого билет красного цвета, поднимите руку. Вы догадались, в каком по счету вагоне вы поедете?

Дети: В первом.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Билеты красные и вагон красный.

Воспитатель: Выходите вперед и занимайте места, согласно вашим билетам. Нумерация начинается от окна. Остальные ребята проверят, правильно ли вы построились?

(На билетах цифры от 1- 5)

Воспитатель: Правильно ли построились ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посчитаем пассажиров по порядку.

(Счет порядковый).

Воспитатель: Сколько всего ребят едет в первом вагоне?

Дети: В первом вагоне едет пять ребят.

(Аналогично строятся пассажиры остальных вагонов, во втором (зеленый) 4 пассажира, в третьем (синий) – 3).

Воспитатель: Скажите, в каком вагоне едет больше всего пассажиров?

Дети: В первом.

Воспитатель: А в каком вагоне меньше всего?

Дети: В третьем.

Воспитатель: Кто-нибудь догадался, как можно сделать, чтобы во всех вагончиках было ребят поровну?

Дети: Надо пересадить одного пассажира из первого вагона в третий.

Воспитатель: Верно, но сейчас мы не будем уже обменивать билеты, поедем так. Готовы? Поехали.

(Дети кладут руки друг другу на плечи и под музыкальное сопровождение передвигаются по кругу.)

Воспитатель: Стоп, машина! Вы слышите? Где же мы очутились?

(Звучит фонограмма «Звуки леса».)

Дети: В лесу.

Воспитатель: Да, мы в лесу. Паровозик привез нас прямо к полянке, на которой раньше стоял домик Ниф-Нифа. Из чего он был построен?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: Соломенный.

Воспитатель: Чтобы вспомнить, как он выглядел, нам надо сесть за столы по цветам ваших билетиков, взять в руки карандаши и соединить все точки с цифрами по порядку от 1 до 5. Билетики свои кладите на стол рядом с собой. Они еще нам пригодятся. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Найдите цифру 1. Какая цифра будет следующей?

Дети: Два.

Воспитатель: Продолжаем самостоятельно. Кто построил левую стенку, аналогично строит правую.

1стол с красными билетиками - соединить по точкам и выполнить дополнительное задание: прописать цифры около точек.

2стол с зелеными билетиками - соединить по точкам и раскрасить.

3 стол с синими билетиками - соединить по точкам.

Воспитатель: Симпатичный домик у Ниф-Нифа?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот и он сам.

(Выставляется изображение поросенка с корзинкой.)

Воспитатель: Ниф-Ниф рад нас видеть, он говорит, что с удовольствием познакомит таких приятных детей со своими братьями, но должен сначала собрать желуди к завтраку. Как же быть? Может, поможем ему собрать желуди?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Давайте, каждый соберет и выложит на столе столько желудей, сколько просит ваша цифра на цветном билетике.

(Выкладывают необходимое кол-во желудей рядом с цифрой).

Разноуровневые задания:

1группа: выкладывает 5 желудей

2 группа: выкладывает 3 желудя

3 группа: выкладывает 2 желудя

Воспитатель: Сколько желудей собрал Олег? Олеся?

(Ответы детей).

Воспитатель: Отлично. Собираем желуди в корзинку, и выходим на ковер. Ребята, посмотрите, Ниф-Ниф поросенок маленький, а корзина у него наоборот …

Дети: Большая.

Воспитатель: Верно. И она полна желудей. Значит она какая?

Дети: Тяжелая.

Воспитатель: Покажите, как ее несет поросенок.

(Имитация ходьбы с тяжелой корзиной.)

Воспитатель: Жалко бедного поросенка! Так мы далеко не уйдем. Как же быть?

Дети: Поможем ему.

Воспитатель: Молодцы, заберем часть желудей из корзинки, положим в наши карманы, и корзина станет какой?

Дети: Корзина станет легкой.

Воспитатель: Покажите, как теперь бежит поросенок с корзинкой.

(Показ).

Воспитатель: Ниф-Ниф так развеселился, что даже затанцевал. Повторяйте движения за ним.

(Танец-физминутка под музыку «Нам не страшен серый волк».)

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли к опушке, на которой стоял домик Нуф-Нуфа. Он был построен из чего?

Дети: Домик был построен из веточек.

Воспитатель: А веточки, это какой материал?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Значит, домик какой?

Дети: Деревянный.

Воспитатель: Давайте тоже построим деревянный домик из счетных палочек.

Разноуровневые задания:

1группа: выкладывает 3 домика

2группа: выкладывает 2 домика

3группа: выкладывает 1домик

Садитесь за столы. Когда строят дом, начинают сверху или снизу?

Дети: Снизу.

Воспитатель: Какую фигуру выложим сначала?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Сколько палочек для этого возьму?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Покажите столько же пальчиков.

(Показ)

Воспитатель: Сколько палочек доложу, чтобы сделать крышу?

Дети: Две.

Воспитатель: Покажите на пальцах.

(Показ)

Воспитатель: Какой формы наша крыша?

Дети: Крыша треугольной формы.

Воспитатель: Вы молодцы! Нуф-Нуф очень рад, что мы навестили его.

(Выставляется изображение Нуф-Нуфа.)

Воспитатель: Хотел бы он с вами поиграть, да боится, что волк услышит. Разве что можно поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи». Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Выходите на полянку.

(Изображение понятий «далеко - близко», «высоко - низко», «впереди- сзади», «большой- маленький», «узкий- широкий»)

Воспитатель: Нуф-Нуф очень доволен. Он хочет показать нам карту, которая поможет пройти к домику Наф-Нафа. Но прежде, чем читать карту, мы должны сделать зарядку для наших глаз.

Коррегирующая гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево.

Снова вправо, снова влево.

Глазки вверх и глазки вниз.

Снова вверх и снова вниз.

Круг глазами начерти,

Головою не верти!

Жмурим глазки раз, другой.

Поморгай теперь со мной.

(Выставляется иллюстрация с изображением домика и тропинки к нему.)

Воспитатель: Хорошо. Рассмотрите карту и скажите, в какую сторону нам надо двигаться сначала?

Дети: Вперед.

Воспитатель: А потом?

Дети: Налево.

(Далее: прямо, направо, прямо, налево.)

Воспитатель: Вот и домик Наф-Нафа. Из чего он построен?

Дети: Домик построен из камней.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Каменный.

Воспитатель: Нужно ли в таком домике бояться волка?

Дети: Нет.

Воспитатель: А давайте проверим и дунем, как он.

(Дуем на иллюстрацию.)

Воспитатель: И правда, крепкий домик. Наф-Наф поросенок осторожный, он не открывает дверь и окна всем подряд. Только тем, кто знает условный стук. Послушайте и постарайтесь его повторить.

(Отстукивание ритма ладонями,

Воспитатель: Сколько всего раз я стукнула в ладоши?

Дети: Пять.

Воспитатель: А вот и сам Наф-Наф отворил окошко, услышав наш стук.

(Выставляется изображение поросенка).

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось у поросят в лесу?

Дети: Очень.

Воспитатель: А что в нашем путешествии было интереснее всего?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что-нибудь показалось вам трудным?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ну что же, наша прогулка подошла к концу. Надо прощаться с поросятами и отправляться в детский сад.

«До свидания!»

Воспитатель: Садимся в поезд. Поехали!

(Под музыку «Веселый паровозик» уезжаем из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...