Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»
учебно-методическое пособие
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекстовой разметки HTML. Данное методическое пособие предназначено для преподавателей, которые заинтересованы в применении информационных технологий в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_sozdanie_elektronnyh_uchebnikov.docx | 67.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Навашинский политехнический техникум»
О.В.Завьялова
Методические рекомендации по разработке электронных учебников
Методическое пособие
Навашино
2019
Рецензент: Миронова Л.П. –преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
Автор: Завьялова О.В. – преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
Методическая разработка. – ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
2019. – 28 с.
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекстовой разметки HTML. Данное методическое пособие предназначено для преподавателей, которые заинтересованы в применении информационных технологий в учебном процессе.
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» обсуждено на заседании предметной (цикловой) комиссии спец.дисциплин по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».
Председатель ПЦК __________________ / Завьялова О.В. /
Протокол №____ «_______»_____________20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………… | 4 |
1 Использование электронных учебных пособий для обучения……………………………… | 5 |
2 Средства создания электронных учебных пособий………………………………………….. | 9 |
3 Разработка электронных учебных пособий в виде набора взаимосвязанных html- страниц. | 10 |
4 Тестовый контроль знаний обучаемых ………………………………………………………. | 11 |
5 Требования к содержанию электронного учебника………………………………………….. | 14 |
6 Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»………………………………………………………………………………. | 15 |
7 Запуск электронного учебника………………………………………………………………… | 22 |
Заключение………………………………………………………………………………………… | 23 |
Список используемых литературных источников……………………………………………… | 24 |
Приложение……………………………………………………………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить процесс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучаемых.
Использование электронных обучающих средств в обучении обеспечивает:
- экономию времени при поиске необходимого учебного материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия человека, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению, постоянный оперативный контроль над усвоением материала;
Одной из наиболее важных областей развития образования является информатизация и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих современными информационными технологиями для поиска и передачи информации. Однако, в образовательных учреждениях этот процесс развивается медленно, недостаточно сформирована база электронных образовательных ресурсов. В частности, это связано с высокой трудоемкостью разработки электронных учебников и электронных учебных пособий.
В данной методической разработке рассмотрен один из наиболее эффективных способов создания электронных учебников с использованием языка HTML, подробно описаны все преимущества данного метода и этапы разработки на примере электронного учебного пособия по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» Представленный электронный учебник, разработанный в относительно короткий срок и при минимальных материальных затратах, отвечает всем требованиям по наглядности и систематизации знаний и будет интересен и полезен не только студентам, обучающимся в техникуме, но и широкому кругу пользователей, интересующихся основами программирования.
- Использование электронных учебных пособий для обучения
На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучаемых, повышению их познавательного и профессионального интереса.
Применение компьютеров в обучении студентов создает возможность использования их для аудиторных (лекционных и лабораторных), аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. В настоящее время, во всех вышеперечисленных случаях, используется в основном программное обеспечение общего назначения - текстовые редакторы, электронные таблицы и др., но по нашему мнению необходимо применение специализированных обучающих систем. Существует множество различных подходов к классификации обучающих компьютерных программ, но единого мнения и соответственно общей классификации нет, что отмечается рядом авторов.
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
При разработке электронных учебных средств, необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
- электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
- основная цель применения компьютеров - повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;
- необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
- электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.
Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.
При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон "Об авторских и смежных правах", а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей.
Во - вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника.
Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д.
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.
Электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты (блоки):
- средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
- средства поддержки практических занятий;
- средства контроля знаний при изучении дисциплины;
- средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
- методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
- средства управления процессом изучения дисциплины.
Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой.
Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой.
Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:
- четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
- сложность и глубина структуризации предметного материала;
- наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
- компактность представленного информационного материала;
- краткость и ясность в изложении основных моментов;
- наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
- графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
- включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.
Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучаемый должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает глубже осмыслить изучаемый материал.
По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии.
В условиях недостаточного количества учебных материалов по разнообразным дисциплинам значимость электронных учебников еще более возрастает.
По определению, электронный учебник - компьютерная система, содержащая определенным образом подготовленную и структурированную учебную информацию и систему упражнений для ее осмысления и закрепления, сценарии учебной работы и реализующие их программы, предназначенные для самостоятельного изучения учебного материала с помощью компьютера. Таким образом, электронный учебник должен обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя, по крайней мере, три составляющие: теоретическую, практическую части и контроль знаний.
Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя. "И хотя вопросы, которые ставит компьютер перед учащимися, и особенно те, которые можно ставить компьютеру, пока намного уступают по своему разнообразию тем, что задаются при общении с учителем, их круг постепенно расширяется".
Очень важен тот факт, что обучаемый имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.
При проектировании и создании электронных учебников, также как и других обучающих программ, требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: "избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, т.е. компьютер может давать ответ не по существу решаемой задачи, либо заданного вопроса, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность". И может привести к увеличению, вместо предполагаемого сокращения, времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.
Средства создания электронных учебных пособий
Создание качественного электронного учебника — процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений. При этом необходимо наличие хорошо слаженной команды квалифицированных специалистов: автора текста учебника, web-дизайнера, программиста, художника и психолога.
В одиночку практически невозможно выполнить весь объем работ, поскольку в этом случае автор учебника должен выступать одновременно в нескольких лицах. Хотя исключения могут быть. Тем не менее, несмотря на необходимость участия в создании учебника большого коллектива, основной автор у учебника, несущий полную ответственность за качество отбора учебного материала, его методическую проработку, стиль и язык изложения должен быть один. В крайнем случае, в роли авторов могут выступать не более чем два единомышленника. Как показывает практика, это максимально устойчивая группа, менее всего подверженная разного рода конфликтам при деятельности подобного рода.
Именно за автором должно быть последнее слово во всех спорных вопросах, не касающихся технической или дизайнерской стороны процесса создания учебника. В противном случае коллективная ответственность по схеме, предлагаемой, например, в работе, может свести на нет все благие намерения и превратить созданный учебник в бледное подобие аналогичных печатных вариантов, но на ином информационном носителе.
Если же для разработки электронного пособия не предполагается привлечение большого коллектива специалистов, то целесообразно использовать более простые способы создания электронных учебников.
Электронный вариант учебника должен коренным образом отличаться от классического — это уже аксиома. Учитывая, что процесс создания таких учебников еще не устоялся, имеет смысл попробовать систематизировать те требования, которым он должен соответствовать. Это особенно важно, если учебник предназначен для использования в системе дистанционного образования (ДО), как с применением кейс–технологии, так и с использованием сетевой Internet–технологии
Электронные учебники условно можно разделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть — не автономные.
Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы.
Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых и должен работать учебник.
Каждый из названных видов имеет свои преимущества и недостатки.
Система дистанционного образования предполагает активное использование компьютерных Internet-технологий, поэтому априори можно быть уверенным в наличии у пользователя какого-либо браузера. То есть электронные учебники второго вида (по приведенной выше классификации) в этом случае лучше всего делать с использованием языка гипертекстовой разметки (HyperText Markup Language — HTML). Ну а раз платформа известна, то стоит более пристально разобраться с возможностями и особенностями представления документов в формате HTML. При этом, прежде всего, нельзя упускать из вида, что возможности форматирования текста в HTML-файлах значительно уступают возможностям текстовых процессоров типа Word. К этим ограничениям форматирования добавляются еще и ограничения, связанные с пропускной способностью линий связи, несколькими видами применяемых браузеров различных версий и возможными техническими ограничениями компьютеров конечных пользователей.
- Разработка электронных учебных пособий в виде набора взаимосвязанных HTML- страниц.
Язык разметки гипертекстовых страниц HTML представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылок на другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сети Интернет.
Документы HTML являются обычными текстовыми ASCII-файлами. Это означает, что для их создания можно использовать любой текстовый редактор, даже с минимальными возможностями.
Существуют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Они позволяют экономить время, так как содержат клавиши быстрого доступа для выполнения повторяющихся операций, например, задания начальных установок документов, таблиц или просто применения стилей к тексту. Редакторы HTML отличаются от авторского WYSIWYG-инструментария тем, что требуют знания правил составления HTML вручную, редакторы лишь упрощают и ускоряют этот процесс.
Последние годы характеризуются резким ростом рынка авторских инструментов. HTML-редакторы класса WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь) имеют графические интерфейсы, которые делают написание HTML больше похожим на программу редактирования текстов или разметки страницы.
Первоначальной целью этих программ было освобождение пользователей от тегов HTML, наподобие того, как программы разметки страниц защищают разработчика от набора команд языка PostScript. Сегодня их значимость возросла, так как они повышают эффективность и уровень автоматизации производства документов, обеспечивая в то же время доступ к исходному тексту HTML.
Наиболее популярными в настоящее время WYSIWYG-редакторами являются: Macromedia Dreamweaver, Golive CyberStudio (только для компьютеров Macintosh), Microsoft FrontPage, FileMaker Claris, Home Page, Adobe PageMill. Эти специальные редакторы, ориентированные на визуальную разработку сайтов, позволяют проектировать Web-страницы так же легко, как и создавать документ в текстовом редакторе. Вы можете размещать на странице текст, таблицы, рисунки, видео, создавать ссылки, использовать различные интерактивные компоненты и при этом работать со страницей в режиме WYSIWYG, то есть практически в том виде, в каком она будет выглядеть в браузере. Визуальный редактор позволяет скрыть внутреннее представление страницы в формате HTML,что существенно облегчает разработку и избавляет от поиска синтаксических ошибок.
- Тестовый контроль знаний обучаемых
Электронный учебник должен содержать, помимо теоретических и практических занятий, средства контроля знаний обучаемых. Если создание теоретической и практической частей не создает трудностей, то с составляющей для обеспечения контроля знаний появляются проблемы. Без контроля никакая оценка действий и знаний обучаемых невозможна. Тестирование - один из способов решения этой проблемы, хотя сам таит в себе некоторые недостатки, связанные в основном с объединением тестов в единое целое с уже существующей теоретической и практической частями.
Несмотря на неоднозначное отношение педагогов к системе тестирования, тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов. Причиной жарких споров вокруг системы тестирования в последнее время является устоявшееся мнение, что тестирование - это единственно универсальная система оценки качества знаний обучаемых. Широкому распространению таких взглядов способствовало введение в школах системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но такое мнение, безусловно, ограниченно.
Под тестом - в широком значении - понимают всю стандартизованную систему оценки знаний, включающую саму процедуру тестирования, специальным образом построенное задание и систему оценки ответов. В более узком, часто используемом на практике смысле, под тестом обычно понимают специально разработанную по определенному алгоритму совокупность значительного числа заданий.
Тест с высокой надежностью оценки знаний включает обычно не менее 30 заданий. Меньшее их количество в тесте создает предпосылки к высокой доле случайностей в проверке знаний по такому тесту (фактор «лотерейности»).
Сами задания теста могут иметь различную форму: тестовые задания закрытого (с выбором ответа) или открытого (со свободно конструируемыми ответами) типа, задачи, ситуационные задания и т.д. Наиболее часто на практике для тестирования используются тестовые задания закрытого типа. Именно с их помощью реализуются основные достоинства метода тестирования: экспрессивность процедуры и возможность одновременной оценки знаний больших групп обучаемых в рамках жестко лимитированного по времени учебного процесса. Вдобавок, учет результатов выполнения заданий этого типа легко механизируется с помощью персонального компьютера.
Система тестирования - это один из методов контроля качества обучения, имеющий свои достоинства и недостатки
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессивность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).
Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования, целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемым.
Очевидно, что тестирование как метод контроля знаний может иметь широкое применение в учебном процессе особенно в тех отраслях знаний, где незначителен вес других, уже традиционных форм экспресс-контроля (задачи, расчеты, практические работы).
Проблема тестирования: отсутствие бесплатного (условно бесплатного) единого программного обеспечения для создания теоретической части учебника и эффективного теста контроля знаний. Обычно хорошо организованная программа создания тестов существует "сама по себе", а встроенные в программу для создания электронных изданий возможности тестирования достаточно примитивны. Удачные программы, отвечающие большинству требований для создания электронных учебников, продаются не дешево. Один из путей решения этой проблемы видится в использовании для создания тестов в электронных учебниках языков программирования, где ответы (в том числе помеченные правильные) размещены в базе данных с ограниченным числом пользователей (обычно преподавателей).
Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.
Типы тестовых заданий
- одиночный выбор,
- множественный выбор,
- установление порядка следования,
- установление соответствия,
- ручной ввод числа,
- ручной ввод текста, выбор места на изображении.
Для каждого задания в тесте можно индивидуально задать сложность (количество баллов за верный ответ) от 1 до 100, максимальное время обдумывания задания и другие параметры.
Оценка учащегося вычисляется по баллам. Уровень оценки в процентах (для того чтобы не менять при удалении/добавлении заданий) задается в редакторе. Уровень оценки любой - от двухбалльной (зачет/незачет) до 100-ой. Для оценки можно указать название -тогда выводится не цифра, а название (полезно для зачет/незачет).
Использование большого числа типов заданий и индивидуальные настройки для каждого задания позволяют создавать тесты для эффективной проверки разнообразных знаний учащихся.
Текст вопросов и вариантов поддерживает форматирование. Вы можете изменять шрифт, его размеры, цвет, начертание, использовать надстрочные и подстрочные индексы, менять выравнивание и создавать списки. Для этого в редакторе тестов имеется встроенный редактор текста похожий на WordPad. Так же вы можете редактировать и форматировать текст в своем любимом текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.
- Требования к содержанию электронного учебника
Электронный учебник должен соответствовать следующим техническим требованиям:
- Учебник должен содержать полную, доступную и структурированную информацию по выбранной теме.
- Весь теоретический материал должен быть разбит на разделы и темы, что облегчит поиск нужной информации.
- Электронный учебник должен иметь интуитивно понятный, простой, и в то же время привлекательный интерфейс.
- Необходимо предусмотреть удобную навигацию по разделам учебника.
- Помимо теоретического материала, необходимо предусмотреть возможность тестового контроля знаний обучаемых.
Оформление учебника должно быть исключительно функциональным, но при этом иметь привлекательный вид.
Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока.
В учебном пособии необходимо предусмотреть возможность тестирования знаний, которое будет осуществляться запуском тестирующей программы.
Оформление учебника должно быть исключительно функциональным. Но это совершенно не исключает тщательную проработку дизайна его первой (главной) страницы. Как театр начинается с вешалки, так и любой учебник начинается с обложки (под обложкой в данном случае следует понимать главную, то есть первую страницу электронного учебника). В связи с этим стоит обратить на ее дизайн особое внимание.
Однако кроме дизайна первой страницы следует не забывать и об ее информативности. Эта страница должна быть связующим звеном между различными разделами учебника и позволять без проблем перейти к любому из них. Для этого на странице должны присутствовать:
1) Название учебника
2) Список (меню) основных разделов учебника:
- Главная
- Теория
- Практикум
- Презентации
- Тесты
- Словарь
Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между разными блоками.
Для теоретической части учебника это означает, что:
- Весь материал разбивается на блоки, то есть разделы или главы.
- Общее меню разделов может быть вызвано с любой страницы учебника.
- Разделы (главы), в свою очередь, также должны иметь свое собственное меню для содержащихся в нем тем.
- Вызов страниц с отдельными конкретными темами должен быть возможен только из меню раздела.
- Возможно перемещение между страницами с помощью кнопок «Вперед» и «Назад».
Пособие должно быть построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру для организации соответствующего поискового аппарата, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия.
- Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»
Для разработки электронного учебного пособия по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».был выбран HTML -редактор FrontPage компании Microsoft, входящая в состав пакета MS Office 2003.
Этот редактор визуального проектирования Web-страниц обладает на сегодняшний день, наверное, самым широким спектром возможностей. Редактор FrontPage содержит большой набор шаблонов и мастеров для создания сайтов по различной тематике. Для форматирования текста можно использовать все возможности, предусмотренные в основном стандарте HTML,а также применять специальные динамические эффекты и анимацию. Редактор имеет удобные инструменты для работы с таблицами, встроенные средства для обработки изображений, позволяет легко размещать на страницах различные мультимедиа-объекты: рисунки, видеофильмы, анимацию, звуковые фрагменты. Тесная интеграция с пакетом MS Office позволяет отображать на страницах документы MS Word,таблицы и графики MS Excel, динамически получать данные из MS Access, использовать язык VBA, средства проверки орфографии и десятки готовых тем для оформления страниц сайта. В программе FrontPage реализована поддержка современных Web-технологий, таких, как каскадные таблицы стилей (CSS),динамические эффекты (DHTML), фреймы, активные страницы (ASP),элементы ActiveX и Java-апплеты. Если Web-сервер поддерживает технологии FrontPage и SharePoint,то появляются дополнительные возможности при создании страниц - формы поиска, счётчики посещений, оглавление сайта и другие. Программа FrontPage является не только редактором Web-страниц, но и содержит средства управления сайтом, такие, как схема навигации по страницам, анализ сайта с помощью различных отчётов, коллективная разработка, настройка на определённые браузеры, загрузка сайта на Web-сервер по протоколам HTTP и FTP. Все эти возможности позволяют создать с помощью FrontPage полноценные Web – сайты, такие, например, как электронные магазины или игровые сайты.
К недостаткам редактора FrontPage можно отнести его преимущественную ориентацию на браузер Internet Explorer, поэтому следует проверять работу готового сайта в других браузерах. А также некоторую избыточность готового кода НТМL. Редактор отслеживает изменения в коде страниц и упорно восстанавливает теги, удаленные Web-мастером. С другой стороны, этот недостаток можно считать продолжением достоинств, позволяющих работать с редактором непрофессионалу.
Требования к компьютеру для установки и работы редакторов FrontPage такие же, как у других приложений МS Office.
Для проведения тестирования по темам электронного учебника будем использовать скрипт на языке HTML. Таким образом, для проведения тестирования не потребуется дополнительное программное обеспечение.
Страницы учебника созданы в виде Web-страниц, объединенных в Web-узел. Все страницы, кроме запускающей, будут размещены в папке Private, изображения и фоновые рисунки – в папке Image. Запуск учебника будет осуществляться со страницы Index.htm.
Все страницы конструируются отдельно и связываются между собой гиперссылками.
На первом этапе разработки электронного учебного пособия было необходимо продумать структуру главной страницы учебника. Она должна быть функциональной, информативной, обеспечивать быстрый доступ к основным темам и разделам учебника и, в то же время, обладать современным, привлекательным дизайном и соответствовать эргономическим требованиям к компьютерным средствам обучения. Для реализации поставленных требований будем использовать фреймовую структуру главной страницы электронного учебника.
Используя фреймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные подокна, мы можем значительно улучшить внешний вид и функциональность электронного пособия.
С помощью фреймов можно создавать продвинутые интерфейсные решения, такие как: размещение статической информации, которую автор считает необходимым постоянно показывать пользователю, в одном статическом фрейме, помещение в статическом фрейме оглавления всех или части WEB-документов, содержащихся на WEB-сервере, что позволяет пользователю быстро находить интересующую его информацию
Мы будем использовать фреймы для отображения названия электронного учебника и размещения оглавления с указанием всех разделов и тем, т.к. эта информация должна быть статичной и постоянно находиться в поле зрения пользователя. Таким образом, мы обеспечим быстрый переход на нужную тему.
Для перехода с главной страницы на последующие используются гиперссылки. Гипертекстовые ссылки являются ключевым компонентом, делающим WEB привлекательным для пользователей. Добавляя гипертекстовые ссылки (далее - ссылки), мы сделаем набор документов связанным и структурированным, что позволит пользователю получать необходимую ему информацию максимально быстро и удобно.
Ссылки имеют стандартный формат, что позволяет браузеру интерпретировать их и выполнять необходимые функции (вызывать методы) в зависимости от типа ссылки. Ссылки могут указывать на другой документ или специальное место данного документа.
Для большей наглядности и информативности страниц учебника добавим на них соответствующие иллюстрации, а также в верхней части учебника вместе с заголовком разместим бегущую строку.
Страница «Теоретический материал» запускается из главного меню по ссылке «Теория», она содержит все теоретические темы по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения
Для просмотра нужной темы достаточно нажать гиперссылку.
Каждая теоретическая тема располагается на отдельной странице учебника.
Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой темы учебника можно будет перейти на страницу «Теоретический материал» с помощью кнопки «Содержание»
Аналогично спроектированы и остальные страницы учебника.
Страница «Практические работы» запускается из главного меню по ссылке «Практикум», она содержит все методические указание к практическим занятиям по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения
Для просмотра нужной работы достаточно нажать гиперссылку.
Каждая практическая работа располагается на отдельной странице учебника.
Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой практической работы учебника можно будет перейти на страницу «Практикум» с помощью кнопки «Содержание»
Для осуществления тестового контроля будем использовать HTML-скрипт, представленный в приложении А.
Для того чтобы выбрать другой тест необходимо закрыть текущий.
Ссылки для запуска теста разместим на странице «Тестовый контроль», которая открывается из вертикального меню, доступного на любой странице учебника.
Для запуска теста необходимо выбрать пункт меню «Тесты». Далее, в появившемся окне приложения нажимаем ссылку с требуемым тестом, который открывается на отдельной странице
Этапы тестирования:
- Открытие тестов
- Начало тестирования
- Прохождение теста
- Просмотр результатов.
Для пользователей представлена следующая инструкция:
Выберите один из вариантов в каждом из 10 вопросов;
Нажмите на кнопку "Показать результат";
Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
Оценки: менее 5 баллов - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 5 но менее 7.5 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 7.5 и менее 10 - ХОРОШО, 10 - ОТЛИЧНО;
Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку "Сбросить ответы";
Тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.
По окончанию теста необходимо нажать на кнопку "Показать результат" (Рисунок 9)
Скрипт не покажет результат, пока не будут получены ответы на все вопросы.
В окне рядом с номером задания выводится результат (Рисунок 10).. Если ответ правильный, то там (+), а если ошибка, там (-)
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Оценки: менее 5 баллов - неудовлетворительно, от 5 но менее 7.5 - удовлетворительно, 7.5 и менее 10 - хорошо, 10 – отлично.
Чтобы сбросить результат тестирования, необходимо нажать кнопку "Сбросить ответы";
- Запуск электронного учебника
Для открытия электронного пособия достаточно запустить из рабочей папки HTML-документ с именем Index.htm, в котором размещена главная страница учебника
HTML- страницы учебника просматриваются с помощью любого браузера, установленного на компьютере.
В настоящее время существует много программ, которые позволяют собрать все HTML-страницы в единый исполняемый файл с расширением EXE. Для открытия такого учебника не требуется браузер. Таким образом, процесс использования и копирования учебника значительно упрощается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременное и осознанное использование информационных технологий является одним из способов повышения качества образования. Разработка электронных учебных материалов, электронных презентаций, мультимедиа-изданий, цифровых учебных видеофильмов, электронных библиотек и т.п. одно из актуальных и перспективных направлений информатизации образовательного процесса, которое, путем индивидуализации процесса обучения, позволит разрешить противоречие между всевозрастающим потоком информации и ограниченностью возможностей студента к ее усвоению.
Таким образом, электронные учебные материалы позволяют изменить коренным образом методы и методику преподавания в сторону все большей индивидуализации процесса обучения, повышая тем самым качество образования в целом.
Многим кажется, что разработка электронных учебных пособий – это очень сложный и трудоемкий процесс, но на самом деле, любой преподаватель при желании может освоить предложенную методику, создать свой электронный учебник и с успехом его использовать на занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2012.
2. Гура В.В., Дикарёв С.Б. Система проектирования электронных образовательных ресурсов. Ростов-на-Дону. Издательство ООО "ЦВВР", 2013. -125 с.
3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2013. – 183,192 с.
4. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2014. – 132 с.
5. Яшников С.А. Создание электронного учебника. – М.: Издательство ИНФРА – М, 2016-45с
6. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2015. – № 9. – С. 91-97.
7. Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С.А. Христочевский // Информатика и образование. – 2015. – № 2. – С. 70-77.
8. Вуль,В.А. Электронные издания. Глава 9. Электронные учебники. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm
9. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультиме-дийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
HTML-код
var res="3413321421"
function check_me()
{
var count=0
with(document.test)
{
if (!Q1[0].checked&&!Q1[1].checked&&!Q1[2].checked&&!Q1[3].checked&&!Q1[4].checked)
{count+=1};
if (!Q2[0].checked&&!Q2[1].checked&&!Q2[2].checked&&!Q2[3].checked&&!Q2[4].checked)
{count+=1};
if (!Q3[0].checked&&!Q3[1].checked&&!Q3[2].checked&&!Q3[3].checked&&!Q3[4].checked)
{count+=1};
if (!Q4[0].checked&&!Q4[1].checked&&!Q4[2].checked&&!Q4[3].checked&&!Q4[4].checked)
{count+=1};
if (!Q5[0].checked&&!Q5[1].checked&&!Q5[2].checked&&!Q5[3].checked&&!Q5[4].checked)
{count+=1};
if (!Q6[0].checked&&!Q6[1].checked&&!Q6[2].checked&&!Q6[3].checked&&!Q6[4].checked)
{count+=1};
if (!Q7[0].checked&&!Q7[1].checked&&!Q7[2].checked&&!Q7[3].checked&&!Q7[4].checked)
{count+=1};
if (!Q8[0].checked&&!Q8[1].checked&&!Q8[2].checked&&!Q8[3].checked&&!Q8[4].checked)
{count+=1};
if (!Q9[0].checked&&!Q9[1].checked&&!Q9[2].checked&&!Q9[3].checked&&!Q9[4].checked)
{count+=1};
if (!Q10[0].checked&&!Q10[1].checked&&!Q10[2].checked&&!Q10[3].checked&&!Q10[4].checked)
{count+=1};
if (count>0)
{alert("Вы выполнили не все задания. Проверьте себя!") }
else answer()
}
}
function control(k, f1,f2,f3,f4,f5,f6,f7,f8,f9,f10) {
if (k==1&&f1.checked) return true;
if (k==2&&f2.checked) return true;
if (k==3&&f3.checked) return true;
if (k==4&&f4.checked) return true;
if (k==5&&f5.checked) return true;
if (k==6&&f6.checked) return true;
if (k==7&&f7.checked) return true;
if (k==8&&f8.checked) return true;
if (k==9&&f9.checked) return true;
if (k==10&&f10.checked) return true;
return false;
}
function answer()
{
answ="";
with(document)
{
answ+=control(res.charAt(0) ,test.Q1[0],test.Q1[1],test.Q1[2],test.Q1[3],test.Q1[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(1) ,test.Q2[0],test.Q2[1],test.Q2[2],test.Q2[3],test.Q2[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(2) ,test.Q3[0],test.Q3[1],test.Q3[2],test.Q3[3],test.Q3[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(3) ,test.Q4[0],test.Q4[1],test.Q4[2],test.Q4[3],test.Q4[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(4) ,test.Q5[0],test.Q5[1],test.Q5[2],test.Q5[3],test.Q5[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(5) ,test.Q6[0],test.Q6[1],test.Q6[2],test.Q6[3],test.Q6[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(6) ,test.Q7[0],test.Q7[1],test.Q7[2],test.Q7[3],test.Q7[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(7) ,test.Q8[0],test.Q8[1],test.Q8[2],test.Q8[3],test.Q8[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(8) ,test.Q9[0],test.Q9[1],test.Q9[2],test.Q9[3],test.Q9[4])?"1":"0"
answ+=control(res.charAt(9) ,test.Q10[0],test.Q10[1],test.Q10[2],test.Q10[3],test.Q10[4])?"1":"0"
showResult();
}
}
function showResult()
{
var nok=0;
var i,s;
for (i=0; i
if(nok==10) s="ОТЛИЧНО";
if(nok<10) s="ХОРОШО";
if(nok<7.5) s="УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО";
if (nok<5) s="НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО";
document.test.s1.
value="Количество правильных ответов "+nok+". Ваша оценка "+s+". Посмотрите на окно рядом с номером вопроса. Если ответ правильный, там (+). Если ответ ошибочен, там (-).";
with(document.test)
{
if (answ.charAt(0)=="1") {T1.value=" + "} else {T1.value=" - "};
if (answ.charAt(1)=="1") {T2.value=" + "} else {T2.value=" - "};
if (answ.charAt(2)=="1") {T3.value=" + "} else {T3.value=" - "};
if (answ.charAt(3)=="1") {T4.value=" + "} else {T4.value=" - "};
if (answ.charAt(4)=="1") {T5.value=" + "} else {T5.value=" - "};
if (answ.charAt(5)=="1") {T6.value=" + "} else {T6.value=" - "};
if (answ.charAt(6)=="1") {T7.value=" + "} else {T7.value=" - "};
if (answ.charAt(7)=="1") {T8.value=" + "} else {T8.value=" - "};
if (answ.charAt(8)=="1") {T9.value=" + "} else {T9.value=" - "};
if (answ.charAt(9)=="1") {T10.value=" + "} else {T10.value=" - "};
}
}
function showhide(obj){
if(obj == 'none') return 'inline';
else return 'none';
}
Инструкция
двоеточием
пробелом
точкой с запятой
запятой
точкой
=
=;
= =
:=
:
begin...end
( )
{ }
[ ]
/ /
VAR
WRITE
READ
GOTO
FOR
While <логическое выражение>do<оператор>;
for i:=1 to N do <оператор>;
Case k of < последовательность операторов>.
Repeat <последовательность операторов>until < логическое выражение>;
if <логическое выражение>then <оператор> else <оператор>;
начало раздела программы, содержащего перечень констант
начало раздела программы, содержащего описание переменных
начало раздела программы, содержащего описание сложных типов данных
начало раздела программы, содержащего операторы
начало раздела программы, содержащего список меток
x mod 2=0
x mod 2<>0
x div 2=0
x div 2=1
x/2=0
begin...end
( )
[ ]
{ }
/ /
VAR
WRITE
READ
IF
FOR
for i:=1 to N do <оператор>;
While <логическое выражение>do<оператор>;
Case k of < последовательность операторов>;
Repeat <последовательность операторов>until < логическое выражение>;
if <логическое выражение>then <оператор> else <оператор>;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических заданий по инженерной графике по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Методические указания по выполнению практических заданий по «Инженерной графике» составлены в соответствии с рабочей программой по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрич...
Электронный учебник как средство самообразования (на примере электронного учебника MS-Excel)
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использ...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСТОРАН.
Кто, он – современный повар? Какие красивые и вкусные блюда он готовит! Сколько рецептов он знает! А совсем недавно мы узнали: что компьютер делает на кухне.И, вот, теперь РОБО...
Педагогический проект "Разработка и использование электронных учебников для активизации учебной деятельности студентов"
Педагогический проект "Разработка и использование электронных учебников для активизации учебной деятельности студентов"...
Методические пособия и рекомендации. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
1. Методическое пособие к решению задач по ОП.02 "Техническая механика"2. Методическое пособие по выполнению практических работ ОП.02 "Техническая механика"...
Список учебно-методических пособий и рекомендаций преподавателя Ахаржановой Туяны Викторовны.
По ссылке можно ознакомиться с содержанием некоторых изданий...