Использование современных образовательных инструментов для повышения уровня цифровой компетентности педагога
материал
Доклад выступления на онлайн конференциии КРИРПО 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzov._sovrem._obraz.instrum.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных инструментов для повышения уровня цифровой компетентности педагога
Сухова Оксана Константиновна
ГБОУ СПО ЛНР «Лутугинский колледж» г.Лутугино
Представление о том, каким должен быть «образованный человек, готовый к полноценной жизни в обществе», непрерывно меняется.
Подобно тому, как способность к устному счету, чтению и письму стала элементом общей культуры в условиях индустриальной экономики, новые знания, умения и способности становятся обязательными для каждого образованного участника цифровой экономики.
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс является одной из наиболее важных тенденций развития образования. Они открывают для преподавателя новые возможности, позволяя вместе с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса общения и познания. Они способствуют автоматизации большей части работы педагога, высвобождая человеческий ресурс на поиск, общение, индивидуальную работу с учениками, делают возможным получение моментальной обратной связи, улучшают эффективность управления образовательным процессом и образованием в целом.
Цифровые технологии позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным, способствуют обеспечению его доступности и открытости, повышению качества обучения, позволяют использовать для решения педагогических задач все пространство возможных взаимодействий в системе «обучающиеся – информационная среда – педагоги», При этом они не заменяют преподавателя, а дополняют его. Таким занятиям свойственны адаптивность, управляемость, интерактивность, сочетание индивидуальной и групповой работы, временная неограниченность обучения.
Цифровая трансформация в системе образования должна начинаться с педагогов, поскольку только педагог, владеющий цифровыми образовательными технологиями и «цифровым» мышлением, способен обеспечить качественную подготовку будущего выпускника.
Современному педагогу уже недостаточно просто пользоваться компьютерной техникой, интернетом, проходить обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Теперь он обязан постоянно развивать и совершенствовать цифровую компетентность через внедрение цифровых инструментов в образовательной деятельности; способствовать приобретению у студентов/учащихся навыков критического восприятия информации, учить выявлять недостоверную информацию, отличать факты от суждений, защищаться от опасностей информационного давления, пользоваться возможностями медиа, то есть осуществлять системную работу по внедрению медиа грамотности.
Цифронизация расширяет возможности педагога, способствует доступности информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и в звуковой, визуальной, и требует от него постоянного поиска и выбора интересного контента, применения новых технологических инструментов и информационных ресурсов.
Современный преподаватель должен владеть информационно-цифровой компетентностью, а это предполагает:
– уверенное и одновременно критическое применение информационно-коммуникационных технологий для создания, поиска, обработки, обмена информации на работе, в публичном пространстве и частном общении;
– информационную и медиа грамотность, основы программирования, алгоритмическое мышление, работу с базами данных, навыки безопасности в интернете и кибербезопасности;
– понимание этики работы с информацией (авторское право, интеллектуальная собственность и др.) [1].
Важной составляющей эффективного использования современных образовательных технологий для организации сотрудничества во время проведения учебного занятия является умение подбирать соответствующие инструменты и создавать контент. Преподаватель должен выбрать программное обеспечение, которое отвечает потребностям образовательного процесса.
Одним из примеров использования цифровых технологий в учебном процессе являются ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
Сегодня в учебных заведениях все чаще можно встретить вместо маркерных досок — интерактивные доски, а вместо библиотек наглядных пособий – мультимедийные электронные обучающие системы. В совокупности использование интерактивного оборудования и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интерактивные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски.
Интерактивная доска удобна в обращении и интересна обучающимся. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание обучающихся.
Наиболее важным является то, что интерактивные доски позволяют преподавателю объединять компьютерные и традиционные способы организации учебной деятельности, что повышает эффективность подачи учебного материала. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех обучающихся, находящихся в аудитории.
Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных, большой экран позволяет реализовывать один из наиболее важных принципов обучения – наглядность, На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Однако это приносит весьма богатые плоды.
С помощью тактильного управления интерактивной доской можно легко и быстро настроить электронный учебник – включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки обучающимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.
Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для преподавателя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
- материалы к учебному занятию можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения;
- можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.
- материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование;
- файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний обучающихся.
Внедрение интерактивных SMART технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у обучающихся к получению знаний.
Хотелось бы подвести итог всего вышеизложенного. Внедрение цифровых технологий в образовании – это не только использование новых онлайн инструментов, это создание среды обитания, которое открывает новые возможности для обучения в любое время, как для педагогов, так и для обучающихся, это непрерывное образование, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и распространение собственных образовательных продуктов.
Литература
- Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - 2020. - 98 с.
- Гладун М. А. современные онлайн инструменты интерактивного обучения как технология сотрудничества
- Ходакова Н.П. Интерактивная доска в деятельности педагога учебного заведения, // Среднее профессиональное образование№ 3. - С. 53-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»
на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
знакомит с использованием здоровьесбегерающих технологий на уроках физкультуры из опыта работы....
Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны
Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...
10. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического работника
Удостоверение о повышении уровня профессиональной компетентности педагогического работника, сертификат о прохождении стажировки....
Доклад: "Оценка уровня профессиональной компетентности педагога Лебедева Т.Н."
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогаЛебедева Т.Н. Реформы образования, начатые в конце 20-го века, продолжают модернизацию образования. Объективная необходимость модернизации р...
Технологическая карта методического мероприятия "Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе"
Материал содержит сценарий / технологическую карту методического мероприятия для преподавателей в рамках методического плана образовательной организации на тему "Использование современных образов...