Из практики внедрения дистанционной обучающей среды Moodle в образовательную деятельность ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга.
статья на тему
В данной статье рассматривается вопрос использования дистанционных образовательных технологий в очном обучении на занятиях для слушателей курсов повышения квалификации (КПК) ИМЦ Петроградского района СПб.
Целью данной статьи является представление опыта проведения КПК по модулю образовательной программы «Актуальные проблемы содержания дошкольного образования» со слушателями с использованием оболочки дистанционного обучения Moodle.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_dso_moodle.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Из практики внедрения дистанционной обучающей среды Moodle
в образовательную деятельность ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время увеличивающийся поток научной и методической информации побуждает педагогическое сообщество искать новые эффективные технологии, способы, приемы и средства обучения, которые позволят преподносить информацию учащимся разных ступеней системы образования, в том числе и слушателям курсов повышения квалификации преподавателей, в более доступной и яркой форме и в большем объеме за ту же единицу учебного времени. Одним из факторов, способствующих повышению интенсивности и качества процесса обучения, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
На протяжении последних десятилетий наравне с традиционными формами обучения с целью улучшения взаимодействия с аудиторией преподаватели широко используют такие интернет сервисы как форумы, чаты, блоги, почтовые ящики и IP-телефонию (Skype, Whats up, Viber).
Развитие информационных технологий движется вперёд и сегодня уже разработаны системы дистанционного обучения, которые позволяют создавать единое информационное учебное пространство для слушателей и преподавателей, и обладают возможностями всех перечисленных выше сервисов. Одной из наиболее востребованных систем дистанционного обучения является виртуальная обучающая среда Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Она гармонично сочетает в себе ценности традиционного обучения с использованием ИКТ.
В 2016 – 2017 учебном году в ИМЦ Петроградского района было запланировано апробировать ведение очных курсов повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений Петроградского района с использованием дистанционных технологий. Для выполнения этой задачи феврале 2017 года была развернута виртуальная обучающая среда Moodle и началось внедрение данной информационно-коммуникационной технологии в образовательную деятельность информационно-методического центра.
В качестве первой ласточки был выбран один из модулей образовательной программы «Актуальные проблемы содержания дошкольного образования» – «Профессиональная компетентность помощника воспитателя в условиях реализации ФГОС». Это одна из актуальных тем в деятельности дошкольных образовательных учреждений, так как она включает такую категорию работников образования как помощники воспитателя в процесс изучения и практического освоения приоритетных ключевых задач современного дошкольного образования, связанных с введением в практику образовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа курса содержит четыре основные темы, формами организации учебного процесса курса являются лекции, практические занятия и самостоятельная внеаудиторная работа. В результате освоения программы слушатели должны понимать основы организации психолого-педагогической работы с дошкольниками, а также механизмы реализации ФГОС дошкольного образования, знать законы и нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность, обеспечивать охрану здоровья и жизни воспитанников детского сада, а также знать, как выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности. На изложение преподавателем всей этой информации отводится всего 16 часов, поэтому было принято решение большую часть материалов курса предоставить слушателям для самостоятельного подробного изучения. Структура курса при использовании дистанционных технологий изменилась незначительно – были добавлены промежуточные тестовые занятия после изучения тем, также у преподавателя появилась возможность адресовать слушателей к материалам в виртуальном пространстве и во время лекционных занятий.
Таким образом, структура курса «Профессиональная компетентность помощника воспитателя в условиях реализации ФГОС», переработанная с учётом использования системы Мооdle, стала включать в себя следующие компоненты:
1) рабочую программу — позволяет слушателям получить полное представление о данном курсе: темах курса, видах учебной деятельности, формах и сроках отчетности;
2) новостной блок — позволяет информировать слушателей о значимых изменениях в рамках курса;
3) блог — позволяет осуществлять взаимодействие преподавателя со слушателями, давать ответы на общие вопросы;
4) учебные модули — содержат структурированную учебную информацию, соответствующую теме рабочей программы;
5) промежуточные тесты — предназначены для контроля знаний слушателей по окончании изучения темы;
6) ссылки на дополнительные информационные ресурсы.
Внедрение в образовательную деятельность ИМЦ Петроградского района очных курсов с использованием дистанционных технологий получило широкий отклик от образовательных учреждений. На информационное письмо о планируемом наборе на курсы повышения квалификации для помощников воспитателей от дошкольных учреждений района поступило 32 заявки.
Перед началом занятий для слушателей курсов была проведена вводная лекция, на которой их ознакомили с возможностями виртуальной образовательной среды Moodle, с содержанием предстоящих очных и дистанционных занятий, а также с формами текущей и итоговой отчетности. В заключении всем слушателям было предложено пройти в компьютерные классы для прохождения регистрации в виртуальном образовательном пространстве на выбранный курс и на практике ознакомиться со структурой и материалами занятий в целом.
Для обеспечения ясного понимания и большей уверенности в освоении возможностей виртуальной образовательной среды каждый слушатель было обеспечен инструкцией, с которой можно ознакомиться в социальной сети работников образования nsportal.ru на моем мини-сайте. Также на протяжении всего курса слушателям оказывалась поддержка в решении вопросов по работе с материалами и тестовыми заданиями курса в форме телефонных собеседований.
На протяжении 2-х недель слушатели имели возможность неоднократно обращаться к материалам занятий, выложенным в виртуальном пространстве прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий. Благодаря тому, что в СДО Moodle доступен сбор статистических данных о прохождении слушателями заданий по темам, а также просмотр данных ими ответов, преподаватель готовился к итоговому индивидуальному собеседованию с каждым слушателем, анализируя их ответы.
В процессе использования ресурсов виртуальной среды выяснилось, что доступность материалов со стационарных компьютеров 100%, а вот с мобильных устройств не всегда была возможность открыть документы. Вероятно, в дальнейшем мы будем исследовать возможные решения этого вопроса, а в ближайшее время будем рекомендовать пользоваться стационарными компьютерами и ноутбуками.
По окончании курсов слушателям было предложено принять участие в анонимном опросе, менее 10% респондентов отметили наличие сложностей в прохождении курса, при этом все 32 слушателя были удовлетворены качеством содержания курса и информационной поддержкой входе дистанционных занятий.
Внедрение дистанционных технологий с использованием СДО Moodle, на наш взгляд, расширило возможности предоставления учебного материала, повысило уровень самоконтроля слушателей в процессе усвоения материала, предоставило большую свободу в выборе времени для получения знаний необходимых в профессиональной деятельности слушателям курсов. В следующем учебном году планируется увеличить количество предлагаемых вниманию слушателей курсов повышения квалификации с использованием дистанционной среды Moodle.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...
Медиатека НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Деятельность медиатеки связана с формированием прокатного фонда аудиовизуальных пособий (АВП): кино-, видео-, СD-,DVD- диски, слайд фильмы, программные педагогические средства по всем предметам ...
Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)
p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...
История проведения шахматного фестиваля "Петровская Ладья" в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Данная статья рассказывает о истории проведения фестиваля "Петровская Ладья" на базе учреждения дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга...
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ГБОУ ГИМНАЗИЯ №49 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Программа реализации целевой модели наставничества ГБОУ гимназия №49 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Совр...
Реализация инициативного сетевого проекта "Лаборатория качества" в Красносельском районе Санкт-Петербурга
Статья посвящена опыту реализации сетевого проекта "Лаборатория качества" в Красносельскгом районе Санкт-Петербурга. Важно отметить, что в данном проекте работа начинается с определения и ан...
Методическая разработка «Олимпиадное и конкурсное движение, как форма работы с одаренными детьми в объединениях ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга»
В работе представлен материал по специфике работы педагогов ИУЦ "Автоград" с одаренными и талантливыми обучающимися.Цель: обобщение особенности организации конкурсно-олимпиадной деятель...