Технологическая карта "Составление рассказа"
план-конспект занятия

Заика Марина Александровна

Технологическая карта занятия.

Ф.И.О Заика Марина Александровна

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия:  Составление рассказа по картине «Зайцы»

Возрастная группа:5-6 лет

Цель занятия: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине

Задачи: развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь. - воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Словарная работа: лаборатория

Планируемый результат занятия: Предполагаемый результат: умеют составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом

Подготовительная работа: тение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикиеживотные»; подвижная игра «Охотник и зайцы»«Бездомный заяц».

Материалы и оборудование: картинки, музыка,

Номер по порядку

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы.

формы работы

Деятельность детей

Планируемы результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой,

Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)

Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:

Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.

 

Словесный метод

(художественное слово, загадка)

Наглядный метод (картинка)

 Дети выражают различные эмоции

 

 

 

 

 

Дети разгадывают загадку.

 

Дети смотрят на доску.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

2.

Основной этап.

 

 

 

 

 

2.1

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию и предположить выход из неё.

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем воспитатель дает образец рассказа:

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево.Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

 

Словесный

(вопрос-ответ)

 

Принимают активное участие в обсуждении; Слушают внимательно, высказывают свои мысли

Способен делать простые обобщения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

2.2

Ознакомление с основным материалом

Закрепить знания детей через проведение опытов

Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Воспитатель предлагает детям разбиться на группы и составить рассказ самостоятельно.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга.Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга

Словестный

(вопрос-ответ,обсуждение)

Принимают активное участие в обсуждении

 

Закрепляли  знания детей через проведение опытов

3.

Заключительный этап

Подвести итоги занятия,

выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

 

Делятся впечатлениями от результатов деятельности..

Словесный (ответы на вопросы, обсуждение)

 Подвели итоги, выявили умение оценивать результаты своей работы

 

Рефлексия

 

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

 

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения

Словесный

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaika.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия.

Ф.И.О Заика Марина Александровна

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: Составление рассказа по картине «Зайцы»

Возрастная группа:5-6 лет

Цель занятия: Продолжать формировать у детей умение рассказывать по картине

Задачи: развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь. - воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Словарная работа: лаборатория

Планируемый результат занятия: Предполагаемый результат: умеют составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом

Подготовительная работа: тение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикиеживотные»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».

Материалы и оборудование: картинки, музыка,

Номер по порядку

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы.

формы работы

Деятельность детей

Планируемы результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой,

Воспитатель: Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднимают руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Воспитатель: Ребята, а что это за шар? (Солнце)

Воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах:

Воспитатель: Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.

Словесный метод

(художественное слово, загадка)

Наглядный метод (картинка)

Дети выражают различные эмоции

Дети разгадывают загадку.

Дети смотрят на доску.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

2.

Основной этап.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию и предположить выход из неё.

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость».

Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка? (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, –продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

- Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?

Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?»

В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)

Затем воспитатель дает образец рассказа:

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево.Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Словесный

(вопрос-ответ)

Принимают активное участие в обсуждении; Слушают внимательно, высказывают свои мысли

Способен делать простые обобщения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

Ознакомление с основным материалом

Закрепить знания детей через проведение опытов

Воспитатель: Ребята давайте с вами отдохнём

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Воспитатель предлагает детям разбиться на группы и составить рассказ самостоятельно.

В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы».

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а воспитатель - «волк» ходит внутри круга.Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга

Словестный

(вопрос-ответ,обсуждение)

Принимают активное участие в обсуждении

Закрепляли знания детей через проведение опытов

3.

Заключительный этап

Подвести итоги занятия,

выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

Делятся впечатлениями от результатов деятельности..

Словесный (ответы на вопросы, обсуждение)

Подвели итоги, выявили умение оценивать результаты своей работы

Рефлексия

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения

Словесный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...

Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи".

Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи"....

Технологическая карта урока на тему: "Транскрипция. Правила чтения. Рассказ о себе"

План занятия на тему "  Транскрипция. Правила чтения. Расказ о себе" представлен для средне профессиональных образовательных учреждений....