Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи".
план-конспект урока
Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы по рассказу И.А.Бунина "Темные аллеи". | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель: Беленькая Лариса Николаевна
Предмет: литература
Курс 1
Тема урока: Рассказы И.А.Бунина о любви.(«Темные аллеи»)
Тип урока: комбинированный
Дидактические задачи: вырабатывать умение анализировать художественное произведение, определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи».
Развивающие задачи: развивать способность внимательно относиться к авторскому слову, развивать умение работать самостоятельно и в паре, строить логическую цепочку рассуждений.
Воспитательные задачи: воспитывать чуткое отношение к чувствам героев рассказа и взаимоотношениям людей; воспитывать коммуникативную культуру; уметь участвовать в диалоге; понимать и принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; самостоятельно организовывать взаимодействие в паре.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, текст рассказа, тетрадь.
Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
Преподаватель или подготовленный учащийся рассказывают об авторе. Остальные делают записи в тетради.
3.Актуализация знаний.
Преподаватель предлагает подумать над названием произведения. Обсудить в парах.
-Какие же мысли, ассоциации у вас вызывает заголовок?
Запишите в тетрадь все ассоциация, мнения. Затем обсудите в парах.
. -Как вы думаете, какой должна быть тональность произведения?
Беседа с классом. Конструирование текста по опорным словам.
Преподаватель предлагает обучающимся выстроить сюжет по ключевым словам.
Ключевые слова записаны на доске: 1. холодное осеннее ненастье 2.тарантас 3. стройный военный старик 4. красивая не по возрасту женщина 5. любила 6. бросили 7. не простила 8. жена 9. сын 10. поехали дальше.
Обсуждение
4.Осмысление. Чтение с остановками. Работа с текстом. Анализ произведения.
Обучающимся предлагается прочитать текст, разбитый на отрывки. Учащиеся читают первую часть, затем следует анализ данного отрывка.
Первая остановка.
- Почему рассказ начинается с небольшой пейзажной зарисовки?
-Какова функция пейзажа?
-Кто является героем рассказа?
-Как характеризует женщину постоялый двор?
- Обратите внимание на последнее предложение отрывка. «Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь». Почему?
Прогноз развития сюжета.
- Предположите, как будут развиваться события дальше.
Вторая остановка.
- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича?
- Каково душевное состояние героя? Почему он покраснел? -
- Как и почему меняется душевное состояние героя?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- Что будет дальше и почему?
Текст читается до конца, затем следует анализ.
- - Почему их диалог переходит в спор?
- Что они говорят о любви?
- Как раскрывается характер Надежды?-
- Как характеризует героя эта история?
- Что помнят герои об их любви?
- Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой?
Почему история героя умещается в один абзац?
- Как в монологе он характеризует свою жизнь?
- Почему все его отношения ―»обыкновенная пошлая история»‖?
- Почему герою становится все труднее общаться, и он просит Надежду уйти?
- Почему героиня не может простить его?
- Почему герой испытывает противоречивое состояние?
- Как мужики оценивают Надежду?
- Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений?
- Какой мотив воплощен в рассказе?
Работа по всему тексту.
- - Что произошло на постоялом дворе?
- - Что стало основной причиной расставания?
- - Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).
- - Какой момент сюжета можно назвать кульминационным? Почему?
Составление плана рассказа. Дискуссия.
- Сколько будет частей?
- Как их назовем?
- Как построен рассказ?
- С чего он начинается и чем заканчивается?
- Как называется такая композиция?
- Какой художественный приѐм использует И.А.Бунин для создания рассказа?
- Какой нравственный урок содержит рассказ?
- Кому из героев вы сочувствуете?
- Можно ли считать несчастливую жизнь героя возмездием за ошибку молодости?
- Мог ли Николай Алексеевич поступить иначе?
Самостоятельная работа над образами героев. (по вариантам)
5. Рефлексия .
Подведение итогов. Выставление оценок
6.Домашнее задание. (внеаудиторная самостоятельная работа)
Учащимся предлагается выбрать один вопрос для себя в качестве темы своего творческого задания и ответить на него письменно.
1).Что такое любовь в понимании писателя?
2).Величайшим счастьем или горем была встреча героев?
3).Какой урок извлекает читатель из рассказа и есть ли этот урок?
4).В чем заключается, с вашей точки зрения, мастерство И.А.Бунина применительно к изучаемому произведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»»
Тип урока: урок формирования новых знаний.Вид урока: изучение нового материала.Цели урока: продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова, познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Волк н...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
Технологическая карта урока на тему: "Транскрипция. Правила чтения. Рассказ о себе"
План занятия на тему " Транскрипция. Правила чтения. Расказ о себе" представлен для средне профессиональных образовательных учреждений....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осел и Соловей»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осел и Соловей»...