ДООП
рабочая программа

Хомушку Венера Мергеновна

Велотуризм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veloturizm_ak-dovurak.docx85.78 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи Программы

1.3.Планируемые результаты

1.4. Содержание Программы

Учебный тематический план

Содержание учебного тематического плана

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации Программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Воспитательные компонент

3. Список литературы

Приложение

Паспорт Программы


Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Велотуризм»(далее-Программа) составлена на основе законодательных и нормативно-правовых актов в области дополнительного образования обучающихся:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вступил в силу 25.07.2022);
  2. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3);
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
  5. Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; вступилв силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
  6. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  7. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка  применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, образовательной программе профессионального обучения, дополнительной общеразвивающей программам»;
  11. Устав и локальные акты Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования Дома детского творчества г. Ак-Довурака (далее –ДДТ).

Программа реализуется в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» - Создание новых мест дополнительного образования детей.

Направленность Программы - туристско-краеведческая.

Актуальность Программы.В современных социокультурных условиях одна из важнейших целей образования состоит в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни. Глубокие преобразования в современной технике выдвигают повышенные требования не только к работнику промышленной сферы, но и к гражданину в целом. Все большее значение приобретает велотуризмкак возможность формирования основздорового образа жизни.

Через туристско-краеведческую деятельность у обучающихся формируется такие жизненно важные качества, как упорство, сила воли, целеустремленность, честность, мужество, взаимовыручка, ответственность.

Отличительные особенности Программы:

-в наличии спортивно-игровых методов проведения занятий с велосипедом на площадке ДДТ в любое время года (преимущественно в теплое);

-в наличии технического компонента в Программе. Кроме изучения специальных туристскихразделов и тем, обучающиеся приобщаются к правилам взаимопомощи велосипедистов, оказавшихся споломками велосипедов на маршруте, к самостоятельному ремонту и профилактике своих велосипедов, в использовании вобразовательном процессе здоровьесберегающих технологий разноуровневой психофизической подготовки с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Новизна Программы

В одной Программе содержится подготовка обучающихся к соревнованиям по велотуристскому многоборью и спортивно-познавательным походам. Сочетание в одной Программе двух дополняющих друг друга дисциплин имеет конкретную главную цель: создание для обучающихся с равными психотипами равные условия для самореализации, нацеливание их на достижение конкретных, осязаемых результатов.

Адресат Программы. Программа реализуется для обучающихся 12-16 лет.Комплектование состава объединения происходит по возрастным особенностям.

Оптимальная наполняемость группы – 8обучающихся. Такой состав обусловлен тем, что велосипедная группа численностью более  8 человек ни в тренировочных выездах, ни в велопоходах без машины сопровождения не обеспечивает безопасности велотуриста. Правила дорожного движения регламентируют движение группы велосипедистов на проезжей части строго в один ряд и в количестве не более 8 велосипедистов в группе. Желающие заниматься в велотуристском объединении должны иметь разрешение врача и согласие родителей(медицинская справка и заявление родителей (законных представителей) о приеме в объединение. Срок действия медицинской справки –1 год.

Объем и сроки освоения Программы. Срок реализации – 1 год. Общее количество часов – 144 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности

Форма обучения – очно-заочная. При реализации Программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Индивидуальные или групповые online –занятия:

- комбинированное использование online и offline режимов;

- видеолекция;

- online- консультации.

Используются также:

-практические занятия

-теоретические занятия,

-участие в соревнованиях и походах.

-вводное/итоговое занятие.

Уровень Программы –ознакомительный.

Особенности организации образовательного процесса

По сравнению с пешим туризмом, велосипедный - гораздо быстрее и интереснее, поэтому путешествия на велосипедах привлекают к себе многих. Те расстояния, которые невозможно пройти пешком, с легкостью преодолевает даже не очень опытный велосипедист. На велосипеде удобно отправляться в походы за город – это не требует больших физических нагрузок и подготовки. Можно взять с собой палатку и за пару дней объехать все лучшие места в округе - всю тяжесть рюкзака принимает на себя багажник велосипеда. Пейзаж при езде на велосипеде не успевают надоесть, а силы при этом расходуются в 3-4 раза меньше, чем у пешехода. Немногие знают, что на горном велосипеде можно кататься не только летом, но и зимой! У зимнего велотуризма становится все больше поклонников, ведь на снежных дорогах можно позволить себе более экстремальное катание. При этом горный велосипед удобен не только для загородного вне трассового катания, но и для поездок по городским улицам. Эту его особенность давно заметили и оценили велосипедисты во многих городах.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; продолжительность занятия – 2 академических часа по 40 минут с обязательным проведением физминуток, перемена – 10 минут.  В условиях электронного или дистанционного обучения время занятий составляет -30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

1.2. Цель и задачи Программы.

Цель Программы всестороннее развитие личности обучающегося и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.

Задачи Программы:

Обучающие:

- формировать начальные навыки спортивного туризма;

- обучать овладению техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях;

- знакомить с современной вело техникой, разборкой, сборкой и регулированием велосипеда;

- знакомить с основными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой.

Воспитательные:

- прививать интерес к туристско-краеведческой деятельности;

- расширять кругозор и повышение культурного уровня обучающихся;

- формировать культуру труда и уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.

Развивающие:

- развивать навыки работы с книгой и умение работать с краеведческим материалом;

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать социальную активность.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Личностные:

- привить интерес к туристско-краеведческой деятельности;

- расширять кругозор и повысить культурный уровень обучающихся.

Метапредметные:

-развивать навыки работы с литературой (и иными информационными источниками) и уметь работать с краеведческим материалом;

-развивать навыки сотрудничества;

-развивать социальную активность.

Предметные:

-обладать прочными навыками овладения основами пешеходного туризма;

- обладать начальными навыками велотуризма;

-владеть техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях;

- уметь разбирать, собирать и регулировать велосипед;

- уметь обращаться с основными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой;

-уметь наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве сприроднойисоциальнойсредой;

-обладать навыками по полному самообслуживанию в походных условиях.


1.4. Содержание Программы.

Учебный тематический план

№ п/п

Разделы. Наименование тем

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/ контроля

Раздел 1

6

3

3

1.1

Введение. Инструктажи по технике безопасности во время похода

2

1

1

Беседа. Входной контроль

2.2

  • Туризм в России. История и традиции.

2

1

1

Тестирование

3.3

  • Родной край. Экскурсия по городу Ак-Довурак и близлежащие местности. Туристские возможности родного края

2

1

1

Экскурсия

Раздел 2

12

3

9

2.1

  • Подготовка к пешему походу

4

1

3

Текущий контроль

2.2

  • Туристское снаряжение для пешего похода

4

1

3

Текущий контроль

2.3

  • Режим питания в походе

4

1

3

Текущий контроль

Раздел 3

22

2

20

3.1

  • Основы правильной езды на велосипеде

22

2

20

Соревнование

Раздел 4

22

2

20

4.1

  • Вело игры и простейшие велосоревнования

22

2

20

Соревнование

Раздел 5

4

2

2

5.1

  • Привалы и ночлеги

4

2

2

Викторина

Раздел 6

10

2

8

6.1

  • Техника и тактика пешего похода

10

2

8

Экскурсия

Раздел 7

16

2

14

7.1

  • Топография и ориентирование на местности

16

2

14

Экскурсия

Раздел 8

4

2

2

8.1

  • Обеспечение безопасности в пешеходном походе

4

2

2

зачет

Раздел 9

18

4

14

9.1

  • Общая физическая подготовка обучающихся.

18

4

14

Сдача нормативов

9.2

  • Первая помощь.

12

6

6

тестирование

Раздел 10

12

4

8

10.1

  • Основы краеведческих наблюдений в походе

12

4

8

экскурсия

Раздел 11

6

2

4

11.1

  • Итоговое занятиеПрезентация достижений обучающихся
  • Велосипед дорожный, шоссейный, горный класса «Turing» и его устройство

6

2

4

Итоговый контроль

Туристский поход

Итого:

144

34

110

1.5. Содержание учебного тематического плана Программы.

1.Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности во время похода (2ч.)

Теория (1ч.)Особенности работы объединения юных велотуристов (расписаниезанятий, одежда, обувь, личные велосипеды, знакомство со снаряжениемвелотуриста). Виды и категории походов. Техника безопасности. Правилаповедения во время похода.

Практика (1ч.)Тестирование.

  1. Туризм в России. История и традиции (2ч.)

Теория (1ч.). Беседа о туризме. Цели и задачи самодеятельного туризма. Виды туризма и их особенности. Чем интересен и полезен велосипедный туризм. Пешие походы. Нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Спортивные разряды в велосипедном туризме. Звание «Мастер спорта России». Положение о Почетном знаке «Заслуженный путешественник России». Рассказ об интересном походе (фотографии, слайдфильм, компьютерная презентация, видеофильм). Туристские традиции и законы.

Краеведение, туристско-краеведческое движение обучающихся «Отечество», основные направления движения.

Практика (1ч.)Тестирование.

  1. Родной край. Туристские возможности родного края (2ч.)

Теория (1ч.)Практика (1ч.)Географическое положение и природные особенности родного края

(растительный и животный мир, почва, полезные ископаемые, рельеф, реки, озера, климат). Население края. Транспортные магистрали. Хозяйство края (промышленные предприятия и сельские хозяйства). История края (памятники истории и культуры). Туристские походы по родному краю (наиболее интересные районы, маршруты походов, достопримечательности и музеи).

4.Подготовка к пешему походу (4 ч.)

Теория (1ч.)Практика (3ч.)Главная цель похода и его задачи. Район похода. Маршрут и картографические материалы. График похода. Личное и групповое снаряжение. Питание. Смета. Маршрутный лист. Основные обязанности в группе: командир, «завхоз» - заведующий хозяйством, «завпит» - заведующий питанием, санинструктор, реммастер - мастер по ремонту снаряжения и другие.Определение района похода и основных пунктов маршрута. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе.

5.Туристское снаряжение для пешего похода (4ч.)

Теория (1ч)Практика (3 ч.)Виды снаряжения. Перечень и характеристика личного и группового снаряжения для однодневного и двухдневного пешего похода. Требования к одежде и обуви. Упаковка снаряжения. Укладка рюкзака.Проведение смотра готовности снаряжения (личного и группового) к пешему походу выходного дня.

6.Режим питания в походе (4ч.)

Теория (1ч.)Практика (3 ч.)Требования к продуктам питания. Раскладка продуктовая. Подготовка, упаковка, учет и транспортировка продуктов. Хранение продуктов в походе. Водно-солевой режим в походе. Общие кулинарные правила приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение правил гигиены при приготовлении и приеме пищи. Меры безопасности при приготовлении пищи в походных условиях.Подготовка к походу продуктов питания (закупка, расфасовка, упаковка, распределение), приготовление пищи на костре (на примусе, на горелке).Привалы, и ночлеги.Разборка велосипеда и его основных узлов. Сборка. Регулировка. Смазка велосипеда.

7.Основы правильной езды на велосипеде (22ч.)

Теория (2ч.)Установка седла и руля по росту велосипедиста. Ведение велосипеда в руках. Ведение велосипеда одной рукой за седло. Посадка велосипедиста. Способы посадки на велосипед. Прямолинейное движение на велосипеде. Сохранение равновесия на велосипеде. Положение корпуса, рук и головы при езде на велосипеде. Работа ног - педалирование. Управление велосипедом. Выполнение поворотов. Торможение. Остановка. Способы схода с велосипеда. Велопрогулки, велотренировки в парке, в лесу. Особенности езды в группе.

Практика(20ч.)(на учебном велодроме, на спортивной, школьной площадке, на стадионе)

Опускание и поднимание седла, руля под рост велосипедиста, ведение велосипеда одной рукой за седло, различные способы посадки и схода с велосипеда, езда на велосипеде, выполнение поворотов, торможение; велопрогулки, велотренировки в парке, в лесу. Групповая езда (езда в группе: плотной группой и в колонне по одному).

8.Велоигры и простейшие велосоревнования (22ч.)

Теория (2ч.) Методика проведения велоигр. Индивидуальные и групповые велоигры.

Практика (20ч). Учебныйполигон на территории ДОСААФ города. Простейшее оборудование велодрома для проведения игр и соревнований. Фигурное вождение велосипеда: змейка, коридор, колея, разворот в круге, восьмерка, ворота, качели, трамплин, яма, стоп-линия и другие фигуры. Веловикторина. Велоэстафета. Велокросс. Велоориентирование. Элементы триала. Элементы велотуристского многоборья.

9.Практические занятия (на территории ДОСААФ (по договоренности))(20ч.)

Фигурное вождение велосипеда и велоигры. Простейшие велосоревнования.

Езда в группе и велосипедные соревнования.

Теория (2ч.)Организация привалов (периодичность, продолжительность, выбор места, отдых на привале). Большой привал для приготовления обеда. Требования к месту бивака (дрова, вода, безопасность, эстетические и гигиенические условия). Организация бивачных работ. Виды палаток и технология их установки. Выбор места для установки палатки. Установка палаток и размещение в них. Виды и характеристика дров. Складирование дров. Работа с топором и пилой. Костер и его разведение. Типы и виды костров. Работа с костром. Дежурство у костра. Сушка одежды и обуви. Организация костровой площадки. Снятие с бивака. Уборка территории лагеря. Выход на маршрут. Организация ночлега на снегу (зимой в полевых условиях). Организация ночлега в населенном пункте.

Практика (18 ч.)Организация учебной летней и зимней костровых площадок, установка палатки (летней двухскатной и каркасной)

10.Техника и тактика пешего похода (10ч.)

Теория (2ч.)Виды и нормы нагрузок в пешеходном походе. Дисциплина. Строй туристской группы. Темп, интервал, ритм движения. Движение на равнине и в условиях сильно пересеченной местности. Естественные препятствия и способы их преодоления (бездорожье, завалы, овраги, густые заросли, заболоченные участки и т.п.). Организация простейших переправ.

Практика (8ч.)

Преодоление в лесу различных естественных препятствий, организация переправы по бревну через ручей.

  1. Топография и ориентирование на местности (16ч.)

Теория (2ч.)Компас и его устройство. Виды компасов. Правила обращения с компасом. Топографическая карта и топографические знаки. Масштаб. Виды масштабов.

Практика (14ч.) Измерение расстояний на карте и на местности. Рельеф и его изображение на карте. Азимут. Определение азимута и движение по азимуту.

  1. Ориентирование на местности с помощью карты и компаса.

Практические занятия (14ч.)

Теория (2ч.)Работа с компасом. Определение сторон горизонта с помощью компаса, определение направлений по заданным азимутам и азимутов по заданным ориентирам; прохождение лесных азимутальных участков, зарисовка топографических знаков; топографические диктанты; работа с картой - различные упражнения, измерение расстояний по карте и на местности.

Практика (10ч.)Обеспечение безопасности в пешеходном походе.Безопасность - главное требование к организации и проведению похода. Личная ответственность руководителя за безопасность похода. Инструктаж по технике безопасности для участников похода. Основные типичные причины возникновения опасности в пешеходных походах и меры по их предупреждению.

Практика (2 ч.)Проведение викторины по технике безопасности в вопросах и ответах.

  1. Общая физическая подготовка туриста-спортсмена (18ч.)

Теория (4ч.)Физическая подготовка и ее значение для туриста. Утренняя физическая зарядка. Комплексы физической зарядки. Занятия легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, бегом, лыжами, велоспортом. Кроссовая подготовка. Закаливание организма. Общая гигиена туриста. Нормы нагрузок в походах. Врачебный контроль и самоконтроль.

Практика (14ч.)

Освоение комплекса утренней физической зарядки, проведение кроссов, учебное составление дневника самоконтроля.

  1. Первая помощь в походе (12ч.)

Теория (6ч.)Личная гигиена участников похода и ее роль в предупреждении травм и заболеваний. Значение своевременного оказания первой медицинской помощи. Основные виды травм и заболеваний в пешеходном и лыжном походах. Меры оказания первой помощи. Медицинская аптечка, ее состав. Комплектование, упаковка, транспортировка аптечки. Хранение медикаментов и их использование. Санинструктор и его роль в походе.

Практика (6ч.)

Комплектование медицинской аптечки, учебное оказание первой доврачебной медицинской помощи при имитации Простейших травм.

  1. Основы краеведческих наблюдений в походе (16ч.)

Теория (4ч.)Сбор материалов по экономике, истории, культуре и природе похода. Наблюдения и записи во время экскурсий и встреч в соответствии с поставленной задачей и разработанной методикой. Сбор документов и реликвий. Коллекционирование. Ведение дневников наблюдений. Зарисовки. Фотографирование. Приборы и оборудование для краеведческих наблюдений. Воспитание и развитие наблюдательности в походе.

Практика (8ч.)

Ведение записей в дневнике при наблюдениях по предложенной (разработанной) программе, простейшие зарисовки и фотографирование краеведческих объектов, памятников, достопримечательностей. Составление типового паспорта достопримечательности.

  1. Велосипед дорожный, шоссейный, горный класса «Turing» и его устройство (6ч.)

Теория (2ч.)Типы и марки велосипедов. Их основные характеристики. Понятие о классе велосипеда и группе велосипедных деталей и узлов. Велосипед и его основные узлы: рама, передняя вилка (передняя амортизационная вилка), руль, вынос руля, колеса, втулки, каретка и вал каретки, узел передачи, трещотка, седло, тормоза клещевого типа с центральной или боковой тягой, тормоза консольного типа, тормоза типа «Ви-брейк», дисковые тормоза, педали (педали с туклипсами и педали контактные). Уход за велосипедом и его хранение.

Практика (4ч.)Туристский поход. Итоговый контроль. Туристский поход. Презентация достижений обучающихся.


Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.Календарный учебный график

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

16.09.2024

30.05.2025

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

2.2. Условия реализации программы.

Обеспечение учебным помещением

Учебное помещение, соответствует требованиям санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Материально-техническое оснащение:

Учебный кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством столов и стульев (по количеству обучающихся в группе):

- велосипеды горные - 6 шт.;

- секундомер-1шт.;

- планшет-6 шт.;

- измеритель скорости ветра-1шт.

Информационное обеспечение Программы

- Библиотека туристско-краеведческого содержания.

- Карты и атласы города Ак-Довурак, Республики Тыва, прилегающих регионовРоссии и прилегающих к ней республик, карты спортивные и топографические масштабов 1:10000,1:15000 и 1:25000 (для спортивного ориентирования), 1:50000 и 1:100000 (специальные),1:200000 (рабочие), 1:500000 и 1:1000000 (обзорные);

- туристские схемы – в ассортименте;

        - презентации, слайды.

Кадровое обеспечение.

Образовательную деятельность по обучению основам туризма осуществляет педагог дополнительного образования, владеющий соответствующей теорией и методикой обучения.

2.3. Формы аттестации/контроля.

В ходе реализации Программы осуществляется контроль, выявляющий уровень и качество освоения обучающимися учебного материала, степень сформированности практических туристских умений и навыков, а также динамику личностного индивидуального развития каждого обучающегося.

Проверка технической подготовки обучающихся осуществляется путем соревнований внутри группы:

- беседа;

- тестирование;

- экскурсия;

- соревнование;

- зачет;

- сдача нормативов;

- туристский поход;

- презентация достижений.

2.4. Оценочные материалы.

1. Виды контроля:

        Входной: проверка знаний проводится в начале года в форме тестирования.

        Текущий: наблюдение за выполнением приемов и методов в работе; отслеживание активности обучающихся в выполнении ими велоупражнений по темам, беседы.

        Итоговый контроль проводится в конце учебного года.

2.5. Методическое обеспечение Программы

Чтобы достигнуть наилучшего образовательного результата, педагогу необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации. За каждым обучающимся закрепляется конкретное, индивидуальное место, за его порядком следит сам обучающийся. Вкабинете должны быть оформлены уголки:

- санитарно – гигиенический;

- выставочный;

- заготовочный (шаблоны, трафареты);

- информационный.


2.6. Воспитательный план работы.

Календарный план воспитательной работы

(из Программы воспитания ДДТ)

№ п/п

Название мероприятия

Место проведения

Дата проведения

1.

Соревнование по велогонкам

Площадка ДОСААФ

20.09.2024

2.

Восхождение на горные вершины

На территории г.Ак-Довурак

27.09.2024

3.

Ориентирование среди обучающихся

По городу

04.10.2024

4.

Веселые старты ко Дню Матерей

ДДТ

25.11.2024

5.

Велогонки

Спортивная площадка

26.12.2024

6.

Соревнование по мини-футболу ко Дню Защитника Отечества

Футбольное поле

21.02.2025

7.

Классный час ко дню 8 марта

ДДТ

07.03.2025

8.

Экскурсия на чабанскую стоянку

м. Алаш

25.04.2025

9.

Соревнование по велогонкам

Площадка ДОСААФ

23.05.2025

3. Список литературы

Список литературы для педагога

  1. Дрогов ИЛ. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2004.
  2. Казанцев В.В. Составление письменного отчета о туристском велосипедном походе школьников. Методические рекомендации. - М.: ЦДТЭС, 1990.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
  4. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
  5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
  6. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. - М.: ФиС, 1982.

Рекомендуемый список литературы для обучающихся иродителей (законных представителей)

  1. Правила соревнований по спортивному туризму (номер-код 0840005411Я), утвержденные зам.руководителя Федерального агентства по ФКиС, Президентом ТССР 2008г
  2. Юсин А А. Я купил велосипед. - М.: Молодая гвардия, 2004.
  3. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
  4. Остапец-Свешников АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001.
  5. Половцев В.Г. и др. Организация велопутешествий в школе. - Минск: Народная Асвета, 1977.
  6. Штюрмер Ю А.Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М.: ФиС, 1983.


Приложение 1.

Тест по входному контролю

«Велосипедные походы и безопасность туристов»

Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.

1. Можно ли ходить в поход на велосипеде?

1) да
2) нет

2. Со скольких лет детям разрешается выезжать на дороги на велосипеде и участвовать в велосипедных туристических походах?

1) с 10
2) с 12
3) с 14

3. Какие велосипеды можно брать в туристические походы?

1) спортивные
2) дорожные
3) любые

4. Что, кроме обычного туристического снаряжения, необходимо взять с собой в велосипедный туристический поход?

1) аптечку
2) ремонтный набор
3) компас

5. Какие дороги наиболее удобны для велосипедных походов?

1) местного значения
2) федерального значения
3) городские

6. На каких участках дороги требуется особое внимание?

1) ровные
2) подъемы и спуски
3) поселковые

7. Можно ли ехать на велосипеде в походе в сумерках или при плохой видимости?

1) да
2) нет

8. Если велосипед ведется в руках, какие правила дорожного движения распространяются на велосипедиста?

1) правила, действующие для водителя
2) правила, действующие для пассажира
3) правила, действующие для пешехода

9. В каком составе удобнее всего совершать велосипедные походы?

1) одному
2) вдвоем
3) группой 4-6 человек

10. Для какой цели следует устраивать технический привал?

1) чтобы проверить состояние велосипеда
2) чтобы отдохнуть
3) чтобы подождать отстающих

Ответы на тест

1-1
2-3
3-3
4-2
5-1
6-2
7-2
8-3
9-3
10-1

Приложение 2.

Критерии оценки

достижения итогового контроля Программы

На основании планируемых результатов разработана оценочная шкала (от 1 до 3 баллов), которая соответствует уровням освоения программы. По окончанию учебного года, педагог определяет уровень освоения программы обучающихся, фиксируя их в таблице, тем самым прослеживая динамику обучения, развития и воспитания.

1. Низкий уровень. Обучающиеся неуверенно формулирует правила навыков владения основами пешеходного туризма. Не владеет начальными навыками велотуризма. Личностные качества обучающегося. Обучающийся обращается за помощью только тогда, когда совсем не может выполнить задание.

2. Средний (допустимый) уровень. Обучающийся уверенно формулирует правила ТБ, хорошо владеет техникой езды на велосипеде без груза с грузом в различных дорожных условиях. Личностные качества учащегося. Обучающийся легко общается с людьми, при затруднении не всегда обращается за помощью. Работу выполняет охотно, но ошибки исправляет только при вмешательстве педагога.

3. Высокий уровень. Обучающийся отлично знает правила ТБ, имеет знание современной велотехники, умение разбирать, собирать и регулировать велосипед. Наличие начальных краеведческих навыков: умение наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природой и социальной средой родного края. Личностные качества учащегося. Обучающийся легко общается с людьми, и сам готов помощь. Работу выполняет охотно, замечает свои ошибки и самостоятельно их исправляет.

ПАСПОРТ

 Программы туристско-краеведческой направленности

«Велотуризм»

Наименование муниципалитета

город Ак-Довурак

Наименование организации

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Дом детского творчества г.Ак-Довурака

ID-номер по программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Велотуризм»

Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, вне бюджет)

Муниципальное здание

ФИО автора (составителя) программы

Сарыглар Ай-Хаан Александрович,

Педагог дополнительного образования

Краткое описание программы

В современных социокультурных условиях одна из важнейших целей образования состоит в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни. Глубокие преобразования в современной технике выдвигают повышенные требования не только к работнику промышленной сферы, но и к гражданину в целом. Все большее значение приобретает велотуризм  как возможность формирования  основ здорового образа жизни.

Форма обучения

Очно-заочная, дистанционная

Уровень содержания

стартовый

Продолжительность освоение (объем)

на один год обучения (144 часа)

Возрастная категория

12-16

Цель программы:

Всестороннее развитие личности обучающегося и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности.

Задачи программы

Задачи Программы:

Обучающие:

  • формировать начальные навыки спортивного туризма;
  • обучать овладению техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях
  • знакомить с современной вело техникой, разборкой, сборкой и регулированием велосипеда;
  • знакомить с основными инструментами и приспособлениями при работе с вело техникой.

Воспитательные:

  • прививать интерес к туристско-краеведческой деятельности;
  • расширять кругозор и повышение культурного уровня обучающихся;
  • формировать культуру труда и уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с книгой и умение работать с краеведческим материалом;
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать социальную активность.

Планируемые

 результаты

Личностные:

- привить интерес к туристско-краеведческой деятельности;

- расширять кругозор и повышен культурный уровень обучающихся.

Метапредментные:

-развивать навыки работы с книгой и уметь работать с краеведческим материалом;

-развивать навыки сотрудничества;

-развивать социальную активность.

Предметные:

-обладать прочными навыками овладения основами пешеходного туризма;

- обладать начальными навыками велотуризма;

-владеть техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях;

- уметь разбирать, собирать и регулировать велосипед;

- уметь обращаться с основными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой;

-уметь наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природной и социальной средой;

-обладать навыками по полному самообслуживанию в походных условиях.

Особые условия (доступность для

детей с ОВЗ)

Не имеется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика результативности обучения по ДООП "Хореографическое искусство". Методическая разработка

Диагностические таблицы входного и итогового контроля по трехлетней программе "Хореографическое искусство" Ансамбля танца "Ералаш"....

Использование ИТ-технологий в ДООП "Ансамбль в классе фортепиано"

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль в классе фортепиано» ИТ-технологии применяются в процессе обучения для:педагогической диагностики;формирования и ко...

Проектирование ДООП

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования....

Рабочая тетрадь по компетенции "Управление железнодорожным транспортом ", ДООП "Город мастеров"

Используется на занятиях для закрепления материала по компетенции «УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»...

ДООП "Сувенирная лавка" отчет за год

Отчет ро дополнительному образованию "Сувенионая Лавка" за 2023-2024г...

Рабочая программа ДООП "Сувенирная лавка" 2024-2025г

Программа «Сувенирная лавка» имеет художественно - эстетическую направленность.  Программа является познавательной и развивающей, т. к. связана с прикладным творчеством и направлена н...

ДООП

quot;Лыжные гонки"...