ДООП
рабочая программа

Хомушку Венера Мергеновна

"Лыжные гонки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotova-lyzhnye_gonki_ak-dovurak.docx104.01 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи Программы

1.3.Планируемые результаты

1.4. Содержание Программы

Учебный тематический план

Содержание учебного тематического плана

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2. Условия реализации Программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

3. Список литературы

4.Календарный план воспитательной работы

Паспорт программы

Приложение


Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа и физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки» (далее – Программа) реализуется в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»- Создание новых мест дополнительного образования детей.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями);
  2. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3);
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
  5. Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; вст. В силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
  6. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  7. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 298 «Об утверждении профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых»;
  11. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, образовательной программе профессионального обучения, дополнительной общеразвивающей программам»;
  12. Устав и нормативные документы Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования Дом детского творчества г.Ак-Довурака (далее- ДДТ).

Направленность  Программы- физкультурно-спортивная.

Актуальность. Лыжный спорт оказывает большое значение на здоровье человека. При занятии лыжным спортом у обучающихся работают все мышцы тела, а рациональная двигательная активность влияет на:

- развитие мышечной силы;

- создание благоприятных условий для работы сердечно-сосудистой системы;

- дыхательную систему;

- возрастание жизненной емкости легких;

- центральную нервную систему;

- на вестибулярный аппарат;

- устранение негативных переживаний;

- улучшение обмена веществ.

При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе.

Новизной и отличительной особенностью данной Программы является обучение и совершенствование современной техники с применением методики одновременного обучения разнымспособам передвижения на лыжах в г. Ак-Довурак. В учреждениях дополнительного образования города данный вид спорта открывается впервые.

В процессе тренировок и игр у обучающихся, занимающихся лыжными гонками,совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическоеразвитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинятьличные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств.

При записи в объединение обучающиеся должны иметь медицинский допуск (справка) к занятиям и письменное согласие от родителей (законных представителей).

Программа модифицированная, составлена на основе Программы «Лыжный спорт», составитель- С.Г. Куликов, педагог дополнительного образования. Пичаевский район 2009г.

Адресат Программы.

Данная Программа рассчитана для обучающихся 12-16 лет.

Оптимальная наполняемость группы – 8-12 обучающихся.

Объем и срок освоения Программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Режим занятий.

Продолжительность занятия - 40 минут,перерыв между занятиями составляют 5-10 минут, всего 144 часа за учебный год. В период проведения занятий в дистанционной форме продолжительность составляет 30 – 35 минут.

Уровень Программы: стартовый.

Форма реализации Программы; очно-заочная, дистанционная (через образовательные платформы ZOOM и Сферум, и др.).

Особенности организации образовательного процесса Программы обусловлены её практической значимостью: занимаясь лыжными гонками, обучающиеся становятся физически сильнее, более раскрепощенными, эмоциональными, приобретают опыт совместной работы, опыт участия в соревнованиях на разных уровнях (внутри учрежденческие, муниципальные соревнования, региональные соревнования). В ходе реализации Программы используются элементы педагогических технологий: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимного обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для данного возраста:

Безветренная погода

Ветер до 5 м/с

Ветер до 6 - 10 м/с

-15

-10

-8


  1. Цель и задачи Программы

Цель: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, достижение спортивных результатов в лыжных гонках.

Задачи:

Обучающие:

-научить правильному передвижению на лыжах;

-совершенствовать физическое развитие организма обучающихся;

-внедрить личностно-ориентированные методикифизкультурно-спортивнойдеятельности.

Развивающие:

-укреплять здоровье и закаливание организма;

-развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;

-способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико-двигательной и логической памяти обучающихся;

-обеспечивать формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета;

-способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся.

Воспитательные:

-прививать устойчивый интереск занятиям;

-овладеть основами техники способов передвижения на лыжах.

  1. Планируемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

-историю развития спорта в России, Республике Тыва, выдающихся спортсменов, лыжников;

- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;

- правила для обучающихся на занятиях лыжной подготовки;

- основы правильного питания;

- правила спортивных игр;

- разные виды лыжного хода;

- правила организации соревнований;

- правила самостоятельного выполнения упражнений.

Обучающиеся будут уметь:

- овладеть навыками передвижения на лыжах;

- использовать различные тактические действия;

- передвигаться на лыжах;

- использовать страховку и самостраховку;

- использовать самоконтроль за состоянием здоровья.

Обучающиеся будут владеть:

- техникой передвижения на лыжах разными ходами.


  1. Содержание Программы

Учебный тематический план Программы

(стартовый уровень)

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

Раздел 1. Теоретическая подготовка

6

6

-

Опрос

Входной контроль (тестовые задания)

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Контроль и

гигиена спортсмена

2

2

1.3.

Лыжный инвентарь,

мази, одежда, обувь

2

2

Раздел 2.Общая физическая

подготовка (ОФП)

24

24

Сдача нормативов

2.1.

Контрольные упражнения

2

2

2.2.

Циклические упражнения

22

22

Раздел 3. Специальная

физическая подготовка

24

2

22

3.1.

Беговая подготовка

8

2

6

Повторный бег по контуру лыжной трассы

3.2.

Комплекс упражнений

с собственным весом

на тренажерах

8

8

3.3.

Комплекс расслабляющих и

восстанавливающих упражнений

8

8

Раздел 4. Техническая подготовка

38

11

27

4.1.

Имитация лыжных ходов

 на месте

4

1

3

Промежуточный контроль

4.2.

Одновременный бесшажный ход

4

4

4.3.

Одновременный двухшажный ход

4

4

Интервальный бег на равнине и в подъём 

4.4.

Попеременный двухшажный ход

4

4

4.5.

Коньковый ход

8

2

6

4.6.

Преодоление спуска и

подъема

12

6

6

4.7.

Лыжероллеры

2

2

Раздел 5. Оценка результативности соревнования

26

4

22

5.1.

Подготовка инвентаря

к тренировкам и соревнованиям

12

2

10

5.2.

Соревнования по лыжным гонкам

14

2

12

Итоговая аттестация:

1 этап(март):

сдача нормативов на передвижение на лыжах

Раздел 6. Циклические упражнения

26

26

6.1.

Спортивные игры

12

12

Контрольный заезд

6.2.

Подвижные игры и эстафеты

8

8

Бег с имитацией лыжных ходов в подъёме.

6.3.

Сдача беговых дисциплин.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Прыжок в длину с места.

6

6

Итоговая аттестация:

2 этап(май)– сдача теоретического раздела и сдача беговых дисциплин, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и прыжок в длину с места.

Итого

144

23

121

  1. Содержание Программы (учебного тематического плана)

Раздел 1. Теоретическая подготовка. 6 ч.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (2ч.) История лыжного спорта в России. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии.

Тема 1.2. Контроль и гигиена спортсмена.

Теория (2ч.) Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Построение в шеренгу с лыжами на руках. Выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь», «Вольно».

Тема 1.3. Лыжный инвентарь, мази, одежда, обувь

Теория (2ч.) Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Раздел 2. Общая физическая подготовка.24ч.

Тема 2.1. Контрольные  упражнения.

Практика (2ч.) Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.

Тема 2.2. Циклические упражнения.

Практика (22ч.) Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости. Игровая тренировка Общая физическая подготовка.Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.

Раздел 3. Специальная физическая подготовка. 24ч.

Тема 3.1. Беговая подготовка (8ч.)

Теория (2ч.) Роль специальных беговых упражнений в развитии скоростно-силовых качеств. Техника бега (следить за толчком ноги и за расслаблением после толчка), самоконтроль физического состояния (пульс, дыхание, способность выполнять те или иные упражнения), правила безопасности поведения на улице, как во время беговых тренировок, так и после них.

Практика (6ч.) ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств. Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Высокий старт (20-40 м). Бег по дистанции (50-60 м). Финиширование. Линейная эстафета. Челночный бег (3 х 10). Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба. Упражнения, направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

Тема 3.2. Комплекс упражнений с собственным весом на тренажерах.

Практика (8ч.) Лазание по канату в два приема. ОРУ с мячом. Эстафеты. Развитие силовых способностей. Выполнение комбинации упражнений на гимнастической скамейке и общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками. Подтягивания в висе. «Мост» из положения стоя без помощи (д.). Упражнения на гимнастической скамейке. Эстафеты. Приседания, бег и ходьба по лестнице, поднимание ног, упражнения на брюшной пресс, упражнения на укрепление мышц торса и рук, прыжки через скакалку, прыжки и т.д.

Тема 3.3. Комплекс расслабляющих и восстанавливающих упражнений

Практика (8ч.) назначение упражнений основные правила их применения; упражнения на растягивание;упражнения на дыхание;вис на перекладине. Выполнение ОРУ с гимнастической палкой (5-6 упражнений). Кувырок вперед в стойку на лопатках. Кувырок назад в полушпагат.

Раздел 4. Техническая подготовка. 38ч.

Тема 4.1. Имитация лыжных ходов на месте.

Теория (1ч.) Основные правили имитации лыжных ходов на месте. Способы передвижение ступающим и скользящим шагами.

Практика (4ч.) Имитация лыжных ходов на месте. Передвижение ступающим и скользящим шагами. Попеременный двухшажный ход.  Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Повороты переступанием на месте/ в движении. Торможение падением, повороты переступанием. Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м./. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Эстафеты с предметами. Игра «Парашютисты». Развитие скоростных качеств. Бег на 1000м. Специальная физическая подготовка.

Тема 4.2. Одновременный бесшажный ход.

Практика (4ч.) Одновременный бесшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация. Строевая подготовка с лыжами. Подъем скользящим и ступающим шагом. Торможение «плугом». Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. «Удержи равновесие», «Общий старт», «С горы в ворота» / «Догони преподавателя»/ эстафеты.

Тема 4.3. Одновременный двухшажный ход.

Практика (4ч.) Одновременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация.  Развитие физических качеств. Попеременный двухшажный ход: посадка лыжника; согласованность движений рук и ног - упражнения. Передвижение на 50-100 м без палок. Дистанция 3 км. Переход с одновременных ходов на попеременные. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Дистанция 5 км.

Тема 4.4. Попеременный двухшажный ход

Практика (4ч.) Знакомство с основными элементами попеременного двухшажного хода.  Цикл движений в попеременном двухшажном ходе. 1-я фаза - свободное скольжение. 2-я фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги. 3-я фаза - скольжение с подседанием. 4-я фаза - выпад с подседанием. 5-я фаза - отталкивание с выпрямлением толчковой ноги.

Тема 4.5. Коньковый ход.

Теория (2ч.) Основные элементы конькового хода.

Практика (6ч.) Коньковый ход без палок. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спуск в высокой стойке. Дистанция 4 – 5 км. Прыжковая имитация. Работа рук. Работа ног. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Совершенствование координационной и ритмической структуры при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.

Тема 4.6. Преодоление спуска и подъема.

Практика (6ч.) Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках.

Практика (6ч.) Совершенствование техники подъема ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке и торможение падением. Игра «с горки на горку». Прохождение дистанции 3 км попеременным 2-ух ш. ходом в умеренном темпе. Подъем «полуелочкой». Эстафета на лыжах. Торможение «плугом». Игры на лыжах. Дистанция 3 - 4км. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.

Тема 4.7. Лыжероллеры.

Теория (2ч.) Модели и фирмы лыжероллеров.

Раздел 5. Оценка результативности. Соревнования (26ч.).

Тема 5.1. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям.

Теория (2ч.) Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям.

Практика (10ч.) Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Одежда лыжника.

Тема 5.2. Соревнования по лыжным гонкам.

Теория (2ч.) Виды соревнований. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки. Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта лыжные гонки

Практика (12ч.) Соревнования с раздельным стартом, с масс-стартом, гонки преследования, эстафеты, индивидуальный и командный спринт. Участие в 12-14 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км., км. в годичном цикле. Подъем «полу ёлочкой», «лесенкой»; спуски в основной стойке. Эстафета на лыжах. Техника спуска и подъёма Коньковый ход. Дистанция 5 км.

Раздел 6. Циклические упражнения (26ч).

Тема 6.1. Спортивные игры(12ч.).

Практика (12ч.) Спортивные игры по упрощенным правилам. Баскетбол; футбол;

волейбол; ручной мяч; теннис: овладение элементарными

техническими и тактическими навыками игры.

Тема 6.2. Подвижные игры и эстафеты (8ч.).

Практика (8 ч.) Игры с элементами общеразвивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната.

          Тема 6.3. Сдача беговых дисциплин. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Прыжок в длину с места (6ч.).

Практика (6ч.) Итоговая аттестация. Сдача беговых дисциплин. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Прыжок в длину с места.


Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

16.09.2024

30.05.2025

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

2.2. Условия реализации Программы

Обеспечение учебным помещением.

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Кадровое обеспечение

Реализацию Программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.

Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования

количество

1.

Лыжи

шт.

10

2.

Палки

шт.

20

3.

Ботинки

шт.

10 пар

4.

Планшет

шт.

1

5.

Станок для лыжи

шт.

1

6.

Резины

шт.

5

7.

Крепление лыжные

шт.

10

8.

Термометр

шт.

1

9.

Измеритель скорости ветра

шт.

1

10

Флажки с веревкой

М

40

Информационное обеспечение

-методические разработки (см.раздел 3.)

-видеоролики;

-презентации.

2.3.Форма аттестации

Входной, промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения обучающимися Программы:

Форма проведения контроля:

- тестовые задания;

- опрос;

- сдача нормативов;

- бег с имитацией лыжных ходов в подъеме;

- повторный бег по контуру лыжной трассы;

- интервальный бег на равнине;

- соревнования по лыжным гонкам.

        Предусмотрены следующие виды аттестации/контроля:

Входной контроль - проводится при формировании групп – изучение отношения обучающихся к выбранной деятельности, его физические способности и достижения в лыжных гонках (сентябрь)

Промежуточный контроль – проводится в конце полугодия, года (декабрь).

Итоговая аттестация проводится в два этапа:

1 этап(март) - сдача два норматива на передвижение на лыжах

2 этап (май) - сдача теоретического раздела и сдача беговых дисциплин, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и прыжок в длину с места.

2.4. Оценочные материалы. 

Для применения системы оценки результатов освоения Программыв начале учебного года, обучающиеся выполняют тестовые упражнения, перечисленные в тестовых заданиях (Приложение). Цель данного мероприятия – зафиксировать результаты без какой-либо оценки. В дальнейшем, данные результаты будут использоваться для сравнения.

Оценка текущего контроля за успеваемостью осуществляется следующим образом. Основным критерием текущего контроля успеваемости является посещаемость. При неудовлетворительном результате обучающегося в рамках текущего контроля за успеваемостью, педагог вправе не допустить обучающегося к промежуточной аттестации и сдаче нормативов.

Контрольно-оценочная деятельность в рамках промежуточной и итоговой аттестации.

Целью промежуточной аттестации является:

- проверка соответствия теоретических знаний и физической подготовки обучающихся требованиям настоящей Программы;

- диагностика уровня освоения Программы обучающимися.

Оценка уровня знаний по теоретической подготовке. Примерные тесты представлены в приложении.

Оценка уровня знаний по практической подготовке включает в себя тестирование по физической подготовке, технической подготовке и сдачунормативов по общей физической подготовке в конце учебного года.

Тестовые задания по физической подготовке и критерии фиксирования результатов представлены в приложении и заключаются в системе подсчета результатов выполненных заданий (упражнений). Итоговая оценка в результате тестирования по физической подготовке производится по 5-балльной системе.Баллы по физической подготовке и технической подготовке суммируются для получения итогового балла по практической подготовке.

Таким образом, для успешной промежуточной аттестации обучающимся необходимо получить зачет по теоретической подготовке, получить итоговый балл по практической подготовке от 3 баллов и более; в конце учебного года сдать нормативы по ОФП. Итоговая оценка в результате промежуточной аттестации представлена в рамках дихотомической шкалы: «зачет» или «не зачет».

Качество образовательного процесса отслеживается по следующим показателям:

- посещение занятий обучающимися;

- диагностика образовательных результатов, личностного развития и метапредметных результатов (1 раз в год);

- участие обучающихся в соревнованиях и других массовых мероприятиях;

- диагностика включает в себя контроль, проверку, накопление знаний.

         Для определения уровня освоения программного материала также для обучающихся разработана следующая система оценки:

0-3,5 балла – низкий уровень

4-7,5 баллов – средний уровень

8-10 баллов – высокий уровень.

Формой фиксации и предъявления результатов оценивания уровня усвоения программного материала является протокол нормативов.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение Программы

Подготовка обучающегося осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление образовательногопроцесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод со размерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

2.6. Воспитательный компонент

Календарный план воспитательной работы

(из Программы воспитания ДДТ)

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Место проведения

Ответственный

1.

Кросс, посвященный к Дню Здоровья

Сентябрь

27.09.2024.

Центральная площадка

Педагог СарыгларА-Х.А.

2.

Участие в соревнованиях по легкой атлетике

Октябрь

25.10.2024.

 Стадион им.

Федора Ондара

Педагог СарыгларА-Х.А.

3.

Веселые старты

 Ноябрь

08.11.2024.

Спортивный зал

ДК им. Кадыр-оолаСагды

Педагог СарыгларА-Х.А.

4.

Участие во внутриучрежденческом соревновании по веселым стартам

Декабрь

27.12.2024.

Спортивный зал

ДК им. Кадыр-оолаСагды

Педагог СарыгларА-Х.А.

5.

Участие во внутриучрежденческом соревновании по прыжкам через скакалку

Январь

24.01.2025.

Дом детского творчества

Педагог СарыгларА-Х.А.

6.

Участие в соревнованиях «Первая лыжня»

Февраль

28.02.2025.

Ак-Довуракский горный техникум

Педагог СарыгларА-Х.А.

7.

Участие в муниципальных (городских )соревнованиях по лыжным гонкам

Март

28.03.2025.

М.Таежный

Педагог СарыгларА-Х.А.

8.

Участие в показательном   выступлении.

Апрель

25.04.2025.

Дом Детского творчество

Педагог СарыгларА-Х.А.

9.

Участие в легкоатлетической эстафете

Май

23.05.2025.

Стадион им.

Федора Ондара

Педагог СарыгларА-Х.А.


3.Список литературы:

Список рекомендованной литературы для педагога

1. Грачев Н.П. Интегральная оценка разносторонней подготовленности юныхлыжников-гонщиков (методические рекомендации). – М.:ВНИИФК, 2001.

2. Лекарства и БАД в спорте/ Под. Общ. Ред. Р.Д. Сейфуллы, З.Г.

Орджоникидже. – М.: «Литтерра», 2003

3. Камаев О.И. Теоретические и методические основы оптимизациисистемымноголетней подготовки лыжников-гонщиков: Дисс. … докт. пед. наук. –Харьков, 2000.

4. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативностипоказателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочныхнагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 1992.

5. Макарова Г.А. Фармалогическое обеспечение в системе подготовкиспортсменов. – М., 1992.

6. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 1990.

7. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта:Дисс.докт. пед. наук. – СПб., 1992.

8. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной

подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.

9. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев:

Здоровья, 1990.

10. Раменская Т.И. Лыжный спорт. – М., 2000.

11. Система подготовки спортивного резерва / Под общ.ред. В.Г.

Никитушкина. – М.: МГФСО, ВНИИФК, 1994.

12. Современная система спортивной подготовки/Под.ред. Ф.П.Суслова, В.Л., Сыча, Б.Н. Шустина Б.Н. – М.: Издательство «СААМ», 1995

13. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта//Вестник спортивной науки. –М.: Советский спорт, № 1, 2003.

14. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев.Олимпийская литература, 2001.

15. Марков К.К. Тренер-педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

16. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовкиспортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

17. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана.- М., 1998.

Список литературы для обучающихся и их родителей (законных представителей):

1. Браук Н. «Подготовка лыж», Мурманск, 2004 г.

2. Колеман Э. «Питание для выносливости», Мурманск, 2005 г.

3. Современная система спортивной подготовки / Под. ред. Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н. Шустина Б.Н. – М.: Издательство «СААМ», 1995.

4. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно силовых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. –М.: Советский спорт, № 1, 2003.

5. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев.

Олимпийская литература, 2001.

6. Марков К.К. Тренер-педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки

спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

Перечень Интернет-ресурсов:

1. Сайт Федерации лыжных гонок России - www.flgr.ru

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/лыжные гонки /

3. www.sport-express.ru/olympic14/skiing/

4. www.olympic.ru/team/sport/winter/lijnie-gonki


Приложение1

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННОГО

БЕСШАЖНОГО ЛЫЖНОГО ХОДА(Итоговый контроль)

1. Цель отталкивания палками: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в)сохранить равновесие.

2. Цель свободного скольжения: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) какможно меньше терять скорость.

3. при выносе рук и палок вперёд.

3.1. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с локтевого сустава; в) сзапястья.

3.2. Напряжённость рук: а) руки расслаблены; б) руки напряжены; в) руки

расслаблены в конце выноса вперёд.

3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под острым углом по ходу движения; б)под тупым углом.

3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в)

распределяется равномерно по всей стопе.

3.5. При выносе рук вперёд происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания.

3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня

4. Исходная поза отталкивания палками:

4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди креплений; б) на уровнекреплений; в) позади креплений.

4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г)находятся снизу.

4.3. Палки наклонены: а) только вперёд; б) вперёд и наружу; в) вперёд и внутрь.

4.4. Тяжесть тела: а) на носках стоп; б) на пятках; в) распределяется равномерно повсей стопе.

5. Отталкивание палками.

5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и руками; в) толькотуловищем.

5.2. Тяжесть тела переносится больше: а) на пятки; б) на носки стоп; в)распределяется равномерно по всей стопе.

5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне.

6. Поза окончания отталкивания.

6.1. Палки: а) составляют прямую с руками; б) не составляют прямую с руками.

6.2. Держание палок: а) положение палок контролируется большим и указательнымпальцами; б) палки зажаты в кулак.

6.3. Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) на пятках.

6.4. Ноги находятся в отношении лыжни: а) вертикально; б) отклоненыназад.


Приложение 2.

Контрольные нормативы

Теоретическая подготовка.

Выявление глубины и прочности полученных знаний. Теоретическая подготовка осуществляется посредством использования таких методов как опрос, собеседование, творческое задание.

Общефизическая подготовка.

Контроль эффективности применяемых средств по общефизической подготовке проводится контрольными упражнениями:

Группы

Упражнения общей физической подготовки

Возраст

Оценка

Подтягивание,

 кол-во раз

Отжимание от пола,

кол-во раз

Прыжок

в длину, см

Приседание,

кол-во раз

Бег 100 м, с

Бег

3000 м, мин

ЛГ

12-16

5

4

3

14

12

10

30

25

18

200

180

175

50

45

40

14,5

14,7

14,8

12,00

12,40

13,10

 


Приложение 3

Тестирование

Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом лыжников является система педагогического контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки контроль используется в соответствии с контрольными нормативами для выявления динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Формамиподведения итогов реализации Программы является участие в соревнованиях различного уровня (внутриучрежденческих, городских, региональных); участие в спортивных соревнованиях.

Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений.

Программа тестирования включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы - бег 30 м (девочки), бег 60 м (юноши), бег 6-ти минутный, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), подтягивание (юноши), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., прыжки через скакалку за 1 мин. 

Приложение 4

Спортивные методы включают:

- метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований;

- метод вольно образности динамики тренировочных нагрузок;

- метод   деятельности в тренировочном процессе.

Теоретический материал обычно дается в начале занятия.  Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.

Практические занятия–основная форма работы с обучающимися, где умения закрепляются, входе повторения совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем обучающимися при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого из учения особенностей каждого обучающимися. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике лыжных ходов, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема.

Входе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, также специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

Разно сторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные на формирование технических навыков и тактических умений.

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. В начале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

Приложение 5

Психологическая подготовка

Специфика лыжных гонок, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитании воли.

На данном этапе важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки.

В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки.

Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим у тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающим и преодолевать развивающееся утомление усилиям и воли, дает участие в соревнованиях.

Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у обучающегося положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах. Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенных этап тренировки с выраженными положительными показателями.

ПАСПОРТ

 Программа физкультурно-спортивной направленности

 «Лыжные гонки»

Наименование муниципалитета

город Ак-Довурак

Наименование организации

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Дом детского творчества г.Ак-Довурака

ID-номер по программы в АИС «Навигатор»

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжные гонки»

Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание, вне бюджет)

Муниципальное здание

ФИО автора (составителя) программы

Сарыглар Ай-Хаан Александрович,

Педагог дополнительного образования

Краткое описание программы

В настоящее время в Туве сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения.

Неслучайно забота о сохранении здоровья обучающихся становится предметом особого внимания педагогов. Программа дополнительного образования по начальной лыжной подготовке ориентирована на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.

Одной из основных задач физического воспитания - является формирование у обучающихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Форма обучения

Очно-заочная

Уровень содержания

Ознакомительный

Продолжительность освоение (объем)

на один год обучения (144 часа)

Возрастная категория

12-16

Цель программы

Цель: приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, дать возможность получить высокие спортивные результаты в лыжных гонках.

Задачи Программы

Обучающие:

научить правильному передвижению на лыжах;

совершенствовать физическое развитие организма учащихся;

внедрить личностно ориентированные методики физкультурно-спортивной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям приобщить учащихся к ЗОЖ.

Развивающие:

-укреплять здоровье и закаливать организм;

всестороннее физическое развитие.

-развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;

-способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико–двигательной и логической памяти обучающихся;

-формировать правильную осанку, укреплять мышечный корсет;

-способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся.

Воспитательные:

- прививать устойчивый интерес к занятиям;

- овладеть основами техники способов передвижения на лыжах.

Планируемые результаты

Будут знать:

- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов, лыжников;

- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;

- правила для обучающихся при занятиях лыжной подготовкой;

- основы правильного питания;

- правила спортивных игр;

- разные виды лыжного хода;

- правила организации соревнований;

- правила самостоятельного выполнения упражнений.

Будут уметь:

- овладеть навыками передвижения на лыжах;

- использовать различные тактические действия;

- передвигаться на лыжах;

- использовать страховку и самостраховку;

- использовать самоконтроль за состоянием здоровья

Будут владеть:

- техникой передвижения на лыжах разными ходами.

Особые условия (доступность для

детей с ОВЗ)

Не имеется

Возможность реализации в

сетевой форме дистанционно

Имеется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика результативности обучения по ДООП "Хореографическое искусство". Методическая разработка

Диагностические таблицы входного и итогового контроля по трехлетней программе "Хореографическое искусство" Ансамбля танца "Ералаш"....

Использование ИТ-технологий в ДООП "Ансамбль в классе фортепиано"

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль в классе фортепиано» ИТ-технологии применяются в процессе обучения для:педагогической диагностики;формирования и ко...

Проектирование ДООП

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования....

Рабочая тетрадь по компетенции "Управление железнодорожным транспортом ", ДООП "Город мастеров"

Используется на занятиях для закрепления материала по компетенции «УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»...

ДООП "Сувенирная лавка" отчет за год

Отчет ро дополнительному образованию "Сувенионая Лавка" за 2023-2024г...

Рабочая программа ДООП "Сувенирная лавка" 2024-2025г

Программа «Сувенирная лавка» имеет художественно - эстетическую направленность.  Программа является познавательной и развивающей, т. к. связана с прикладным творчеством и направлена н...

ДООП

Велотуризм...