Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Психология общения»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ.07 «Психология общения»
Специальность | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) |
2024
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413» с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022г. № 1014
Организация-разработчик: | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5» | ГБПОУ СПЦ №5 |
Разработчик: Строкова К.С. – | ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения программы
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Дисциплина ОГСЭ.07 «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы дисциплины ОГСЭ.07 «Психология общения» направлено на достижение следующих целей:
- использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности;
- общаться с коллегами и клиентами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- психологически грамотно строить свое общение;
- эффективно вести переговоры в процессе реализации услуги;
- управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия;
- найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта;
- эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов;
- выявлять факторы эффективного общения;
- использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Уметь:
профессиональной деятельности,
деятельности коллектива,
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Знать:
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы дисциплины | 40 |
в том числе: | |
Основное содержание | |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 10 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 16 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 8 |
практические занятия | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2. Объем учебной нагрузки по ОГСЭ.07 Психология общения
Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам | Обязательная аудиторная нагрузка (час.) | Формы промежуточной аттестации | |||
Курс | Семестр | всего занятий | в т.ч. | ||
занятия на уроках | практических занятий | ||||
3 | 5 | 40 | 30 | 10 | |
ИТОГО | 40 | 30 | 10 | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формируемые компетенции | |
5 семестр | 40 | |||
Раздел 1. Психология общения как наука | ||||
Тема 1 Методологические основы психологии общения | Содержание учебного материала: | 3 | ||
Основное содержание *Профессионально-ориентированное содержание | ОК. 01 ОК.02 ОК. 03 ОК. 04 ОК. 05 ОК.06 | |||
1.1 | Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. | 1 | ||
1.2 | Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи. | 1 | ||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
1.3 | Значение общения для осуществления профессиональной деятельности. Общая характеристика диалога. | 1 | ||
Тема 2 Классификация общения. Формы общения. Типы межличностного общения. Виды общения. | Содержание учебного материала: | 6 | ||
2.1 | Формы общения: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, межличностное, массовое. | 1 | ОК. 01 ОК. 02 ОК. 03 ОК. 04 ОК. 05 ОК. 06 | |
2.2 | Классификация функций общения. Основные характеристики общения: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения. | 1 | ||
2.3 | Типы межличностного общения: императивное (авторитарное), манипулятивное, диалогическое. | 1 | ||
2.4 | Виды общения: «Контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, светское. | 1 | ||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
2.5 | Практическое занятие № 1. Определение навыков эффективного общения в профессиональной деятельности | 2 | ||
Тема 3 Восприятие и познание людьми друг друга. Искажения в процессе восприятия | Содержание учебного материала: | 2 | ||
3.1 | Общение как восприятие людьми друг друга. Каналы восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Механизмы восприятия. | 1 | ОК. 01 ОК. 02 ОК. 03 ОК. 04 ОК. 05 ОК. 06 | |
Профессионально-ориентированное содержание | ||||
3.2 | Психологическая совместимость персонала и ее влияние на эффективность деятельности. | 1 | ||
Тема 4 Имидж. Влияние имиджа на восприятие человека. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
4.1 | Имидж, как часть культурно-делового общения. Основы формирования имиджа. Понятие «харизма» | 1 | ОК. 01 ОК. 02 ОК. 03 ОК. 04 ОК. 05 ОК. 06 | |
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
4.2 | Влияние имиджа на восприятие человека. Имидж делового человека. | 1 | ||
Тема 5 Механизмы взаимопонимания в общении. | Содержание учебного материала: | 6 | ||
Основное содержание | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 | |||
5.1 | Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». | 1 | ||
5.2 | Каузальная атрибуция. | 1 | ||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
5.3 | Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении. Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников. | 1 | ||
5.4 | Развитие индивидуальной техники активного слушания. Прямые и скрытые информационные сигналы. | 1 | ||
5.5 | Практическое занятие № 2 «Типичные искажения при восприятии друг друга в профессиональной деятельности» | 2 | ||
Тема 6 Социальная перцепция | Содержание учебного материала: | 2 | ||
Основное содержание | ||||
6.1 | Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
6.2 | Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации | 1 | ||
Тема 7 Методы психологического влияния в процессе общения. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
7.1 | Методы психологического влияния в процессе общения. Механизмы «заражение», «внушение», «убеждение». | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
Манипуляции в общении | 1 | |||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
7.2 | Практическое занятие № 3. Отработка приемов убеждения. | 2 | ||
Тема 8 Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры. | Содержание учебного материала: | 5 | ||
8.1 | Речевое общение. Структура речевого общения: значение и смысл слов, фраз; речевые звуковые явления; выразительные качества голоса. Коммуникативные барьеры: непонимания, социально-культурные, отношения. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
8.2 | Коммуникативные барьеры: непонимания, социально-культурные, отношения. | 1 | ||
8.3 | Основы трансакционного анализа Э.Берна. | 1 | ||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
8.4 | Практическое занятие № 4 Отработка навыков эффективной вербальной коммуникации. | 2 | ||
Тема 9 Невербальная коммуникация. | Содержание учебного материала: | 3 | ||
9.1 | Классификация невербальных средств общения: кинестика, проксемика, такесика. Роль мимики в передаче информации (мимические коды эмоциональных состояний). | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
9.2 | Практическое занятие № 5. Отработка навыков эффективной невербальной коммуникации» (упражнения «Крокодил», «Дельфин»). | 2 | ||
Тема 10 Этика в деловом общении | Содержание учебного материала: | 2 | ||
10.1 | Понятие этики общения. Общение и культура поведения | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
10.2 | Нравственные ценности общения в сфере Предоставления услуг. Толерантность как принцип культурного общения. | 1 | ||
Тема 11 Основы конфликтологии | Содержание учебного материала: | 4 | ||
11.1 | Социально-психологическая характеристика конфликтов. Типология конфликтов. | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 | |
11.2 | Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. | |||
*Профессионально-ориентированное содержание | ||||
11.3 | Психологическая коррекция конфликтного общения. Способы предъявления претензий сотрудникам и критики подчиненных | 1 | ||
11.4 | Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- интерактивная доска,
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедийное оборудование
- акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
3.2.1. Основная литература:
1. Рогов, Е.И. Психология общения Приложение: Тесты : учебник / Рогов Е.И. —
Москва : КноРус, 2021. — 260 с. — (СПО).
2. Аминов, И.И. Психология общения: учебник / Аминов И.И. — Москва : КноРус,
2020. — 256 с. — (СПО).
3. Сахарчук, Е.С. Психология делового общения : учебник / Сахарчук Е.С. —
Москва : КноРус, 2020. — 196 с. — (СПО).
4. Гонина, О.О. Психология : учебное пособие / Гонина О.О. — Москва : КноРус,
2021. — 316 с. — (СПО).
3.2.2. Электронные издания:
- https://book.ru/book/936086
- https://book.ru/book/934015
- https://book.ru/book/932817
- https://book.ru/book/936797
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Т, Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов-на-
Дону «Феникс», 2017
3.3. Организация образовательного процесса
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (тренинговые занятия, групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, терминологические диктанты, доклады), практические (выполнение и защита практических занятий), а также просмотр и оценка работ. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора и имеющих стаж работы в данной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 | - устный опрос; - фронтальный опрос; - наблюдение за ходом выполнения практических работ; - оценка выполнения практических работ; - оценка решения профессионально ориентированных задач; - оценка тестовых заданий; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения ситуаций; - наблюдение и оценка деловой игры; - дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля
Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...