Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 «Психология общения»
рабочая программа

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_obshcheniya_2024.docx55.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОГСЭ.07 «Психология общения»

Специальность

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

2024


Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413» с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022г. № 1014

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

ГБПОУ СПЦ №5

Разработчик:

Строкова К.С.    –

ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

1.1. Область применения программы 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Дисциплина ОГСЭ.07 «Психология общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы дисциплины ОГСЭ.07 «Психология общения» направлено на достижение следующих целей:

  1. использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности;
  2. общаться с коллегами и клиентами в процессе профессиональной деятельности;
  3. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
  4. психологически грамотно строить свое общение;
  5. эффективно вести переговоры в процессе реализации услуги;
  6. управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия;
  7. найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта;
  8. эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов;
  9. выявлять факторы эффективного общения;
  10. использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.

1.2.2. Планируемые результаты освоения дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным

контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач

профессиональной деятельности

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,

клиентами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе

традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в

профессиональной деятельности,

  • психологические основы

деятельности коллектива,

  • психологические особенности личности,
  • основы проектной деятельности,
  • организовывать работу коллектива и команды,

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знать:

  • роли и ролевые ожидания в общении,
  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения
  • механизмы взаимопонимания в общении,
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов,
  • этические принципы общения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем образовательной программы дисциплины

40

в том числе:

Основное содержание

в том числе:

теоретическое обучение

30

практические занятия

10

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

16

в том числе:

теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2. Объем учебной нагрузки по ОГСЭ.07 Психология общения

Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам

Обязательная аудиторная

нагрузка (час.)

Формы промежуточной аттестации

Курс

Семестр

всего занятий

в т.ч.

занятия на уроках

практических занятий

3

5

40

30

10

ИТОГО

40

30

10

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формируемые компетенции

5 семестр

40

Раздел 1. Психология общения как наука

Тема 1

Методологические основы психологии общения

Содержание учебного материала:

3

Основное содержание

*Профессионально-ориентированное содержание

ОК. 01

ОК.02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК.06

1.1

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки.

1

1.2

Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

1.3

Значение общения для осуществления профессиональной

деятельности. Общая характеристика диалога.

1

Тема 2

Классификация общения.

Формы общения. Типы межличностного

общения. Виды общения.

Содержание учебного материала:

6

2.1

Формы общения: непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, межличностное, массовое.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

2.2

Классификация функций общения. Основные характеристики общения: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения.

1

2.3

Типы межличностного общения: императивное (авторитарное), манипулятивное, диалогическое.

1

2.4

Виды общения: «Контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, светское.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

2.5

Практическое занятие № 1. Определение навыков эффективного общения в профессиональной деятельности

2

Тема 3

Восприятие и познание

людьми друг друга. Искажения в

процессе восприятия

Содержание учебного материала:

2

3.1

Общение как восприятие людьми друг друга. Каналы восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Механизмы восприятия.

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

Профессионально-ориентированное содержание

3.2

Психологическая совместимость персонала и ее влияние на эффективность деятельности.

1

Тема 4

Имидж. Влияние имиджа на

восприятие человека.

Содержание учебного материала:

2

4.1

Имидж, как часть культурно-делового общения. Основы формирования

имиджа. Понятие «харизма»

1

ОК. 01

ОК. 02

ОК. 03

ОК. 04

ОК. 05

ОК. 06

*Профессионально-ориентированное содержание

4.2

Влияние имиджа на восприятие человека. Имидж делового

человека.

1

Тема 5

Механизмы взаимопонимания

в общении.

Содержание учебного материала:

6

Основное содержание

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

5.1

Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

1

5.2

Каузальная атрибуция.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

5.3

Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении. Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников.

1

5.4

Развитие индивидуальной техники активного слушания. Прямые и скрытые информационные сигналы.

1

5.5

Практическое занятие № 2 «Типичные искажения при восприятии друг друга в профессиональной деятельности»

2

Тема 6

Социальная перцепция

Содержание учебного материала:

2

Основное содержание

6.1

Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

6.2

Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации

1

Тема 7

Методы психологического

влияния в процессе общения.

Содержание учебного материала:

4

7.1

Методы психологического влияния в процессе общения. Механизмы

«заражение», «внушение», «убеждение».

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

Манипуляции в общении

1

*Профессионально-ориентированное содержание

7.2

Практическое занятие № 3. Отработка приемов убеждения.

2

Тема 8

Основные элементы

коммуникации. Вербальная

коммуникация. Коммуникативные

барьеры.

Содержание учебного материала:

5

8.1

Речевое общение. Структура речевого общения: значение и смысл слов, фраз; речевые звуковые явления; выразительные качества голоса. Коммуникативные барьеры: непонимания, социально-культурные, отношения.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

8.2

Коммуникативные барьеры: непонимания, социально-культурные, отношения.

1

8.3

Основы трансакционного анализа Э.Берна.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

8.4

Практическое занятие № 4 Отработка навыков эффективной вербальной коммуникации.

2

Тема 9

Невербальная коммуникация.

Содержание учебного материала:

3

9.1

Классификация невербальных средств общения: кинестика, проксемика, такесика. Роль мимики в передаче информации (мимические коды эмоциональных состояний).

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

9.2

Практическое занятие № 5. Отработка навыков эффективной невербальной коммуникации» (упражнения «Крокодил», «Дельфин»).

2

Тема 10

Этика в

деловом

общении

Содержание учебного материала:

2

10.1

Понятие этики общения. Общение и культура поведения 

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

*Профессионально-ориентированное содержание

10.2

Нравственные ценности общения в сфере

Предоставления услуг. Толерантность как принцип культурного общения.

1

Тема 11

Основы конфликтологии

Содержание учебного материала:

4

11.1

Социально-психологическая характеристика конфликтов. Типология конфликтов.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

11.2

Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении.

*Профессионально-ориентированное содержание

11.3

Психологическая коррекция конфликтного общения. Способы предъявления претензий сотрудникам и критики подчиненных

1

11.4

Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации

1

Дифференцированный зачет

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  •  посадочные места по количеству обучающихся,
  •  рабочее место преподавателя,
  •  интерактивная доска,

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением,
  • мультимедийное оборудование
  • акустическая система.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

3.2.1. Основная литература:

1. Рогов, Е.И. Психология общения Приложение: Тесты : учебник / Рогов Е.И. —

Москва : КноРус, 2021. — 260 с. — (СПО).

2. Аминов, И.И. Психология общения: учебник / Аминов И.И. — Москва : КноРус,

2020. — 256 с. — (СПО).

3. Сахарчук, Е.С. Психология делового общения : учебник / Сахарчук Е.С. —

Москва : КноРус, 2020. — 196 с. — (СПО).

4. Гонина, О.О. Психология : учебное пособие / Гонина О.О. — Москва : КноРус,

2021. — 316 с. — (СПО).

3.2.2. Электронные издания:

  1. https://book.ru/book/936086
  2. https://book.ru/book/934015
  3. https://book.ru/book/932817
  4. https://book.ru/book/936797

3.2.3. Дополнительные источники:

1. Т, Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов-на-

Дону «Феникс», 2017

3.3. Организация образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (тренинговые занятия, групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, терминологические диктанты, доклады), практические (выполнение и защита практических занятий), а также просмотр и оценка работ. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора и имеющих стаж работы в данной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,

клиентами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе

традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- наблюдение за ходом выполнения практических работ;

- оценка выполнения практических работ;

- оценка решения профессионально ориентированных задач;

- оценка тестовых заданий;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- наблюдение и оценка решения ситуаций;

- наблюдение и оценка деловой игры;

- дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 «Этика и психология профессиональной деятельности»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Этика и психология  профессиональной деятельности» для специальности  40.02.01  «Право и организация социального обеспечения»(базовый ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «Культура делового общения» для специальности 43.02.14 «Гостиничное дело» социально - экономического профиля

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена  по специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело&qu...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (для всех форм обучения), 2021 год

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и со...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения

     Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт се...