ПРОГРАММА профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов направлена на обучение педагогов эффективным методам и техникам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние профессионального «выгорания» первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объема работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивление душевных ресурсов.

Наилучшим способом преодоления синдрома профессионального выгорания является, предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентированная на принципы раннего, систематического и длительного применения профилактических мер.

Целенаправленная психологическая помощь в области профилактики профессионального выгорания, обеспечит необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать достижению задачи восстановления и поддержания психологического здоровья детей и взрослых.

Цель программы– создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у педагогов.
  2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  3. Информирование о действиях стрессогенных факторов и последствий стресса.
  4. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
  5. Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития.
  6. Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.

Формы работы:

- Диагностирование;

- Тренинг;

- Ролевые и ситуативные игры;

- Беседы.

Механизм реализации:

1 этап – организационный:

Включает в себя сплочение членов группы, формирование благоприятного психологического климата.

2 этап – формирующий:

Включает в себя переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии; осознания стереотипов поведения; расширение репертуара поведенческих стратегий; осознания и принятия своих чувств, работу с негативными чувствами; целеполагание, определение приоритетных жизненных целей и ценностей.

3 этап – рефлексивно-оценочный:  

Осознание своих личностных ресурсов; рефлексия изменений.


Календарно-тематическое планирование по реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов

Тема этапа

Задачи этапа

Кол-во часов

  1. Организационный блок

1

Сплочение.

 Формирование благоприятного психологического микроклимата. Выявление ожиданий участников.

Корректировка запроса, перевод из пассивной позиции слушающего и воспринимающего на позицию активного участник.

Сплочение участников тренинга. Фокусировка внимания на собственной личности. Оптимизация отношения к себе

1,5 ч

  1. Формирующий блок

2

Я в зеркале группы

Осознание стереотипов поведения и расширение репертуара поведенческих стратегий

 Создание условий и ситуации для обеспечения возможности наиболее ярко и отчетливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок и в зеркале мнений других участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям.

Фокусировка внимания на своих привычных способах поведения. Осознание собственных поведенческих стереотипов.

1,5 ч

3

Осознание и принятие своих чувств.

Фокусировка внимания на своих чувствах..

1,5 ч.

4

 Работа с негативными чувствами.

Обучение эффективным способам снятия внутреннего напряжения, приемам саморегуляции

1,5 ч

  1. Рефлексивно-оценочный блок

6

Целеполагание

 Осознание своих личностных ресурсов.

Рефлексия базовых ценностей личности. Осознание своих реальных и желаемых качеств

Подведение итогов работы. Оптимизация отношения к себе. Осознание личностных ресурсов для реализации профессиональных и жизненных планов. Формирование мотивации на дальнейшую самостоятельную работу.

1,5 ч

Название упражнения

Цель

Краткая инструкция

Необходимый материал

Время

Занятие 1: Сплочение.

Упражнение самопрезентация.

Создание атмосферы безопасности, дружеского расположения и одобрения.

Ведущий проводит беседу о том, что такое тренинг, что такое профессиональное выгорание, раскрывает цели и задачи тренинга.  

Участникам предлагается в течение 2-3 минут подготовить о себе мини-презентацию. : рассказать о себе то, что не знают остальные участники тренинга (какие интересы, способности и таланты может у себя отметить).

Листок, ручка.

15 мин

Обсуждение.

3 мин

«Наши ожидания…»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Психолог задает уточняющие вопросы, помогающие выявить ожидания участников и скорректировать запрос.

Флипчарт

5 мин

Обсуждение и принятие правил тренинга

Создание плодотворной комфортной атмосферы. Обеспечить корректное и уважительное отношение между участникам

Правила группы обсуждаются совместно с участниками тренинга. Примерный перечень правил: 1. Называть друг друга по имени и на «ты». 2. Уважение другого человека, его мнения, чувств. 3. Правила конфиденциальности. 4. Говорит один. 5. Правило активного участия. 6. Правило сотовых телефонов.

Флипчарт, фломастеры

5 мин

Упражнение: «Взаимные презентации»

Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности.

Приложение 2

25-30 мин

Обсуждение.

Обсуждение чувств и мыслей участников

5 мин

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что… Мы с тобой отличаемся тем, что…»»

Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности.

Участники выстраиваются в два круга-внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругов должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…». Участники внешнего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». По команде ведущего участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера.

10 мин

Разминка: «Шанхайцы»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

«А встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»» В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

5-7 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-5 мин

Занятие 2. «Я в зеркале группы»

Упражнение: «Комплимент»

Повышение групповой сплоченности. Позитивный настрой на предстоящую работу.

Приветствие участников. Вспоминаем правила тренинга (флипчарт)

Каждый участник должен своему соседу сказать какой-нибудь комплимент.

Флипчарт

5 мин

Упражнение: «За что мы любим»

Получение вербальной и невербальной информации о восприятии себя другими людьми. Обучение самоанализу.

Каждый участник выбирает в группе человека, который наиболее ему импонирует, но не называет этого человека в слух. На листе бумаги участник указывает 5 качеств, которые особенно нравятся в этом человеке. Ведущий: «Теперь прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить человека, к которому она относится».

Ручки, листы бумаги

15-20

Обсуждение

Вопросы для обсуждения: Совпали ли названные качества с реальными. Если нет, то что не совпало? А что совпало? Какие чувства вы испытывали когда слышали свои качества?

5 мин

Упражнение: «Порядковый счет»

Установление зрительного контакта со всеми участниками, активизация сил участников.

Ведущий: «Я говорю «один» и смотрю на любого участника игры; тот, на кого я посмотрела, говорит «два» и смотрит на другого»

5 мин

Упражнение: «Метафора»

Получение вербальной и невербальной информации о восприятии себя другими людьми.

Приложение 3

10-15 мин

Информирование «Стрессовый и нестрессовый стили жизни»

Анализ своего стиля жизни, на основе полученного материала

Приложение 4

Карточки с моделями поведения

10 мин

Обсуждение

При обсуждении спросить как участники оценивают собственный стиль жизни.

3-5 мин

Упражнение для разминки: «Социометрия»

Позволить участникам лучше познакомиться друг с другом и создать более доверительную атмосферу.

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п

7 мин

Упражнение: «Сдача бутылок»

Анализ моделей поведения участников группы

Инструктор: «Сейчас я буду в роли злой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя работает в пункте приема стеклотары. Каждый из вас должен сдать бутылки. Я могу принять бутылки, а могу не принять».

Пакет с пустыми бутылками

15 мин

Упражнение: «Ассоциации в парах»

Развитие умения воспринимать и оценивать других людей.

Участники садятся попарно в два круга – внутренний и внешний. Количество участников одинаково. Инструкция: «Сосредоточьтесь на человеке который на против вас, подумайте какие мысли и образы он у вас вызывает. Запишите все то, что напоминает вам этот человек. Это могут быть известные люди, Литературные персонажи, явления природы, птицы, животные и т.д. Через 3 минуты обменяемся листками.

Листы на всех участников, авторучки

10 мин

Обсуждение

Вопросы: Есть ли что то общее в ассоциациях которые вы получили? Кто может поделиться интересными ассоциациями по поводу своей личности?

5 мин

Обсуждение

Вопросы: Что было особенно трудно? Какие чувства вы испытали? Какие способы вы использовали? Похоже это на то, ка вы действуете обычно? Попробовали ли вы что-то новое? Чья стратегия поведения была для вас самой трудной? Какие можете сделать для себя выводы?

7 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 3. «Осознание и принятие своих чувств».

Приветствие

Снятие страха друг перед другом, посредством тактильного контакта

Участники тренинга встают и здороваются друг с другом за руку, никого не пропуская.

5 мин

Упражнение: «Магазин чувств»

Осознание и принятие своих чувств

Ведущий: «Представьте, что вы пришли в магазин. Но это не простой магазин, здесь можно продать любое свое чувство и получить в замен другое, какое хотите. Я – продавец в этом магазине. От каких чувств вы хотите избавится и приобрести взамен что-то другое? Кто будет первым покупателем?». В процессе торга продавец говорит, что потом нельзя будет вернуть назад чувство, поэтому нужно взвесить все «за» и «против».  Предлагается описать чувство: как оно выглядит, на что похоже, его размер и т.д.

15 -20 мин

Обсуждение

Вопросы: Что вы чувствовали при продаже своих чувств? Было ли трудно выбирать новые чувства?

5 мин

Упражнение для разминки: «Ловля моли»

Создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия.

Ведущий указывает на одного из участников, представляя его как хозяина, который пригласил нас в гости. У него в доме развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы все мы помогли ему от нее избавиться. Далее ведущий предлагает всем участником убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении.

7 мин

Упражнение: «Сила языка»

Осознание и принятие своих потребностей и желаний.

Приложение 5

15 мин

Упражнение для разминки: «Атомы»

Положительный настрой на дальнейшую работу

Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

5-7 мин

Теоретическая информация о субличностях

Упражнение: «Диалог субличностей».

Приложение 6

Приложение 7

Листы бумаги, авторучки

25 мин

Обсуждение

Вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Остальные участники делятся впечатлениями.

5 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 4. «Работа с негативными чувствами»

Приветствие

Информирование «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

Информирование о способах саморегуляции

Приложение 8

Карточки со способами саморегуляции

5-7 мин

Упражнение: «Сосредоточение на предмете»

Развить концентрацию внимания

Ведущий: «Представьте, что в вашей голове – прожектор. Его луч может осветить все, что угодно, с безмерной яркостью. Этот прожектор – ваше внимание. Управляйте его лучом. В течение 2-3 минут осветите прожектором любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрите только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета».

10 мин

Упражнения для разминки: «Фрукты»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Ведущий просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

7 мин

Упражнение: «Первый шаг к релаксации…»

Обучение способам релаксации, снятия эмоционального напряжения, избавления от негативных чувств

Приложение 9

10 мин

Упражнение: «Тренировка воображения»

Обучение способам релаксации, снятия эмоционального напряжения, избавления от негативных чувств

Инструкция: «Закройте глаза. Представьте стену. Какая она? (можно спросить каждого). Представьте белую стену. Рядом ведро с краской и кисточка. Какого цвета краска? Нарисуйте круг. У вас в руках появилась волшебная кисточка. Нарисуйте цветок. Цветок становится настоящим. Он замечательно пахнет. Прикоснитесь к лепесткам, вдохните его аромат»

10 мин

Обсуждение

Вопросы: Расскажите о своих чувствах после проделанного упражнения.

5 мин

Упражнение: «Плащ»

Обучение способам релаксации, снятия эмоционального напряжения, избавления от негативных чувств

Инструкция: Представьте, что вы надели удобный, просторный, добротный и красивый плащ с капюшоном, который имеет волшебные свойства – он защищает от всяких неприятностей, от зависти или от других негативных чувств, которые могут быть направленны на вас. Вы чувствуете себя в нем комфортно, вы защищены и свободны.

7 мин

Упражнение: «Прощальное письмо»

Работа с негативными чувствами

Инструкция: Напишите прощальное письмо своему страху (Обиде, злости и д.р). Это может быть гневное или достаточно дружелюбное письмо. Поблагодарите его за заботу о вас (опишите в чем она выражалась) и скажите, что вы теперь не нуждаетесь в таком количестве страха, а силы вам нужны для другого.

10 мин

Упражнение для разминки

Активизация сил для дальнейшей работы

5-7 мин

Упражнение: «Цветной воздух»

Обучение способам релаксации, снятия эмоционального напряжения, избавления от негативных чувств

Приложение 10

10

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 5

«Целеполагание»

Приветствие

Упражнение для разминки: «Я ценю, для меня это важно»

Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание.

Всем участникам по кругу предлагается продолжить фразу: «Я ценю, для меня важно…»

5 мин

Упражнение: «Превращаем проблемы в цели»

Осознание своих личных и профессиональных целей

Приложение 11

Карточки с инструкцией, листы, авторучки

20 мин

Обсуждение

Вопросы

5 мин

Упражнение для разминки

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

7 мин

Упражнение «Пустой стул»

Осознание своих личных и профессиональных целей

В центре комнаты ставится пустой стул, участник мысленно садит на этот стул любого человека и обращаясь к нему, рассказывает о своих предстоящих целях. Остальные участники должны догадаться кто сидит на пустом стуле.

15 мин

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Осознание своих личностных ресурсов

Одни участник рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чем-нибудь неприятном, или о своем недостатке. Собеседник внимательно слушает, а в конце говорит фразу: «Все равно ты молодец, потому что…». Затем меняемся ролями.

10 мин

Упражнение «Я умница и молодец»

Осознание своих личностных ресурсов

Инструкция: «Каждый из нас в разное время выступает в определенной роли. Это роли матери, жены, сестры, дочери, профессионала и т.д. Вспомните, какие роли есть у вас. В какой роли вы чувствуете, что вы умница и молодец? Теперь пусть каждый по кругу продолжит фразу: «Я умница и молодец, как… Постарайтесь назвать не менее трех своих ролей»

10

Обсуждение

Участники делятся своими чувствами, ощущениями.

3-5 мин

Упражнение «Встреча через 10 лет»

Подведение итогов работы. Оптимизация отношения к себе

Участники делятся на пары. Инструкция: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в …году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Идете по улице, и встречаете приятеля, которого не видели 10 лет. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем вы занимаетесь. Что вы ему расскажете? Вам дается 5 минут» Когда беседа закончена, все садятся в круг и представляют каждого участника всей группе.

15 мин

Обсуждение

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

Упражнение «Пожелания по кругу»

Подведение итогов работы. Оптимизация отношения к себе

Все сидят в кругу, и каждый по очереди высказывает свои пожелания сначала одному участнику, затем другому, и так всем участникам тренинга.

5 мин

Анализ и подведение итогов тренинга

Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу.

Вопросы: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях?

5 мин

Список использованной литературы:

  1. Аргайл М. Психология счастья. М., 2003. С. 243-247
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
  3. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  4. Водопьянова И.Е., Старченкова Е.С. Указ.соч.
  5. Грегор О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им. Спб., 1994
  6. Лидре А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  7. Монина Г., Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивным ребенком. СПб.: Речь, 2006. 190 с.
  8. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 224 с.
  9.  А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.
  10. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002. 400 с.

Приложение 1

Правила группы

Для того, чтобы наше общение было эффективным и полноценным, необходимо выработать правила нашей группы.

Мы предлагаем вам свои правила, но это не значит, что вы должны их безоговорочно принимать. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом или добавить свое.

  1. Называть друг друга по имени.

Как говорил Д. Карнеги, для человека нет прекраснее звука, чем звук его имени.

  1. Уважать говорящего, уметь слушать.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.

  1. Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, чтобы не показаться смешными. Но одной из задач нашей работы является самораскрытие, которое поможет вам сблизиться, найти себе друга или друзей, показать свои особенности людям. Поэтому мы будем говорить о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждать то, что происходит с нами в группе.

  1.  Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами как свои собственные.

Все, что будет происходить во время занятия, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Это правило помогает нам быть искренними, откровенными, способствует самораскрытию.

  1. Говорить от своего имени.

«Я думаю», «Я считаю», «Я волнуюсь», «Я надеюсь» …

  1. Избегать прямых оценок людей.

Стараемся говорить о действии человека, а не о его личных качествах. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты поступил плохо».

• Быть открытыми в общении.

• Активно участвовать в происходящем.

• Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Эти правила как нельзя лучше отражают цель нашего занятия – поближе познакомиться друг с другом, определить свое место в коллективе, самопрезентоваться. Чем более откровенно мы говорим о своих мыслях и чувствах, тем быстрее люди узнают нас. Чем больше проявляем интерес к другим людям, тем легче наладить с ними контакт.


Приложение 2

Упражнение «Взаимные презентации»

Группа разбивается на пары.

Инструкция: «За 10 минут вам нужно рассказать о себе как можно подробнее, ведь вы будите представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере».

Спустя 10 минут ведущий дает дополнительные инструкции: «Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив ему руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты (СТРОГО ОДНОЙ!) стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через одну минуту я прерву монолог; если кто-то закончил раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать. Вопросы могут касаться самых разных тем, например:

  • Какие качества ты больше всего ценишь в людях?
  • Что ты в себе не любишь?
  • Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
  • Назови свое самое заветное желание и т.п.»

Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам: способность учитывать время при презентации, способность верно и сжато передать полученные от партнера сведения о нем и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.


Приложение 3

Упражнение «Метафора»

Инструкция: «Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие ассоциации вызывает, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается.

Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга. Какой образ у вас рождается при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает?

Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда… Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу

Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны?»

На этом игра заканчивается.


Приложение 4

Тема Стрессовый и не стрессовый стили жизни

Модели поведения часто связаны со стилем жизни. Для профилактики выгорания и преодоления его последствий полезно проанализировать свой стиль жизни и стремиться уменьшить его «стрессонаполненность». Для этого предлагаем ознакомиться с признаками стрессового стиля жизни, которые выделил О.Грегор.

Стрессовый стиль жизни:

Человек постоянно испытывает хронический неослабевающий стресс:

  • постоянно попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций;
  • тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения;
  • выполняет неинтересную, скучную, раздражающую или иным образом неприятную и неблагодарную работу;
  • испытывает постоянную нехватку времени, слишком много планирует сделать в течение короткого времени;
  • задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий;
  • имеет пагубные для здоровья привычки (привык к пассивному отдыху, не занимается спортом, не заботится о своей физической форме; постоянно нарушает режим сна; курит; выпивает; неправильно питается и д.р.)
  • имеет трудности или предубеждения относительно общения с людьми джругого пола;
  • постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в «черном свете», у него отсутствует чувство юмора;
  • постоянно обвиняет себя или других, склонен к обидам; принимает или соглашается с угнетающими и неблагодарными социальными ролями;
  • воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодоления.

Не стрессовый стиль жизни:

Человек активно работает и отдыхает:

  • допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности;
  • умеет отдыхать и временно отстраниться и расслабиться;
  • умеет отстаивать собственные права и потребности; устанавливает с другими отношения взаимного уважения, которые отличают низкий уровень стресса;
  • тщательно выбирает друзей и имеет с ними одобряющие и спокойные отношения;
  • выполняет интересную, благодарную и достойную работу, которая обеспечивает подлинное вознаграждение;
  • сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»;
  • добивается уравновешенности опасных событий полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться;
  • заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек и зависимостей от алкоголя и курения;
  • вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения;
  • умеет найти удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»;
  • наслаждается жизнью в целом; может посмеятся над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора;
  • проводит относительно свободную от ограничивающих ролей жизнь;
  • умеет выражать естественные потребности, желания и чувства, не оправдываясь перед кем-либо;
  • эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций.

Приложение 5

Упражнение «Сила языка»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару. Сядьте лицом к партнеру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я должен». Затем пусть партнер также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Запишите эти фразы в столбик на своих листах, а также три предложения: «Я не могу…», «Я не хочу…» и «Я боюсь…».

Через несколько минут следующая инструкция: «Замените «Я должен» на «Я выбираю», «Я не могу» - на «Я не хочу» и «Я боюсь» - на «Я хотел бы». Все остальное остается без изменений. Первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. Обсудите свои чувства и мысли с партнером»


Приложение 6

Теоретическая информация о субличностях

Ведущий. Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит: "Михаил, ты должен сегодня позаниматься, для того чтобы интересно провести занятие". Другой голос возражает: "Еще один вечер потратить на занятие. Ты так давно не отдыхал, почему бы тебе не взять машину и не съездить на природу?" А третий голос утверждает: "Нет, пожалуй, будет лучше просто посмотреть и никуда не ездить".  Многие психологи, создавая свои теории, учитывают эти различные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности, где есть "–" и "+".

В системе Роберто Ассаджоли внутренние голоса были названы субличностями. Если личность — это человек, то субличность — это одна из частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строится на основе каждого желания целостной личности. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик и т.д.

У каждого человека есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Надо уметь эти субличности идентифицировать, чтобы не получилось так, как в случае с домкратом, когда одна субличность с именем "Расстроенный" овладела истинным "Я".


Приложение 7

Упражнение «Диалог субличностей».

Тренинговое упражнение, о котором пойдет речь ниже, можно применять в групповой психологической работе со старшеклассниками или в тренинге для учителей. При этом проводить его следует в достаточно «продвинутой» группе и с большой долей осторожности. По своей сути — это психотерапевтическое упражнение, поэтому протагонистом в нем становится человек, психологически готовый к встрече с противоречивыми тенденциями своего внутреннего мира.

Основная идея упражнения и технология его проведения предложена известным психотерапевтом Д. Рейнуотер. Фактически эта техника создана на стыке трех направлений — гештальт-терапии Ф. Перлза, психосинтеза Р. Ассаджиоли и психодрамы Д. Морено. Предлагаемая ниже модификация была многократно испробована во многих тренинговых группах.

Ведущий. Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен.
Одиннадцатиклассник, например, порой разрывается между желанием развлечься на дискотеке и необходимостью подготовиться к завтрашней контрольной работе.
Это — самая простая ситуация будничного выбора. А ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры и пререкания друг с другом. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас и вызывают порой ситуацию внутриличностного конфликта. Мы с вами можем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.

Первый этап

Ведущий. Приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и авторучки. Вам нужно написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это может быть желание пойти в туалет или желание стать министром образования, желание изучить английский язык или приобрести трехкомнатную квартиру. Не ограничивайте себя. После завершения работы можете никому не показывать свои записи. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можно начинать со слов «Я хочу...». Слева на листе оставьте небольшие поля — достаточно двух-трех сантиметров. Работа будет продолжаться в течение пятнадцати—двадцати минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли, — не останавливайтесь, Если вам все понятно, то можете начинать работу.

Второй этап

Ведущий. Давайте назовем количество зафиксированных вами желаний. (Отвечает каждый участник.) Перечитайте про себя записанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми: одни связаны с материальными потребностями, другие — с романтичными мечтами, третьи — с нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у каждого они особенные. Выберите какие-либо критерии, по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли на листах слева поля. Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объему. Количество желаний в группах может быть разным.

Третий этап

Ведущий. Каждая группа желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что каждая группа отражает определенную субличность, проявившуюся здесь и сейчас. Представьте, что за каждой совокупностью желаний стоит некий человек, имеющий собственный склад личности. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуйте придумать названия получившимся субличностям. Так, скажем, группу желаний, связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «Руки загребущие», а группу романтических желаний о дальних путешествиях можно объединить названием «Синдбад-мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем лучше. Запишите эти названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками. Дождавшись момента, когда большинство участников справится с заданием, ведущий предлагает каждому изобразить свою «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.

Диаграмма субличностей

Пример

http://psy.1september.ru/2001/16/ris-4.gif

После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших с соответствующую группу. Ведущему надо обратить внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, именно кто-то из них на следующих этапах проявляет желание стать протагонистом.

Ведущему следует поощрять участников рассказывать о собственной «диаграмме субличностей», но не надо настаивать на этом. Иногда придуманные названия, бывают очень остроумными и емкими — «Собака на сене», «Курица-наседка», «Луч света», «Наташка с крылышками» и другие.

Четвертый этап

Здесь важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.

Ведущий. Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из ваших субличностей наиболее значима для вас? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний. Выбирается протагонист.

Ведущий (обращается к протагонисту). Теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роль каждой из ваших субличностей. Прошу участников не отказывать протагонисту, если на вас пал его выбор. Протагонист указывает выбранных им «актеров» и называет их «роли».

Ведущий. Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг вас — на одинаковом расстоянии. Ваша задача — просто слушать, а задача каждой субличности — убедить протагониста в том, что именно она самая важная, самая главная в его личности. Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям содержание желаний. Несколько минут уделяется подготовке актеров-субличностей к исполнению ролей. Содержание общения протагониста со вспомогательными лицами не обязательно должно открываться остальным участникам группы. Последние во время этой процедуры могут получить наставления от ведущего относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем. По завершении подготовки актеров ведущий вновь обращается к ним и протагонисту.

Ведущий. Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности должны будут говорить... ОДНОВРЕМЕННО!

У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу к какой-то субличности говорить громче; опускание руки — говорить тише; хлопанье в ладоши в направлении какой-то субличности — замолчать; отстраняющее движение руки — чуть отойти; движение руки к себе — приблизиться; руки, скрещенные над головой — замолчать всем.

Объясняя это, ведущий демонстрирует соответствующие сигналы. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения инструкции. Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Нередко ее результатом становится подлинный катарсис. Ведущий должен предельно внимательно следить за ходом процесса и реакцией протагониста. Обычно слушание субличностей протагонистом занимает две-три минуты, но они для него эмоционально очень насыщенны.

Обсуждение

Обсуждение начинается с вопроса: «Что вы сейчас чувствуете?» Интересно, что в процессе одновременного говорения субличностей, часто воспринимаемого внешними наблюдателями как какофония, протагонист обычно слышит всех и улавливает смысл произносимого. Однако это очень непросто. Ощущения, возникающие у протагониста, порой довольно неожиданные и обычно очень яркие. Они нередко ведут к настоящим открытиям себя. Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица. Во время одного занятия возможно проведение разговора субличностей с двумя или даже тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний дает группе интересный опыт.

Приложение 8

Информирование «Способы саморегуляции в состоянии стресса»

В стрессовой ситуации следует использовать следующие способы саморегуляции:

  1.  Активизация чувства юмора (попытаться увидеть комичность даже в сложной, серьёзной ситуации).
  2. Мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора.
  3. Мысленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке).
  4. Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.
  5. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.
  6. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.
  7. Сконцентрировать свое внимание на чем-то.
  8. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.

Приложение 9

Упражнение «Первый шаг к релаксации»

Инструкция: «Сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко выдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются с креслом (диваном, стулом, полом). Почувствуйте, как их поверхность поддерживает вас. Ощутите эту поддержку немного сильнее: вообразите, что кресло приподнимается, чтобы поддержать вас. Почувствуйте полное расслабление»


Приложение 10

Упражнение «Цветной воздух»

Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Выдох происходит несколько медленнее чем вдох… Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш долетает до дверей нашей комнаты. А когда вдыхаете, пусть воздух просто легко снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придать какойто цвет. Например выдыхать серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например голубой. Представьте, что вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».


Приложение 11

Упражнение «Превращаем проблемы в цели»

Инструкция: У каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.

1.Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом:

— Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?

— Что еще может доставить мне удовольствие?

— В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

— Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?

— На что я чаще всего жалуюсь?

— Что создает мне больше всего забот?

— Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает возможность чувствовать себя уютно?

— Что меня больше всего расстраивает?

— Что стало в последнее время меня раздражать ?

— Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

— Что мне надо изменить в себе?

— На что у меня уходит слишком много времени?

— Что мне очень сложно делать?

— От чего я быстро устаю?

— Как я мог бы лучше распределять свое время?

— Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

2. Теперь опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более объективно.

3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы достичь. Что вам надо сделать для того, чтобы ваша проблема, перестала существовать или, по крайней мере, стала менее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психологических притч для профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей

Истории - вот то, что объединяет всех людей. Истории, сказки и притчи - бесконечный источник, из которого человечество всегда черпало и будет черпать мудрость и утешение. Истории были тем средством на...

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...

Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»

Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...

Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок».

Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....