тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
методическая разработка на тему

Садубова Самал Ибраимовна

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 186 города Тюмени

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов 

(Тренинг для педагогов)

Подготовил: педагог-психолог

 Садубова Самал Ибраимовна

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

1. формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием;

2. развивать позитивное самовосприятие;

3. способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.

1. Упражнение – приветствие «Упражнение «Имя как аббревиатура»

Цель: Расшифровать первую букву имени.

Люда: «Л – ласковая»

2. Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

3. Упражнение «Танец тела»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмиоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем. Время проведения: 3 минуты.

Ход упражнения.

Участники становятся в круг и по команде ведущего начинают двигаться под музыку, последовательно подключая к движению различные части тела:

- начинается движения с танца головы;

- добавляется движение плеч;

- добавляется движение рук;

- добавляется движение корпуса;

- добавляется движение ног.

Во второй половине упражнения движение последовательно сворачивается:

- из танца выходят ноги;

- туловище;

- -руки;

- плечи;

- голова.

4.  Упражнение на релаксацию. «Вода»

Каждый вечер становитесь под душ, и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Материалы: Фонограмма «Вода», текст релаксационного упражнения.

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под звук воды, ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из под земли. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас все разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли, который неизбежно накапливаются день за днем.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией. Участникам предлагается постепенно открыть глаза.

5. Полянка настроений

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение посредством арттерапии. Дать возможность педагогам забыть на время о проблемах и расслабится.

Материалы: Обои, гуашь, вода.

Педагогам предлагается на обоях нарисовать с помощью рук то, что они ощущают. Процесс рисования идет под классическую музыку разного настроения.

Обсуждение.

В завершение тренинга ведущий предлагает педагогам упражнение «Счастливая ромашка»

Заключительное упражнение «Счастливая ромашка»

Материалы: Ромашка из бумаги

После психологической разгрузки настроение участников заметно улучшилось и для педагога-психолога очень важно закрепить это состояние. В этом помогут небольшие добрые предсказания-пожелания. Из листов бумаги ведущий заранее вырезает лепестки ромашки, на которых пишет хорошие пожелания, например : «Поздравляем! Вы находитесь на верном пути»

Ромашка раскладывается перед участниками пожеланиями вниз. Каждый берет себе по лепесточку.

После этого упражнения ведущий благодарит участников тренинга.

Обсуждение тренинга. Рефлексия «Мне сегодня… »

Каждый участник группы завершает фразу: «Мне сегодня… »

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование психологических притч для профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей

Истории - вот то, что объединяет всех людей. Истории, сказки и притчи - бесконечный источник, из которого человечество всегда черпало и будет черпать мудрость и утешение. Истории были тем средством на...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания....

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ.

проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов....

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»

Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...

ПРОГРАММА профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов

Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов направлена на обучение педагогов эффективным методам и техникам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения....