ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
материал на тему
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в детском доме у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Актуальность.
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
За годы работы в детском доме у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения. Это комплекс, состоящий из поведенческой модели и психологических переживаний, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности воспитателя, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.
По мнению специалистов в области стресс–менеджмента, выгорание «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации (Водопьянова Н. Е., 2005). Специалисты, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм. Все перечисленные проявления недопустимы в работе специалистов «помогающих» профессий, особенно при взаимодействии с детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:
• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;
• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;
• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;
• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.
Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.
Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.
Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных. «голых» группах.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.
1. Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:
- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;
- обобщение педагогического опыта воспитателя;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.
3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
Цели программы:
- Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.
- Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Задачи программы:
· Формировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
· Побуждать участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.
· Формировать умение контролировать свое поведение.
Факторы, определяющие содержание работы:
- Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения).
- Внешнее проявление.
- Способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.
Формы работы:
Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. Для проведения занятий желательно просторное помещение.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы | Время | Задачи | Средства | Роль ведущего |
1 | Начало | 5-10мин. | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства | Ритуализирован ная форма работы | Обозначение правил и границ. Сплочение группы. |
2 | Разминка | 5-10мин. | Объединение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) | Подвижные игры с четко определенными правилами | Развитие межличностных связей. Включение в совместную деятельность Обеспечение безопасности участников |
3 | Основная часть занятия | 45—60 мин | Задачи соответствуют теме | Самые разнообразные формы активности (игры, мозговой штурм, психодрама и т. д.) | Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации |
4 | Разминка | 10-15мин. | |||
5 | Завершение занятия | 10мин. | Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состояния | Подвижные и/или релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников |
6 | Рефлексия | 10мин. | Ответить на вопросы по итогу занятия: • Что для меня было важно? • Что было тру дно? Что понравилось? | Опрос | Эмоциональная поддержка |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Тема занятия | Цели занятия | Методы | Кол-во часов |
1 | «Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморегуляции эмоционального состояния | Ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития. Способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния | Беседа, элементы игротерапии, арт-терапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
2 | Условия эффективного общения | Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры, формированию навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
3 | Коммуникативные позиции в педагогическом общении | Познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе педагогического общения. Осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах | 1,5-2 |
4 | Общение в конфликте | Дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах | 1,5-2 |
5 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | 4,5-6 |
6 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | |
7 | Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания | Осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности | Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, работа в группах, творческие задания | |
8 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | 4,5-6 |
9 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | |
10 | Способы снятия нервно-психического напряжения | Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах | Беседа, элемен - ты игротерапии, наблюдение, работа в группах | |
Итого: | 15-20 |
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы) ./ М. 1995.
6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
7.«Большая книга детского психолога» / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011
8.Колошина Т.Ю., Трусь А.А. «АРТ-терапевтические техники в тренинге»,СПб, «Речь», 2010
9.«Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
10.«Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006
11.Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900213-1488384269.jpg)
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и систематизация восс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/23/picture-983470-1553370994.jpg)
«Влияние психологической культуры педагога на эффективность его профессиональной деятельности».
В центре проблемы модернизации российского образования находится педагог, культурный потенциал которого во многом определяет возможность развития компетентного творческого, свободного, социально актив...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Профилактика эмоционального выгорания...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/09/picture-1468614-1681025646.jpg)
Конспект психологического тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"
Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это устано...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/11/picture-1028124-1728618377.jpg)
ПРОГРАММА профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов
Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов направлена на обучение педагогов эффективным методам и техникам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения....