Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок».
консультация
Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zdorovyy_pedagog-zdorovyy_rebyonok.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече!
Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Вместе с учебной нагрузкой растёт нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
«Эмоционально выгоревшие» педагоги, отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жёсткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого-то меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек прекрасно сочетает и работу, и хороший отдых.
Существует несколько стадий выгорания:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения.
Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск, интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Универсального рецепта от «сгорания» нет, протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности. Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.
Сегодня мы научимся приёмам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.
Упражнение “Ассоциации”
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.
«Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на работе. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришёл вам в голову, и изобразите его на листе бумаги».
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
Упражнение “Ведро мусора”
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Упражнение «Зеркало»
Педагогам предлагается отгадать загадку:
И сияет, и блестит
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет,
Все как есть, оно покажет (зеркало).
Посмотрите внимательно на самого важного в вашей жизни человека - самого себя. На вас смотрит самый симпатичный, удачливый, ответственный, жизнерадостный, полный оптимизма человек.
(Получится, что каждый из педагогов увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя).
В течение дня мы часто хвалим детей, родителей, а себя любимых?
Именно Вы являетесь тем резервом, который способен справиться с любыми трудностями. Поэтому чаще смотрите в зеркало на себя любимую. Чаще улыбайтесь своему отражению, говоря приятные слова».
Упражнение «Гора с плеч»
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряжённость, быстро восстановить силы. Упражнение «Гора с плеч» можно использовать с целью сброса психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроля за осанкой и уверенностью в себе. Выполняется оно, стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Несколько приемов.
Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают опустошаться, т. е. «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаёте частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.
Древняя притча «Счастье».
Господь слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Господь, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение…
Вопрос для обсуждения:
Скажите, почему Бог положил в ладонь оставшийся кусок глины?
Как вы думаете: Счастье - чьих рук творение?
Обсуждение педагогов.
Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелёгкая задача, сделать счастливыми не только себя, но и свою семью и своих воспитанников. Я Вам желаю счастья!
Для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.
Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны, нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения и мышц лица (маски релаксации). Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление -быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Обучение способам управления дыханием.
Предлагаю прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2.
Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.
Дыхательная техника:
– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).
1. Маска удивления. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И. П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И. П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно с вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И. П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
Упражнение “Успокаивающее дыхание”.
И. П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” большой живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).
Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления. Овладение способами снятия психоэмоционального напряжения и применения их в повседневной жизни позволяет педагогу стать в определённой степени самому себе “доктором”. Более того, стремление педагога к сбережению и укреплению как физического, так и психологического здоровья может стать своеобразной “баррикадой” перед появлением “заболевания”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"
Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и систематизация восс...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГОЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО...
профессиональное выгорание педагога
профессиональное выгорание педагога...
ПРОГРАММА профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов
Программа профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов направлена на обучение педагогов эффективным методам и техникам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения....