ПРОГРАММА практических занятий педагога-психолога "Адаптация обучающихся первого курса"
материал

Строкова Ксения Сергеевна

Программа разработана с целью поддержки обучающихся первого курса в процессе интеграции в жизнь центра и группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_pervokursnikov.docx175.28 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.

Проблема адаптации, в частности, весьма актуальна для подростков первого курса. Необходимым условием успешной деятельности подростка является освоение новых для него особенностей учебы в центре. На протяжении первого года обучения происходит вхождении подростка – первокурсника в коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к новой системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима.
  3. Вхождение в новый коллектив.

В процессе адаптации подростков-первокурсников к обучению в центре выявляются следующие трудности:

  1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
  4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  5. Страх публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
  6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание села, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия с подростками, которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:

  1. образовательном – адаптация к учебной деятельности;
  2. психологическом – развитие мотивации к обучению, уверенности в себе;
  3. межличностном – обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия.

Эффективность реализации программы педагогического сопровождения процесса адаптации подростков 1-го курса к условиям образовательного учреждения оценивается по показателям, характеризующим их социальную интеграцию в общество. Для оптимальной адаптации студентов к обучению в центре, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения.

Специфика первого курса не у кого не вызывает сомнений, первый из трех лет, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и центре приводит к тому, что многие подростки, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление.

Внедрение данной программы психокоррекционного воздействия по адаптации обучающихся первого курса способствует:

  1. Оптимизации учебной деятельности подростков.
  2. Оптимизации процесса адаптации вновь прибывших обучающихся к условиям центра.
  3. Развитию личности подростка, раскрытию его интеллектуального и личностного потенциала, поддержке его психического здоровья.
  4. Обеспечению помощи мастерам группы в организации внеклассной работы с подростками – первокурсниками.
  5. Успешному овладению выпускником специальностью.

Цель программы– создание условий для успешной адаптации обучающихся первого курса. Совершенствование навыков общения.

Задачи:

  1. Разработка и проведение тренинговых занятий;
  2. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности;
  3. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
  4. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

Формы работы:

- Анкетирование;

- Социологические опросы;

- Диагностирование;

- Лекционно-практические занятия;

- Тренинги;

- Ролевые и ситуативные игры;

- Дискуссии;

- Беседы;

- Социально-педагогическое сопровождение;

- Психокоррекционное воздействие;

- Включение студентов во внеучебную деятельность.

Механизм реализации:

1 этап – входная диагностика: среди подростков – первокурсников и мастеров групп проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией обучающихся первого курса. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, уровень притязаний, коммуникативные особенности подростков – первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной работы с подростками по адаптации.

2 этап – социально-психологическое воздействие: проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации подростков. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с мастерами.

3 этап - итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование подростков - первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.

4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие: проводится по необходимости с подростками –первокурсниками, имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально – психологической работы.

 


Календарно-тематическое планирование по реализации программы адаптации студентов-первокурсников

Тема этапа

Задачи этапа

Кол-во часов

1

Социологический опрос «Выбор профессии»

Анкетирование: «Мои интересы и увлечения»

Анкета «Мотивационные предпочтения в учебной деятельности»

Изучение тревожности у подростков (шкала Спилберга, тест Филипса)

Сбор социодемографических данных подростков, выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, уровень притязаний, коммуникативные особенности обучающихся первого курса

1 ч.

2

Знакомство

Знакомство подростков друг с другом, развитие навыков конструктивного общения, повышение групповой сплоченности Создание положительного эмоционального настроя

1,5 ч.

3

«Чувства и эмоции»

Повышение групповой сплоченности, научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций

1,5 ч.

4

«Уверенное, неуверенное поведение»

Познакомить с понятие уверенности в себе, неуверенности и агрессивности. Выделение и закрепление ситуаций уверенного поведения.

1,5 ч.

5

Манипуляции и защита от них.

Раскрыть понятие манипулирования, его видах, способов защиты. Выделение и закрепление ситуаций уверенного поведения.

1,5 ч.

6

«Критика»

Познакомить обучающихся с понятием критики и видами критики. Отработать навыки реагирования на критику с уверенностью в себе. Умение организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно высказывать свою точку зрения, владеть собой

2ч.

7

Коллаж «Наша группа»

Помочь осознать необходимость и важность объединения людей в группы по интересам, способствовать сплочению коллектива

1,5 ч

8

Анкетирование мастеров групп «Ваш взгляд на адаптацию»

Консультация мастеров групп

Выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников

1 ч

9

Определение состояния психологического климата в группе

Определение состояния психологического климата в группе

1 ч

10

Тестирование подростков по выявлению уровня удовлетворенности результатами первого полугодия

Тестирование подростков на выявление социально-психологической адаптированности (тест СПА К.Роджерса и Р.Даймонда)

Получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или неприспособленности, которые отражают степень самоактуализации.

1 ч

11

Совещание мастеров групп по итогам реализации программы адаптации студентов - первокурсников

1 ч


Название упражнения

Цель

Краткая инструкция

Необходимый материал

Время

Занятие 1: «Давайте познакомимся»

Вступительная беседа.

Упражнение самопрезентация.

Знакомство подростков друг с другом c одновременным высказыванием собственного суждения o путях и мотивах выбора профессии.      Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.                           Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.

Ведущий проводит беседу о том, что такое тренинг, что такое адаптация, как адаптироваться в новом коллективе.

Участникам предлагается в течение 2-3 минут подготовить о себе резюме: фамилия, имя, возраст, какую школу окончил, когда выбрал профессию, что повлияло на выбор профессии, почему выбрал именно эту специальность и образовательной учреждение, какие интересы, способности и таланты может у себя отметить.

Листок, ручка.

15 мин

Обсуждение.

3 мин

Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие: «Меняются местами те, кто…»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Группа сидит на стульях по кругу. Педагог или доброволец стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются местами те, кто в черных ботинках». Все обладающие указанным свойством должны честно встать со своего места и поменяться местами. Водящий в это время, должен занять чье-то освободившееся место.

7 мин

Обсуждение и принятие правил тренинга

Создание плодотворной комфортной атмосферы. Обеспечить корректное и уважительное отношение между участникам

Правила группы обсуждаются совместно с участниками тренинга. Примерный перечень правил: 1. Называть друг друга по имени и на «ты». 2. Уважение другого человека, его мнения, чувств. 3. Правила конфиденциальности. 4. Говорит один. 5. Правило активного участия. 6. Правило сотовых телефонов.

Флипчарт, фломастеры

5 мин

Упражнение: «Интервью»

Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности.

Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».

20 мин

Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю»

Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности.

Для выполнения упражнения участники садятся в круг. Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.

10-15 мин

Упражнение «А еще я…»

Знакомство участников друг с другом, повышение групповой сплоченности.

«А сейчас каждый из вас может сказать насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…». Рекомендации ведущему. При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу.

5-7 мин

Упражнение: «Разговор через стекло»

Научить разделять вербальные и невербальные элементы общения.

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без помощи слов позвать в кино вторых, вторым выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договорится между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Карточки с заданиями

15 мин

Обсуждение.

Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться? Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.

3-5 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Закончи предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

3-5 мин

Занятие 2. «Чувства и эмоции»

Упражнение: «Комплимент»

Продолжить знакомство с обучающимися, повысить групповую сплоченность, научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Приветствие участников. Вспоминаем правила тренинга (флипчарт)

Каждый участник должен своему соседу сказать какой-нибудь комплимент.

Флипчарт

5 мин

Игра: «Слепой и поводырь»

Повышение групповой сплоченности

Группа разбивается на пары: Один слепой, другой поводырь. Задача поводыря провести слепого по аудитории (оберегая своего подопечного), предложить объекты для отгадывания – «Что это такое?». Затем меняются ролями.

Шарф

15-20

Обсуждение

Спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, каковы их ощущения. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми.

3-5 мин

Упражнение: «Просьба»

Научить снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Развитие коммуникативных навыков

Спросить участников: когда они просили кого – то, о чем – то, то какие возникали при этом сложности, почему?

Задание: выбрать партнера и попросить его одолжить что – нибудь на время. Кто наберет больше предметов?

10-15 мин

Обсуждение

При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось. Обратить внимание группы на использовании вежливых слов, оригинальности, находчивости. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя в этом занятии.

3-5 мин

Упражнение для разминки: «Социометрия»

Позволить участникам лучше познакомиться друг с другом и создать более доверительную атмосферу.

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п

10 мин

Упражнение: «Список качеств»

Развитие коммуникативных навыков.

В данном упражнении каждый участник должен назвать несколько качеств, которые он считает самыми важными для общения.

10 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 3.«Уверенное, неуверенное поведение».

Приветствие

Снятие страха друг перед другом, посредством тактильного контакта

Участники тренинга встают и здороваются друг с другом за руку, никого не пропуская.

5 мин

Упражнение для разминки: «Ловля моли»

Создание хорошего настроения, положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия

Ведущий указывает на одного из участников, представляя его как хозяина, который пригласил нас в гости. У него в доме развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы все мы помогли ему от нее избавиться. Далее ведущий предлагает всем участником убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопанье по плечам и головам участников, по вещам в помещении.

5-7 мин

Упражнение: «Гости»

Познакомить с понятие уверенности в себе, неуверенности и агрессивности

Каждому из гостей вручается билетик, в котором указанно как надо вести себя в этой игре. Участники по одному выходят в круг и демонстрируют поведение, указанное в билете. Содержание билетика хранится в тайне до конца игры.

15 мин

Обсуждение

Группа оценивает, какие типы поведения были продемонстрированы.

5 мин

Упражнение: «Начальник-сотрудник – подчиненный»

Выделение и закрепление ситуаций уверенного поведения.

Участники работают в парах. Задача – обратится к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения: более уверенно, ставя себя выше; уступая собеседнику, как бы подчиняясь; с чувством собственного достоинства, но без вызова.

10-15 мин

Обсуждение

Задать участником вопросы: что вы чувствовали, когда демонстрировали уверенное, неуверенное поведение?

3мин

Подведение итогов

Рефлексия

Какое поведение по вашему мнению, позволит вам добиться успеха в общении? Почему неуверенное поведение мешает общению?

3 мин

Занятие 4. «Манипулирование»

Приветствие

Упражнение «Разожми кулак»

Использование вербальных способов убеждения.

Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой пытается разжать ее. По окончанию ведущий выявляет, использовались ли не силовые методы, вроде просьб, уговоров, хитрости.

5-7 мин

Обсуждение

Обсуждение ситуаций, когда вас пытаются заставить, что – либо сделать. Выводы о способах заставить человека сделать что-либо.

5-7 мин

Дискуссия о видах группового давления

Раскрыть понятие манипулирования, его видах, способов защиты.

Введение понятий «манипулирование», «групповое давление»

10 мин

Упражнения для разминки: «Атомы»

Раскрепощение участников тренинга.

Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

В конце проводится обсуждение:

– Как вы себя чувствуете?

– Все ли соединились с теми, с кем хотели?

10 мин

Упражнение: «Смогу ли я…»

Отработка навыков сопротивления давлению

Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Например: уговорить встать, поменяться местами, пойти вместо занятий гулять.

10 мин

Обсуждение

Каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться и какой способ отказа использовали.

5 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 5.

«Критика»

Приветствие

Упражнение для разминки: «Всеобщее внимание»

Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание.

Всем участникам игры ведущий предлагает выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и локальным катастрофам, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

Ведущий определяет, кому это удалось и за счет каких средств.

5 мин

Упражнение: «Этюд на оправдание»

Отработка навыков реагирования на критику

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую, смешную историю. История заканчивается вопросом «Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло»? Первая фраза оправдания звучать так: «Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

7-10 мин

Беседа: «Какая может быть критика»

Познакомить обучающихся с понятием критики и видами критики

Беседа о справедливой, несправедливой критике

10 мин

Обсуждение

Как надо и не надо реагировать на критику? Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание? Покритиковать кого-то?»

Выводы: сначала похвалите, потом делайте замечание; критика должна быть конкретной; выразите свое чувство и опишите без оценок, чем вы не довольны; старайтесь ограничится конкретным вопросом и не переходите «на личности».

3-5 мин

Упражнение для разминки: «Фрукты»

Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

Ведущий просит рассчитаться на «яблоко», «апельсин» и «персик». Далее, когда он называет слово «яблоки» — все «яблоки» встают и меняются местами, тоже самое «апельсинами» и «персиками». Когда тренер говорит «фруктовый салат», все встают и меняются местами. После этого участники остаются сидеть на новых местах.

3 мин

Упражнение в парах

Отработать навыки реагирования на критику с уверенностью в себе

Один критикует другого, партнер пытается правильно реагировать в зависимости от вида критики.

7 мин

Обсуждение

Участники делятся своими чувствами, ощущениями. Неудачные критические замечания, совместно преобразуем в конкретные конструктивные замечания.

3-5 мин

Игра: «Катастрофа в пустыне»

Умение организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно высказывать свою точку зрения, владеть собой

Каждый участник получает специальный бланк.

Ведущий дает инструкцию (см.приложение).

Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение относительно порядка расположения предметов. По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры

Бланки со списком предметов

30 мин

Подведение итогов

Рефлексия

Участники делятся своими впечатлениями. Обговариваются основные моменты.

3 мин

Занятие 6.

Приветствие

Работа в микрогруппах «Моя компания»

Помочь осознать необходимость и важность объединения людей в группы по интересам, способствовать сплочению коллектива

Участники разбиваются по группам (яблоки-груши-апельсины), им предлагается рассказать об интересах и увлечениях своего круга общения. Нужно придумать и представить девиз группы, увлечения группы, времяпровождения группы, результат участия в группе для самореализации.

10-15 мин

Упражнение: «Счет до 10»

Сплочение коллектива, повышение уверенности в себе

Участники встают в круг, не касаясь друг друга. Ведущий: «Сейчас, по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т.д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Ведущий предлагает добиться желаемого результата за 10 попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.

Листок, ручки

15 мин

Обсуждение

Кто из участников начал счет первым? Почему новые попытки срывались? Какое состояние возникает при этом?

5 мин

Упражнение: «Доверяющее падение»

Отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга

Участники делятся на пары, один человек будет падать, другой ловить. Ловящий чуть-чуть приседает на расстоянии примерно 90 см позади партнера, чтобы успеть прервать падение. Падающий закрывает глаза и расслабленно падает на руки партнера, стараясь не подстраховываться себя во время падения. Партнеры меняются местами.

15 мин

Групповой коллаж

Обучение участников методам эффективного взаимодействия

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Наша группа». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл.

фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей

30 мин

Обсуждение:

Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

5-7 мин

Анализ и подведение итогов тренинга

Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу.

Вопросы: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях?

10 мин

Приложение 1

Правила группы:

Для того, чтобы наше общение было эффективным и полноценным, необходимо выработать правила нашей группы.

Мы предлагаем вам свои правила, но это не значит, что вы должны их безоговорочно принимать. В процессе обсуждения вы можете не согласиться с каким-то правилом или добавить свое.

  1. Называть друг друга по имени.

Как говорил Д. Карнеги, для человека нет прекраснее звука, чем звук его имени.

  1. Уважать говорящего, уметь слушать.

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.

  1. Говорить о том, что ты думаешь и чувствуешь здесь и сейчас.

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, чтобы не показаться смешными. Но одной из задач нашей работы является самораскрытие, которое поможет вам сблизиться, найти себе друга или друзей, показать свои особенности людям. Поэтому мы будем говорить о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждать то, что происходит с нами в группе.

  1.  Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами как свои собственные.

Все, что будет происходить во время занятия, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Это правило помогает нам быть искренними, откровенными, способствует самораскрытию.

  1. Говорить от своего имени.

«Я думаю», «Я считаю», «Я волнуюсь», «Я надеюсь» …

  1. Избегать прямых оценок людей.

Стараемся говорить о действии человека, а не о его личных качествах. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты поступил плохо».

• Быть открытыми в общении.

• Активно участвовать в происходящем.

• Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

Эти правила как нельзя лучше отражают цель нашего занятия – поближе познакомиться друг с другом, определить свое место в коллективе, самопрезентоваться. Чем более откровенно мы говорим о своих мыслях и чувствах, тем быстрее люди узнают нас. Чем больше проявляем интерес к другим людям, тем легче наладить с ними контакт.


Приложение 2

Задание 1: Позовите без помощи слов своего соседа в кино

Задание 2: Выясните у своего соседа домашнее задание по математике.

Задание 1: Выясните у своего соседа номер телефона.

Задание 2: Позовите своего соседа играть в футбол.

Задание 1: Узнайте который сейчас час?

Задание 2: Позовите своего соседа купаться на море.

Задание 1: Позовите без помощи слов своего соседа в кино.

Задание 2: Выясните у своего соседа домашнее задание по математике.

Задание 1: Выясните у своего соседа номер телефона.

Задание 2: Позовите своего соседа играть в футбол.

Задание 1: Узнайте который сейчас час?

Задание 2: Позовите своего соседа купаться на море.

Задание 1: Позовите без помощи слов своего соседа в кино

Задание 2: Выясните у своего соседа домашнее задание по математике.

Задание 1: Выясните у своего соседа номер телефона.

Задание 2: Позовите своего соседа играть в футбол.

Задание 1: Узнайте который сейчас час?

Задание 2: Позовите своего соседа купаться на море.

Задание 1: Попросите соседа, помочь вам найти дорогу в библиотеку

Задание 2: Узнайте, когда будет контрольная по математике?


«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»

«Да, это было на самом деле, я так делал потому что я…»


Приложение 3

Какая может быть критика

Первый тип критики

(полностью несправедливая)

К этому типу относятся:

  • обзывания и оскорбления («тупица», «неряха», «некомпетентный», «бестолковый» и т. п.);
  • обобщенная критика («безобразие», «что вы себе позволяете», «это черт знает что»).

Человек, прибегающий к оскорблениям, как правило, находится под влиянием эмоций, а не рассудка. Значит, в первую очередь необходимо его успокоить и заставить думать, а не кричать. Другими словами, мы должны избрать стратегию, позволяющую разобраться в причине его гнева и поскорее разрешить эту ситуацию. Надо постараться спокойно и доброжелательно задать критикану несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания и перешел от эмоций к размышлениям. Специалисты предлагают задавать вопросы следующих типов.

Уточняющие. «Что именно Вы имеете в виду?» или «Что Вы хотите этим сказать?». Конечно, не всегда после такого вопроса раздраженный человек в состоянии сразу успокоиться и сформулировать свое замечание четко и ясно. Продолжайте терпеливо, спокойно и доброжелательно задавать другие вопросы, пока не получите нужного ответа.

Фактические. «Назовите, пожалуйста, конкретные факты?», «Приведите примеры?». Если и на эти вопросы вы не получите определенной формулировки, а услышите примерно следующее: «Фактов множество», «Вы и сами знаете, кто (где, когда)», «Примеров хоть отбавляй», — то переходите к следующему типу вопросов.

Альтернативные. «Вам не нравится это, это или это?». Например: «Вам не нравится, как я разговариваю с клиентами, или как я пишу отчеты?». Таким образом вы помогаете любителю критики сформулировать конкретные замечания. После этого, скорее всего, он сможет конкретно указать на то, чем недоволен.

Опустошающие. «Вам не нравится, как я составляю отчеты, как я разговариваю по телефону и как я одеваюсь? Что еще Вам не нравится?». Эти вопросы необходимы для того, чтобы человек высказал сразу все, чем недоволен, и подольше к вам не приставал. Если он добавит еще замечания, то с готовностью примите к сведению и их («Вам еще не нравится, что я часто опаздываю»).

Этот способ реагирования самый трудный, но ведь и критика была сформулирована в самой несправедливой форме. Возможно, ваши наводящие вопросы, заданные в спокойной и доброжелательной форме, вызовут удивление и даже некоторое раздражение критикана. Так и должно быть. Это значит, что он почувствовал ваше превосходство в данной ситуации. Он привык к жалким оправданиям, контратакам или покорному молчанию, а вы спокойно пытаетесь разобраться и принять к сведению справедливые замечания, как только их услышите.

Внимание! Используйте подобные вопросы только в случае действительно несправедливой критики.

Второй тип критики

(частично справедливая)

Критические замечания этого типа направлены на оценку ваших привычек, характера. К ним, в частности, относятся и высказываемые собеседником субъективные мнения (помните, что он имеет право так думать): «Вечно Вы опаздываете (спорите, говорите глупости и т. д.)», «Любите Вы подшучивать над другими (поспать, посплетничать и т. п.)» или «Вы плохо себя ведете (одеваетесь, говорите, пишете и т. д.)». Полностью признать такие замечания нельзя, даже, если доля справедливости в них есть.

Есть три способа достойного реагирования на частично справедливую критику.

Первый — метод «торта». Он означает: откуси кусочек, а остальное пусть летит дальше. Иными словами, признай только справедливую часть критики, а на остальное не реагируй. Начните свой ответ обязательно с «Да». Всегда, признавая что-либо, следует сначала сказать это волшебное слово, чтобы успокоить собеседника, расположить его к себе и продемонстрировать свою уверенность. На замечание: «Вечно Вы опаздываете», достойным ответом будет: «Да, сегодня я опоздала».

Второй метод применяйте в тех случаях, когда не согласны даже с частью критики. Например, говорят: «У Вас плохие манеры» или «Вы плохо одеваетесь». А вы считаете, что манеры правильные и одеваетесь вы хорошо. Думать о вас как угодно — право вашего собеседника. Начните опять с утверждения: «Да, Вы вправе так думать», «Да, не всем нравятся мои манеры».

Третий метод достойного реагирования на частично справедливую критику — это умение обратить критику в достоинство. Ответ начните с «Да»: «Любите Вы поболтать» — «Да, я человек коммуникабельный»; «Вы всегда со мной спорите» — «Да, в разговоре с вами удается докопаться до истины».

Третий тип критики

(полностью справедливая)

Вам указывают на ваши слова или проступок, то есть говорят, что вы что-то неправильно сказали или сделали. Сразу признайте это: «Да, Вы правы» или «Да, это правда, я сожалею». Многие добавляют: «Извините меня». Не советуем извиняться часто, если в этом нет особой необходимости. Извиняющийся человек не выглядит уверенным в себе.

Бывают более сложные ситуации. Представьте, что к вам применили все три типа критики одновременно. Например: «Вы плохой работник. Вам ничего нельзя поручить. Вечно Вы опаздываете. Сегодня опять опоздали на двадцать минут. Так нельзя относиться к работе». Психологи считают, если вам предъявили все претензии сразу, радуйтесь. Ответив правильно, вы, скорее всего, закончите неприятный разговор. Помните суть метода — соглашайтесь с тем, что справедливо. Поэтому наилучший ответ: «Да, я сегодня опоздала». Вряд ли тираду захотят повторить сначала. Критикующему останется лишь сказать: «Вы согласились с тем, что полностью справедливо».

Запомните три правила, которые обязательно нужно соблюдать при ответе на любой тип критики.

  • Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным, а ехидный, агрессивный или раздраженный может все испортить.
  • Фраза ответа должна быть краткой. Примерно слов пять. Не следует говорить «Да, но…», так как «но» означает «нет» и вызывает новую волну критики. Краткость нужна для того, чтобы не дать оппоненту нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.
  • Не следует сразу отвечать на риторические вопросы: «Что Вы себе позволяете?», «До чего Вы докатились?», «Сколько раз Вам повторять?». На них, по определению, не может быть ответа. Критикан торжествующе сверлит вас глазами и ждет реакции. Спокойно и доброжелательно спросите его: «Вас это действительно интересует?». Установлено, что примерно в 70% случаев он скажет «Нет», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам и не стоит на него отвечать. Но если скажет «Да, интересует», — то следует коротко ответить по смыслу вопроса.

Мы все критикуем, и все бываем объектами для критики. Важно, чтобы и в первом, и во втором случае наше поведение было достойным и конструктивным. Давайте учиться поступать красиво и разумно. Стоит подумать еще и вот о чем: как щедро и с удовольствием мы раздаем замечания и указания, и как скупы мы бываем на похвалу и одобрение.


Приложение 4

Игра: «Катастрофа в пустыне»

«С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 км. Под обломками самолета вам удалось обнаружить 15 предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и т.д. до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение 15 минут».

Список предметов

  1. Охотничий нож
  2. Карманный фонарь
  3. Лётная карта окрестностей
  4. Полиэтиленовый плащ
  5. Магнитный компас
  6. Переносная газовая плита с баллоном
  7. Охотничье ружье с боеприпасами
  8. Парашют красно-белого цвета
  9. Пачка соли
  10. Полтора литра воды на каждого
  11. Определитель съедобных животных и растений
  12. Солнечные очки на каждого
  13. Литр водки на всех
  14. Легкое полупальто на каждого
  15. Карманное зеркало

После индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проран-жировать данные предметы в течение 10 минут уже совместно с партнером.

Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее 30 минут.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.


Список предметов

  1. Охотничий нож
  2. Карманный фонарь
  3. Лётная карта окрестностей
  4. Полиэтиленовый плащ
  5. Магнитный компас
  6. Переносная газовая плита с баллоном
  7. Охотничье ружье с боеприпасами
  8. Парашют красно-белого цвета
  9. Пачка соли
  10. Полтора литра воды на каждого
  11. Определитель съедобных животных и растений
  12. Солнечные очки на каждого
  13. Литр водки на всех
  14. Легкое полупальто на каждого
  15. Карманное зеркало

Список предметов

  1. Охотничий нож
  2. Карманный фонарь
  3. Лётная карта окрестностей
  4. Полиэтиленовый плащ
  5. Магнитный компас
  6. Переносная газовая плита с баллоном
  7. Охотничье ружье с боеприпасами
  8. Парашют красно-белого цвета
  9. Пачка соли
  10. Полтора литра воды на каждого
  11. Определитель съедобных животных и растений
  12. Солнечные очки на каждого
  13. Литр водки на всех
  14. Легкое полупальто на каждого
  15. Карманное зеркало

Список предметов

  1. Охотничий нож
  2. Карманный фонарь
  3. Лётная карта окрестностей
  4. Полиэтиленовый плащ
  5. Магнитный компас
  6. Переносная газовая плита с баллоном
  7. Охотничье ружье с боеприпасами
  8. Парашют красно-белого цвета
  9. Пачка соли
  10. Полтора литра воды на каждого
  11. Определитель съедобных животных и растений
  12. Солнечные очки на каждого
  13. Литр водки на всех
  14. Легкое полупальто на каждого
  15. Карманное зеркало

Приложение 5

Социологический опрос студентов-первокурсников

Уважаемый первокурсник!

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранный Вами вариант ответа отметьте любым значком.

2.Вы сделали свой выбор и поступили в ГБОУ СПЦ №5:

а) по призванию;

б) по настоянию (или по совету) родителей;

в) по собственному желанию;

г) из солидарности с приятелем, подругой;

д) другие причины (указать).______________________________________________

Группа №_________

Социологический опрос студентов-первокурсников

Уважаемый первокурсник!

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранный Вами вариант ответа отметьте любым значком.

2.Вы сделали свой выбор и поступили в ГБОУ СПЦ №5:

а) по призванию;

б) по настоянию (или по совету) родителей;

в) по собственному желанию;

г) из солидарности с приятелем, подругой;

д) другие причины (указать).______________________________________________

Группа №_________

Социологический опрос студентов-первокурсников

Уважаемый первокурсник!

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранный Вами вариант ответа отметьте любым значком.

2.Вы сделали свой выбор и поступили в ГБОУ СПЦ №5:

а) по призванию;

б) по настоянию (или по совету) родителей;

в) по собственному желанию;

г) из солидарности с приятелем, подругой;

д) другие причины (указать).______________________________________________

Группа №_________


Приложение 6

Анкета № «Мои интересы и увлечения»

Просим Вас принять участие в анкетировании, цель которого выявить ваши творческие интересы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.

1.Назовите Вашу фамилию, имя ____________________________________

2. Специальность _________________________________________________

3. Каковы Ваши творческие интересы:

а) театр

б) танцы

в) пение

г) рисование

д) другие

4. Что Вам ближе в литературном, поэтическом творчестве?

а) собственное творчество;

б) художественное чтение;

в) иллюстрирование.

5. В каких кружках Вы занимались?

а) театральном;

б) музыкальном;

в) танцевальном.

6. Хотели бы Вы работать в группе организаторов?

а) конкурсов (каких?);

б) вечеров (каких?);

в) дискотек.

7. Увлекаетесь ли Вы коллекционированием?

а) марок;

б) фотографий;

в) иного

8. Обучались ли Вы музыке?

а) да (укажите музыкальный инструмент) _____________________________

б) нет.

9.Закончили ли Вы музыкальное учебное заведение?

а) да (укажите какое) _______________________________________________

в) нет

10. Увлекаешься ли ты спортом?

а) да (укажите каким) ______________________________________________

б) нет

11. В каких спортивных секциях или кружках Вы занимались?

_________________________________________________________________

12. В какой спортивной секции Вы хотели бы заниматься?

_________________________________________________________________


Приложение 7

Анкета

для мастеров групп первокурсников

  1. Известно, что система образования в центре отличается от школьной. По – Вашему, существенен ли для первокурсников переход от одной системы к другой?

______________________________________________________________________

  1. Какие трудности могут возникнуть в связи с переходом к новой системе образования? ______________________________________________________________________
  2. Как Вы считаете, в чем причина неспособности подростка – первокурсника включиться в учебную деятельность в центре у некоторых первокурсников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какому времени формируется группа как коллектив? ______________________________________________________________________
  2. Какие трудности могут возникнуть в процессе формирования учебного коллектива? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Чем, на Ваш взгляд, можно помочь сплочению группы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие проблемы (личностного плана, а также связанные с учебной деятельностью) могут возникнуть у первокурсников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Могут ли возникнуть проблемы у иногородних подростков? Какие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В какой помощи они могут нуждаться? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Существует ли необходимость в дополнительных мероприятиях (и каких?) для обеспечения успешной адаптации первокурсников? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Приложение 8

Анкета № 2 подростков – первокурсников

Просим Вас ответить на наши вопросы. Выбранные Вами варианты ответов отметьте любым значком, а также подчеркните, где требуется, отдельные положения. На каждый вопрос может быть несколько ответов.

1.Ваша оценка прошедшему семестру:

а) прошел очень трудно, результатами не удовлетворен(а);

б) прошел трудно, но результатами доволен;

в) прошел без напряжения, результаты хорошие;

г) прошел легко, результаты низкие, преимущественно «уд»;

д) не все экзамены сданы.

2.Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, помешали добиться хороших результатов в прошедшем семестре:

а) ничего не мешало, результаты соответствуют моему уровню;

б) помешала болезнь, недомогание в самый неподходящий период;

в) помешали семейные обстоятельства, сложные отношения с родителями, необходимость помогать семье материально (подчеркнуть);

г) работал(а) по собственной инициативе, из желания быть независимым, обеспеченным;

д) просто не сумел(а) организовать свой труд в учебе;

е) много времени затратил(а) на другие увлечения, на друзей, на отдых, на развлечения

3. Ваше настроение в начале очередного семестра:

а) готовы с удовольствием продолжить обучение;

б) спокойное; уверены, что все будет в порядке на Вашем уровне;

в) расстроены, ибо прошедший семестр показал, что у Вас есть проблемы в обучении;

г) подавлены, не уверены в том, что следующий семестр сложится благополучно;

д) готовы принять решение о прекращении обучения, ибо затягивать такое положение еще на годы бессмысленно и мучительно.

4. Кого Вы видите своими помощниками в преодолении трудностей в учебе:

а) надеетесь только на себя;

б) надеетесь на родителей;

в) товарищей по учебе;

г) мастера группы;

д) других лиц.

5. Ваши взаимоотношения с преподавателями:

а) хорошие, взаимно доброжелательные;

б) считаете, что преподаватель Вас не понимает;

в) конфликтуете в общении с отдельными преподавателями.

6. Вы сделали для себя предварительный вывод:

а) вам нравится «ГПОУ СПЦ №5», хотите здесь остаться, продолжить учебу;

б) при первой же возможности готовы перейти в другое образовательное учреждение;

в) возможно, совсем бросите учебу, так как: разочарованы в выборе;

г) другие выводы (сформулируйте) _________________________________________________

Приложение 9

Тест СПА социально-психологической адаптированности

К. Роджерса и Р.Даймонда

Эта методика позволяет получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или неприспособленности, которые отражают степень самоактуализации.

Время выполнения – 45 минут.

Шкала состоит из 101 утверждения.

37 утверждений характеризуют личность как прспособленную (адаптация, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля, доминирование).

37 утверждений характеризуют личность как неприспосбленную (дезадаптация, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля, ведомость, уход от проблемы).

7 высказываний составляют шкалу лжи.

20 высказываний носят нейтральный характер.

Шкала СПА

Совершенно ко мне не относится – 1;

Не похоже на меня – 2;

Пожалуй, не похоже на меня – 3;

Не знаю – 4;

Пожалуй, похоже на меня – 6;

Точно, про меня – 7.

Утверждения:

  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем – нибудь разговариваю.
  2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
  3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
  4. Я предъявляю к себе большие требования.
  5. Я часто сам себя ругаю за то, что делаю.
  6. Я часто чувствую себя униженным.
  7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из противоположного пола.
  8. Я всегда сдерживаю свои обещания.
  9. У меня теперь хорошие отношения с окружающими.
  10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
  11. Я сам виноват в своих неудачах.
  12. Я ответственный человек, на меня можно положиться.
  13. У меня чувство безнадежности, все напрасно.
  14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями своих сверстников.
  15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
  16. У меня мало собственных убеждений и правил.
  17. Я люблю мечтать иногда прямо среди дня.
  18. У меня такое чувство, как будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику. Трудно сдерживать себя в таких вещах.
  19. Я умнею управлять собой и своими поступками. Самоконтроль для меня не проблема.
  20. У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.
  21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят собой.
  22. Люди, как правило, нравятся мне.
  23. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
  24. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немного одиноко.
  25. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. Обычно я легко лажу с окружающими.
  27. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мной более приятельски, чем я ожидаю.
  28. Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.
  29. В душе я оптимист и верю в лучшее.
  30. Я не податливый. Упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
  31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если с моей точки зрения они этого заслуживают.
  32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
  34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем бы не хотел делиться.
  35. У меня красивая фигура, я привлекателен(а).
  36. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
  37. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
  38. Мои решения – не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
  39. Я часто испытываю чувство вины, даже тогда, когда как будно ни в чем не виноват.
  40.  Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что меня окружает.
  41. Я доволен.
  42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
  43. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
  44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
  45. Разозлившись, я редко выхожу из себя.
  46. Я часто чувствую себя обиженным.
  47. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
  48. Бывает, что я сплетничаю.
  49. Я не очень доверяю своим чувствам, иногда они меня подводят.
  50. Это довольно трудно - быть сами собой.
  51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-то сделать, я обдумываю свои поступки.
  52. Мне кажется, что я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы трезво взглянуть фактам в лицо, я толкую их на свой лад. Словом, не отличаюсь реалистичностью.
  53. Я терпелив в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
  54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
  55. Я считаю себя интересным человеком, заметным, привлекательным как личность.
  56. Я стеснительный, легко тушуюсь.
  57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
  58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
  59. Я никто. Ничего нет, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность.
  60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
  61. Я честолюбивый. Я неравнодушен к успехам, похвале.
  62. Я презираю себя сейчас.
  63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
  64. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнением.
  65. Я просто не уважаю себя.
  66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
  67. В целом я хорошо отношусь к себе.
  68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.
  69. Я не люблю, когда у меня с кем-нибудь портятся отношения.
  70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
  71. Я в какой-то растерянности. Все спуталось, смешалось у меня.
  72. Я удовлетворен собой.
  73. Я неудачник, мне не везет.
  74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
  75. Я нравлюсь окружающим как личность, как человек.
  76. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девочками (мальчиками).
  77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед прошлым: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится.
  78. У меня легко, спокойно на душе.
  79. Я умею упорно работать.
  80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающим становятся более зрелыми.
  81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
  82. Я всегда говорю только правду.
  83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь, уступлю.
  85. Я чувствую неуверенность в себе.
  86. Я часто бываю, вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают, и сделаю мои поступки обоснованными.
  87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Я умный.
  89. Иногда я люблю прихвастнуть.
  90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, но ничего не могу поделать с собой. У меня нет воли и нет воли ее выработать.
  91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
  92. Я никогда не опаздываю.
  93. У меня ощущение скованности, внутренней не свободы.
  94. Я отличаюсь от других.
  95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.
  96. Мне все ясно о себе. Я себя хорошо понимаю.
  97. Я общительный открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
  98. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.
  99. Меня не воспринимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны. Просто терпят меня.
  100. Меня беспокоит, что противоположный пол слишком занимает мои мысли.
  101. Все свои привычки я считаю хорошими.


Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Бланк для ответов

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Бланк для ответов

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Обработка результатов.

Показатели адапрированности:

а) 4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 28, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98,

Показатели дезадаптированности:

б) 3, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 43,49, 50, 52, 54, 63-65, 69-71, 73,76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100.

Чтобы вычислить коэффициент адаптации, необходимо количество баллов «а» разделились на сумму «а» и «б» и умножить на 100%.

Шкала лжи:

а) 34,45,48,81,89 (отрицательные ответы);

б) 8, 82, 92, 101 (положительные ответы).

Первая шкала (принятие – непринятие себя):

а- 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96;

б- 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99.

Коэффициент самопринятия равен количеству баллов «а», деленному на сумму «а» и «б», умноженному на 100%.

Вторая шкала (принятие других – конфликт с другими):

а) 9, 14, 22, 53, 56, 97.

б) 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76.

Третья шкала (эмоциональный комфорт (оптимизм – уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство, или, напротив, апатия):

а) 23, 29, 41, 44, 47, 78.

б) 6, 42, 49, 50, 56, 83.

Коэффициент эмоциональной комфортности равен количеству баллов «а», деленных на сумму «а» и «б», умноженных на 100%.

Четвертая шкала (локус контроля (ожидание того, что достижение целей зависит от самого себя – ожидание внешнего контроля):

а) 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98.

б) 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77.

Пятая шкала (доминирование – ведомость):

а) 58, 61, 66.

б) 16, 32, 38, 69, 84, 87.

Шестая шкала (уход от проблемы):

17, 18, 54, 64, 86.

Коэффициент СПА вычисляется как сумма позитивных высказываний, рассотритрованных респондентами на 5, 6, 7 позиций, и негативных, попавших в позиции 1, 2, 3.

Гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 9.

Коэффициент дезадаптированности рассчитывается как сумма позитивных высказываний, распределенных на 1, 2, 3, позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7 позиции.

 

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА


Приложение 10

Анкета № 3. Итоговое исследование уровня адаптации студентов – первокурсников.

Трудно ли Вам было привыкнуть к студенческой жизни?

Значения

знак ответа

1

да, процесс адаптации был трудным и долгим

2

нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим

3

никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя студентом

4

затрудняюсь ответить

 

Какова Ваша общая удовлетворенность студенческой жизни?

Значения

знак ответа

1

полностью удовлетворен

2

скорее удовлетворен, чем нет

3

скорее неудовлетворен, чем удовлетворен

4

полностью неудовлетворен

5

затрудняюсь ответить

 

Какова Ваша удовлетворенности различными сторонами студенческой жизни?

Значения

да

не очень

нет

Удовлетворены ли Вы?

1

набором и содержание учебных дисциплин

2

организацией учебного процесса

3

своими результатами в зимнюю сессию

4

качеством преподавания

5

обеспеченностью учебно-методической литературой

6

технической оснащенностью аудиторий

7

отношением с преподавателями

8

отношениями в группе

9

бытовыми условиями в центре

10

бытовыми условиями в общежитии

11

условиями питания в центре

12

условиями для полноценного досуга

13

организацией массовых мероприятий в центре

14

возможностями заниматься спортом

15

возможностями для художественного творчества

 

Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли студента?

Значения

знак ответа

1

мастер группы

2

однокурсники

3

старшекурсники

4

преподаватели

5

массовые мероприятия

6

друзья, подруги, знакомые

7

никто и ничто

8

совместное участие в смотрах, соревнованиях

9

другое

Что вызвало наибольшие проблемы в студенческой жизни?

Значения

знак ответа

1

недостаток свободного времени

 

2

перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание

 

3

недостаточный уровень подготовки

 

4

неумение организовать себя

 

5

особых проблем не было

 

6

нехватка средств, неумение их расходовать

 

7

отсутствие привычного круга общения

 

8

невозможность найти занятие по душе, интересное дело

 

9

мало внимания со стороны мастеров групп

 

10

низкая техническая оснащенность кабинетов

 

11

плохие санитарно-гигиенические условия

 

12

сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми

 

13

низкое качество преподавания

 

14

другое

 

 

  1. Как вы оцениваете студенческие отношения в группе? 

Значения

знак ответа

1

сложился дружный коллектив

 

2

выделились активные, но большинство пассивных

 

3

все разделились на компании

 

4

равнодушные, у многих интересы в не группы

 

5

присутствуют конфликтные ситуации

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по НВП для первого курса "Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части."

Тема: Государственные символы Республики Казахстан и боевое знамя воинской части. Учебная цель: Рассказать учащимся о государственных символах РК и боевом знамени воинской части.Воспитательная це...

Отзыв на Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас» для обучающихся первого курса под девизом «Делай как мы, делай лучше нас».

Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас»21 декабря 2018 года в МК №2 студенты 3 курса совместно с преподавателями ПМ 04. Кудлаевой Т.М., Кузнецовой И.Н., Тернавско...

Социально психологическая адаптация обучающихся первого курса

уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревож...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...

паспорт рабочей программы по физической культуре для студентов первого курса

паспорт рабочей программы по физической культуре для студентов первого курса...

Материалы для проведения олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся первого курса очной формы обучения

Олимпиада по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит просветительный, воспитательный и обучающий характер, и играет важную роль в формировании как технологической культуры о...

Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....