Материалы для проведения олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся первого курса очной формы обучения
олимпиадные задания

Олимпиада по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит просветительный, воспитательный и обучающий характер, и играет важную роль в формировании как технологической культуры обучающихся, так и культуры их личной безопасности.

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся и творческих способностей и интереса у к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Материал разработал:  преподаватель  Лебедев Сергей Юрьевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по предмету  "Основы безопасности жизнедеятельности»

Для обучающихся по специальности:

15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования;

08.02.06. Строительство и эксплуатация городских путей сообщения;

08.01.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций.

23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;

08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Олимпиада по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» носит просветительный, воспитательный и обучающий характер, и играет важную роль в формировании как технологической культуры обучающихся, так и культуры их личной безопасности.

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся и творческих способностей и интереса у к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Олимпиадные задания теоретического тура отвечают следующим общим требованиям:

- около 80% заданий ориентировано на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений;

- задания разнообразны по форме и содержанию;

- в заданиях теоретического тура представлены следующие тематические направления:

первая предметная секция - "Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях": основы здорового образа жизни; безопасность в природной среде; безопасность в социальной среде; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

вторая предметная секция - "Государственная система обеспечения безопасности населения": единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий; мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности граждан; правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

третья предметная секция - "Основы обороны государства и воинская обязанность": вопросы государственного и военного строительства Российской федерации, военно-историческая подготовка (военные реформы и дни воинской славы в истории России), военно-правовая подготовка; государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

- теоретические задания по тематике оказания первой медицинской помощи в теоретическом туре не предусматривается , поскольку эта тематика должна быть представлена в практическом туре Олимпиады.

- при составлении олимпиадных заданий учитывался реальный уровень знаний испытуемых, при этом теоретические задания и 20 тестовых заданий взяты их всех разделов программы предметной области ОБЖ.

- в тестовые задания включены известные в теории и практике обучения виды тестовых заданий:

задания с выбором правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые ответы на выбор;

задания без готового ответа, или задания открытой формы, когда участник Олимпиады вписывает ответ Олимпиады самостоятельно в отведенном для этого месте;

задания на установление правильной последовательности, где требуется установить правильную последовательность шагов, операций и др.;

задания выбора, где маскируется правильный ответ.

Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий

Задание 1. Древнегреческий писатель Плутарх писал: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». Какие особенности поведения Вы бы порекомендовали современному человеку на основании высказывания Плутарха?

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 20 баллов, при этом:

знание в области здорового образа жизни при ответе на задание оценивается в 8 баллов;

умение выразить смысловое содержание, последовательно и логично построить доказательную базу ответа оценивается в 7 баллов;

грамотность ответа оценивается в 5 баллов;

Задание 2. С середины XIX века одним из инструментов защиты человека в условиях вооруженного конфликта стало Международное гуманитарное право. Ознакомьтесь с определением понятия «Международное гуманитарное право» и с текстом ст.2 «Всеобщей декларацией прав человека»:

Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948г.) ст.2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Ответьте на вопросы и сделайте выводы:

2.1. В какое время (в какой ситуации) применяется международное гуманитарное право, и в какое время применяется декларация прав человека?

2.2. На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого распространяется декларация прав человека?

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из 2-х частей - 10 баллов, при этом:

за правильный ответ на первый вопрос начисляется 5 баллов. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

за правильный ответ на второй вопрос начисляется 5 баллов. Если ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются;

Задание 3. Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 25 баллов, при этом:  знание вый  компонент в области последствий радиационных аварий и последствий ядерных взрывов при ответе на задание оценивается в 10 баллов;

умение выразить смысловое содержание, последовательно и логично построить доказательную базу оценивается в 8 баллов;

грамотность ответа оценивается в 7 баллов.

Задание 4. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Вспомните даты и названия Дней воинской славы России и впишите их после описания исторического значения события:

а) Освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сплотило народ, способствовало преодолению смуты – кризиса российской государственности: 4 ноября 1612 г. День народного единства;

б) Русский флот взял под контроль устье Дуная, что осложнило снабжение турецких крепостей, усилило русскую армию: 11 сентября 1790 г. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра;

в) Выдающаяся победа русско-турецкой войны 1787-1891гг., в результате которой Ясский мир подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани: 24 декабря 1790 г. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова;

г) Под Москвой советские войска одержали первую крупную победу над фашистской армией, которая развеяла миф о ее непобедимости: 5 декабря 1941 г. День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой;

д) Триумф беспримерной стойкости защитников Невской твердыни в самой продолжительной битве Второй мировой войны: 27 января 1944 г. День снятия блокады города Ленинграда;

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 15 баллов, при этом:

за каждое правильное определение даты исторического события, начисляется 1балл. Если по какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.

за каждое правильное определение названия дня воинской славы России, начисляются 2 балла. Если по какой либо позиции ответ не верен, или не указан, баллы не начисляются.

Задание 5. Основываясь на зданиях по основам обороны государства и воинской обязанности, Вам предлагается определить полноту формулировок (требований), и при необходимости дополнить их.

1. Воинская обязанность предусматривает:

Воинский учет;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы в период пребывания в запасе;

Обязательную подготовку к военной службе;

2. По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

Рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

Рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой к этой категории граждане в основном соответствует требованиям воинских должностей;

Рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствует требованиям воинских должностей;

не рекомендуется - четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

3. От призыва на военную службу освобождается граждане:

Призванные негодными (категория «Д») или ограниченно годными к военной службе (категория «В») по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

Прошедшие военную службу в другом государстве;

В случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук.

4. Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:

Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и не пребывающие в запасе;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 20 баллов, при этом:

за каждое правильное определение отсутствующей формулировки, начисляется 2 балла;

за каждое правильное дополнение отсутствующей формулировки, начисляется 3 балла. Если по какой либо позиции формулировка не верна, или не указана, баллы не начисляются.

Задание 6. Мобильные радиотелефоны очень быстро внедряются в нашу повседневную жизнь. И все чаще у их пользователей возникает вопрос: а безопасны ли мобильные телефоны? Попытайтесь ответить и Вы на этот вопрос.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 20 баллов, при этом:

знание вый компонент в части негативного воздействия физических факторов внешней среды (электромагнитного излучения) на организм человека при ответе на задание оценивается в 8 баллов;

умение выразить смысловое содержание, последовательно и логично построить доказательную базу ответа оценивается в 7 баллов;

грамотность ответа оценивается в 5 баллов.

Секция тестирования.

1.  Определите принципы рационального питания, обеспечивающее здоровье человеку:

А) калорийность продуктов, регулярность, умеренность, полноценность;

Б) отсутствие генномодифицированных объектов в продуктах, полноценность, вегетарианство;

В) умеренность, сбалансированность, полноценность, дробное разнообразное питание.

2. Какие дорожные знаки не относятся к Знакам особых предписаний:

А) место остановки трамвая, жилая зона;

Б) дорога для автомобилей, конец полосы;

В) место стоянки, подземный пешеходный переход.

3. Какой узел применяется для закрепления середины веревки на рельефе или на страховочной системе среднего участка в связке, при изготовлении веревочных носилок:

А) австрийский проводник;

Б) двойной проводник;

В) схватывающий.

4. Решение о том, что контртеррористическая операция окончена, принимает:

А) руководитель силового ведомства, выделившего спецподраздение для ликвидации террористов;

Б) руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией;

В) старший по должности из состава штурмовой группы.

5. В результате активной деятельности разрушается биосфера и создается новый тип среды обитания – техносфера, представляющая собой:

А) часть биосферы, преобразованную человеком с помощью технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическими потребностям;

Б) территорию, обладающую общими характеристиками природной и производственной среды для профессиональной деятельности человека;

В) пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека;

Г) область распространения жизни на земле.

6. Какие болезни относятся к группе трансмиссивных инфекционных заболеваний:

А) возвратный тиф, туляремия, чума;

Б) брюшной тиф, дизентерия, бластомикоз;

В) бешенство, натуральная оспа.

7. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации к внешним угрозам относятся:

А) создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

Б) территориальные претензии к РФ, угроза отторжения от РФ отдельных территорий;

В) деятельность международных террористических организаций.

8. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС используются эшелонировано, при этом основными задачами второго эшелона является:

А) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения;

Б) тушение пожаров, локализация ЧС, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи;

В) радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия.

9. Отличительным знаком Гражданской обороны является:

А) оранжевый круг на зеленом фоне;

Б) равносторонний красный треугольник на синем фоне;

В) равносторонний темно-синий треугольник на оранжевом фоне.

10. Определите вместимость убежища, если известно, что общий объем воздуха составляет 750 м3

А) вместимость на 250 человек;

Б) вместимость на 500 человек;

В) вместимость на 750 человек.

11. К мероприятиям противорадиационной и противохимической защиты относятся:

А) комплекс мероприятий ГО, направленный на предотвращение или ослабление воздействий аварийно-химических опасных и отравляющих веществ;

Б) комплекс мероприятий ГО по определению тяжести последствий лучевых и химических поражений;

В) комплекс мероприятий РСЧС по уточнение режимов радиационной защиты при возникновении аварий на радиационно-опасных объектах;

Г) комплекс мероприятий по проверке работоспособности населения в зоне химического заражения.

12.  Каким образом при организации медицинской эвакуации в автобусах или кузовных автомобилей необходимо располагать носилочных пострадавших при массовых поражениях:

А) головной конец носилок должен быть обращен в сторону, противоположную движению и находиться на 10-15см. выше ножного;

Б) головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15см. ниже ножного;

В) головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15см. выше ножного.

13. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ и ЧС мирного и военного времени» использование радиотрансляционных и радиовещательных станций для оповещения и информирования населения о ЧС осуществляется:

А) оперативными дежурными органов управления ГО ЧС с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут, с 2-3 кратным повторением речевого сообщения;

Б) оперативными дежурными объектов экономики с перерывом программ вещания длительностью до 10 минут, с 2-3 кратным повторением речевого сообщения;

В) дежурным диспетчером локальной системы ГО ЧС с перерывом программ вещания длительностью до 5 минут, с 2-3 кратным повторением речевого сообщения.

14. Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включает:

А) поиск пострадавших, деблокирование пострадавших, оказание первой медицинской помощи, эвакуация пострадавших из зон опасности, проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению;

Б) определение границ, контроль динамики развития наводнения, установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей, выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов;

В) поиск пострадавших, обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших, оказание первой медицинской помощи, эвакуацию пострадавших.

15. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период:

А) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 18 лет;

Б) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;

В) с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 16 лет;

Г) с 1 января по 31 марта и с 1 сентября по 31 декабря в год достижения ими возраста 17 лет;

16. В фильтрующе-поглощающей коробке фильтрующего противогаза поглощение паров и газов осуществляется за счет:

А) десорбция, катализ, экстракция;

Б) адсорбции, хемосорбции, катализа;

В) хемосорбции, экстракции, катализа.

17. Что является началом военной службы для граждан, проходящих ее по призыву:

А) день прибытия в воинскую часть для прохождения военной службы;

Б) день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы;

В) день зачисления в списки воинской части;

Г) день принятия военной присяги.

18. Укажите первый российский орден, имеющий девиз «За веру и верность»:

А) орден Святого Владимира;

Б) орден Святого Андрея Первозванного;

В) орден святого Георгия.

19. Часовому на посту в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации запрещается:

А) передвигаться;

Б) отвечать на вопросы начальника караула;

В) досылать без необходимости патрон в патронник.

20. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, не включает:

А) явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

Б) явку в военкомат для получения повестки;

В) явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы;

Г) нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Итого баллов 40

Эталон ответов на тестовые задания

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

В

В

А

Б

А

А

Б

А

В

А

Вопрос

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

А

В

А

В

В

Б

Б

Б

В

Б

Примечание: При оценке тестовых заданий, 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы.

Общая оценка результата участника теоретического тура определяется арифметической суммой всех баллов, полученных по заданиям теоретической секции и тестовым заданиям секции тестирования, которая не должна превышать 150 баллов, при этом:

максимальный балл в теоретической секции не должен превышать 110 баллов;

максимальный балл в секции тестирования не должен превышать 40 баллов.

Например, общий балл участника по теоретической секции составил 105 баллов, а по тестовым заданиям составил 25 баллов. Тогда, общая оценка результата теоретического тура участника составит 105 баллов + 25 баллов=130 баллов.

Критерии оценивания

I место - не менее 113 баллов (75%);

II место - 112 - 76 баллов;

III место - не менее 75 баллов (50%).

Преподаватель-организатор ОБЖ .                                     Лебедев. С.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ: «Основы безопасности жизнедеятельности».

Экзаменационные билеты в целом позволяют определить уровень подготовки обучающихся по использованию ими в практической деятельности и повседневной жизни знаний и умений для ведения здорового обр...

Программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Телевных Е.А.

Программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Телевных Е.А....

Программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса (базовый уровень). Разработана Телевных Е.А.

Программа учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса (базовый уровень). Разработана Телевных Е.А....

Презентация по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".

Презентация поможет учащимся в изучении предмета ОБЖ и БЖД...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С модернизацией современной системы Российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным.  Среди условий реализации основной образовательной п...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....