ПРОГРАММА «Шаг за шагом» Социальной адаптации и сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в ГБПОУ СПЦ №2
методическая разработка

Конышева Людмила Валентиновна

Цель программы:

Подготовка выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной жизни.

 

Задачи:

1. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений)

2. Информационное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодежного рынка труда с учетом наклонностей, интересов и способностей.

3. Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно-ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shag_za_shagom.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

(ГБПОУ СПЦ №2)

 

ПРОГРАММА

«Шаг за шагом»

Социальной адаптации и сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в ГБПОУ СПЦ №2

Составила:

 социальный педагог – Конышева Л.В.

Тымовское

2022

Пояснительная записка

Переход к самостоятельной жизни важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь.

Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот  самым необходимым. Но самостоятельная взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Они чаще  своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу  или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжены с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения детей в систему социальных отношений могут  быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Сама организация жизнеспособности детей детских  домов устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Это роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей-сирот инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, т.е. воспитанники детских домов, выходя за их порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Проблемы постинтернатного сопровождения, адаптации и социализации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть эффективно решены только в межведомственном  взаимодействии. Активный поиск решения проблемы привел к необходимости создания данной программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Цель программы:

Подготовка выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа к самостоятельной жизни.

Задачи:

1. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений)

2. Информационное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодежного рынка труда с учетом наклонностей, интересов и способностей.

3. Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно-ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.  

 

Целевая группа:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа.

Формы работы:

Групповые;

Индивидуальные.

        

Социально-психологические методы работы:

Лекции, беседы

Воспитательные часы

Экскурсии

Конкурсы

Круглые столы

Тренинги

Тестирование

Диагностика

Консультации

Собеседования

Наблюдение

Направления в работе с выпускниками:

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Мое «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая

ориентация

Льготы для выпускников  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:

  1. Уровень развития социальных навыков.
  2. Уровень развития социального поведения выпускника - фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:               Умение управлять своим эмоциональным состоянием.

                Овладение детьми навыков самопознания и самопринятия.

                Выработка навыков коммуникативной культуры.

Реализация программы:

Программа рассчитана  с  2022 до 2025 гг. три учебных года.

Программа социальной адаптации и сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в ГБПОУ СПЦ №2

        

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Планируемый результат

Фактический результат (заключение)

1. Мероприятия по подготовке выпускника к самостоятельной жизни, проводимые в  СПЦ№2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Формирование навыка по планированию личного бюджета

Лекция о правильном планировании своего бюджета

Раз в квартал

Социальный педагог, преподаватель экономики,

воспитатели общежития,

мастера п/о

Формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок

Сформированность навыка планирования своего бюджета

Проведение воспитательных часов по теме: «Личные доходы и  расходы», «Экономика моей семьи», «Как накопить на крупную покупку», «От чего можно отказаться»  и др.

Раз в месяц

Социальный педагог, воспитатели общежития, преподаватель экономики

Планирование предполагаемых доходов и расходов

Умение планировать свой бюджет и расходы.

Временное трудоустройство будущих выпускников через Центр занятости (во внеурочное время)

С 14 летнего возраста

Социальный педагог, юрист, специалист Центра занятости

Формирование трудовых умений и уважения к трудовой деятельности

Сформированность интереса к будущей профессии.

1.2. Приобретение бытовых навыков

Воспитательские часы по теме: «Личная гигиена», «Декоративная косметика», «Что значит быть красивым» и др.

Раз в месяц

Медицинский работник, воспитатели общежития

Формирование культурно-гигиенических навыков

Проведение тренинговых занятий по теме:  «Я и моё тело», «Жизнь в гармонии!»

Два раза в год

Педагог-психолог, медицинский работник.

Формирование ценностного отношения к себе и окружающим

Обучение в объединениях дополнительного образования

по расписанию работы

Педагоги дополнительного образования

Формирование трудовых  навыков

1.3. Профориентация выпускников

Проведение комплекса диагностических мероприятий

Два раза в год

Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты Центра занятости.

Выявление сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников

Проведение тренинговых занятий «Мир профессий», «Мир моих увлечений» и др.

Раз в три месяца

Педагог-психолог

Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей

Организация экскурсий на предприятия ,Центр занятости

В течение года

Социальный педагог, мастера п/о, классные руководители

Ознакомление с существующими профессиями и осознание своих возможностей

Организация прохождения подготовительных курсов для поступления  в образовательные учреждения

По отдельному плану

Социальный педагог,  преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин

Систематизация знаний и уверенность в правильности своего выбора

Выезд в Центр занятости для диагностики профессионального самоопределения

Раз в год

Специалисты  Центра занятости, социальный педагог

Выявление сферы профессиональных интересов и предпочтений выпускников

Организация встреч с представителями разных профессий

В течение года

Социальный педагог,

мастера п/о, классные руководители

педагог-психолог,

Центр занятости

Расширение кругозора и ознакомление с миром профессий

Организация конкурса по самопрезентации выпускников

Раз в год

Педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, мастера п/о, классные руководители

Преодоление внутренних социально-психологических барьеров

1.4. Формирование здорового образа жизни

Участие в соревнованиях

По плану

Руководитель физического воспитания

Формирование стремления к занятиям физической культурой

Организация встреч с врачом-наркологом, с сотрудниками ОМВД

По плану

Медицинский работник,

педагог-психолог, социальный педагог

Профилактика вредных привычек

Проведение тренинговых занятий по здоровому образу жизни

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог

Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек

Проведение круглых столов, диспутов, семинаров, конкурсов плакатов, акций, стенгазет по здоровому образу жизни;

участие волонтерского движения, Движение Первых

В течение года

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежития, мастера п/о, педагог-организатор

Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек

Занятия в  спортивных секциях

По плану работы секций

Руководитель физического воспитания

Укрепление здоровья

1.5.Повышение правовой грамотности

Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159, Семейный кодекс и др.

В течение года

Социальный педагог,

педагог-психолог, юрист.

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

Организация встреч с представителями прокуратуры, налоговой службы, социальной защиты, Центра занятости, КУМСа

По плану

Социальный педагог, воспитатели общежития,

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

День правовой помощи (круглый стол)  встреча со специалистами различных служб

Ежегодно в ноябре

Социальный педагог

Повышение правовой грамотности

Посещение Пенсионного фонда, Центра занятости населения, Отдела социальной защиты и др.

По необходимости

Социальный педагог

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

Проведение  практических занятий по оформлению документов

По плану

Социальный педагог

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

1.6. Формирование этики и психологии семейных отношений

Проведение лекций, бесед, круглых столов, диспутов по этике и психологии семейной жизни

В течение года

Педагог-психолог,  медицинские работники (узкие специалисты)

Информирование об этике и психологии семейной жизни

Установление родственных отношений с кровными родственниками

Постоянно

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития,

мастера п/о, классных руководителей

Формирование ценностного отношения к семье

Проведение тренинговых занятий «Моё представление о семье», «Роль мужчины и женщины»  и т.д.

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог

Формирование представлений об устройстве семьи

Проведение ролевых игр «Будущая жена», «Будущий папа» и т.д.

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог, социальный педагог

Формирование представлений об устройстве семьи

Встреча с работниками ЗАГСа

В течение года

Социальный педагог

Формирование ценностного отношения к семье

1.7. формирование  коммуникативных навыков

Проведение комплекса диагностических мероприятий по коммуникативной культуре

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог

Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков

Проведение тренинговых занятий «Я и моё окружение», «Мир общения», « Кто есть Я» и т.д.

По плану педагога-психолога

Педагог-психолог

Формирование внешних коммуникативных навыков

2. Сопровождения выпускника в самостоятельной жизни

2.1.Трудойстройство

Оказание помощи при трудоустройстве

По окончанию образовательного учреждения

Социальный педагог, специалисты Центра занятости, администрация предприятий и организаций

Трудоустройство по специальности

Оказание помощи при постановке в Центр занятости

По мере необходимости

Социальный педагог

Трудоустройство по специальности

Мониторинг по закрепляемости на рабочем месте

Раз в 6 месяцев

Соц.педагог,  педагог-психолог, мастера п\о

Трудоустройство по специальности

Изучение возможностей и создание условий для продолжения образования (получение 2 среднего специального, высшего образования)

На заявительной основе

Социальный педагог, педагог-психолог

Продолжение обучения

Квотирование рабочих мест для данной категории, обеспечении занятости в соответствии с действующим законодательством

Проведение ярмарок вакансий, бирж труда и т.д.

По окончании ОУ

Центр занятости населения

Снижение количества выпускников, незанятых трудовой деятельностью

2.2. Обеспечение жильём

1. Изучение законодательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:

1)федеральный закон;

2)региональный закон,

3) порядок обеспечения жилым помещением

2. Консультирование

Органами опеки и попечительства перед совершеннолетием выпускников

За год до окончания образовательного учреждения

Социальный педагог, специалисты органов опеки и попечительства, специалист КУМСа

Социальный педагог, специалисты органов опеки и попечительства.

Специалист КУМСа

Получение знаний по действующему законодательству

Вручение памятки, где подробно описано куда и какие документы он должен предоставить

подбор жилого помещения

Реализация права на обеспечение жилым помещением

Получение полной информации о реализации его прав на обеспечение жилым помещением

Оформление специализированного жилого помещения

2.3. Социальная защита

Оказание помощи в трудной жизненной ситуации

По мере необходимости

Соц.педагог, педагог-психолог, отдел психолого-педагогической помощи семьи и детям (куратор  постинтернатного сопровождения)

Решение возникшей проблемы

Мониторинг получения пенсий, пособий.

Раз в полгода

Соц.педагог

Обеспечение успешной социализации и адаптации

Оказание помощи в получении пособий при рождении детей

По мере необходимости

Соц.педагог

Обеспечение успешной социализации и адаптации

Обеспечение знаний о предоставлении дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

В течение года

Социальный педагог, специалисты органов опеки и попечительства

Получение знаний по действующему законодательству

Разработка и выдача выпускникам СПЦ№2 памяток с перечнем документов, подтверждающих их статус и дающие определённые льготы: о получении регистрации по месту пребывания, о праве на дальнейшее образование, о праве на жилое помещение, праве на получении алиментов, пенсий (в том числе в случае продолжения обучения после 18 лет) и другое

Перед окончанием образовательного учреждения

Социальный  педагог, специалисты органов опеки и попечительства, отдел психолого-педагогической помощи семьи и детям

Получение знаний по действующему законодательству

2.4. итог

Проведение мониторинга по эффективности работы постинтернатного сопровождения

По окончанию образовательного учреждения

Соц.педагог,

педагог-психолог

Обеспечение успешной социализации и адаптации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....

прграмма подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников , выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ......

комплексное сопровождение  процесса подготовки воспитанников  и выпускни ков  организаций для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ....

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...