СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
материал

Жадеева Екатерина Сергеевна

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики

2. Социальный педагог в образовательном учреждении

3. Социальный педагог в системе общественного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_pedagogika_i_sotsialnyy_pedagog_v_ou.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Состояние и тенденции развития социальной педагогики

        Жизнь ребенка в учебном заведении упорядочена и организована, а среда за пределами образовательной организации противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В учебном учреждении и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды ребенка, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Образовательная организация призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.

        Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен ребенок, приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и педагога стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

        Успех воспитательной работы образовательного учреждения в значительной степени определяется тем, насколько эффективно образовательное учреждение взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня образовательные учреждения призваны уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени.

2. Социальный педагог в образовательном учреждении

        Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества — школы, колледжи, техникумы, ВУЗы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки –  социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая из того, что первичен человек, а государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам человека, способствовать его развитию. Данное методологическое положение заложено в современную модель взаимодействия человека, семьи, общества. В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, с0циальн0й работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Сoциальная педагoгика ставит на первый план развитие личности, реализацию ее способностей и задатков.

        Службы сoциальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.

        Задача политиков и экономистов, педагогов и медиков, психологов и всего общества в том, чтобы сохранить отечественный генофонд, защитить нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, сохранить и законодательно поддержать детские и молодежные социальные инициативы. Сегодня очень важно научить подрастающее поколение честно зарабатывать деньги, привить желание и интерес к социально — полезной деятельности, повернуть семью не только к воспитанию детей, но и к творчеству в социуме, что поможет укрепить духовные связи семьи. Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в образовательных учреждениях введены новые профессии: педагог-психолог, педагог дополнительного образования, сoциальный педагoг. Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения. Развитие социально- педагогической работы может, и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.

        Решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур. Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.

        Социального педагога надо выращивать, создавая базу для допрофессиональной подготовки — школу помощников социальных педагогов, включающую три основных блока: общеобразовательный, психолого-педагогический, специализированный.

        Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.

3. Социальный педагог в системе общественного воспитания

        Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи сoциальной педагoгики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как, впрочем, и она резко ослаблена без него.

        Сoциальная педагoгика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только образовательное учреждение, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только ученик, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

        Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность – общаться с семьей, «трудиться» в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

        Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога с другими педагогами. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д.

        Как ни важны социум и микросоциум, без образовательной организации развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации

Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благ...

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Социально-психологическая модель педагога в образовательных учреждениях СПО

«Социально-психологическая модель педагогав образовательных учреждениях СПО»   Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособно...

Требования к педагогу профессиональной образовательной организации в соответствии с профстандартом

В презентации рассмотрены трудовые функции педагогов образовательных учреждений СПО в соответствиии с профстандвртом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополните...

Конструктивные решения в одежде педагога профессиональной образовательной организации с использованием современных тканей

Каждая профессия накладывает на себя определенные табу, и если вы выбрали профессию педагога, то должны знать, что основное для этой профессии – это соблюдение дресс-кода. Сегодня к дресс-коду педагог...