Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации
статья на тему
Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благоприятной социальной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algor.raspred.obyazan._parygina_l.v.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации
Парыгина Л. В.
ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум»
Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благоприятной социальной среды.
Социальная деятельность образовательной организации проводится по семи направлениям:
1.Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, семьям, где воспитываются дети – инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и обучающимся «группы риска». Для выявления данной категории обучающихся оформляются социальные паспорта группы, списки обучающихся и их семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
2.Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте между заместителями директора, мастерами и кураторами групп, социальным педагогом, психологом, старшим мастером и преподавателями. Большое место в этом направлении следует уделить контролю посещаемости занятий (особенно обучающихся «группы риска»), успеваемости и внеучебной занятости обучающихся.
3.Коррекционная работа. Проведение диагностической работы, направленной на изучение социально-психологической атмосферы в группе, межличностных отношений и социального статуса обучающихся. Работа с родителями, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.
4.Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний. В просветительской работе следует сделать акцент на профилактику правонарушений, наркомании, бродяжничества и т.д.
5.Работа с обучающимися. Проведение профилактической работы. Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».
6.Работа с педагогическим коллективом. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива для совместных результативных действий при работе с обучающимися.
7.Работа с родителями. В этом направлении ведется активная работа для выявления семей, не занимающихся воспитанием своего ребенка. Организация родительского комитета, проведение всеобучей для родителей. Помощь семьям, находящимся в социально опасном положении.
Работа куратора группы – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящая на основе программ воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательной организации.
Цель работы куратора – создание условий для саморазвития личности обучающихся, реализации личности и его успешной социализации в современном обществе.
Задачи
- формирование и успешное развитие коллектива группы;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения индивидуальности и раскрытия его потенциальных способностей;
- защита прав и интересов учащихся;
- гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическим коллективом;
- формирования в обучающихся стремления к здоровому образу жизни;
- формирования здорового духовного пространства учащегося;
- организация внеурочной и творческой деятельности обучающихся;
- формирование навыков безопасного поведения.
Функции куратора подразделяются
1.Организационно-координирующие:
- обеспечение связи учебного заведения с семьей обучающегося, установление контактов с родителями;
- оказание помощи родителям обучающегося в его воспитании (через психолога, соц.педагога);
- организация в группе образовательного процесса;
- организация в группе воспитательного процесса с обучающимися;
- ведение документации;
- защита, сохранение физического и морального здоровья обучающихся;
- обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, в том числе, оставшихся без попечения родителей, сотрудничество с социальным педагогом, психологом, работа с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении;
- проведение инструктажей по техники безопасности и охране труда с обучающимися, пожарной безопасности и правилам безопасного поведения в городе, в быту и т.д.
- организация дежурства по закрепленному кабинету, корпусам учебного заведения;
- забота о внешнем виде обучающихся;
- незамедлительное извещение администрации образовательной организации о каждом несчастном случае с обучающимися, оказание первой медицинской помощи;
2.Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление доброжелательных отношений между обучающимися и педагогическим коллективом;
- установление благоприятного психологического климата в группе;
- помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.Аналитико-прогнастические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
- изучение состояния развития коллектива группы.
4.Контролирующие:
- контроль успеваемости обучающихся группы;
- контроль посещаемости занятий обучающимися.
Формы работы куратора
- индивидуальные (беседы, консультации и т.д.);
- групповые (органы самоуправления группы);
- коллективные (конкурсы, концерты, походы и т.д.);
Документация куратора группы
- программа развития группы: постановка целей и задач воспитательной системы, выбор форм воспитательной работы, анализ воспитательной деятельности;
- дневник куратора группы;
- психолого-диагностические карты обучающихся, характеристики;
- личные дела обучающихся.
Обязанности куратора группы:
- Ведение журнала куратора
- Сбор информации об учащихся группы (информационная справка)
- Составление актов обследования жилищных условий обучающихся группы
- Индивидуальная работа с обучающимися (беседы, тестирования, изучение проблем)
- Привлечение обучающихся к внеурочной деятельности (кружки, спортивные секции, внеклассные мероприятия, конкурсы и т.д.)
- Проведение родительских собраний, установление доверительных отношений с родителями, ознакомление родителей с Правилами поведения обучающихся в ОУ, Уставом образовательной организации, заключение договора между родителями и ОУ
- Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий обучающимися
- Ходатайство о постановки на учет Совета профилактики и снятия с учета обучающихся
- Организация работы ученического самоуправления
Профессия социального педагога в нашей стране сравнительно молодая (введена 1991 году). Но спектр деятельности социального педагога достаточно широкий: работа с ближайшим окружением обучающегося (семья, одногруппники, приятели и т.д.) и координация деятельности с различными учреждениями (поликлиника, правоохранительные органы, внеучебные заведения).
Целью деятельности социального педагога является формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы.
Обязанности социального педагога:
- Сбор информации об обучающихся сиротах, и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся из малообеспеченных, многодетных и неполных семей
- Работа в комиссии Совета профилактики ОУ
- Работа в составе Поста ЗОЖ учебного заведения
- Выявление обучающихся и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, работа с родителями
- Работа с КДН, ИДН (выяснение у инспектора, стоят ли обучающиеся на учете, причины постановки на учет), Отделом опеки и попечительства
- Вовлечение обучающихся, стоящими на профилактическим учете в досуговую, внеурочную деятельность, в том числе и каникулярное время
- Взаимодействие с Центром занятости населения по трудоустройству обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время
- Ведение документации (план работы, отчеты, социальный паспорт образовательной организации, индивидуальные карты обучающихся и т.д.)
- Организация правового всеобуча обучающихся и их родителей, организация встреч обучающихся с врачами ЦРБ
- Помощь в организации ученического самоуправления
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся; содействие социализации обучающихся, формированию у них культуры, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
Обязанности педагога психолога:
- Анкетирование обучающихся с различными целями
- Индивидуальная работа с обучающимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении
- Индивидуальная работа с обучающимися, стоящими на учете КДН, ИДН и Совета профилактики образовательной организации, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- Оказание практической помощи мастерам и кураторам групп, преподавателям в привлечении обучающихся, стоящих на учете КДН, ИДН, Совета профилактики ОУ к внеурочной деятельности
- Работа по профилактики суицидального поведения обучающихся
- Ведение документации (план работы, отчеты, индивидуальные карты обучающихся и т.д.)
В настоящее время образовательные учреждения Республики Саха (Якутия) уделяют особое внимание защите прав и интересов семьи, подросткам, создавая необходимые условия для социальной реабилитации и адаптации в обществе. В Республике разрабатываются и внедряются в образовательный процесс новые, более совершенные методики воспитания и образования, проводятся курсы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Потребность в развитии социально-педагогической службы образовательных учреждений постоянно растет. Сам ребенок не сможет реализовать себя. Ему должны помочь в этом взрослые люди. Именно в этом и заключается назначение воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе – помочь сформировать у подрастающего поколения понятие об общественном благе как смысле жизни, помочь выполнить ему функцию, ради которой он рождается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместный план работы социально-психологической службы
Планирование совместной работы специалистов социально-психологической службы...
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....
Работа социально-психологической службы МБОУСОШ №69 по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Происходящие в последнее десятилетие в России политические, социальные и экономические преобразования, серьезно отразились на духовной жизни молодого поколения. Безнадзорность и беспризорность детей п...
Социально-психологическая модель педагога в образовательных учреждениях СПО
«Социально-психологическая модель педагогав образовательных учреждениях СПО» Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособно...
Статья "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса"
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса направлено на создание условий для гармоничного развития личности студентов, укрепление их психического и психологического здоро...
Положение о конкурсе рисунков по тематической недели социально- психологической службы
Положение о конкурсе рисунков по тематической недели социально- психологической службы...
Формирование благоприятного социально-психологического климата в организации
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые про...