Отчет По адаптации обучающихся группы 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» воспитателя Сидельниковой Т.Д. 2023/24 уч. год
материал
Успешная адаптация первокурсника — это залог дальнейшего развития каждого обучающегося, как личности и как будущего специалиста.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, связанные с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_adaptatsii_-sidelnikova_gruppa_12_2023-24uch.god_.docx | 90.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
По адаптации обучающихся группы 12
по профессии «Машинист на открытых горных работах»
воспитателя Сидельниковой Т.Д.
2023/24 уч. год
Каждый год, наш политехнический центр гостеприимно распахивает двери, для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся.
Для оказания помощи к условиям адаптации подростков, я поставила перед собой следующие задачи:
- Подготовить первокурсников к новым условиям обучения.
- Оказать помощь в становлении и поддержке социального статуса в новом коллективе.
- Способствовать адаптации обучающихся к жизни в общежитии
Успешная адаптация первокурсника — это залог дальнейшего развития каждого обучающегося, как личности и как будущего специалиста.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, связанные с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности.
В преодолении этой проблемы оказывают помощь и преподаватели центра, и социальный педагог, и психолог и в первую очередь воспитатель группы.
Первое сентября начала с часов общения «Давайте знакомится». Классный час был направлен на знакомство и формирование положительного микроклимата внутри группы. Далее прошли знакомства со всеми службами центра. Познакомила ребят с будущей профессией и организацией учебного процесса.
Второе, что я сделала это – ознакомилась с личными делами обучающихся. Проведение такого знакомства способствовал составлению социального паспорта группы, а также объективному выбору и формированию актива.
Численный состав группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» на начало учебного 2023 - 2024 года составило 25 обучающихся, все имеют основное общее образование (9 классов).
Из них:
- детей-сирот –2 человек, которые находятся на контроле у воспитателя и социального педагога;
- несовершеннолетних 18 человек;
- совершеннолетних 7 человек;
- малообеспеченные оформили социальную стипендию.
- иногородним было предоставлено общежитие, заселились в комнаты по желанию. Всего их проживает 11 человек.
Проживает в селе 6 человек обучающихся, 6 проживает в г. Невельске, 2 – в Шебунино и за пределами района 11человека.
Из полных семей 13 обучающихся и из неполных 10, 2 обучающихся имеют статус сироты и детей оставшихся без попечения родителей.
Первокурсники по-разному относятся: к своей будущей профессии, к обучению, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, к спортивным секциям. Поэтому в ходе адаптационного периода проводила работу по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации к учебной деятельности, изучению отношения к обучению, уровню воспитанности.
В начале учебного года провела анкетирование:
«Моя будущая профессия», для достижения положительных результатов, обучающихся в учебе, я постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Проводила индивидуальные беседы с ребятами, которые опаздывают на занятия или пропускают занятия без уважительных причин, брала с них объяснительные и проводила работу с родителями.
Из наблюдений за ребятами на уроках, я увидела, что основная масса ребят не проявляют особого интереса к приобретению новых знаний. Познавательная активность низкая, в общежитии в свободное время от занятий мало используют для пополнения знаний. Поэтому кругозор ребят ограничен. В основном играют в телефонах в игры.
Но все без исключения желают получить среднее профессиональное образование и освоить выбранную профессию.
Первое групповое собрание начали с выбора актива группы. Старостой группы единогласно была избран Ш. Н. (свою кандидатуру студент предложил сам), его замом Ф. М. Учебный сектор Н. Д., редколегия – Б. С., Б. Д., физорг группы – Ш. Р.. Кульмассовый сектор – Новиков Артём, Роговой Александр, Горчаков Дима. Медиасектор – Фендриков Матвей, Шарипов Никита.
Актив группы в течении первого семестра работал хорошо, большинство ребят прислушиваются к мнению и замечаниям, но организоваться для выполнения коллективных дел самостоятельно группа ещё не может, необходима инициатива воспитателя.
Ребята оказывали существенную помощь в воспитательной и культурно массовой работе. Староста группы помогал в обеспечении явки некоторых обучающихся на занятия. Контролировал дисциплину на уроках и переменах.
Никита ответственный и активный студент. Завоевал устойчивый неформальный авторитет в группе.
Учебный сектор группы ответственно и добросовестно выполняет все функции и обязанности, контролирует успеваемость студентов группы и помогает с аттестацией. Культмассовый - помогает воспитателю в проведении классных часов, привлекает сокурсников к оформлению презентаций по мероприятиям, активные участники мероприятий центра.
В группе было проведено анкетирование «Мои интересы и увлечения», ребята записались в секции. Воспитатель ознакомила обучающихся с работой секций и тренажерного зала.
На каждом групповом собрании я знакомила обучающихся с планом по проведению культурно-массовых мероприятий, мы вместе обсуждаем проблемы, связанные с успеваемостью, посещаемостью. К нарушителям применялось общественное порицание с обязательным оказанием необходимой помощи. Ребята постепенно приучились к умению просить о помощи самостоятельно.
Первый семестр закончили так: – хорошистов 7 чел. -28%, 2 обучающихся имеют от 1 до 3 троек – 8%, 16 чел. самый большой процент обучающих 64% окончили семестр удовлетворительно. Не успевающих студентов в группе нет.
Наиболее успешными оказались первый месяц - полтора. Студенты первокурсники прилежно посещали занятия, выполняли задания, работали самостоятельно, были хорошие отзывы от учителей.
Освоившись в новой среде, многие ребята решили показать себя в ином свете. На замечания реагировали по–разному: одни не обращали внимание на замечание, другие спорили.
Как воспитатель учебной группы я проводила воспитательные беседы, присутствовала на уроках математики, черчения, литературы, истории. Оказывала помощь ребятам в виде советов, рекомендаций, предлагала посещать дополнительные занятия, привлекала к работе с обучающимися педагога - психолога и социального педагога. Нарушители, разбирались на Совете профилактике, это Б. С., Р. А., Щ. В., Ш. Р.- к ним применялось общественное порицание, замечания. Совместно с заместителем директора по воспитательным и социальным вопросам проводила разъяснительную работу. Проводились и продолжаем проводить индивидуальные беседы о пропусках уроков, опозданий на занятия и с перемен, с такими обучающимися, как: К. А., К. А., С. С., С. Н.
Проводилась в этом направлении совместная работа не только со студентами, но и их родителями, это были индивидуальные беседы в телефонном режиме, посещала семьи по месту жительства (К. А.,).
Появился положительный результат. Ребята подтянулись в учёбе, стали более активными на уроках, отработали и сдали все свои задолженности, стали добросовестнее относиться ко всем делам в группе.
Улучшилась в группе атмосфера взаимоотношений, ребята стараются держаться вместе, помогают друг другу.
Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение внеклассных мероприятий.
Чтобы научить обучающихся общению, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарные правила поведения - проводила классные часы: «Разговоры о важном»; «Россия страна горизонтов»
- Права и обязанности обучающихся;
- Понятия о правонарушениях, формы правовой ответственности;
- Что ты знаешь о своей профессии;
- День профтехобразования
- Всемирный день борьбы со СПИДом;
- Молодёжь против коррупции;
- Скажем НЕТ – вредным привычкам;
Интереса к общественным делам ребята пока не проявляют, но поручения выполняют все.
Немаловажную роль, в адаптации обучающих играет и поддержка родителей. Мы продолжаем вести плотную работу с родителями: индивидуальная беседа по телефону, посещение по месту проживания, приглашение родителей в центр для беседы с преподавателями, в том числе и для посещения уроков. С первых дней создана группа в Ватцапе.
Ребята настороженно и не всегда охотно воспринимают абсолютно новые для них дисциплины, вызывают непонимание целесообразности некоторых дисциплин, поэтому проводится постоянная разъяснительная работа.
Совместно с педагогом психологом было проведено диагностическое обследование обучающихся:
Анализ диагностики суицидального поведения среди подростков 1 курса
Методика: «Опросник суицидального риска (модификация Т.Н.Разуваевой)»
Цель методики: экспресс-диагностика суицидного риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
По результатам тестирования, суицидальных намерений у обучающихся не выявлено.
Группа № 12 по профессии «МОГР»
№ | Ф.И. | Демонстративность | Аффективность | Уникальность | Несостоятельность | Социальный пессимизм | Слом культ. барьеров | Максимализм | Временная перспектива | Антисуицидальный фактор |
1 | Т.Р. | 3,6 | 3,3 | 4,8 | 1,5 | 3 | 4,6 | 3,2 | 3,3 | 6,4 |
2 | К.А. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2,3 | 0 | 0 | 3,2 |
3 | У.Д. | 2,4 | 2,2 | 1,2 | 0 | 3 | 2,3 | 3,2 | 2,2 | 6,4 |
4 | К.А. | 1,2 | 4,4 | 0 | 0 | 2 | 2,3 | 0 | 1,1 | 6,4 |
5 | А.Д. | 0 | 2,2 | 0 | 0 | 2 | 2,3 | 3,2 | 0 | 6,4 |
6 | К.Д | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2,3 | 0 | 0 | 3,2 |
7 | Т.А. | 2,4 | 4,4 | 1,2 | 1,5 | 4 | 2,3 | 0 | 0 | 6,4 |
8 | И.И. | 2,4 | 4,4 | 1,2 | 3 | 3 | 2,3 | 0 | 2,2 | 6,4 |
9 | Б.Д. | 3,6 | 2,2 | 2,4 | 4,5 | 4 | 2,3 | 3,2 | 6,6 | 6,4 |
10 | Ф.М. | 2,4 | 3,3 | 1,2 | 1,5 | 3 | 2,3 | 0 | 4,4 | 6,4 |
11 | Щ.В. | 1,2 | 1,1 | 0 | 0 | 2 | 2,3 | 3,2 | 0 | 6,4 |
12 | А.В. | 3,6 | 4,4 | 2,4 | 6 | 3 | 0 | 0 | 4,4 | 3,2 |
13 | Г.М. | 3,6 | 5,5 | 3,6 | 4,5 | 5 | 0 | 3,2 | 3,3 | 6,4 |
14 | Н.Д. | 2,4 | 3,3 | 1,2 | 1,5 | 5 | 2,3 | 0 | 1,1 | 3,2 |
15 | Б.С. | 2,4 | 1,1 | 1,2 | 1,5 | 2 | 2,3 | 3,2 | 0 | 6,4 |
16 | Гор.Д. | 1,2 | 3,3 | 1,2 | 4,5 | 3 | 2,3 | 3,2 | 1,1 | 0 |
17 | Кон.А.. | 1,2 | 2,2 | 0 | 6 | 3 | 2,3 | 3,2 | 3,3 | 6,4 |
18 | Ш.Р. | 2,4 | 2,2 | 1,2 | 4,5 | 3 | 2,3 | 6,4 | 3,3 | 3,2 |
19 | В.А. | 1,2 | 1,1 | 0 | 0 | 1 | 2,3 | 0 | 0 | 3,2 |
20 | Р.А. | 2,4 | 1,1 | 1,2 | 1,5 | 2 | 4,6 | 0 | 2,2 | 6,4 |
На основе анализа результатов исследования суицидального риска, ни один обучающийся не набрал высокие баллы по всем шкалам.
65% обучающихся проявили высокие показатели по «Антисуицидальному фактору», Данный фактор снимает глобальный суицидальный риск несовершеннолетних. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких и долга.
1 обучающийся набрал высокие балы по шкале «Максимализм», данным несовершеннолетним характерен инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни локального конфликта в какой-то одной сфере жизни. Невозможность компенсации и аффективная фиксация на неудачах.
По шкале временная перспектива высокие баллы показал 1 обучающийся. Исследуемый не строит планы на будущее, потому как уверен, что они практически неосуществимы.
Отсутствует антисуицидальный фактор у одного обучающегося
Таким образом результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что нет острой необходимости в предупреждении суицидального поведения у данной категории несовершеннолетних. В качестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться: социально-психологический тренинги по повышению самооценки, индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации на достижение успеха. А также обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам социальной поддержки.
С несовершеннолетними Ш.Р., Б.Д. Г.Д. запланировать индивидуальную работу (при необходимости углубленную диагностику, консультации, беседы).
Справка педагога-психолога
По результатам диагностического обследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению на основе опросника Ч. Д. Спилбергера
группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»
Методика позволяет выявить уровень мотивации учения и эмоциональное отношение к учению и получить информацию о эмоциональном самочувствии каждого обучающегося и группы в целом
Приняло участие в исследовании: 21 человек
№ | Уровень | % | Количество |
1 | Высокий | 14,3% | 3 |
2 | Средний | 76,2% | 16 |
3 | Низкий | 9,5% | 2 |
Тревожность
№ | Уровень | % | Количество |
1 | Высокий | 19% | 4 |
2 | Средний | 66,7% | 14 |
3 | Низкий | 14,3% | 3 |
Гнев
№ | Уровень | % | Количество |
1 | Высокий | 47,6% | 10 |
2 | Средний | 33,3% | 7 |
3 | Низкий | 19% | 4 |
Мотивация к учению
№ | Уровень | % | Количество человек |
1 | I продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему | 9,5% | 2 |
2 | II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу | 4,8% | 1 |
3 | III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. | 42,9% | 9 |
4 | IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. | 42,9% | 9 |
5 | V уровень — резко отрицательное отношение к учению. | 0% | 0 |
Вывод: по результатам обследования выявлено что 3 обучающихся (Р. А., С. С., Щ. В.) имеют продуктивную мотивацию и позитивное отношение к обучению, 9 человек имеют средний уровень мотивации с несколько заниженной познавательной мотивацией (А.В., А. Д., Б. С., И. И., Г. Д., К. Д., Ф. М., У. Д., Н. А.) это означает что подростки достаточно благополучно чувствуют себя в центре, у них сформирован круг друзей, однако не осознают важность получения профессионального образования, учебный процесс их мало привлекает, в начале учебного года в новом коллективе главенствующую роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников, что соответствует переходу со школьного образования к среднему, также у 9 обучающихся (Б. Д., Г. Д., К. А., К. А., Т. Р., К. А., В. А., Шубин. Р., Н. Д.) снижена учебная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к обучению. Резко отрицательное отношение к обучению не показал ни один обучающийся.
Рекомендации:
Преподавателям/мастеру производственного обучения использовать различные методы проведения уроков (викторины, доклады, игры, экскурсии, квесты), включать в уроки соревновательные моменты с целью повышения интереса к обучению, создавать на уроках доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества. Вовлекать обучающихся в процесс оценивания, с целью формирования компонента самоконтроля и повышения интереса к обучению.
Воспитателю группы: продолжить работу по сплочению и адаптации группового коллектива, создавать у подростков положительное отношение к пребыванию в центре и конкретном групповом коллективе, благоприятную эмоциональную обстановку.
Педагогу-психологу провести с обучающимися индивидуальные консультации, на которых ознакомить подростков с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития.
Результаты анкетирования «Мотивы выбора профессии»
группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»
Приняло участие 20 обучающихся
- По призванию поступили 4 обучающихся (20%), по настоянию родителей/законных представителей 6 (30%) обучающихся, пункт желание получить диплом выбрали 10 (50%), указали другие причины 1 обучающийся (5%) (не смог поступить), пункт из солидарности с другом/подругой обучающиеся данной группы не выбрали.
Вывод:
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство обучающихся имеют достаточно хорошую мотивацию для дальнейшего обучения и освоения профессиональных компетенций, однако она основана не на значимости профессии, а на чувстве долга перед родителями и необходимости иметь образование.
Рекомендации:
С целью укрепления мотивации в группе необходимо привести обучающихся к пониманию важности получения профессии, ее значимости, рассказать в каких сферах сможет работать будущий специалист, об условиях карьерного роста, заработной плате, вакансиях. Подбадривать и одобрять выбор профессии обучающимися, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях. Повторно провести исследование в апреле с использованием диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), сравнить полученные результаты, для организации дальнейшей работы с группой.
Из наблюдений во время адаптационного периода отношение внутри группы ровные, многие сдружились. Явного лидера в группе нет. Большинство умеют находить контакт с окружающими. Прислушиваются к мнению и замечаниям педагогического состава. Характер связей в группе основывается на общем месте жительства (ребята из общежития держатся вместе, сельские и ребята, проживающие в г.Невельске стараются сидеть вместе за одной партой).
Группа12 принимала участие:
- «Дне бегуна», где наш Ф.М. занял первое место
- Акция «Подвоз питьевой воды (помощь в доставке питьевой воды инвалидам, детям войны и пенсионерам, одиноко проживающим в связи с ЧС с. Горнозаводск)»
- Участвовали в социологическом тестировании;
- Встреча с сотрудниками МЧС
- Фестиваль Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!»
- Наши занятия в тренажёрном зале
- Миниволейбол среди детей и взрослых по Невельскому району
- Принимали участие торжественной линейке, посвященной профтехобразованию, Роговой Александр – был ведущим.
- Акция «Полезный обмен!» – день отказа от курения
- Всероссийский день борьбы «Все против СПИДа
- Участвовали в конкурсе рисунков
- в конкурсе: «На лучшее новогоднее поздравление»
- участвовали в проведении детского утренника.
- Квест «Трибунал»
Ребята проявили такие качества, как обязательность, ответственность и дисциплинированность. Они на деле увидели, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга.
Проживание в общежитии
Для предупреждения трудностей и налаживания быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития для ребят, проживающих в общежитии, были проведены беседы с работниками общежития, знакомство с правилами проживания.
Заметно проявляется сплочённость ребят, взаимовыручка. Научились совместно распределять материальные средства по закупке продуктов питания, готовить обеды, сообща убирать жилое помещение и т. д.
Самые страшные соблазны – это курение и алкоголь. С этими пороками борются все педагоги, и проводят с ними определенную работу. Такие ребята и в нашей группе есть. Проводились индивидуальные беседы, сообщала родителям, брались объяснительные, вызывали на Совет профилактики.
Результаты проделанной работы говорят о среднем уровне адаптации:
В целом считаю, что адаптация проходит хорошо. Многие осознано выбрали профессию, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем.
По дальнейшему сплочению коллектива планирую проводить традиционные мероприятия, которые помогают раскрыться ребятам, проявить своё отношение к каждому:
- тематические классные часы
- родительские собрания
- участие в субботниках,
- игры и упражнения на сплочение коллектива;
Будем продолжать работать и добиваться наилучших результатов.
- Мотивация обучения – средняя, большинство учатся с установкой на получение профессии.
- Активность и самостоятельность в обучении – еще не все проявляют активность, постоянно отвлекаются на посторонние дела. Большинству - необходимы постоянные напоминания, требования, помощь.
- Обучающиеся положительно относятся к образовательному учреждению, посещение его не вызывает отрицательных переживаний;
- Ещё недостаточно внимательны ребята при выполнении заданий, поручений, указаний старших - необходим контроль;
- Дружат с многими одногруппниками.
Вывод:
В процессе адаптации обучающихся 1 курса выявлены следующие трудности:
- Недостаточная мотивация готовности к выбранной профессии;
- Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- Боязнь публичных выступлений перед своими сокурсниками, преподавателями.
- Отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Необходимо продолжать работать и добиваться наилучших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...
Конспект по предмету: «Управление тепловозом и его техническое обслуживание» для групп по профессии машинист тепловоза (повышение квалификации для присвоения 3-го класса и работы без помощника машиниста тепловоза
Конспект по предмету: «Управление тепловозом и его техническое обслуживание»для групп по профессиимашинист тепловоза (повышение квалификациидля присвоения 3-го класса и работы без помощник...
Презентация по основам горного дела на тему «Открытые горные работы»
В презентации указанны совокупность методов, способов и средств человеческой деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и реконструкции горнодобывающих предприятий, траншей, котловано...
Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 651) среднего профес...
Самоанализ воспитательной работы за 2022 – 2024 учебный год группа №22 по профессии «Машинист на открытых горных работах» воспитателя Иваничкиной Надежды Фёдоровны
Задачи: Формирование социальной зрелости; развитие самостоятельности и ответственности. Создание условий для качественной подготовки квалифицированный выпускников, умеющих адаптироваться в совре...
Самоанализ по воспитательной работе группы 32 и 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» на 2023-24 учебный год
Воспитательная работа за 2023-2024учебный год в группах по профессии «Машинист на открытых горных работах», воспитателем которой являюсь, была направлена на решение следующих задач:К...