Отчет По адаптации обучающихся группы 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» воспитателя Сидельниковой Т.Д. 2023/24 уч. год
материал

                             Успешная адаптация первокурсника — это залог дальнейшего развития каждого обучающегося, как личности и как будущего специалиста.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, связанные с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

 По адаптации обучающихся группы 12

по профессии «Машинист на открытых горных работах»

воспитателя Сидельниковой Т.Д.

2023/24 уч. год

        Каждый год, наш политехнический центр гостеприимно распахивает двери, для пополнения большого и дружного коллектива обучающихся.

Для оказания помощи к условиям адаптации подростков, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Подготовить первокурсников к новым условиям обучения.
  2. Оказать помощь в становлении и поддержке социального статуса в новом коллективе.
  3. Способствовать адаптации обучающихся к жизни в общежитии

                             Успешная адаптация первокурсника — это залог дальнейшего развития каждого обучающегося, как личности и как будущего специалиста.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, связанные с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности.

В преодолении этой проблемы оказывают помощь и преподаватели центра, и социальный педагог, и психолог и в первую очередь воспитатель группы.

               Первое сентября начала с часов общения «Давайте знакомится». Классный час был направлен на знакомство и формирование положительного микроклимата внутри группы. Далее прошли знакомства со всеми службами центра. Познакомила ребят с будущей профессией и организацией учебного процесса.

Второе, что я сделала это – ознакомилась с личными делами обучающихся. Проведение такого знакомства способствовал составлению социального паспорта группы, а также объективному выбору и формированию актива.

Численный состав группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» на начало учебного 2023 - 2024 года составило 25 обучающихся, все имеют основное общее образование (9 классов).

Из них:

  • детей-сирот –2 человек, которые находятся на контроле у воспитателя и социального педагога;
  • несовершеннолетних 18 человек;  
  • совершеннолетних 7 человек;
  • малообеспеченные оформили социальную стипендию.
  •  иногородним было предоставлено общежитие, заселились в комнаты по желанию. Всего их проживает 11 человек.

Проживает в селе 6 человек обучающихся, 6 проживает в г. Невельске, 2 – в Шебунино и за пределами района 11человека.

Из полных семей 13 обучающихся и из неполных 10, 2 обучающихся имеют статус сироты и детей оставшихся без попечения родителей.

 Первокурсники по-разному относятся: к своей будущей профессии, к обучению, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, к спортивным секциям. Поэтому в ходе адаптационного периода проводила работу по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации к учебной деятельности, изучению отношения к обучению, уровню воспитанности.

В начале учебного года провела анкетирование:

«Моя будущая профессия», для достижения положительных результатов, обучающихся в учебе, я постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Проводила индивидуальные беседы с ребятами, которые опаздывают на занятия или пропускают занятия без уважительных причин, брала с них объяснительные и проводила работу с родителями.

 Из наблюдений за ребятами на уроках, я увидела, что основная масса ребят не проявляют особого интереса к приобретению новых знаний. Познавательная активность низкая, в общежитии в свободное время от занятий мало используют для пополнения знаний. Поэтому кругозор ребят ограничен. В основном играют в телефонах в игры.

Но все без исключения желают получить среднее профессиональное образование и освоить выбранную профессию.

            Первое групповое собрание начали с выбора актива группы. Старостой группы единогласно была избран Ш. Н. (свою кандидатуру студент предложил сам), его замом Ф.  М. Учебный сектор Н.  Д., редколегия – Б. С., Б.  Д., физорг группы – Ш. Р.. Кульмассовый сектор – Новиков Артём, Роговой Александр, Горчаков Дима. Медиасектор – Фендриков Матвей, Шарипов Никита.

Актив группы в течении первого семестра работал хорошо, большинство ребят прислушиваются к мнению и замечаниям, но организоваться для выполнения коллективных дел самостоятельно группа ещё не может, необходима инициатива воспитателя.

Ребята оказывали существенную помощь в воспитательной и культурно массовой работе. Староста группы помогал в обеспечении явки некоторых обучающихся на занятия. Контролировал дисциплину на уроках и переменах.

Никита ответственный и активный студент. Завоевал устойчивый неформальный авторитет в группе.

Учебный сектор группы ответственно и добросовестно выполняет все функции и обязанности, контролирует успеваемость студентов группы и помогает с аттестацией.  Культмассовый - помогает воспитателю в проведении классных часов, привлекает сокурсников к оформлению презентаций по мероприятиям, активные участники мероприятий центра.

            В группе было проведено анкетирование «Мои интересы и увлечения», ребята записались в секции. Воспитатель ознакомила обучающихся с работой секций и тренажерного зала.

 На каждом групповом собрании я знакомила обучающихся с планом по проведению культурно-массовых мероприятий, мы вместе обсуждаем проблемы, связанные с успеваемостью, посещаемостью. К нарушителям применялось общественное порицание с обязательным оказанием необходимой помощи. Ребята постепенно приучились к умению просить о помощи самостоятельно. 

Первый семестр закончили так: – хорошистов 7 чел. -28%, 2 обучающихся имеют от 1 до 3 троек – 8%, 16 чел. самый большой процент обучающих 64% окончили семестр удовлетворительно. Не успевающих студентов в группе нет.

Наиболее успешными оказались первый месяц - полтора.  Студенты первокурсники прилежно посещали занятия, выполняли задания, работали самостоятельно, были хорошие отзывы от учителей. 

Освоившись в новой среде, многие ребята решили показать себя в ином свете. На замечания реагировали по–разному: одни не обращали внимание на замечание, другие спорили.

                  Как воспитатель учебной группы я проводила воспитательные беседы, присутствовала на уроках математики, черчения, литературы, истории.  Оказывала помощь ребятам в виде советов, рекомендаций, предлагала посещать дополнительные занятия, привлекала к работе с обучающимися педагога - психолога и социального педагога. Нарушители, разбирались на Совете профилактике, это Б. С., Р. А., Щ. В., Ш. Р.-  к ним применялось общественное порицание, замечания.  Совместно с заместителем директора по воспитательным и социальным вопросам проводила разъяснительную работу. Проводились и продолжаем проводить индивидуальные беседы о пропусках уроков, опозданий на занятия и с перемен, с такими обучающимися, как: К. А., К. А., С. С., С. Н.

Проводилась в этом направлении совместная работа не только со студентами, но   и их родителями, это были индивидуальные беседы в телефонном режиме, посещала семьи по месту жительства (К. А.,).

             Появился положительный результат. Ребята подтянулись в учёбе, стали более активными на уроках, отработали и сдали все свои задолженности, стали добросовестнее относиться ко всем делам в группе.

        Улучшилась в группе атмосфера взаимоотношений, ребята стараются держаться вместе, помогают друг другу.

Большую роль в адаптации первокурсников играет подготовка и проведение внеклассных мероприятий.

             Чтобы научить обучающихся общению, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарные правила поведения - проводила классные часы: «Разговоры о важном»; «Россия страна горизонтов»

- Права и обязанности обучающихся;

- Понятия о правонарушениях, формы правовой ответственности;

- Что ты знаешь о своей профессии;

- День профтехобразования

- Всемирный день борьбы со СПИДом;

- Молодёжь против коррупции;

- Скажем НЕТ – вредным привычкам;

Интереса к общественным делам ребята пока не проявляют, но поручения выполняют все.

           Немаловажную роль, в адаптации обучающих играет и поддержка родителей.   Мы продолжаем вести плотную работу с родителями: индивидуальная беседа по телефону, посещение по месту проживания, приглашение родителей в центр для беседы с преподавателями, в том числе и для посещения уроков. С первых дней создана группа в Ватцапе.

Ребята настороженно и не всегда охотно воспринимают абсолютно новые для них дисциплины, вызывают непонимание целесообразности некоторых дисциплин, поэтому проводится постоянная разъяснительная работа.

                     Совместно с педагогом психологом было проведено диагностическое обследование обучающихся:

Анализ диагностики суицидального поведения среди подростков 1 курса

Методика: «Опросник суицидального риска (модификация Т.Н.Разуваевой)»

Цель методики: экспресс-диагностика суицидного риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

По результатам тестирования, суицидальных намерений у обучающихся не выявлено.

Группа № 12 по профессии «МОГР»

Ф.И.

Демонстративность

Аффективность

Уникальность

Несостоятельность

Социальный пессимизм

Слом культ. барьеров

Максимализм

Временная перспектива

Антисуицидальный фактор

1

Т.Р.

3,6

3,3

4,8

1,5

3

4,6

3,2

3,3

6,4

2

К.А.

0

0

0

0

0

2,3

0

0

3,2

3

У.Д.

2,4

2,2

1,2

0

3

2,3

3,2

2,2

6,4

4

К.А.

1,2

4,4

0

0

2

2,3

0

1,1

6,4

5

А.Д.

0

2,2

0

0

2

2,3

3,2

0

6,4

6

К.Д

0

0

0

0

0

2,3

0

0

3,2

7

Т.А.

2,4

4,4

1,2

1,5

4

2,3

0

0

6,4

8

И.И.

2,4

4,4

1,2

3

3

2,3

0

2,2

6,4

9

Б.Д.

3,6

2,2

2,4

4,5

4

2,3

3,2

6,6

6,4

10

Ф.М.

2,4

3,3

1,2

1,5

3

2,3

0

4,4

6,4

11

Щ.В.

1,2

1,1

0

0

2

2,3

3,2

0

6,4

12

А.В.

3,6

4,4

2,4

6

3

0

0

4,4

3,2

13

Г.М.

3,6

5,5

3,6

4,5

5

0

3,2

3,3

6,4

14

Н.Д.

2,4

3,3

1,2

1,5

5

2,3

0

1,1

3,2

15

Б.С.

2,4

1,1

1,2

1,5

2

2,3

3,2

0

6,4

16

Гор.Д.

1,2

3,3

1,2

4,5

3

2,3

3,2

1,1

0

17

Кон.А..

1,2

2,2

0

6

3

2,3

3,2

3,3

6,4

18

Ш.Р.

2,4

2,2

1,2

4,5

3

2,3

6,4

3,3

3,2

19

В.А.

1,2

1,1

0

0

1

2,3

0

0

3,2

20

Р.А.

2,4

1,1

1,2

1,5

2

4,6

0

2,2

6,4

На основе анализа результатов исследования суицидального риска, ни один обучающийся не набрал высокие баллы по всем шкалам.

65% обучающихся проявили высокие показатели по «Антисуицидальному фактору», Данный фактор снимает глобальный суицидальный риск несовершеннолетних. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких и долга.

1 обучающийся набрал высокие балы по шкале «Максимализм», данным несовершеннолетним характерен инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни локального конфликта в какой-то одной сфере жизни. Невозможность компенсации и аффективная фиксация на неудачах.

По шкале временная перспектива высокие баллы показал 1 обучающийся. Исследуемый не строит планы на будущее, потому как уверен, что они практически неосуществимы.

Отсутствует антисуицидальный фактор у одного обучающегося

Таким образом результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что нет острой необходимости в предупреждении суицидального поведения у данной категории несовершеннолетних. В качестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться: социально-психологический тренинги по повышению самооценки, индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия по развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии, увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации на достижение успеха. А также обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам социальной поддержки.

С несовершеннолетними Ш.Р., Б.Д. Г.Д. запланировать индивидуальную работу (при необходимости углубленную диагностику, консультации, беседы).

Справка педагога-психолога

По результатам диагностического обследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению на основе опросника Ч. Д. Спилбергера

группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»

Методика позволяет выявить уровень мотивации учения и эмоциональное отношение к учению и получить информацию о эмоциональном самочувствии каждого обучающегося и группы в целом

Приняло участие в исследовании: 21 человек

Уровень

%

Количество

1

Высокий

14,3%

3

2

Средний

76,2%

16

3

Низкий

9,5%

2

Тревожность

Уровень

%

Количество

1

Высокий

19%

4

2

Средний

66,7%

14

3

Низкий

14,3%

3

Гнев

Уровень

%

Количество

1

Высокий

47,6%

10

2

Средний

33,3%

7

3

Низкий

19%

4

Мотивация к учению

Уровень

%

Количество человек

1

I продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

9,5%

2

2

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

4,8%

1

3

III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

42,9%

9

4

IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

42,9%

9

5

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

0%

0

Вывод: по результатам обследования выявлено что 3 обучающихся (Р. А., С. С., Щ. В.) имеют продуктивную мотивацию и позитивное отношение к обучению, 9 человек имеют средний уровень мотивации с несколько заниженной познавательной мотивацией (А.В., А. Д., Б. С., И. И., Г. Д., К. Д., Ф. М., У. Д., Н. А.) это означает что подростки достаточно благополучно чувствуют себя в центре, у них сформирован круг друзей, однако не осознают важность получения профессионального образования, учебный процесс их мало привлекает, в начале учебного года в новом коллективе главенствующую роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников, что соответствует переходу со школьного образования к среднему, также у 9 обучающихся (Б. Д., Г. Д., К. А., К. А., Т. Р., К. А., В. А., Шубин. Р., Н. Д.) снижена учебная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к обучению. Резко отрицательное отношение к обучению не показал ни один обучающийся.

Рекомендации:

Преподавателям/мастеру производственного обучения использовать различные методы проведения уроков (викторины, доклады, игры, экскурсии, квесты), включать в уроки соревновательные моменты с целью повышения интереса к обучению, создавать на уроках доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества. Вовлекать обучающихся в процесс оценивания, с целью формирования компонента самоконтроля и повышения интереса к обучению.

Воспитателю группы: продолжить работу по сплочению и адаптации группового коллектива, создавать у подростков положительное отношение к пребыванию в центре и конкретном групповом коллективе, благоприятную эмоциональную обстановку.

Педагогу-психологу провести с обучающимися индивидуальные консультации, на которых ознакомить подростков с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития.


           Результаты анкетирования «Мотивы выбора профессии» 

группы № 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах»

Приняло участие 20 обучающихся

- По призванию поступили 4 обучающихся (20%), по настоянию родителей/законных представителей 6 (30%) обучающихся, пункт желание получить диплом выбрали 10 (50%), указали другие причины 1 обучающийся (5%) (не смог поступить), пункт из солидарности с другом/подругой обучающиеся данной группы не выбрали.

Вывод:

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство обучающихся имеют достаточно хорошую мотивацию для дальнейшего обучения и освоения профессиональных компетенций, однако она основана не на значимости профессии, а на чувстве долга перед родителями и необходимости иметь образование.

Рекомендации:

С целью укрепления мотивации в группе необходимо привести обучающихся к пониманию важности получения профессии, ее значимости, рассказать в каких сферах сможет работать будущий специалист, об условиях карьерного роста, заработной плате, вакансиях. Подбадривать и одобрять выбор профессии обучающимися, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях. Повторно провести исследование в апреле с использованием диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), сравнить полученные результаты, для организации дальнейшей работы с группой.

                       Из наблюдений во время адаптационного периода отношение внутри группы ровные, многие сдружились. Явного лидера в группе нет. Большинство умеют находить контакт с окружающими. Прислушиваются к мнению и замечаниям педагогического состава.  Характер связей в группе основывается на общем месте жительства (ребята из общежития держатся вместе, сельские и ребята, проживающие в г.Невельске стараются сидеть вместе за одной партой).

                              Группа12 принимала участие:

  • «Дне бегуна», где наш Ф.М.   занял первое место
  • Акция «Подвоз питьевой воды (помощь в доставке питьевой воды инвалидам, детям войны и пенсионерам, одиноко проживающим в связи с ЧС с. Горнозаводск)»
  • Участвовали в социологическом тестировании;
  • Встреча с сотрудниками МЧС
  • Фестиваль Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!»
  • Наши занятия в тренажёрном зале
  • Миниволейбол среди детей и взрослых по Невельскому району
  • Принимали участие торжественной линейке, посвященной профтехобразованию, Роговой Александр – был ведущим.
  • Акция «Полезный обмен!» – день отказа от курения 
  • Всероссийский день борьбы «Все против СПИДа
  • Участвовали в конкурсе рисунков
  • в конкурсе: «На лучшее новогоднее поздравление»
  • участвовали в проведении детского утренника.
  • Квест «Трибунал»

          Ребята проявили такие качества, как обязательность, ответственность и дисциплинированность. Они на деле увидели, что успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. 

Проживание в общежитии

Для предупреждения трудностей и налаживания быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития для ребят, проживающих в общежитии, были проведены беседы с работниками общежития, знакомство с правилами проживания.

Заметно проявляется сплочённость ребят, взаимовыручка. Научились совместно распределять материальные средства по закупке продуктов питания, готовить обеды, сообща убирать жилое помещение и т. д.

Самые страшные соблазны – это курение и алкоголь. С этими пороками борются все педагоги, и проводят с ними определенную работу. Такие ребята и в нашей группе есть.  Проводились индивидуальные беседы, сообщала родителям, брались объяснительные, вызывали на Совет профилактики.

Результаты проделанной работы говорят о среднем уровне адаптации:

                     В целом считаю, что адаптация проходит хорошо.  Многие осознано выбрали профессию, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем.

По дальнейшему сплочению коллектива планирую проводить традиционные мероприятия, которые помогают раскрыться ребятам, проявить своё отношение к каждому:

  • тематические классные часы
  • родительские собрания
  • участие в субботниках,
  • игры и упражнения на сплочение коллектива;

Будем продолжать работать и добиваться наилучших результатов.

  • Мотивация обучения – средняя, большинство учатся с установкой на получение профессии.
  • Активность и самостоятельность в обучении – еще не все проявляют активность, постоянно отвлекаются на посторонние дела. Большинству -  необходимы постоянные напоминания, требования, помощь.
  • Обучающиеся положительно относятся к образовательному учреждению, посещение его не вызывает отрицательных переживаний;
  • Ещё недостаточно внимательны ребята при выполнении заданий, поручений, указаний старших -  необходим контроль;
  • Дружат с многими одногруппниками.

Вывод:

    В процессе адаптации обучающихся 1 курса выявлены следующие трудности:

  1. Недостаточная мотивация готовности к выбранной профессии;
  2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  3. Боязнь публичных выступлений перед своими сокурсниками, преподавателями.
  4. Отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Необходимо продолжать работать и добиваться наилучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...

Конспект по предмету: «Управление тепловозом и его техническое обслуживание» для групп по профессии машинист тепловоза (повышение квалификации для присвоения 3-го класса и работы без помощника машиниста тепловоза

Конспект по предмету: «Управление тепловозом и его техническое обслуживание»для групп по профессиимашинист тепловоза (повышение квалификациидля присвоения 3-го класса и работы без помощник...

Презентация по основам горного дела на тему «Открытые горные работы»

В презентации указанны совокупность методов, способов и средств человеческой деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и реконструкции горнодобывающих предприятий, траншей, котловано...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 651) среднего профес...

Самоанализ воспитательной работы за 2022 – 2024 учебный год группа №22 по профессии «Машинист на открытых горных работах» воспитателя Иваничкиной Надежды Фёдоровны

Задачи: Формирование социальной зрелости; развитие самостоятельности и ответственности.  Создание условий для качественной подготовки квалифицированный выпускников, умеющих адаптироваться в совре...

Самоанализ по воспитательной работе группы 32 и 12 по профессии «Машинист на открытых горных работах» на 2023-24 учебный год

Воспитательная работа  за 2023-2024учебный год в группах по профессии «Машинист на открытых горных работах», воспитателем которой являюсь, была направлена на решение следующих задач:К...