Конспект ОД «Снегурочка в стране песка»
план-конспект занятия

Ершова Маргарита Витальевна

Конспек ОД по формированию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования песком и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nodword.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексной непрерывной образовательной деятельности

на тему: «Снегурочка в стране песка»

  по формированию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования  песком и ИКТ.

                                                               

                                                                Подготовила: воспитатель                                                                                                                                                                                                                                                             1  квалификационной  категории:

                                                              Ершова Маргарита Витальевна

 

             

                               

                             

                                   

                                          Пояснительная записка.

        Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.  Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. И я считаю, что данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия.

АКТУАЛЬНОСТЬ.                                                                                                                                             На  современном этапе художественно – эстетическое развитие - рисование песком для дошкольника является наиболее актуальным, так как именно в дошкольном детстве закладываются фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.  Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения

традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет).

Тема: «Снегурочка в стране песка».

Цель: формировать у детей творческий потенциал с помощью нетрадиционной формы рисования песком. 

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умения детей создать картину о лете с применением некоторых приёмов и методов нетрадиционной формы рисования песком: рисование двумя руками одновременно, ладонью, подушечками пальцев рук. 
  • закрепить знания о свойствах песка, стимулировать познавательный интерес;
  • формировать умение детей само выражаться, умение анализировать, устанавливать простые связи между явлениями.

Развивающие: 

  • развивать   фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать чувство прекрасного, творческие способности, навыки общения и речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с песком, отзывчивость, желание прийти на помощь.  

Оздоровительная:

  • укреплять психофизическое здоровье детей в процессе работы с песком; 

Методические приёмы:

Словесные: вопросы, объяснение, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, вопросы, ситуация успеха, педагогическая оценка.

Наглядные: слайды презентации (экран)

Игровой метод: приход сказочного героя (Снегурочки), создание игровой ситуации.

Практические: работа с песком на столе с подсветкой (индивидуальна работа); «погружение» в песок руками.

Игровые: создание проблемной игровой ситуации и ее решение.

Оборудования и материалы: экран, мультимедийное оборудование, фонограммы, столы с подсветкой для песочной анимации; песок просеянный, прокаленный в  жарочном шкафу; шары гелевые  по количеству детей, массажные мячи на каждого ребенка, разноцветные камушки.

Предварительная работа: Игры с песком на прогулках в летний период, чтение художественных произведений о песке.

Форма организации: подгрупповая.

Ожидаемые результаты: активность и самостоятельность детей в изобразительной  деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью нетрадиционной техники рисования - рисование песком.

   Ход непрерывной образовательной деятельности.

 Дети входят в зал под музыку. Сюрпризный момент. Под музыку холодного ветра входит Снегурочка с воздушными шарами, имитирующими снежную тучу.

Снегурочка. – Ой, ой, ой! Все, ветер, перестань! Доброе утро дети, вы  узнали меня? Да, я Снегурочка! Прилетела к вам на снежной тучке, а холодные ветры мне помогли. В своей Снежной стране я услышала про лето, но так и не поняла, почему все так ждут его и любят, каким оно бывает? Вот и прилетела к вам. Может быть, вы мне расскажете, что такое лето и каким оно бывает? Мне хочется хоть одним глазком посмотреть на него.

Воспитатель: ребята, мы можем помочь Снегурочке?  Как? (высказывания детей: мы можем нарисовать и рассказать и т.д.). Давайте попробуем одним словом сказать, а какое бывает лето? (Высказывания детей прилагательными: солнечное, теплое, красочное, жаркое и т.д.). Обратите внимание на экран. Что вы видите? Что можете рассказать, глядя на эту картину?

Показ презентации «Что такое лето?».

Ответы детей по каждой картине:

1 картина: деревья и кусты красуются в пышных зеленых нарядах.
Земля тоже покрыта зеленой травой.
 

2  картина: все ходят в легкой одежде.

3 картина:. можно собирать ягоды.

4 картина:. всюду цветут цветы.

5 картина: летом можно купаться в озере, на речке или море.

6 картина:  летом бывает гром и молния, часто идут дожди.

7 картина:  бывают грозы,  выглядывает солнышко и появляется радуга.

Снегурочка: - как интересно! А у меня зима совершенно другая.  А давайте сравним ваше лето с моей зимой.

Лексическая игра «Перезвон».

Снегурочка: зимой люди одевают тёплые куртки, шубы, шапки, а летом? 

Ответы детей: сарафаны, шорты, майки, панамы, сандалии.

Снегурочка: зимой на земле снег, сугробы, гололёд, а летом? 

Ответы детей: трава, цветы, лужи от дождя.

Снегурочка: зимой мороз, холод, вьюга, а летом? 

Ответы детей: жара, ветерок, дожди

Снегурочка: зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, а летом?

Ответы детей: катаются на велосипеде, самокате, качелях, играют в футбол, купаются в море.

Снегурочка: зимой – синички, воробьи, снегири, а летом? 

Ответы детей: ласточки, аисты, журавли, стрижи, скворцы.

 Снегурочка: спасибо вам, ребята. Теперь я поняла, какое оно лето, каким оно бывает. А это лето идет круглый год?

Воспитатель: Нет.  

Снегурочка: а есть на земле такое место, где всегда лето?

Ответы детей: в Африке!

 Воспитатель: а хотите прямо сейчас отправиться в эту страну? (ответы детей) Снегурочка, раздай свои снежные облака нашим друзьям и в путь.

А ну-ка, ветер, помоги нам! (Звучит музыка ветра, дети выполняют упражнения).

Воспитатель: -  Вот мы и очутились в Африке. Присаживайтесь ребята, дорога была длинной  наверное устали. (на экране изображена Африка)

Воспитатель: Посмотрите, в Африке всегда бывает лето и там везде лежит песок. Василиса, посмотри на картину и  расскажи нам о свойствах песка?

Василиса: он может быть сухим и лёгким.

Воспитатель: что можешь добавить Тимофей?

Тимофей: он может быть влажным и пластичным.

Воспитатель: а что можно сделать из песка?

Ответы детей: из песка можно делать куличики и строить замок.

Снегурочка: Спасибо вам, ребята. Я многое узнала о свойствах песка. А что за интересные столы стоят тут.

Воспитатель: а это Песочная страна.  И я предлагаю сейчас порисовать не красками, не карандашами, а пальчиками на песке. Хотите?  Занимайте места. Вы сказали Снегурочке, что вы можете рассказать и нарисовать лето. Рассказать-то вы рассказали, а нарисовать не хотите ли?  Но, ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила, и все его должны знать и обязательно соблюдать. Какие же правила могут быть в Песочной стране? Расскажите.

Варианты ответов детей:

1.. Не тереть грязными руками глаза.

2. Не брать песок и грязные пальцы в рот.

3. Нельзя кидать песок в лицо друг другу.

4. Всегда мыть руки после игры с песком.

Воспитатель: ребята, возьмите песок в руки, он какой?

Дети: сухой.

Воспитатель: как вы думаете, можно рисовать на сухом песке?

Ответы детей: да.

Воспитатель: тогда приступаем к работе, Миша, напомни, что мы должны сегодня нарисовать?

Миша: лето.

Воспитатель: с чего начнём работу, Милена?

Милена: чертим линию ребром ладони по горизонтальной линии посередине стола.

Воспитатель: приступаем все к работе. Дальше Кристина, что будешь рисовать?

Кристина: солнышко.

Воспитатель: а каким способом?

Кристина: подушечкой указательного пальца правой руки рисуем спиральный кружочек и дорисовываем лучи.

Воспитатель: дальше, что будешь делать Аделина? Расскажи.

Аделина: рисуем деревья.

Воспитатель: как будешь рисовать, расскажи.

Аделина: указательными пальцами обеих рук прорисовываю вертикальные  линии –изображаю ствол деревьев. Таким же образом прорисовываем  средним, безымянным, мизинцем.  Указательным пальцем обеих рук рисуем ветки деревьев. Берем маленький мяч для массажа и катаем им. Это листья.

Воспитатель: теперь на нижней части стола с одной стороны указательным пальцем рисуем геометрическую фигуру прямоугольник. Рисуем крышу-треугольник. Чтобы получился деревянный дом по сторонам указательным пальцем обеих рук рисуем спиральные кружочки. Дорисовываем окно.

 Подушечками всех пальцев обоих рук чешем песочек – это трава.

 В траве растут ягодки. Указательным пальцем рисуем кружочки – ягодки.

 В траве еще растут цветы. Берем разноцветные камушки и кладем в траву. Подушечками указательных пальцев обеих рук рисуем листочки, отходящие от камешков в разные стороны. (Дети под спокойную музыку рисуют общую картину на световом модуле)

Летняя картина готова. Посмотри Снегурочка. Тебе нравятся работы наших детей. Теперь я поняла и увидела, какое оно, настоящее лето. Спасибо, мои милые друзья, за ваше внимание, доброту, отзывчивость и трудолюбие. А в подарок я вам оставляю шары.  Но мне пора возвращаться. Ветер, помоги! (звучит музыка ветра, Снегурочка улетает)

Рефлексия.

Воспитатель: вот и наша Снегурочка возвратилась в свою сказочную страну. Как хорошо мы с ней провели время, правда, ребята? Что нового узнали? Где побывали? Что нового узнали? Чтобы помочь Снегурочке, что мы делали?  Как вы думаете, хороший поступок мы с вами совершили?

 Кому вы расскажете о сегодняшнем путешествии?  А теперь вспомним наше последнее правило работы с песком ( мыть руки после игры)  и отправимся в группу его выполнять.

                                                   Литература:

  1.  Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  2.  Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  3.  Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004. 5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.- М.: Инт. 2010
  4.  Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. 8. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.
  5.  Интернет источники: http://pesok.5ee5.ru; http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/17/skazka-na-peske-zanyatiepo-pesochnoy-terapii-dlya-detey-rannego.
  6.  Телепортал Семья.ТВ Песочная терапия http://www.semya.tv/.Развитие ребенка, через занятия в песочнице.  
  7.  http://www.i-sandplay.ru Ященко И. Интегративная песочная терапия с детьми.
  8.  http://www.youtube.com/watch?v=iYpxfwIUGUs Песочная терапия "Мотивационные игры с песком"
  9. https://melkie.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Презентация по опере "Снегурочка" Римского-Корсакова (муз.литература)

Презентация в формате PDF по русской музыкальной литературе - опера Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"....

Конспект занятия "Путешествие в страну Кляксография"

Конспект НОД по рисованию. Средняя группа. ...

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "Снегурочка

Технологическая карта урока - сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н. Островского "СнегурочкаПреподаватель: Иутинская Галина Ивановна«На свете все живое должно любить»А.Н.Островский Смы...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Свойства песка

Цель: ознакомление детей со свойствами песка.Задачи:1. Познакомить детей со свойствами песка.2. Знакомить детей со способами действия: прикладывания, разравнивания.3. Развивать тактильные ощущения, ум...

конспект внеклассного мероприятия игра "Страна Сообразилия"

внеклассное мероприятие в рамках недели географии в школе...

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...