План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."
план-конспект занятия

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_2_geografiya_2019.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОУДВб.12     ГЕОГРАФИИ

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1__,

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

                                              40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану)__2_

преподаватель Калякин В.П.

Раздел 1. Общая характеристика мира

Тема 1.1. Современная политическая карта мира

Тема: Страны на современной политической карте мира. Типология стран. 

Цель занятия: Познакомить с разнообразием современного мира, дать знания о классификации стран; дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры; показать влияние международных отношений на политическую карту мира.

Задачи занятия:

Обучающая: научить учащихся давать оценку политико-географического положения страны; дать знания о политической географии.

Воспитательная: воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам.

Развивающая: формировать умение вести дискуссию.

Междисциплинарные связи: История, Обществознание.

Внутридисциплинарные связи: Физическая география.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии.
  1. Методы географических исследований.
  1. Источники географической информации.
  1. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации.
  1. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1.Политическая карта мира. Этапы ее формирования.

2.Типология стран современного мира: а) по площади и численности населения; б) по уровню экономического и социального развития; в) участие в политических и военно-политических группировках.

3. Россия на политической карте мира.

1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

Источники

Основная литература 

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. с.11 -20

Дополнительная литература

ПетроваН.Н.  География (современный мир). М., ФОРУМ, 2015. с. 4-20

Интернет ресурсы Geo.historic.ru 

Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран современного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

  1. й         этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
  2. й         этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.
  1. й         этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
  2. й         этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
  3. ый этап — современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то в настоящее время их стало уже 230.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание: 

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:

1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.

3. 5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

5. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США; Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.

  1. Страны с численностью населения более 100 млн человек:
  1. Китай — 1374 млн человек; (2017г)
  2. Индия — 1282 млн человек;
  3. США — 322 млн человек;
  4. Индонезия - 258 млн человек;
  5. Бразилия — 205 млн человек;
  6. Пакистан — 192 млн человек;
  7. Нигерия - 185 млн человек;
  8. Бангладеш - 159 млн человек;
  9. Россия — 147 млн человек;
  10. Япония — 126 млн человек.
  1. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туамоту и др.

  1. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)

К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.

Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.

  1. Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).
  2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)
  3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».
  4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.
  5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.
  6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).

Задание: Найдите эти страны на политической карте.

Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Латинская Америка: Гаити.

Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой».

Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)

  1. Закрепление изученного материала

Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте.

Расскажите о группировках стран «третьего мира» и покажите примеры этих стран на карте.

  1. Домашнее задание

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи. Она находится в постоянном развитии.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

[2], с.11 -20; [1], с.4-6, 11-21;

Преподаватель                                                                 В.П. Калякин_

                                        подпись                                        ио фамилия

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по теме "Понятие о политике. Политическая власть"

План-конспект учебного занятия по учебному курсу "Основы социологии и политологии" с использованием ИКТ (презентации MS Power Point)...

План - конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."

План- конспект учебного занятия по теме "Государственный строй стран мира. Геополитика."...

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»

План - конспект учебного занятия по теме «Общая характеристика зарубежной Азии. Новые индустриальные страны (НИС) Азии.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»

План - конспект учебного занятия по теме «Россия на политической карте мира. Экономика России на мировом фоне.»...