«Влияние свойств нервной системы на успешность в обучении»
статья

Ельшина Ольга Валерьевна

Многие из методов диагностики свойств нервной системы трудоёмки и требуют специальных условий проведения. Этого лишены экспресс- методики. В частности, экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям (Е. П. Ильина). Позволяющая оценить индивидуальные качества школьников, характеризующие степень активности и эмоциональной устойчивости (тип нервной системы) обучающихся, что одновременно определяет психологические возможности энергетического обеспечения образовательного процесса:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние свойств нервной системы на успешность в обучении»

Подготовила:

Ельшина Ольга Валерьевна –

педагог – психолог, учитель ИЗО

 

г. Нижний Новгород

2024г.

Введение

Поколение нынешних школьников, уровень его образования, креативности уже в самые ближайшие годы будет определять степень конкурентоспособности Российской экономики, ее место в международном разделении труда и состояние национальной безопасности. Поэтому в ситуации, когда рождаемость остается на низком уровне, огромное значение приобретает обеспечение качественного образования, воспитания и наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого ученика. Поэтому важен поиск механизмов, которые создавали бы заинтересованность самих учащихся в получении новых знаний и обуславливали бы высокий уровень их успешности. В качестве такого механизма может быть использован опыт изучения влияния психических особенностей нервной системы на учебную деятельность (О.Б. Гилёва, 2012.)

Многие из методов диагностики свойств нервной системы трудоёмки и требуют специальных условий проведения. Этого лишены экспресс- методики. В частности, экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям (Е. П. Ильина). Позволяющая оценить индивидуальные качества школьников, характеризующие степень активности и эмоциональной устойчивости (тип нервной системы) обучающихся, что одновременно определяет психологические возможности энергетического обеспечения образовательного процесса:

Работа имеет теоретическую и практическую значимость для педагогов, психологов, поскольку современные взгляды на проблему успешности учебной деятельности состоят в том, что успех зависит не только от интеллекта, но и от эмоционального строя личности, работоспособности, устойчивости внимания, уровня восприятия и т.д.

 В качестве испытуемых в исследовании приняли участие двадцать, практически здоровых (I–II группа здоровья) школьников 13–14 лет.

Исследование проводилось в групповой форме, в классной комнате в здании школы.

Тесты анализировались вручную, под наблюдением педагога — психолога.

Данные проанализированы с точки зрения степени академической успешности учащихся, которая оценивалась по среднему баллу успеваемости детей по предметам естественнонаучного, гуманитарного циклов и цикла точных наук.

Основные свойства нервной системы.

Понятие «Свойства нервной системы» введено И.П. Павловым.  Он открыл, что есть основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды

Учёный полагал, что тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы) определяют три свойства нервных процессов:

  1. сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток);
  2. уравновешенность — показатель соотношения процессов возбуждения и торможения;

подвижность — показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.  

В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования свойств нервной системы, в особенности в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и их учеников (на рубеже 1950-1960-х гг.), были существенно уточнены как структура основных свойств нервной системы, так и их нейрофизиологическое содержание. К тому же стали известны еще несколько новых свойств.

•        Динамичность - способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости.

•        Лабильность выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Более «лабильные» люди, напр., значительно быстрее совершают моторные акты в единицу времени.

•        Активированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей.

Свойства нервной системы — устойчивые особенности нервной системы, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Они являются физиологической основой формально-динамической стороны поведения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие.

 В одних и тех же внешних условиях, обстоятельствах психическая деятельность и поведение бывают неодинаковыми. Психофизиологии назвали это «фактором индивидуальности».

В основе индивидуальных особенностей человека лежит взаимодействие основных нервных процессов возбуждения и торможения – силы уравновешенности и подвижности.

В школе И.П. Павлова разрабатывались различные методы определения свойств нервной системы.

Е.П. Ильин, например, изучал свойства нервной системы по психомоторным показателям. С точки зрения механизмов развития между разными видами утомления наблюдаются существенные различия. Обнаружив, что реакции вегетативной нервной системы связаны с утомлением во время умеренной и большой интенсивностью моторной деятельности, а развитие запредельного торможения в нервных центрах при работе максимальной интенсивности. Именно поэтому методика Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения. При использовании методики Е.П. Ильина, отчетливо проявляются различия между «сильными» и «слабыми» по ряду характеристик деятельности и поведения.    

Типы нервной системы (по Е.П. Ильину).

  • Сильный тип нервной системы характеризуется нарастанием темпа движений руки до максимального уровня в первые 5-15 с. рабочей деятельности; следующие 25-30 секунд наблюдается снижение работоспособности, наблюдавшейся в первые 5-15 секунд работы).
  • Нервная система средней силы: максимальный темп удерживается преимущественно на одном уровне в течение всего периода работы.
  • Слабая нервная система: снижение темпа движений происходит со второго 5-секундного отрезка и далее остается на сниженном уровне до конца работы.
  • Средне-слабая нервная система: темп работы снижается после 10-15 секунды. Расценивается как промежуточный тип между средней и слабой нервной системой.

Средне-сильная нервная система: начальное снижение максимального темпа движения сменяется кратковременным возрастанием работоспособности, вследствие возможной кратковременной мобилизации, до исходного уровня.                   

 

Влияние свойств нервной системы на успешность в обучении.

Приходится констатировать, что к настоящему времени не сложилось однозначного, общепринятого мнения исследователей и строгого определения школьной успешности.

Успешность обучения, с точки зрения психологии, рассматривается как особое эмоциональное состояние учащегося, выражающее его личное отношение к деятельности и ее результатам. В педагогике в качестве успешности обучения принято понимать высокие результаты, достигнутые в процессе освоения школьной программы. Авторы-классики педагогики (Я. Коменский, Ф. Гербарт, И. Песталоцци), в своих работах отмечали, что успешность в процессе обучения напрямую связана с эффективностью образовательного процесса, а также результативностью усвоения учебного материала.

По мнению исследователей, причины снижения здоровья школьников кроются в стрессовых ситуациях, связанных непосредственно с процессом обучения. В перспективе число таких ситуаций будет увеличиваться, так как успешность обучения достигается за счет интенсификации умственной деятельности в условиях повышения объема учебной нагрузки и использования современных технических средств. Для детей, чувствительных к стрессовым ситуациям, характерны разбалансированность взаимоотношений вегетативной функции нервной системы и физиологической реакции на нагрузку. В целом, можно сказать, что уровень здоровья является важным фактором школьной адаптации и успеваемости. Дети, обладающие низким уровнем здоровья, с трудом адаптируются к школьным нагрузкам, это вызывает перенапряжение систем их организма, что выражается в снижении темпов физического развития. В последнее время в результате действия целого ряда факторов снижается степень адаптации детей к школе, а также их уровень здоровья в процессе школьного обучения.

У учащихся 7–8 классов с высокой реактивной тревожностью, наблюдается преобладание церебральных энергозатрат в правом полушарии на фоне повышения среднего уровня постоянных потенциалов. Это сочетается с нарастанием уровня общей «школьной» тревожности снижением уровня самооценки.

Положение усугубляется при накоплении утомления к концу учебного года, степень выраженности положительных эмоций снижается, это сопровождается уменьшением работоспособности и адаптационных возможностей и появлением признаков хронического утомления.

Фактор уровня психофизического здоровья в причинах не успешности учащихся педагогами учитывается не всегда. Вероятно, некоторые из учеников, которые требуют более щадящего отношения, особого подхода по причинам недостаточно крепкого здоровья или функциональных отклонений, его не получают из-за отсутствия у педагогов понимания того, насколько серьезно может сказаться уровень здоровья на способности ученика к освоению учебной программы. Конструктивное использование экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (Е. П. Ильина) – Теппинг-теста, эффективно помогает установить уровень работоспособности, усвоения информации в каждый момент времени школьного занятия.

Методика проведения исследования

Теппинг-тест представляет собой классическое нейропсихологическое тестирование, разработанное ещё в 1970 году советским исследователем Е.П. Ильиным. Это простая и легко воспроизводимая методика, которая исследует силу нервной системы человека по психомоторным показателям.

При прохождении классического теппинг-теста испытуемому выдаётся лист А4, разделённый на 6 одинаковых прямоугольников, карандаш или ручка. Задача испытуемого состоит в том, чтобы поставить максимальное количество точек в каждом из квадратов на протяжении 5 секунд. Каждые 5 секунд исследователь даёт команду перемещаться в другой квадрат, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки.

Дальше подсчитывается количество точек в каждом блоке и в результате этих подсчётов выстраивается график, который характеризует силу нервной системы: на оси абсцисс пишутся порядковые номера прямоугольников, на оси ординат – количество точек в каждом из них. Полученные в результате варианты динамики максимального количества точек могут быть условно разделены на пять типов.

– Выпуклый тип: первые 10-15 секунд темп нарастает, а в последующем на 25-30 секунде он может снизиться до исходного уровня. Этот тип свидетельствует о выраженном эффекте суммации возбуждения в нервных центрах, что характерно для сильной нервной системы.

– Ровный тип: в течение всего времени работы максимальный темп с колебаниями ±2 движения удерживается примерно на одном уровне, что может говорить о нервной системе средней силы.

– Нисходящий тип: со второго 5-секундного интервала максимальный темп снижается и остаётся сниженным в течение всей работы. Этот тип кривой говорит о слабой нервной системе

– Промежуточный тип: после 10-15 секунд темп работы снижается. Такой график может расцениваться как промежуточный тип – средне слабая нервная система. –

Вогнутый тип: максимальный темп сначала снижается, а потом кратковременно возрастает до исходного уровня (так называемый «конечный порыв»). Из-за возможности к мобилизации такой результат можно охарактеризовать как средне - слабая нервная система.             

2.2 Результаты и их обсуждение

Результаты анализа, определяемые по индивидуальному характеру кривой теппинг-теста, показали, что среди испытуемых наиболее часто встречается средний и средне — слабый типы нервной системы. 

  1. Доля учащихся со слабым типом нервной системы составляет 10%;
  2. Доля учащихся с средне - слабым типом нервной системы составляет 40%;
  3. Доля учащихся со средним типом нервной системы составляет 35%;
  4. Доля учащихся с сильным типом нервной системы составляет 15%.

Кривые показывают на каком этапе урока школьник в ресурсе, на каком – нет. Полученные данные необходимо учитывать при взаимодействии с обучающимися на уроке.

Заключение.

На разных этапах обучения учебная деятельность должна строиться, исходя из специфики трудностей соответствующего возраста, особое значение при этом имеет соответствие скорости и темпа общей учебной деятельности адаптационным возможностям школьников. Неоднородность распределения учащихся по уровню психофизического развития и темпам учебной деятельности, требует более корректного подхода к каждому подростку при определении ему образовательной траектории, необходимо учитывать индивидуальные, генетически запрограммированные, возможности учащихся.

Диаграммы результатов проведения «Теппинг – теста»

Способы восстановления работоспособности, применяемые в ходе эксперимента с выбранными учащимися (20 человек):

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

  1. Чередовать периоды напряженного внимания с периодами рефлексии или паузами (возбуждения – торможения). Особенно важны многократные чередования незнакомых, непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
  2. Самый простой способ реализации этого принципа – перемена места. На перемену места центр внимания переднего отдела коры больших полушарий реагирует особенно интенсивно. Обучение становится более успешным, если ученики имеют достаточно возможностей двигаться.
  3. Включения разнообразных игровых и двигательных видов деятельности в процесс обучения (связь между мозжечком и тем центром лимбической системы, который отвечает за чувство удовольствия, связь между движением и обучением).
  4. Применение школьниками техник расслабления (принцип контрастности переживаний).

   

Используемые источники

  1. Гилева, О.Б. Психофизиологические основы успешности учебной деятельности : монография / О.Б. Гилева. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003.
  4. В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально – типологических особенностей человека. Вестник С – П университета МВД России №1 (45). 2010. svoystva-nervnoy-sistemy-i-temperamenta-v-strukture-individualno-tipologicheskih-osobennostey-cheloveka
  5. Д.Я.Райгородский. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 2001.
  6. А.А. Реан. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

Приложение 1

Методика «Теппинг – тест» диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (Е. П. Ильина)

Тестирование производится в группе, занимает не более 2 мин.

Для проведения теппинг-теста проводится на бланках, представляющих собой прямоугольник, приблизительно 200 х 280, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника.

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек. дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 сек. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс порядковые номера 5-секундных промежутков времени, а на оси ординат — количество точек соответствующем квадрате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме Нервная система

Презентация и тест  по теме Нервная система, дисциплина Естествознание, при подготовке использованы материалы интернета....

Особенности реабилитации пациентов с травмами и заболеваниями нервной системы

Данная презентация содержит материал о реабилитации пациентов пациентов после инсульта...

Методическая разработка теоретического занятия ""Реабилитация пациентов при заболеваниях нервной системы"

Представлена методическая разработка в помощь преподавателю для проведения теоретического занятия....

Вегетативная нервная система.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы:овладение знаниями, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, развитие самостоятельности мышления....

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного мате...

Влияние чувств и эмоций на успешность процесса

Достаточно сложно представить человека, у которого не было бы эмоций и чувств, ведь они сопровождают нас всю жизнь....