Влияние чувств и эмоций на успешность процесса
статья
Достаточно сложно представить человека, у которого не было бы эмоций и чувств, ведь они сопровождают нас всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_chuvstv_i_emotsiy_na_uspeshnost_protsessa_obucheniya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние чувств и эмоций на успешность процесса обучения
Жоголева Ирина Михайловна
Преподаватель иностранных языков
ОГБПОУ «Усольский медицинский техникум»
(г. Усолье-Сибирское, Россия)
Достаточно сложно представить человека, у которого не было бы эмоций и чувств, ведь они сопровождают нас всю жизнь. Несмотря на то, что эмоции изучаются достаточно давно, нет единого определения, объединяющего их. Это процессы отражения субъективного отношения личности к окружающему миру, объектам и самой себе, проявляющиеся в форме переживаний. С точки зрения психологии, источниками чувств и эмоций принято считать отражаемую в сознании человека действительность, а также его потребности, которые можно разделить по основным видам человеческой активности на социально-обусловленные и биологически необходимые. Поскольку социально-обусловленные потребности порождаются в определенном человеческом обществе, они называются социогенными и, в свою очередь, разделяются на:
- потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией – духовные и нравственные потребности;
- потребности, связанные с развитием – потребность в научении, игре, самореализации;
- потребности, связанные с трудом – потребности созидания и познания [1].
С другой стороны, эмоции способствуют не только реализации потребностей, но и достижению определённых целей. Каждая из наших эмоций положительна, либо отрицательна. Положительные сопровождают приобретение желаемого результата, отрицательные наоборот связаны с неудачей. Таким образом, можно предположить, что эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности. Внушительная часть эмоциональных состояний определяет особенности поведения. Об этом объективно могут свидетельствовать изменение цвета кожи человека от покраснения до побледнения в различных ситуациях, повышение уровня адреналина, учащение пульса и так далее.
Познавательные процессы, которые включаются во время учебной деятельности, в большинстве случаев сопровождаются эмоциями. Они и обуславливают успешность учебной деятельности, выступая в роли значимых детерминант. Это можно объяснить тем, что чувства и эмоции могут влиять регулирующим и энергизирующим образом не только на личностные проявления, но и на процессы мышления, восприятия, воображения и памяти. Это позволяет выделить в каждом из образовательных процессов так называемую эмоциональную составляющую, значимость которой весьма высока и её нельзя недооценивать, так как это может привести к затруднениям и ошибкам в организации учебного процесса на всех ступенях обучения. Основной функционал эмоций — это оценка и побуждение и действовать они могут стенически (усиливая) или астенически (понижая). Отсюда и просматривается прямая связь между эмоциями и динамикой познавательных процессов.
В ходе экспериментов было выявлено, что восприятие вербального и невербального материала регулируется исходным эмоциональным состоянием обучаемого, что позволило сделать вывод о том, что события, которые человек оценивает как приятные или, вовсе наоборот, совсем неприятные запоминаются намного лучше тех, которые не имели эмоциональной окраски, были непривлекательными или бессмысленными, что подтверждают работы В.В. Давыдова, которые показывают, что эмоциональные процессы выступают «механизмами эмоционального закрепления». Находясь в хорошем настроении, человек наделён большим упорством в решении задач, что описывалось Платоном как умственные наслаждения. Аристотель называл интеллектуальные эмоции началом познания. Интеллектуальные эмоции дают возможность предвосхищения познавательных задач, определяя не только результат, но и процесс мыслительной деятельности, а это, в свою очередь, помогает выделить моменты, которые несут в себе личностный смысл и проявляют его отношение к познавательным мотивам [2].
Основываясь на вышесказанном, имеет смысл заключить, что успех придает человеку уверенности в себе, своих возможностях, а также делает его константным к будущим нагрузкам и испытаниям. Помимо этого, положительный эмоциональный фон благоприятно сказывается на повышении работоспособности и устойчивости организма в процессе достижения поставленных целей, сохранить их, а в будущем замотивировать себя на достижение еще более значимых целей, которые возьмут на себя функцию своеобразного щита, сохраняющего творческие возможности индивида на соответствующем уровне.
Я считаю, что вполне справедливо заключение о прямом влиянии эмоций и чувств на работоспособность, а, следовательно, и на успешность процесса обучения в целом. При этом, позитивные эмоции сподвигают нас к развитию, к предвосхищению и достижению поставленных целей. При освоении чего-то нового необходимо подходить к этому с положительными, а не отрицательными мыслями, так как они замедляют нас, и могут сделать эти цели недостижимыми.
Список использованной литературы
- Ильин, Е.И. Эмоции и чувства [Текст] / Е.И. Ильин // - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 783.
- Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2008. – С 249.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...
Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"
Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...
Роль эмоций и чувств в работе педагога
Роль эмоций и чувств в работе педагога...
Мир чувств и эмоций (классный час для 1-2 курсов СПО)
Целью данного занятия является развитие мотиватиции к позитивным изменениям личности. В ходе занятия решаются следующие задачи:1. развить умение выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающи...
Лекция "Эмоция и чувства"
Дисциплина Психология, раздел "Общая психология"...
«Влияние свойств нервной системы на успешность в обучении»
Многие из методов диагностики свойств нервной системы трудоёмки и требуют специальных условий проведения. Этого лишены экспресс- методики. В частности, экспресс-диагностика свойств нервной системы по ...