Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система
рабочая программа
В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного материала. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и в соответствии с программой учебной дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека, по специальности 31.02.01 Лечебное дело. По календарно-тематическому плану на раздел Центральная нервная система выделено 4 часа теоретических занятий и 4 часа практических занятий. Рабочая тетрадь является составной частью учебного модуля «Функциональная анатомия центральной нервной системы». Цель: методическое обеспечение самоподготовки обучающихся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Центральная нервная система». Рабочая тетрадь включает разнообразные виды контрольно-оценочного материала: контрольные вопросы, задания в тестовой форме, графологические структуры, сравнительные таблицы, «слепые» рисунки, ситуационные задачи. Задания выполняются в учебной тетради. Работа по выполнению заданий способствуют формированию исследовательской компетенции обучающихся, так как требует самостоятельного поиска необходимой информации в учебных пособиях, сети – Интернет. Применяемые интерактивно - исследовательские методы и самостоятельная деятельность обучающихся способствуют развитию учебно-познавательной активности, творческой самостоятельности и содействуют формированию общих и профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad-_2020.docx | 972.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Тема Нервная система. Центральная нервная система
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый друг!
Тебе предстоит самостоятельно изучить учебный модуль «Функциональная анатомия центральной нервной системы».
Итогом работы должны стать знания по темам: - классификация нервной системы
-расположение, наружное и внутреннее строение, функции спинного мозга
-расположение, внешнее и внутреннее строение, функции отделов головного мозга
- оболочки головного и спинного мозга, межоболочечные пространства
В работе над темой Вам поможет учебник Н.В. Смольянникова,
Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун Анатомия и физиология, стр. 178 - 208, атлас Анатомия человека, стр. 244 -293 М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина, С.В. Чава , лекция, данное методическое пособие, рекомендации работы с учебным пособием.
Рекомендации работы с учебным пособием
1. Приступить к работе с учебным пособием после ознакомления теоретических материалов темы.
2. Изучив информацию, выполните задания, которые включают анатомические рисунки, таблицы, схемы, ситуационные задачи, графологические структуры, необходимые для логического исследования и развития профессиональной компетентности.
3. При затруднении в выборе ответа или при неправильном ответе прочитайте соответствующий раздел пособия или учебника, выясните в чём заключается ошибка. 4.Для самопроверки полученных знаний ответьте на контрольные вопросы, на задания в тестовой форме, заполните таблицы, схемы, слепые рисунки, графологические структуры. При работе с рисунками, схемами сначала рассмотрите их, сравните с подобными в учебных пособиях, попробуйте нарисовать самостоятельно. Это способствует развитию зрительной и моторной памяти, лучшему пониманию материала. Задания в форме таблиц предполагают обобщение или сравнение изучаемого материала, что развивает аналитическое мышление. Тесты помогают студентам проверить себя во время их самостоятельного решения. 5.Проанализируйте проделанную работу и постарайтесь подготовить вопросы для обсуждения с преподавателями на занятиях.
Желаем успеха!
I Нервная система. Нервная ткань. Нейроны, нервные волокна. Нерв.
1.Заполните схемы: 1,2,3,4,5,6.
Строение
Строение нейрона
Название отростков
Окончания
нервных отростков
Классификация
нейронов
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________________ 7.______________________________________________________________________ 8.______________________________________________________________________ 9.______________________________________________________________________ 10._____________________________________________________________________ 11._____________________________________________________________________ 12._____________________________________________________________________ 13._____________________________________________________________________ 14._____________________________________________________________________ 15._____________________________________________________________________ 16._____________________________________________________________________
17._____________________________________________________________________ 18._____________________________________________________________________
2.
Нервные волокна
19.___________________________________________________________________________ 20.___________________________________________________________________________ 21.___________________________________________________________________________ 22.___________________________________________________________________________ 23.___________________________________________________________________________ 24.___________________________________________________________________________ 25.___________________________________________________________________________
3. Классификация нервной системы
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________________ 7.____________________________________________________________________________ 8.____________________________________________________________________________
4. Рефлекс
Определение
Звенья рефлекторной дуги
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________
5. Функции нервной системы
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
6. Обозначьте части межнейронного синапса (1-5)
Спинной мозг
1.Заполните схемы: 1, 2, 3, 4.
Внешнее строение
Граница
Утолщения
Поверхности
Борозды на них
Отделы спинного мозга
Число сегментов в отделе
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________________ 7.____________________________________________________________________________ 8.____________________________________________________________________________ 9.____________________________________________________________________________ 10.___________________________________________________________________________ 11.___________________________________________________________________________ 12.___________________________________________________________________________ 13.___________________________________________________________________________ 14.__________________________________________________________________________
15.___________________________________________________________________________ 16.___________________________________________________________________________ 17.___________________________________________________________________________ 18.___________________________________________________________________________
2. Внутреннее строение спинного мозга
Головной и спинной мозг состоит из серого и белого вещества.
Серое вещество- это теле нейронов и их отростки. Нервные клетки располагаются в виде скоплений, называемых ядрами. Они выполняют роль нервных центров.
Белое вещество- это отростки нейронов. Они образуют собственные пучки спинного головного мозга, соединяющие нервные центры, а также образуют собственные пути спинного и головного мозга, связывают различные центры между собой.
На схеме «Поперечное сечение спинного мозга» показано расположение серого и белого вещества. Дайте названия цифровым обозначениям 1-8:
Серое вещество:
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
Белое вещество:
4.____________________________________________________________________________ 5.____________________________________________________________________________ 6.____________________________________________________________________________ 7.____________________________________________________________________________
Вопросы:
1. Какие нервные центры находятся в спинном мозге? 2. Какую функцию выполняют собственные пучки спинного мозга? 3. Какую роль выполняют проводящие пути спинного мозга 4. Почему в спинном мозге серое вещество расположено внутри, а белое его окружает?
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
3. Образование спинномозговых нервов (нервный сегмент)
Рассмотрите схему - нервный сегмент
- Этаж спинного мозга (поперечное сечение спинного мозга и у места выхода одной коры спинномозговых нервов).
- Спинномозговой узел. Состоит из тел чувствительных нейронов.
- Корешки спинного мозга:
а – передний корешок-двигательный, состоит из отростков двигательных нейронов,
тела которых расположены в передних рогах серого вещества спинного мозга.
б – задний корешок-чувствительный, состоит из аксонов чувствительных нейронов, тела которых расположены в спинномозговых узлах.
- Спинно-мозговой нерв (смешанный),состоит из чувствительных и двигательных волокон.
- Ветви спинномозгового нерва:
Vа - передняя ветвь.
Vб – задняя ветвь.
4. Рефлекторные дуги
1. На рисунке-схеме обозначены трехнейронные дуги А и Б.
А-вегетативого рефлекса. Б-соматического рефлекса.
- Обозначьте последовательно звенья рефлекторных дуг А и Б.
А. Вегетативная рефлекторная дуга:
1.Тело чувствительного нейрона расположено
2. Тело вставочного нейрона расположено.
3. Тело двигательного нейрона расположено
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
Б. Соматическая рефлекторная дуга:
1.Тело чувствительного нейрона расположено
2. Тело вставочного нейрона расположено
3. Тело двигательного нейрона расположено
1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
Вопросы:
- В чем сходство и различие рефлекторных дуг Аи Б?
# Сходство рефлекторных дуг А и Б состоит в том, что __________________________________________________________________________
# Различие рефлекторных дуг А и Б состоит в том, что _______________________________________________________________________
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Задания в тестовой форме Инструкция: выберите в каждом тесте один ответ
1. По функции нервная система делится на
1. Соматическую и вегетативную
2. симпатическую и парасимпатическую
3. центральную и периферическую
2. Отросток нервной клетки, воспринимающий информацию:
- аксон
- нейрит
- дендрит
3. По функции нейроны делятся на:
- чувствительные
- вставочные
- вегетативные
4. Место передачи информации с одного нейрона на другой:
- аксон
- синапс
- рецептор
5. Тела чувствительных нейронов расположены в:
- передних рогах серого вещества спинного мозга
- задних корешках спинного мозга
- спинномозговых узлах
6. Окончания чувствительных нервных волокон образуют:
- эффекторы
- рецепторы
- синапсы
7. Белое вещество спинного мозга соединяется (в сегменте) по:
- центральному каналу
- белой спайке
- передним корешкам
8. Серое вещество мозга образовано:
- телами нейронов
- отростками нейронов
- аксонами двигательных ней
9. Задние корешки спинного мозга образованы:
- аксонами чувствительных нейронов
- дендритами чувствительных нейронов
- аксонами двигательных нейронов
10. По функции передние корешки спинного мозга
- чувствительные
- двигательные
- смешанные
11. Чувствительная информация в спинной мозг проводится через:
- передние рога серого вещества
- задние корешки спинного мозга
- передние корешки спинного мозга
12. Двигательные центры спинного мозга расположены в:
- передних рогах
- боковых рогах
- задних рогах
13. Найти последовательность рефлекторной дуги:
- чувствительный путь
- двигательный путь
- центральная нервная система
- рабочий орган
- рецептор
14. К центральной нервной системе относят:
- соматическую и вегетативную
- центральную и периферическую
- головной и спинной мозг
Ситуационные задачи 1. При прыжке в водоем человек ударился головой о дно. После этого почувствовал резкую боль в позвоночнике и отсутствие активных движений верхних и нижних конечностей. Кроме того, нарушилась чувствительность на уровне плечевого пояса и ниже. 1. На каком уровне произошло повреждение вещества спинного мозга? 2. Почему у пострадавшего нарушилась и двигательная активность, и чувствительность?
Задача 2 У больного диагностирован заднероговый (расщепленный) тип нарушения чувствительности, связанный с поражением задних рогов серого вещества спинного мозга. 1. Какие виды чувствительности нарушены у больного? 2. Какие виды чувствительности сохранены?
Тема Головной мозг
- На представленном рисунке-схеме, показаны производные пяти мозговых пузырей, из которых развились 5 отделов головного мозга.
Назовите эти отделы головного мозга (I-V)
I.__________________________________
II._________________________________
III._________________________________
IV._________________________________
V.__________________________________
- Остатки полостей мозговых пузырей превратились в щели, названные желудочками головного мозга.
Назовите желудочки головного мозга (1-4).
1.___________________________________
2.___________________________________
3.___________________________________
4.__________________________________
- В каждом отделе головного мозга расположены ядра черепно-мозговых нервов с I-XII.
Назовите названия и номера черепных нервов
Ответы:
I.______________________________________________________________________
II.______________________________________________________________________
III._____________________________________________________________________
IV._____________________________________________________________________ V.______________________________________________________________________ VI._____________________________________________________________________ VII.____________________________________________________________________ VIII.____________________________________________________________________
IX._____________________________________________________________________ X.______________________________________________________________________ XI._____________________________________________________________________ XII.____________________________________________________________________
4 . Почему конечный мозг, состоящий из двух полушарий называют плащом?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолговатый и задний мозг
На рисунке-схеме продолговатый мозг и задний мозг.
А-вид спереди и Б-вид сзади
- Назовите структуры продолговатого мозга, обозначенные на схеме и определите их функцию.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 4._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 5._______________________________________________________________________________________________________________________________________ 6._______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие жизненно важные центры вегетативной системы, расположены в продолговатом мозге?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Назовите ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга нижней части ромбовидной ямки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задний мозг состоит из варолиевого моста и мозжечка. Варолиев мост состоит из продольных волокон ( проекционных путей) и поперечных соединяющих полушария мозжечка.
Мозжечок
Мозжечок называют малым мозгом.
- Какое строение имеет мозжечок?
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
- Назовите ножки мозжечка. С какими отделами мозга они связаны?
____________________________________
_____________________________________
______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________
- Какие функции выполняет мозжечок?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Назовите ядра черепно-мозговых нервов заднего мозга верхней части ромбовидной ямки
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для творческих студентов
- Волокна пирамид продолговатого мозга несут информацию к
_______________________________________________________________.
- Боковые канатики продолговатого мозга образуют _______________________________________________________________.
Задние канатики продолговатого мозга являются аксонами __________________проводящих путей.
Средний мозг
На рисунке-схеме показан средний мозг (поперечное сечение).
Дайте названия выделенным образованиям среднего мозга и укажите их
функцию.______________________________________________________
1а_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1б________________________________________________________________________________________________________________________________
2а_________________________________________________________________________________________________________________________________
2б________________________________________________________________________________________________________________________________
2в_________________________________________________________________________________________________________________________________
3________________________________________________________________________________________________________________________________
- Информация от красных ядер проводиться к ______________________________________
- С какими желудочками связан водопровод среднего мозга?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ядра каких черепных нервов расположены в среднем мозге?
1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________
Промежуточный мозг
Заполните таблицу
Структуры | Названия и строение структур | Функции |
Центральная часть | ||
Забугровая часть | ||
Надбугровая часть | ||
Подбугровая часть |
Конечный мозг
- К конечному мозгу относятся следующие структуры:
1___________________________________________________________________
2___________________________________________________________________
3___________________________________________________________________
4___________________________________________________________________
5___________________________________________________________________
6___________________________________________________________________
- На рисунках показаны поверхности полушарий конечного мозга и борозды на них. Назовите доли ( 1,2, 3, 4) полушарий и извилины (а, б, в, г) на них.
1.___________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
а)___________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________
в)___________________________________________________________________
г)___________________________________________________________________
Дорсолатеральная поверхность полушария
Локализация центров в коре полушарий
Извилины | Локализация нервов |
Передняя центральная | |
Задняя центральная | |
Верхняя височная | |
Околоконьковая | |
Шпорная борозда |
Название оболочек
Строение
1.______________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________________
- Какие пространства расположены между оболочками мозга? Чем заполнены эти пространства? Значение ликвора.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие функции выполняют мозговые оболочки?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Объясните, почему спинной и головной мозг имеют такую надежную защиту.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Ситуационные задачи:
1. В древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Как вы думаете, на основании каких наблюдений они сделали такое заключение?
2. Могут ли вызывать слепоту повреждения зрительных центров (верхних бугров четверохолмия среднего мозга?
3. У больного в результате развития опухоли облитерирован (перекрыт) водопровод мозга. Какие структуры головного мозга соединяет между собой водопровод? Какие последствия могут возникнуть у больного при данной патологии?
Задания в тестовой форме Инструкция: выберите в каждом тесте один ответ
1.Пищевые рефлексы (сосания, глотания, рвоты) осуществляются отделом головного мозга: а) средним б) продолговатым в) промежуточным г) задним 2 Что соединяет части правого и левого полушарий большого мозга?
а) мозолистое тело
б) червь в) базальные ядра г) миндалевидное тело 4 В продолговатом мозге находятся ядра а) 1-2 пара черепно-мозговых нерво б) 5-8 пара черепно-мозговых нерво в) 9-12 пара черепно-мозговых нервов г) 3-4 пара черепно-мозговых нервов
5 В мосту мозга находятся ядра а) 1-2 пара черепно-мозговых нервов
б) 5-8 пара черепно-мозговых нервов
в) 9-12 пара черепно-мозговых нервов
г) 3-4 пара черепно-мозговых нервов
6 В среднем мозгу находятся ядра:
а) 1-2 пара черепно-мозговых нервов
б) 5-8 пара черепно-мозговых нервов
в) 9-12 пара черепно-мозговых нервов
г) 3-4 пара черепно-мозговых нервов 7 Какая часть мозга связывает кору со спинным мозгом:
а) мост
б) мозжечок
г) промежуточный мозг г) средний мозг 8 Где находятся первичные центры обоняния?
а) в продолговатом мозге
б) в среднем мозге
в) в промежуточном мозге
г) в заднем мозге 9 Что проводит импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств?
а) продолговатый мозг
б) промежуточный мозг
в) мост г) средний мозг Задача 1. В древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом». Как вы думаете, на основании каких наблюдений они сделали такое заключение? Задача 2. Могут ли вызывать слепоту повреждения зрительных центров (верхних бугров четверохолмия среднего мозга 2?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. Дисциплина: "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи"
Дисциплина: "Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи"Рабочая тетрадь по организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время...
Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе судентов по ПМ 02 "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных"
Рабочая тетрадь по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов 4 курсаПМ 02 «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»ПО МДК 02.01 «УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ...
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Организация ухода за стомами»
Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и рабочей програ...
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.02. «Литература» для II курса по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», 35.01.23. «Хозяйка усадьбы»
Рабочая тетрадь предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы, даёт возможность лучше усвоить и закрепить изучаемый материал. В рабочую тетрадь включены задания различного характера: проанали...
Рабочая тетрадь для контроля практических работ обучающихся по дисциплине Транспортная система
Рабочая тетрадь...
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов Специальность 31.02.01. Лечебное дело, Клиника при инфекционных болезнях
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентовСпециальность 31.02.01. Лечебное дело ПМ 01 Диагностическая деятельность. МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. Ра...
Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся
Основы философии. Рабочая тетрадь для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся...