Русский танец как форма воспитания патриотизма
статья

Муравикова Ольга Сергеевна

Публикация о патриотическом воспитании детей средствами музыки, хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_tanets_kak_forma_vospitaniya_patriotizma.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

              Русский танец как форма воспитания патриотизма

                                                       Муравикова О.С., концертмейстер

                                                       Старченко А.А., педагог- хореограф

                                                     МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» Хабаровск

В настоящее время вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения очень актуален, требует усовершенствования и систематизации.

Русский патриотизм всегда носил черты особой и безусловной верности государству. Каждый период времени, политические и экономические изменения отражаются в формах общественного сознания, в том числе и в искусстве. Быт человека меняется, что влияет и на народное творчество, которое на своем пути эволюции не раз подвергалось различным изменениям.

Современная Россия переживает сложный этап развития - период духовного, ценностного кризиса, глубокого раскола общества. Процесс цивилизации развивается стремительными шагами и грозит серьезными последствиями, такими, как потеря духовности, непонимания культурного наследия, человеческая разобщенность и другими. Ведь именно культурные или спортивные достижения становятся гордостью за свою страну, за свои силы, таланты. Именно культура и искусство остается после жизни человека на многие века и тысячелетия. Наша задача – сохранить русские ценности, национальные традиции, любовь к Родине, связь поколений, свой менталитет.

В воспитании и развитии духовно-нравственной сферы, чувства патриотизма важную роль играет семья. Принципы современных семей зачастую направлены на обеспечение материальных благ, чем на духовное воспитание детей. Очень часто, по различным причинам, семьи предпочитают эмигрировать  в другие континенты.

Занимаясь народным творчеством, меняется процесс восприятия национального самосознания. Изучая самобытные особенности искусств, так или иначе, соприкасаешься с темой Родины, которая присутствует в песнях, танцах, музыке, что содействует развитию гражданско-патриотических чувств - любви к родине, к своему народу и уважению к другим народам.  Особенно важно изучать  культуру разных народностей и эпох, так как каждому народу присущи свои уникальные черты, привычки, своеобразные нюансы и отличия, в творениях которых отражены его душа, обычаи, история, этническая самобытность и национальный характер, формировавшиеся веками. Эти традиционные ценности и нравственные устои предков должны переходить из поколений в поколения, сохраняться и возрождаться, так как «отрубание корней» ведет к бездуховности. Приобщение к истокам через познание и осмысление прошлого является одним из важных факторов патриотического воспитания детей.

Танец считается искусством общедоступным, независимо от национальностей, вероисповедания, расы и других признаков. Русский танец имеет историю во множество веков. В V-VII веках русские танцы исполнялись на фоне природы в празднованиях «народных игрищ». Древние представления  мира, которые могут влиять на события, присутствуют и в характере танцев - одухотворение природы, наделение ее человеческими качествами, вера в силу слова, телодвижения, ритма. Русь всегда отличалась многообразием танцев, различных по жанрам, характеру, манере исполнения. Были танцы под песню, по характеру праздника, события, местности, где они исполнялись. Например, «Камаринская», «Барыня», «Бычок», «Калинка», и др. В танцах отображалось настроение происходящего  в жизни -  радость и печаль, уважение и бесстрашие, умиротворение и боль, переживания и упоение. Движениями человек выражал свои эмоции, свой образ жизни, привычки, свою реальную действительность. Все русские танцы обладают общим качеством, характерным  для русского народа - это широта движения, удаль, ловкость и сила, весёлость и озорство, особая жизнерадостность, плавность, лиричность и поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством благородства и достоинства.

Занимаясь хореографией, ребенок дополняет и обогащает свою жизнь. Увлечение народным танцем создают впечатления и переживания, которые нельзя получить из других источников.  Народный танец – искусство синтетическое, интегрированное, где происходит сплетение всех видов искусств: в нем разнообразный мир музыки оживает в движениях, приобретает ощутимую форму, а движения становятся слышимыми, графика поз и положений танцоров сближает ее с живописью и скульптурой, многообразие стилей, красок костюма позволяет изучать историю народа, самобытность, привычки, характер. Все это помогает использовать хореографию как средство воспитания широкого профиля. Обращаясь к танцевальной культуре, человек обогащается духовно, что позволяет осуществлять принципы нравственно-патриотического воспитания.

Игорь Моисеев говорил: «в моральных устоях, которые существуют в обществе, зло набрало большую силу. Оно царит и в эмоциональной сфере. На телевидении господствуют примитив, низменные инстинкты. Мы дышим злыми эмоциями. Нет достойного места и народному танцу, значение которого трудно переоценить. Ведь в народном танце таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней».

Таким образом, мы видим, что познание искусства танца необходимо как и изучение всемирной истории и мировой художественной культуры. Важно изучать, сохранять, распространять народную культуру, отличать подлинное от искаженного, искреннее от лживого. Необходимо беречь  искренность и веру наших предков, которая является одной из важных задач в развитии и воспитании личностных качеств. Любовь к Родине, уважение к родному краю, гордость за свою Родину – это и есть патриотизм, гражданственность, ответственность, неравнодушие, активность молодого поколения — необходимое условие для развития России как великого процветающего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках физики и литературы

В статье приводятся различные методы по воспитанию патриотизма на уроках физики и литературы у студентов среднего профессионального образования...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

Воспитание патриотизма и духовности в Мурманском индустриальном колледже....

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства

Стать о воспитании патриотизма в условиях современного образовательного пространства...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ.

Статья  раскрывает богатство произведений, посвященных теме войны.  В  работе на примерах показано, что  русская  литература  является  сильнейшим  источником в...

«Воспитание патриотизма через личное восприятие правды о войне»

Чем дальше от нас события той Великой войны, тем труднее осознание новыми поколениями того великого подвига, который совершил наш народ. Поэтому такое большое значение приобретает ежегодная акция...

Воспитание патриотизма у обучающихся в рамках реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»

С 1 сентября 2022 года у школьников появилась новая внеурочная деятельность, которая называется «Разговоры о важном», на которой обсуждаются разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравс...