Выступление на Рождественских чтениях
материал
Выступление на Рождественских чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rozhdestvenskih_chteniyah.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Уважаемые коллеги! Меня, как преподавателя естественных дисциплин и воспитателя молодежи в первую очередь волнует вопрос воспитания экологической культуры молодежи, которая напрямую зависит от формирования у них экологически ответственного мировоззрения.
Тему своего выступления я назвала «Экологическое воспитание как одно из направлений формирования ответственности молодежи».
Цель моего выступления: рассмотреть роль экологического воспитания в формированиии ответственности молодежи на примере проводимой мною, учебно-воспитательной работы.
Как известно, экологическое воспитание неотделимо от воспитания нравственного. Если результаты последнего успешны, любовь к природе развивается легко и естественно. И наоборот, бездуховность людей нашего века создает серьезные препятствия для распространения экологической культуры. Сегодня становится все более очевидным, что экологический кризис есть результат кризиса сознания, так как от внутреннего мира каждого отдельного человека зависит воздействие на природу всего человеческого общества. Поэтому, неудивительно, что такие понятия, как "экология культуры, "экологическая этика", "геоэтика, даже "экология совести" и "экология духа" используются все чаще.
Я работаю в системе профессионального образования. Мои воспитанники, в основном, юноши, у которых на основе полученных ими знаний и жизненного опыта уже выработались определенные нравственные взгляды и убеждения. Учитывая это, очень важно тонко и умело осуществлять экологическое воспитание студентов, тем более, с точки зрения православной позиции.
В нашем учебном заведении я преподаю такие дисциплины, как «Экологические основы природопользования» и «Православная культура и искусство». Православие – это одно из направлений, которое помогает изменить мировоззрения современного человека по отношению к окружающей среде, поэтому, при проведении занятий по экологическим основам природопользования я привожу в пример библейские истины.
В свою очередь, на уроках по православной культуре и искусству, затрагиваю проблемы возникновения экологических кризисов.
Согласно христианскому первоисточнику – древней книге книг Библии, человек наделяется правами и обязанностями, а стало быть ответственностью! Дело человека - "возделывать и хранить" Землю!
Один из библейских эпизодов рассказывает о том, что спасая население планеты, Ной позаботился о сохранении «всех тварей» при стихийном бедствии - потопе. Природа была создана для человека, но человек, выступает скорее как ее хранитель, чем пользователь. Утверждение "Не убий!" однозначно запрещают кому-либо вмешиваться в регулирование численности любой популяции. Вообще, уничтожение какой-либо из форм жизни несовместимо с библейской моралью.
Идеологи православия подчеркивают, что если бы человечество придерживалось основных «богоустановленных принципов» отношения к природной среде, оно никогда не столкнулось бы с теми проблемами природопользования, которые приобрели сей час небывалую остроту. По их мысли, отступление от норм морали возможно в силу нравственного несовершенства человека. Именно вседозволенность приводит к отсутствию ответственности за экологическую обстановку на планете.
При формировании ответственности за природу и, вообще, экологической культуры воспитанников в нашем учебном заведении используются разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы: проведение тематических классных часов, бесед с духовными наставниками, предметные недели, экскурсии.
Заложить основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней помогает проведение таких мероприятий, которые знакомят обучающихся с православными праздниками и традициями русского народа. Один из тематических классных часов назывался «Нет дерева сердцу милей». Особое внимание на данном мероприятии уделялось вопросам природопользования и празднованию почитаемого в православии, и на Руси особенно, Дня Святой Троицы. Этот праздник открывал большой и красочный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих цветущую, зеленеющую Россию с главным символом – березой. А Троица без берёзы, что Рождество без ёлки.
Мероприятие носило комплексный характер: исполнялись вокальные номера, звучали стихи и поговорки о березе, говорилось о бережном отношении к ней. Такие маленькие и простые шаги, как этот классный час, и начинают формировать ответственность молодого человека за родную землю и поясняют: что есть свобода, а что уже начинает граничить со вседозволенностью.
Проводилась викторина, в ходе которой ребята узнали о том, что береза используется в различных сферах человеческой деятельности. Девушки показали хореографическую композицию – хоровод - обязательный элемент Троицы. Студенты много нового узнали о том, как не нужно вести себя в лесу, на природе. В качестве оформления аудитории была организована книжная выставка на тему «Невеста русского леса». Интерес у присутствующих вызвала еще одна выставка, подготовленная обучающимися - художественные изделия из бересты «Вторая жизнь березы».
Подобные мероприятия создают условия для высокой творческой активности студентов, способствуют более глубокому пониманию бережного отношения к природе, формируя реалистические представления о ней и, вместе с тем, продолжают закладывать основы ответственности за Землю перед самими собой и будущим поколением.
При проведении экологических мероприятий духовно-нравственной направленности в колледж приглашаются настоятели Рославльских православных храмов. Выступая перед студентами, они рассказывают о необходимости бережного отношения к природе, говорят о том, что нужно способствовать приумножению природных богатств. Обращаясь к Священному Писанию, повествуют о нормах, направленных на урегулирование отношений человека и природы.
Существенной стороной экологического воспитания с православной направленностью является подготовка студентами различных проектов. Так, например, на научно-исследовательской конференции «Жалобная книга природы» студенты защищали свои исследовательские работы.
Была освещена тема такого проекта, как «Экология Смоленщины с позиции христианской нравственности». Один из проектов носил название «Святые источники Смоленщины». Раскрывая его суть, обучающиеся делали акцент на том, что Святые источники - это наше великое богатство, но многие из них были осквернены или утеряны. Благодаря неравнодушным людям, которые чтят святые места нашего Отечества, источники восстанавливаются и облагораживаются.
Важной составляющей экологического воспитания студентов нашего колледжа является их участие в уборке территории храмов, действующих и находящихся в разрушенном состоянии. Перед такими мероприятиями со студентами ведется простой, доходчивый разговор о том, что если убрать мусор и землю, стены величайших памятников архитектуры будут меньше разрушаться, а значит, они выстоят до тех времен, когда восстановят разрушенный храм. Возможно, когда-то, эти же студенты, или их дети, будут смотреть на красивейшее архитектурное сооружение и вспоминать свое участие в его восстановлении или, хотя бы, сохранении.
Разговор об экологии, считаю, невозможен без бесед об исторических местах природы, ставшей средой обитания- деревень, сел, малых городов, и всего того, что с этим связано. Это то, что является для человека родным, близким, неотъемлемым, без чего он не мыслит себя и свою жизнь и что считает священным и неприкосновенным, то, что несомненно участвует в формировании ответственности у молодого человека не только за природные богатства, но и за малую родину, за ее людей, историю, прошлое и настоящее.
Особый интерес, в связи с этим, у обучающихся вызывает посещение храмов, расположенных в глубинных уголках Смоленщины. Эти экскурсии позволяют не только прикоснуться к древним корням великой православной веры, но и приблизиться к природе, ощутить определенный комфорт, погрузиться в особую атмосферу, попутно выявить ценные природные объекты (деревья-долгожители, родники, святые источники, места обитания редких видов животных и растений), уделить особое значение их охране. Находясь в живописных родных местах, студенты настраиваются на созерцательно-мыслительную деятельность, что помогает лучше понять самих себя, задуматься и пересмотреть систему своих жизненных приоритетов. Задуматься над простой истиной: не навреди месту, где живешь!
Заканчивая выступление, хочется отметить, что проводимая учебно-воспитательная работа, отмеченная в моем докладе, дает заметные сдвиги в экологическом поведении студентов. Изменяется нравственное мировоззрение в сознании обучающихся, что проявляется в бережном отношении к природе. При этом повышается интерес к изучаемым дисциплинам и участию в мероприятиях экологической направленности. Говоря о формировании ответственности у молодежи, необходимо помнить об ответственности нас всех. Высока ответственность особенно тех, кто непосредственно занимается образованием молодежи. Исправление последствий небрежного отношения или невзначай брошенной циничной фразы педагога-воспитателя потребует многих усилий, если вообще будет возможно.
Именно, от отношения к природе формируется, в дальнейшем, отношение к близким, к людям старшего поколения, ко всему окружающему живому. Именно с этого молодой человек начинает задумываться: насколько он свободен в своих поступках и в чем и за что он несет ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»
ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
Международные рождественские образовательные чтения Научно- практическая конференция "Актуальные вопросы паллиативной помощи"
Выступление в рамках Международные рождественские образовательные чтения Научно- практическая конференция "Актуальные вопросы паллиативной помощи&qu...
Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...
Выступление на педагогических чтениях МО "ИЦПО "Основы становления гражданско-патриотического воспитания"
Гражданин России, патриот Отечества, защитник Родины – эти слова не пустой звук для тех, кто посвятил свою жизнь делу возрождения и становления гражданственности и патриотизма, воспитания подрас...
Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»
В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...
Доклад на тему: Воспитание в коллективе (выступление на педагогических чтениях)
В теории А.С. Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется...
Выступление на Рождественских чтениях
Выступление на Рождественских чтениях...