Доклад на тему: Воспитание в коллективе (выступление на педагогических чтениях)
материал

В теории А.С. Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С. Макаренко.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива:

- движение — форма жизни коллектива,

- остановка — форма его смерти;

- определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия);

- вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

 

Цель исследования: проанализировать теорию коллективного воспитания в трудах А.С. Макаренко и выявить аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы.

Объектом исследования является: педагогическое наследие А.С. Макаренко.

Предмет исследования: учение о коллективе А.С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_makarenko.docx294.64 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Фотошоп\Ш 12.png

Воспитание в коллективе

(выступление на педагогических чтениях)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/012f/0005e116-e7b0e164/640/img12.jpg

                                                Преподаватель общепрофессиональных

                                                и профессиональных дисциплин

                                                В.Н. Тодавчич

Луганск

2021

А.С. Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К. Крупской, П.П. Блонским, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, Ф.Г. Мелиховым, И.П. Ивановым и др.)

В теории А.С. Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С. Макаренко.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива:

- движение — форма жизни коллектива,

- остановка — форма его смерти;

- определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия);

- вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Цель исследования: проанализировать теорию коллективного воспитания в трудах А.С. Макаренко и выявить аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы.

Объектом исследования является: педагогическое наследие А.С. Макаренко.

Предмет исследования: учение о коллективе А.С. Макаренко.

В связи с поставленной целью были выявлены следующие задачи:

1. Изучить взгляды Макаренко А.С. на значение и сущность коллективного воспитания.

2. Выявить, исходя из теории и практики А.С. Макаренко, особенности формирования и существования коллектива.

3. Выявить актуальные для современной школы аспекты теории коллективного воспитания А.С. Макаренко.

В своем выступлении я хочу в форме тезисов остановиться на основных методах педагогической работы А.С. Макаренко по формированию и воспитанию коллектива, которые он отразил в свой статье «Воспитание в коллективе».

В коллективе произошла кража, а воспитатель считает возможным обойтись без мобилизации общественного мнения по этому поводу.

Он позволяет классу думать что угодно, подозревать в краже кого угодно, в последнем счете он воспитывает в классе полное безразличие к таким случаям; спрашивается, откуда возьмется у наших людей опыт борьбы с врагами коллектива, откуда придет к ним опыт страсти и бдительности, каким образом коллектив научится контролировать личность?

Вот если бы учитель передал случай с кражей на рассмотрение коллектива, а я предлагаю даже большее — на решение коллектива, тогда каждый ученик был бы поставлен перед необходимостью активно участвовать в общественной борьбе, тогда учитель получил бы возможность развернуть перед классом какую-то моральную картину, дать детям и положительные чертежи правильного поступка. Только в этом случае и весь коллектив, и каждый отдельный ученик приходят к ощущению силы коллектива, к уверенности в его правоте, к гордости своей дисциплиной и своей честью.

По вопросу организации работы с отдельными воспитанниками, с отдельной личностью.

Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать.

...Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания.

Воспитатель должен всегда хорошо знать следующее: хотя все воспитанники и понимают, что в детском учреждении их учат и воспитывают, однако они очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание.

Поэтому сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие.

Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского детского учреждения. Отсюда вытекает и метод его педагогической работы. Это педагог должен помнить на каждом шагу.

Во всех случаях, когда отряд сбивается на неправильный путь, он ведет борьбу в самом отряде, опираясь на лучших его членов и защищая при этом не свои педагогические позиции, а прежде всего интересы воспитанников и всего учреждения.

«Обработка» отдельных воспитанников только в редких случаях должна принимать характер прямого обращения к данному воспитаннику. Прежде всего, воспитатель должен мобилизовать для такой «обработки» некоторую группу старших и влиятельных товарищей из своего отряда или даже из чужого. Если это не помогает, он должен говорить сам с воспитанником, но даже эту беседу он должен сделать совершенно простым и естественным разговором о делах в учреждении или в отряде и только постепенно и естественно переходить к теме о самом воспитаннике...

В практике работы в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского А.С. Макаренко пришел к выводу, чтобы не иметь дела с отдельными личностями.

Мы не хотели, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12—15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизненные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеждать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты явление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старался убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник производственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии.

Чтобы ребенок себя чувствовал, прежде всего, гражданином, чтобы он чувствовал себя, прежде всего человеком, мы с моими сотрудниками-педагогами пришли к убеждению, что прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой. В дальнейшей нашей работе это сделалось традицией.

Так, например, в эпизоде с опозданием одного воспитанника, Макаренко обращался вначале к командиру отряда, а при втором опоздании к совету отряда.

Затем следил, что делается. Отряд сам будет воспитывать Петренко и говорить ему:

—Ты опоздал на завод, значит, наш отряд опаздывает!

Отряд будет предъявлять огромные требования к воспитаннику как к члену своего отряда, как к члену всего коллектива.

Следующий эпизод.

В отряде в большинстве отличники. Из 12 человек 10 отличников. Отряд выдвигается на первое место. Отряд получает известные преимущества, премию или наслаждение, например, несколько походов в оперный театр. Мы имели каждый день несколько билетов в театр. Все равно, идет весь отряд. И отличники идут, и те, которые не имели отлично, а имели даже плохие отметки. Они пользуются тем, что получил отряд.

Казалось бы, — несправедливо, а на самом деле чрезвычайно полезно, так как такой Петя, который среди 10 отличников идет в театр, чувствует себя неловко. Он не заработал, а пользуется и получает то, что заработали его товарищи, и это является для него молчаливым нравственным обязательством. На следующий месяц он из кожи вылезет, а выйдет в отличники.

Такое авансирование личности через отряд нам очень помогает.

Если в отряде 12 человек, из них 5 хорошо, нормально работают, а 7 тянут отряд вниз до того, что отряд занимает последнее место, то весь отряд отвечал за это.

Далее, пример при распределении уборки. В коммуне не было уборщиков, а здание нужно было содержать в чистоте, так как оно было на большой дороге, и у нас бывало много наших и иностранных делегаций. Такую работу, чтобы она протекала хорошо, было трудно организовать. Нужно было иметь известный опыт в работе.

Например, лучший отряд получал задание привести уборную в порядок, на это требовалось 12 минут, а худший отряд получал театральный зал, который нужно убирать очень долго, и чтобы привести в порядок, надо было всем потеть. Обычно самый плохой отряд получал работу самую чистую, но самую объемистую, причем за плохо произведенную уборку садился под арест только командир отряда. Мы не интересовались, кто не вытер пыль на батарее. Получает арест командир, он получал наказание за то, что делалось в отряде.

Работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу, в наибольшей дружбе с ним, в товарищеском воспитании. Инструментовка педагогическая — вообще сложная и длительная история. Например, если один член коллектива нарушил дисциплину, показал себя не с хорошей стороны, я требовал, чтобы педагог добивался, прежде всего, чтобы отряд занялся этим вопросом. Его работа должна заключаться в возбуждении активности отряда, в возбуждении требований коллектива к отдельной личности.

Именно в этой форме коллективного реагирования коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания, так как в этой форме он проходит опыт активной защиты своих интересов.

А.С. Макаренко считал объектом воспитания целый коллектив и по адресу коллектива направлял организованное педагогическое влияние. Он был уверен, что самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию — добровольно, и, во-вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность.

Коллектив является воспитателем личности. В практике коммуны имени Дзержинского, например, проступки отдельной личности, какие бы они ни были, не должны вызывать реагирования педагога предпочтительно перед реагированием коллектива. Педагог в коммуне постольку может влиять на отдельную личность, поскольку он сам член коллектива...

Это вовсе не значит, что мы, педагоги и вообще взрослые руководители коллектива, стоим в стороне и только наблюдаем. Как раз нам приходится каждую минуту мобилизовать нашу мысль и опыт, наш такт и волю, чтобы разобраться в многообразных проявлениях, желаниях, стремлениях коллектива и помочь ему советом, влиянием, мнением, а иногда даже и нашей волей. Это очень сложный комплекс рабочих напряжений...

Но как бы много мы ни работали, мы никогда не можем стать педагогическими авгурами, изрекающими законы воспитания.

(Авгуры - члены почётной римской жреческой коллегии, выполнявшие официальные государственные гадания (главным образом ауспиции - АУСПИ́ЦИИ, (лат. auspicium - гадание по полету священных птиц в древнем Риме. Предзнаменования, обстоятельства) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных).

Таким образом, педагогическая установка коммуны, в общем, формулируется так: создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность.

А.С. Макаренко считал, что коллектив в настоящее время является большой ценностью, и необходимо в первую очередь ставить проблему сбережения качеств этого коллектива и дальнейшее его развитие, избегая всеми средствами понижения его работы.

Для дальнейшего развития коллектива А.С. Макаренко считал необходимо проводить внешкольную и физкультурную работу. Эта работа очень много дает в области общего развития воспитанников и коллектива в целом.

Также, А.С. Макаренко обращал внимание, что контроль общественного мнения большого авторитетного и любимого школьного коллектива закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения, гордость за школу и за себя как члена этого славного содружества. И тогда ребенок ведет себя не в зависимости от внешней обстановки, — в обществе хороших ребят он хорош, а среди драчунов и сам хулиган, — он знает, как себя вести: за что его одобрит уважаемый им коллектив и за что осудит.

Так рождается в ребенке твердость, несгибаемость закаленного характера, так воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.

Сила общественного мнения в детском коллективе — совершенно материальный, реально осязаемый фактор воспитания.

Только отсутствием в школе организованного общественного мнения можно объяснить беспомощность воспитателей.

Ученики должны быть организованы в коллектив, иметь органы самоуправления, построенные не по принципу демократии, а по принципу уполномочия и единоначалия с усилением элементов: хозяйственной заботы, личной и коллективной ответственности за успех, дисциплинарных и бытовых активных действий.

Общее собрание всех воспитанников должно рассматриваться администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, его авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения…

Вопросу создания общего собрания коллектива А.С. Макаренко уделял значительное внимание.

Чрезвычайно много путей и средств, для того, чтобы толпу обратить в общее собрание. Это нельзя делать как-нибудь искусственно и это нельзя сделать в один месяц. Чтобы из такого аморфного собрания детей сделать коллектив, — конечно, нужна длительная (не год и не два), настойчивая и терпеливая работа. Но зато коллектив один раз создали, и если его беречь, если за ним, за его движением внимательно следить, то такой коллектив может сохраняться века. И такой коллектив, особенно в школе, где ребенок находится 8—10 лет, должен быть драгоценным, богатейшим инструментом воспитания.

Отношение А.С. Макаренко к вопросу соблюдения дисциплины: проведение общего собрания в одно и то же время.

Когда это делается один день, это очень трудно, когда это делается месяц — уже легче, а когда это делается годами — это очень легко. Получается традиция. Это входит в привычку. Секретарь совета командиров смотрит на часы и ровно в 8 часов 30 минут говорит: «Объявляю общее собрание открытым». Ни одной минуты мы не потеряли зря.

Регламент определяется просто: одна минута по песочным часам.

При таком жестком регламенте люди приучаются говорить очень коротко, не размазывать, не говорить лишних слов. Человек приучается к деловитости.

Такие собрания занимали у нас самое большее 20 минут. И никто не опаздывал, никто никого не ждал.

Это очень простой и как будто даже не педагогический вопрос — расположение во времени, но он является решающим. Надо выдерживать время, выдерживать точность.

Точность — это первый закон. Точность позволяет иметь и ежедневные общие собрания. А общие собрания — это постоянный контроль коллектива, постоянное знание друг друга, постоянное знание дел друг друга и первичного коллектива.

Коллектив — это единое коллективное мнение.

Один сказал, и все понимают: он не сказал бы так, если бы это противоречило общему мнению. Есть какое-то чутье, какое-то именно общее мнение. Такое коллективное воздействие дает в руки воспитателю, директору большую силу и при этом силу чрезвычайно нежную, которая еле-еле заметна.

Я могу вызвать к себе самых отчаянных «дезорганизаторов», как у вас говорят, и сказать:

—        Завтра ставлю вопрос на общем собрании.

—        Антон Семенович, что угодно, как угодно накажите, только не ставьте вопрос на общем собрании.

А почему боялись общего собрания? Нужно выйти на середину комнаты, стать и отвечать на все стороны. Только и всего. Это не позор, а ответственность перед коллективом.

Организация и воспитание чувства ответственности перед коллективом  — это дается трудно, но зато, когда дается, — это очень сильное средство.

При этом разрешается проклятый наболевший вопрос, о которое мы толкуем в наших школах, не выдавать товарища. Это солидарность, обращенная обратной стороной к педагогу. Солидарность несоветская.

И она не может быть уничтожена, если нет общественного мнения единого школьного коллектива, созданного единым педагогическим коллективом. Никогда не исчезнет это «геройство» — не выдавать товарища, если не будет общественного мнения. Я достаточно времени помучился над этим вопросом. И я увидел, как в правильно организованном, воспитанном коллективе без моих усилий, без педагогической инструментовки, без каких-то особых методов выросла и укрепилась традиция: никто никогда не приходил ко мне тихонько и не говорил шепотом: «Антон Семенович, я вам что-то скажу».

Никому из товарищей и в голову не приходило обвинять человека, который так прямо, и открыто выступал. Но поведение его не пахнет и героизмом, он делает обычное дело — на общем собрании призывает к ответственности своего товарища.

Работа общих собраний, которая имеет такое большое воспитывающее значение, только тогда будет правильной, если в коллективе все время накапливается актив, если руководство не боится актива, а допускает его к самым существенным отделам деятельности учреждения, если оно находится в постоянных дружественных и деловых отношениях с активом, если крепко работают и пользуются авторитетом органы самоуправления.

Обращая внимание на структуру совета коллектива, используя методы воспитания, выработанные в течение 16 лет педагогической работы, А.С. Макаренко говорил:

«В последние годы я достиг такого педагогического счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначать старшим...

Я не имею сейчас возможности рассказывать вам подробно о характере этой интересной детской магистратуры, детского выборного лица, которое не только способно играть в старшего, но на самом деле руководить, вести за собой коллектив, не будучи для этого ни самым сильным, ни самым талантливым, ни самым волевым, а имея только одно отличие от всех остальных — полномочие и ответственность».

Еще одно высказывание об авторитете ответственности решений совета командиров.

Из особенностей работы совета необходимо указать на одну, самую важную: несмотря на все разногласия в совете командиров, раз постановление вынесено и объявлено в приказе, никому не может прийти в голову его не исполнить, в том числе и мне. Может случиться, что я или старшие комсомольцы будем разными путями добиваться его отмены, но мы совершенно не представляем себе даже разговоров о том, что оно может быть не выполнено.

А.С. Макаренко поднимал вопрос в педагогических спорах о роли педагога. Нужен ли он? Выходит, что все делает коллектив, а педагог для чего? И что может гарантировать,   что  коллектив  будет  поступать   как   раз   так,   как   нужно?

Вопрос уместный. Только здесь мы будем говорить о коллективе педагогов. Нашим воспитательским коллективом являются учителя, инженеры, мастера и инструкторы, чекисты, члены нашего Правления и в первую очередь и главным образом — партийная и комсомольская ячейки. И воспитание коммунаров достигается не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни, работы, стремления самого коллектива. Эта работа и стремления определяются тем, чем живет коллектив.

К вопросу о работе штатных воспитателей…

«Я никогда не был удовлетворен работой штатных воспитателей... Они постепенно растворялись, а последний персонал в коммуне имени Дзержинского я снял в один день»

«В детском коллективе должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди, только тогда может повыситься культура детского коллектива. Откуда может привиться культура детскому обществу, если ей неоткуда взяться, если нет взрослого общества?

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов, представителем которых и являюсь я».

Политическое воспитание (именно воспитание, а не политическое образование) заключается в организации постоянных связей между колонией и окружающим миром". Эту связь можно представить в виде двух путей: связь с политическими организациями и деловая (коммерческо-производственная) связь с производственными, потребительными и распределительными организациями.

А.С. Макаренко уделял внимание в воспитательном процессе связи с сельской молодежью,(совместные постановки театральных пьес, организация школ ликвидации неграмотности и кружка молодежи); с рабочими организациями, что способствовало культурному воспитанию колонистов, приобретению будущих рабочих специальностей.

Сколько наговорено слов о связи детского дома с производством и с окружающим населением! Создана целая методика по этому вопросу. А, оказывается, нужно просто сделать детский дом органической частью общества, создавшего его и за него ответственного. Только в таком случае создается тот необходимый фон, без которого советское воспитание невозможно.

Заключение

Таким образом, идеи Антона Семеновича Макаренко - это не прошедшее время, а далеко идущая в будущее педагогика. Можно сказать: «Великая педагогика». Актуальность идей этого педагога действительна на все времена. Своим практическим трудом и педагогическими идеями он внес большой вклад не только в педагогику, но и в общечеловеческую культуру. Только опираясь на его методики и разработки, можно создать эффективную современную воспитательную систему, которая будет действовать и в последующие времена.

Методы А.С. Макаренко настолько связаны с методами школьной работы, что передовые учителя давно считают произведения Макаренко своими настольными книгами, они помогают им улучшить качество учебно-воспитательной, работы, организацию всего воспитательного процесса.

Он сформулировал закон жизни коллектива:

- движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти;

- определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия);

- вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Учение А.С. Макаренко носит своеобразную несмываемую печать того времени и тех социальных условий, когда оно создавалось, но совершенно бесспорна его заслуга в создании стройной теории коллектива, в подчеркивании важности коллектива в воспитании. Эта идея не менее актуальна и в наши дни, когда снова объявились тысячи беспризорников, массы сирот и не находящих себе места в жизни молодых людей.

На мой взгляд, педагогические идеи А.С. Макаренко - это фундамент воспитательной работы, на основе которого хотелось бы, чтобы было построено воспитание детей всех поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Доклад на педагогических чтениях на тему"«Электронные средства обучения (ЭСО) в образовательном процессе»"

Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников....

Доклад На тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»

ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания  «трудных» подростков»...

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...

Доклад на тему: «Воспитание речевой культуры»

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальн...

Доклад по теме: «Педагогические технологии экологического воспитания»

Экологическое воспитание детей  необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовы...