Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»
материал

Смолянова Валерия Владимировна

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами асоциального поведения. Увеличивается число несовершеннолетних неуспевающих в учебе, что проявляется прогулами, опозданиями, невыполнением внутреннего распорядка образовательной организации. Растет число подростков употребляющих ПАВ, алкоголь, совершающих правонарушения как административные, так и уголовные преступления.

В данной ситуации наиболее актуальными задачами для семьи, образовательных организаций и общественного воспитания являются сдерживание роста асоциального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Златоустовский медицинский техникум»

Всероссийский педагогический  конкурс

«Гражданско-патриотическое воспитание

молодого поколения»

Выступление на педагогических чтениях по теме:

«Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»

Авторы: зам. директора по ВР Шарыпова А.Г.,

                                    психолог Смолянова В.В.

2020 год

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами асоциального поведения. Увеличивается число несовершеннолетних неуспевающих в учебе, что проявляется прогулами, опозданиями, невыполнением внутреннего распорядка образовательной организации. Растет число подростков употребляющих ПАВ, алкоголь, совершающих правонарушения как административные, так и уголовные преступления.

В данной ситуации наиболее актуальными задачами для семьи, образовательных организаций и общественного воспитания являются сдерживание роста асоциального поведения.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указано, что государство в сфере образования должно обеспечить всестороннюю заботу о здоровье учащихся и студентов. Одними из главных стратегических целей образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, являются: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности, стремление людей вести здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни напрямую связан с профилактикой асоциального поведения. Асоциальное поведение – это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.

Понятно, что асоциальное поведение проще предотвратить с помощью профилактических средств, а нежели бороться с ними.

На сегодняшний день огромная ответственность по профилактике асоциального поведения, ложится на образовательные организации различного уровня, в том числе профессионального. И конечно, же для того чтобы были положительные результаты, воспитательный процесс в данном вопросе должен иметь системный характер.

Существует множество причин для асоциального поведения со стороны студентов СПО, в том числе и связанные с образовательным процессом и деятельностью педагога:

- предельное напряжение умственных сил студента в процесс выполнения заданий, в том числе домашних;

- изматывающие, издергивающие нервную систему умственные, эмоциональные и физические перенагрузки;

- формализм программных знаний;

- нервозная обстановка в группе, которая исходит как от студентов, так и от самого преподавателя;

- стрессовая тактика педагогических действий; преподаватель в присутствии одногруппников может нелестно высказываться о студенте, о его умственных способностях и.т.д.;

- не рациональная организация образовательного процесса;

- недостаточная психологическая компетентность педагогов;

- несоответствие методик и технологий индивидуальным особенностям обучающихся.

Учитывая, что педагог является одним из участников образовательного процесса, и в профилактике асоциального поведения он играет важную роль. Основная роль педагога заключается не только в том, чтобы самому не допускать поводов, и не создавать почву для асоциального поведения со стороны студентов, но и уметь вовремя обратить внимание на поведение, состояние студента.

Часто от преподавателей можно услышать: систематически опаздывает, не ходит на уроки, не учит, а другой преподаватель парирует о том, что к данному студенту у него претензий, студент прилежен, исполнителен и т.д. В данном случаи преподаватель должен постараться задуматься, найти подход к студенту, выяснить причину поведенческих нарушений, и  решить эту проблему совместно с куратором и студентом.

К учащимся нужно относиться как к личности, и не создавать условия для поведенческих нарушений. Ведь студент не глупый он видит, умеет анализировать и делать выводы.

К примеру, внешний вид студента. В нашем техникуме, согласно правилам студенты должным иметь определенный внешний: белый халат, 2-я обувь на лекциях и дополнительно медицинскую шапочку на практических занятиях. И соответственно такие требования предъявляются преподавателям ведущим практические занятия. И когда на замечания студент, вполне резонно говорит о том, что: «в учебном заведении не только студенты должны соблюдать «дресс код», но и преподаватели тоже», здесь возразить им просто нечем.

Иногда педагоги своим поведением провоцирует конфликты внутри группы.

К примеру, студент является отстающим в группе, имеет в основном неудовлетворительные оценки, а в конце семестра, оказывается, аттестован, и группа начинает травить этого студента. Здесь преподаватель должен показать свою компетентность. И предъявлять единые требования ко всем студентам.

Бывают ситуации, когда студенты могут себе позволить опаздывать на занятия, и часто опаздывают к одним и тем же преподавателям. И когда делаешь замечание они отвечают: «Но мы же к Вам не опаздываем», т.е какой вывод, один преподаватель требует, и эти требования студент выполняет, а другой попустительствует и студент может отклониться от норм соблюдения внутреннего распорядка. То же самое касается и второй обуви, распущенных волос. Преподаватель должен, прежде всего, установить дисциплину и систематически её контролировать на своих занятиях. И если каждый преподаватель будет выполнять требования внутреннего распорядка и будет это делать систематически, то и студент станет придерживаться этих норм.

Ситуаций, когда педагог может создать условия для асоциального поведения множество.

Иногда, к сожалению, педагоги считают, что воспитательным процессом в образовательных организациях должны заниматься зам. директора во ВР и кураторы. Забывая при этом, что преподаватель на своих занятиях должен решать три задачи, одна из которых это воспитательная. И еще одна ошибка, которую допускает преподаватель, когда считает, что подросток «уже взрослый» и «уже воспитан», а преподаватель должен только дать знания, научить его по свой дисциплине. Педагог забывает о том, что в подростковом периоде авторитет родителя сводится практически к нулю, и подросток ищет «образец для подражания». Глядя на нас подростки перенимают образец поведения, манеру речи, иногда даже манеру одеваться и т.д. Таким образом, преподавателям необходимо включать воспитательный процесс на каждом своем занятии.

Если представить, что подросток - это сосуд и он заполнен теми оценками, которые слышит о себе ежедневно: от родителей, близких, преподавателей, то можно наглядно увидеть, чем мы его наполняем. И как это наполнение влияет на поведение ребенка.

Сначала - Каким мы обычно хотим видеть нашего студента?

Но, к сожалению, обычно подросток слышит от нас, взрослых:

Итак, заполняем:

Мама – «Я горжусь тобой! Ты – самый лучший(ая)!»

Папа – «Лоботряс и двоечник!»

Бабушка – «Невоспитанный(ая)»

Преподаватели – «Вечно ты опаздываешь», «Не готов? Как всегда!», «У тебя только на это и хватает ума», «Прогульщик»….(и чаще со знаком «-»). Причем, иногда нам и вслух говорить необязательно то, как мы относимся к студенту, достаточно невербально показать свое пренебрежительное отношение к нему. Не уважая студента – мы учим их не уважать нас.

В этом случае положительная оценка мамы уже, собственно, не совсем и важна.

А теперь возьмите фразы каждого человека и примените их к тому, каким мы хотим видеть наших студентов. Способствуют ли те оценки, которые слышит подросток формированию того студента, которого мы хотим видеть? Какие из перечисленных высказываний взрослых могут помочь ребенку верить в себя?

В подростковом возрасте, высказывания взрослых для подростка чаще всего несут отрицательную оценку (лодырь, бездельник, лентяй, двоечник, неумеха, непонятно кто из тебя вырастет и т.д.) И, как правило, наши высказывания не только не соответствуют тому, каким мы хотим видеть подростка, но они очень серьезно бьют по его самооценке. То есть детям в своем подростковом возрасте приходится «выкручиваться» так как они могут и противостоять тройной силе – негативной оценке родителей (мама, папа), негативной оценке общества и ближайшего окружения (преподавателей) и своей негативной оценке, сформированной окружающими (т.е. своей низкой самооценке).

Педагог в переводе с греческого означает «воспитатель» (от греч. paidagogos - воспитатель), и от его поведения, авторитета зависит, какую личность мы воспитаем. При педагогически грамотно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться значительных успехов, в том числе и в успеваемости каждого студента, своим примером можно научить учащегося соблюдать правила внутреннего распорядка: вовремя начинать занятия, соответствовать требованиям по внешнему виду, быть объективным при выставлении оценок. Каждый преподаватель должен уметь воздействовать на эмоционально-волевую сферу учащегося посредством вовлечения его во внеучебную деятельность, подачей в интересной форме информации, системой поощрения и т.д. Ведущим принципом работы по предупреждению асоциального поведения среди студентов является принцип комплексного воздействия непосредственно на личность и на его микросоциальное окружение.

В своей работе педагог должен знать, как вести себя в определенных ситуациях,  и в зависимости от особенностей характера и личности студента.

Ниже приведены стратегии поведения преподавателя с учетом особенностей личности и поведения студентов.

С тревожными и неуверенными студентами

Краткая психологическая характеристика:

•Высокую тревожность вызывает проверка знаний в любом виде (семинарское занятие, зачет, экзамен (устный, письменный)).

•Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют, вносят поправки-уточнения.

•При устном ответе наблюдают за реакцией преподавателя, задают уточняющие вопросы.

•При выполнении индивидуального задания просят проверить, правильно ли они его сделали.

•Манипулируют предметами: грызут ручку, теребят волосы, пальцы, одежду и т.д.

•Необходим эмоциональный контакт с преподавателем.

Стратегия поведения преподавателя:

1. Создание ситуации эмоционального комфорта на пред ответном этапе (поощрение, поддержка). Не нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего ответа и значимости его результатов.

2. Обеспечить ощущение эмоциональной поддержки во время ответа: это можно сделать различными невербальными способами – посмотреть, улыбнуться и т.д.

С агрессивными студентами

Краткая психологическая характеристика:

•Эмоциональная грубость, озлобленность.

•Страх перед ответом, неумение находить выход из трудных ситуаций.

•Агрессивность выступает защитной реакцией, средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Стратегия поведения преподавателя:

1. Не оскорблять студента. Не использовать сленг. Не спорить.

2. Останавливать студента спокойно, с невозмутимым лицом во время изложения материала.

С гиперактивными студентами

Краткая психологическая характеристика:

•Быстрые, энергичные, активные, импульсивны, несдержанны.

•Высокий темп деятельности (зачастую выполняют задания небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок).

•Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.

•Невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегия поведения преподавателя:

1. Преподавателю важно подвести студента к анализу собственного ответа до его изложения.

2. Не пытаться изменить темп деятельности.

3. Напоминать мягко и ненавязчиво о необходимости самоконтроля.

Со студентами меланхоличного типа темперамента («застревающие» студенты):

Краткая психологическая характеристика:

•Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций, с трудом переключатся с одного задания на другое.

•Долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких студентов начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Стратегия поведения преподавателя:

1. Предупредить о лимите времени.

2. Во время ответа по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание.

3. Не торопить.

Со студентами «перфекционистами» и «отличниками»

Краткая психологическая характеристика:

•Высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность (часто используют дополнительный материал).

•Чувствительны к любой оценке своей деятельности.

•Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.

Стратегия поведения преподавателя:

1. Скорректировать их ожидания, помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».

Алгоритм действий преподавателя при выявлении признаков суицидального или аддиктивного поведения студентов

НЕОБХОДИМО:

•Соответствовать рекомендациям по работе с различными группами студентов изложенных выше.

•Попросить студента зайти в аудиторию после урока и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу.

•В случае получения неудовлетворительной отметки, оказать эмоциональную поддержку и удостовериться, в том, что студент владеет информацией о процедуре ликвидации академической задолженности.

•Информировать заведующего по воспитательной работе и психолога об аддиктивных проявлениях студента.

•Деликатно отправить студента на консультацию к педагогу-психологу, где он сможет получить квалифицированную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...

Педагогическое эссе по теме:"Роль педагога в современном образовании"

Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в современном обществе? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития т...

Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних). Пакет контрольно-измерительных материалов

Методическая разработка. Критерии оценки результативности профилактической работы с несовершеннолетними (профилактика асоциального поведения несовершеннолетних).Пакет контрольно-измерительных мат...

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль мастера производственного обучения в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних»

Сложная экономическая ситуация в стране, привела к появлению большего количества неблагополучных семей.    Снижение контроля со стороны родителей, упразднение детских центров, мест, где...

Доклад на тему: профилактика аутодеструктивного поведения среди студентов колледжа

Профилактика аутодеструктивного поведения среди студентов колледжа...