Проект
проект

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ  ПАТРИОТИЗМА

 КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                                     

Автор проекта

Оробей Оксана  Николаевна ,

преподаватель дисциплины

«Православная культура и искусство»                

 

                                                        Рославль


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

          Актуальность  работы  определяется тем, что в  современной  России не уделяется должное внимание  патриотическому  и  гражданскому  воспитанию. Это  ведет  к  падению  нравственности  и  духовности,   следовательно, к деградации  Российского  общества, забвению  исторической  памяти, а со временем и к гибели Отечества. Выбор  моей темы оказался не случайным, так как я  работаю в системе профессионального технического образования и мои воспитанники - это юноши – студенты 1- 4 курсов, будущие защитники Отечества,  у которых  на основе моральных знаний и жизненного опыта уже выработались  определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми они руководствуются  в своем поведении. Вот почему так важно содержательно осуществлять  гражданское и моральное воспитание  молодых людей  в этом  возрасте. Воспитание любви к Родине, готовности встать на защиту своего Отечества составляет основу формирования гражданской позиции будущего специалиста.

Цели и задачи проекта:

Цели:

-выявить основные пути формирования патриотического воспитания на современном этапе;

-выработать позиции, точки зрения, убеждения, ценностные ориентации молодых людей,  не имеющих духовных традиций, помочь определиться в современном мире противоречивых человеческих отношений и подмен;

-повысить мотивацию обучения.

Задачи:

-  обеспечить обратную связь «преподаватель-студент», выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности;

- в содержание учебного материала включать использование элементов занимательности; реализовывать принцип новизны материала, обосновывать практическую значимость знаний;

- активизировать познавательную активность обучающихся;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Тип проекта – психолого-социальный.

Целевая аудитория – студенты 1 -4 курсов

Проект реализуется в соответствии с   принципами:

1.Принцип доступности: создание условий для высокой степени самостоятельности, инициативы  обучающихся.

2.Принцип направленности: профессиональное образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностной ориентации, поведения и деятельности.

3.Принцип успешности: использование стимулирующего поощрения.

4.Принцип сознательности:  воспитание   обязательно должно быть основано на  нормах и правилах этического поведения.

Планируемый результат:

Положительная динамика следующих составляющих:

· повышение качества учебно-познавательной деятельности;

· сформировать внутреннюю мотивацию;

· удовлетворённость обучающихся результатами своей деятельности;

· повышение уровня познавательного интереса.

 

       Проведенные в последние десятилетия реформы перемешали все  нравственные понятия в общественном сознании, что сейчас мы гораздо легче понимаем и объясняем, почему тот или иной человек пошел на подлость, воровство или предательство, нежели людей, которые среди безудержной продажности и измены продолжали сохранять свою честь и верность Родине, даже когда приходилось жертвовать для этого своей собственной жизнью… Недавние события в Чеченской Республике, на Украине, да и во всем мире, показывают, как изменилось мировоззрение людей, как человек деградируя, не замечает того, что катится вниз по эволюционной лестнице. И во всем этом зачастую обвиняют  молодое поколение. В своей работе я хочу показать, что ещё не все потеряно и молодые люди, сильные духом, любящие своё Отечество и свою веру, всегда были, есть и будут…

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в  научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки  отобразить  проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории А.С.  Макаренко, К. Д. Ушинского, исследующих проблему патриотического воспитания  молодежи. 

Объектом   исследования данной работы является  проблема формирования патриотических чувств у современной молодежи.

Предмет    исследования: воспитательный    процесс, формирующий   патриотизм  через  различные  формы на уроках, во  внеклассной  и  внеурочной работе.

В исследовании были  использованы следующие методы: беседа, опрос, анализ, синтез, сравнение, моделирование.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в современных условиях, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.

Собранный в данной работе материал будет полезен и интересен всем тем, кто изучает историю своего Отечества.  Информацию можно использовать на внеклассных мероприятиях, уроках истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин.

В последние годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, ослабла. Такие понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств гражданственность, долг, патриотизм.

       Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у студентов потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда, он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречие между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

       Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у студентов этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей преподаватель использует самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы: проведение тематических классных часов, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами – интернационалистами, уроки – Мужества, исторические вечера, предметные недели, поисково-краеведческая работа, экскурсии.

      Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя обогащение студентов знаниями, развитие их мнения, а также чувств, связанных с любовью и преданностью  Родине. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

        Прежде всего, нужно формировать у студентов знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились, выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

         Именно это имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

         В иной форме, но об этом же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л.М. Леонов: «Большой патриотизм, - отмечал он, - начинается с любви к тому месту, где живешь».

 В этом смысле проведение тематических часов расширяет и углубляет процесс познания родного края.

         В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и другое.

Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Развитие у студента чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важнейших компонентов воспитательной работы учебного заведения.

Студенты с интересом пишут рефераты, выступают с докладами о своей малой родине.  

Формированию патриотизма способствует участие студентов в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в театрализованных постановках литературно-драматических композициях.

Очень интересными для студентов оказывается материал, посвященный изучению обычаев и обрядов Смоленщины. С большим удовольствием обыгрываются в сценках обряды сватовства, старинных игр и забав.   Например, ребята активно принимали участие в инсценировке Смоленской сказки «Клец - солонец», разучивали  танец  «Смоленский гусачек ». Студенты выполняют с энтузиазмом и большим вдохновением творческие работы на эту тему, например, костюмы или предметы старины.

Краеведческая работа является практическим применением знаний студентов по истории и краеведению, например, проведена исследовательская работа по теме «Пустынножительство в Рославле». На научно-практической конференции «Шаг в науку» студент 2 курса занял 1 место в своей секции с докладом, который явился результатом исследовательской краеведческой работы.

На уроках по Православной культуре  широко используются неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическая литература, музыка, живопись, скульптура, фольклор. В этом  наша духовная ценность. Здесь наше национальное достояние.

Обращение к образам великих предков, их деяния и нравственный пример  учит студентов постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский, святых Борисе и Глебе и других. Вдохновляют моих воспитанников мужественные образы наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, а также героев нашего времени, ровесников моих студентов, которые, может быть, не совсем известны.

Это простые рядовые бойцы, своим примером стойкости, мужества, чести, достоинства доказавшие, что они настоящие патриоты своей Родины. Примером такого героя  был Евгений Родионов, воевавший в Чечне и принявший мученическую смерть за то, что не отказался от Православной веры. Источником его подлинного мужества и несгибаемой стойкости была  вера в Бога и  любовь к Родине. Эти два начала неразрывно связаны. Вера возвышает воинское служение до служения Богу. Подлинный патриотизм может жить только в той душе, которая способна благоговейно чтить святыни своего народа. Истинная вера рождает истинный патриотизм. В мае 2015года студент, руководителем которого я являлась, с докладом о Евгении Родионове  занял  первое место на научно-практической конференции «Шаг в науку» .Его выступление называлось «Новомученик 20 столетия. Подвиг во имя Веры.»

Формировать патриотизм помогают также беседы о крупнейших достижениях отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Улановой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя Победы над Рейхстагом, а наш земляк Гагарин первым открыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, которые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Современное человечество зачитывается Шолоховым и смотрит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны.

Очень важно воспитывать патриотизм у будущих защитников Отечества через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, так как сейчас проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.       

Особое место в воспитательной работе занимает формирование у студентов интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма на классных часах.

 Существенной стороной обогащения студентов патриотическими чувствами на классном часе являются усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

Под моим руководством было проведено мероприятие, приуроченное к дате 4 ноября. Открытый классный час  был посвящен Дню народного Единства и   Дню  иконы Казанской Божией матери. За день до мероприятия ребятам был продемонстрирован фильм «Святое знамение России», который направил студентов на размышления об определяющей роли простых русских людей в большом деле духовного возрождения России. Мероприятие  носило гражданско-патриотический характер, так как   рассказывалось о высоких моральных и боевых качествах русских воинов, о невиданном проявлении мужества, храбрости во имя Родины. Когда речь шла об истории иконы Казанской  Божией матери в зале царила особая атмосфера, этому способствовал музыкальный фон церковных песнопений. Настоятель Рославльского  Казанско - Пятницкого храма отец Андрей   наглядно  представил икону и рассказал студентам о том, как важно уважительно относится к духовному наследию предков. 

Воспитание гражданина и патриота государства – одна из важнейших задач образовательного учреждения. Решая такую  проблему, учебное заведение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имеет патриотизм. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

                                  Заключение

      Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга.

      Работая в системе профессионального образования со студентами, которым в ближайшем будущем идти в армию, я заметила тенденцию роста интереса молодежи к службе в армии. Будущие защитники Отечества начинают понимать всю значимость служения Отечеству. Необходимо продолжать вести нравственно-патриотическую работу во внеурочной деятельности и на уроках по Православной культуре,  так как именно православие всегда воспитывало в русских воинах чувство долга перед своим народом!

       В данной  работе  представлены некоторые формы работы, используемые для организации практической деятельности студентов нашего колледжа по формированию у них патриотического поведения.

       Если эта деятельность несет регулярный, содержательный характер и органически сочетается с развитием у студентов потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма, она, несомненно, способствует развитию и упрочнению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших моральных качеств.

Сегодня, как никогда возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого преподавателя. Студенты стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменение отношений между преподавателями и студентами. Поэтому педагоги должны личным примером показать образец гражданственности и патриотизма.

Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природная, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Преподаватель имеет дело с растущим и развивающимся человеком и с целым коллективом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувство и поведение студентов. В зависимости от индивидуальных возрастных особенностей студентов, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Никакая система методов не может быть рекомендована как раз навсегда данная. Методы патриотического воспитания – это способы целенаправленного формирования высоконравственных качеств личности. Выбор методов зависит от целей воспитания и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитательная работа будет успешной только в том случае, если обеспечены единство цели, содержание, общих принципов и методов воспитания.

В заключении нельзя не вспомнить одну из казачьих заповедей: «Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее». Аналогичную идею завещал нам и выдающийся педагог-гуманист ХХ века В.А. Сухомлинский: «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». А известный русский мыслитель ХХ века И.А. Ильин утверждал: «Человек находит Родину не просто инстинктом, но и инстинктивно укорененным духом, и имеет ее любовью. А это означает, что вопрос о Родине разрешается в порядке самопознания и добровольного избрания».

Вследствие этого, первоочередными задачами педагога являются:

1. Воспитание патриотизма должно  строиться  на  конкретной  исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий  материал,  традиции, культурные ценности.

2. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий    и   течений.                        

3. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического  воспитания,  так  как  низкая   политическая   культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство",  не  могут   способствовать   формированию   отечественной личности, подлинного патриота страны.

4. Эстетического  воспитания,  а  в  частности  формирование  «чувства

прекрасного»,  должно  быть   неразрывно   связано   с   гражданскими   и патриотическими основами воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...