Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся
рабочая программа
Программа мониторинга уровня сформированности общих компетенций обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_monitoringa.docx | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Программа мониторинга уровня сформированности
общих компетенций обучающихся
Методические рекомендации по мониторингу уровня общих компетенций студентов направлены на диагностику и оценку уровня сформированности данных компетенций. Разработаны на основе ФГОС и в соответствии с существующей нормативной базой в области среднего профессионального образования.
Рекомендации разработаны в помощь преподавателям , ее основными задачами являются: диагностика сформированности общих компетенций студентов, разработка диагностического инструментария, с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности общих компетенций, выявление уровня профессионального мастерства преподавателя, обобщение и распространение педагогического опыта.
Рекомендации может использоваться в средних профессиональных учебных заведениях для диагностики уровня сформированности общих компетенций студентов в процессе обучения дисциплине «История».
Автор разработки: О.Н. Оробей
Введение
В соответствии с ФГОС профессионального образования новыми образовательными результатами являются: сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
В соответствии с целями и задачами данного исследования, нас интересуют общие компетенции. Общие компетенции - совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Цель мониторинга сформированности ОК - диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у обучающихся в рамках преподаваемых дисциплин.
Задачами мониторинга являются:
- разработка критериев и показателей уровня ОК обучающихся;
- организационно-методическое обеспечение и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике уровня сформированности ОК обучающихся;
- выработка рекомендаций по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющих на качество профессиональной подготовки.
Субъектом мониторинга сформированности компетенций является педагог, ведущий дисциплину.
Объектом мониторинга сформированности компетенций являются
ОК обучающихся по учебным дисциплинам. Функции мониторинга сформированности ОК:
- диагностическая, предполагающая сканирование уровня сформированности ОК;
- прогностическая, заключающаяся в определении основных тенденций уровня сформированности ОК и составлении прогноза на перспективу;
- функция координации и коррекции, предполагающая выявление и решение проблем;
- мотивационная функция ориентирована на побуждение участников образовательного процесса к самосовершенствованию.
Методы мониторинга сформированности ОК:
- наблюдение - отслеживание изменений компетенций под влиянием образовательного процесса;
- экспликация - метод, позволяющий не только диагностировать происходящие изменения в формировании ОК, но и оперативно вносить изменения в образовательный процесс;
- опросные методы - получение информации на основе анализа письменных и устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания;
- анализ результатов учебной деятельности: метод кейсов - процедура оценивания, при которой используются проблемные ситуации и задачи, касающиеся будущей профессиональной деятельности обучающихся и затрагивающие различные предметные сферы; рубежные аттестационные тесты.
Уровень сформированности ОК является показателем качества подготовки рабочего, служащего и определяется по основным показателям оценки результата по учебным дисциплинам. Оценка признака проявления осуществляется в баллах.
Мониторинг сформированности ОК обучающихся осуществляется в три этапа:
1.Входной этап мониторинга сформированности к ОК (тестирование, анкетирование, наблюдение и пр.) проводится в начале освоения компетенций с целью определения стартового уровня подготовки обучающихся, который в дальнейшем сравнивается с результатами следующих этапов мониторинга.
2.Промежуточный этап мониторинга сформированности ОК (тестирование, кейс-измерители, экспликация, наблюдение и пр.) организуется с целью определения факторов, условий, влияющих на качество подготовки обучающихся и определения возможностей для коррекции.
3.Итоговый этап мониторинга (квалификационные тесты, кейс-измерители, портфолио) предназначен для определения соответствия уровня сформированности ОК обучающихся требованиям ФГОС.
Нормативная база
рекомендаций мониторинга общих компетенций обучающихся
1. Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г. в редакции от 28.09.2010г.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (п.3.3. Развитие образования) от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
3. Федеральная Целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 11.11.2010г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230115 № 696 от 23.06.2010г.
Инвариантная структура модели мониторинга компетентностных результатов профессиональной деятельности
Компоненты мониторинга | Критерии оценки |
Эмоционально – психологический | сформированность эмоционально–психологической культуры (развитие эмоциональной сферы и др.) |
Регулятивный | сформированность организационной культуры (планирование деятельности, выполнение обязанностей нормативного характера и др.) |
Социальный сформированность | социальной культуры (культура работы с информацией, развитие коммуникативных качеств, ориентация на общественные требования) |
Аналитический | сформированность аналитической культуры (способность к аналитической деятельности, к анализу результатов своей профессиональной деятельности) |
Творческий | сформированность креативной культуры (способность к проектной деятельности) |
Самосовершенствования | сформированность культуры самосовершенствования (способность к профессиональному росту) |
Модель мониторинга сформированности общих компетенций СПО
Компоненты мониторинга | Макет СПО | Компетенции |
Эмоционально - психологический | ОК 1 | - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Регулятивный | ОК 2 | - организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Социальный | ОК 4 ОК 5 ОК 6 | - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Аналитический | ОК 3.1 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности |
Творческий | ОК 3.2 | - принимать решения и нести за них ответственность. |
Самосовершенствования
| ОК 2 | - оценивать эффективность принятых решений, их качество. |
Требования стандартов объединяются в следующей модели мониторинга
Организация мониторинга | Деятельностные результаты | |||
Ком- понен-ты | УУД | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Эмоционально-психологигический | Личностные | -понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1) - развивать эстетическую чувствительность, ощущение прекрасного в реальной действительности, усваивать эталоны красоты и дизайна, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности. | - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | |
Регулятивный | регулятивные | -соблюдать требования эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - использовать нормативно – правовую документацию по профессии, ФГОС по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности, санитарных норм и др. | -готовность к служению Отечеству, его защите; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; |
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2) -исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей ОК 7) | ||||
Социальные | Коммуникативный | - уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами, - уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | -сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | |
- уметь использовать средства информационных и ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4) - использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. (ОК 5) - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами (ОК 6) | - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | |||
а аналитический | познавательные | - использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -владеть навыками познавательной, учебно- исследовательской деятельности | - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | |
-анализировать рабочую ситуацию (ОК 3.1) | ||||
Творческий | личностные | -уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; - владеть навыками проектной деятельности; - владеть навыками разрешения проблем; -способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания | - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | |
Самосовершенствования | регулятивные | -уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; -уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; -осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК2) | - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; -сформированность основ саморазвития,самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества |
Признаки проявления ОК обозначенных в ФГОС для групп подготовки квалифицированных рабочих и служащих
ОК | Признаки проявления | Методы, формы контроля |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Осознает значимость изучаемой дисциплины в профессиональной деятельности; Анализирует собственные сильные и слабые стороны; Участвует во внеурочной деятельности по дисциплине; Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике; Владеет методами самообразования; Определяет пути реализации жизненных планов; Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении; Определяет социальную значимость профессиональной деятельности; Выполняет самоанализ профессиональной пригодности; Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда; Определяет перспективы развития в профессиональной сфере; Определяет положительные и отрицательные стороны профессии; Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности; Определяет пути реализации жизненных планов; Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию | Наблюдение и оценка уровня познавательной активности обучающихся на уроке; Анализ мотивов учебной деятельности обучающихся; Анализ активности участия во внеурочной деятельности индивидуальные задания; ФОС по дисциплине. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Ставит цели выполнения деятельности в соответствии с заданием; Находит способы реализации самостоятельной деятельности; Выстраивает план (программу) деятельности; Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности; Организует рабочее место | Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы (изучение, конспектирование, реферирование, ДКР); - оценка преподавателем дидактических материалов, конспектов; - наблюдение, оценка преподавателем выполнения практического задания; - оценка преподавателем обоснования собственной деятельности, разработки дидактических материалов; -анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки учебной деятельности студентов; ФОС по дисциплине. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собств. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Описывает ситуацию и называет противоречия; Оценивает причины возникновения ситуации; Находит пути решения ситуации; Прогнозирует развитие ситуации; Анализирует результат выполняемых действий, в случае необходимости вносит коррективы; Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество | Контроль в форме защиты практических заданий и контрольных работ; ФОС по дисциплине. |
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения проф. задач. | Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п. Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) Сопоставляет информацию из различных источников Определяет соответствие информации поставленной задаче Классифицирует и обобщает информацию Оценивает полноту и достоверность информации | Контроль в форме реферативного сообщения и выполнения практических заданий, а также составления компьютерной презентации; ФОС по дисциплине |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в проф. деятельности. | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях Извлекает информацию с электронных носителей Использует средства ИТ для обработки и хранения информации Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения Создает презентации в различных формах | Контроль в форме реферативного сообщения и выполнения практических заданий, а также составления компьютерной презентации; ФОС по дисциплине |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Устанавливает позитивный стиль общения Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией Признает чужое мнение Грамотно и этично выражает мысли Отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией Принимает критику Формулирует и аргументирует свою позицию Соблюдает официальный стиль при оформлении документов Выполняет письменные и устные рекомендации Способен к эмпатии Включается в коллективное обсуждение рабочей ситуации | Социометрия; Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; ФОС по дисциплине. |
Шкала оценок уровня сформированности общих компетенций
Компетен ции | Уровни сформированности | |||
Низкий | Базовый | Повышенный | Высокий | |
ОК1 | Не сформирован | Заинтересован ность дисциплиной в целях получения оценки. | Наличие устойчивого интереса дисциплине. Всесторонняя Заинтересован-ность, участие внеурочной деятельности. | Стремление к постоянному саморазвитию, высокие результаты участия олимпиадном движении. |
ОК2 | Отсутствуют умения организации собственной деятельности | Организация собственной деятельности может осуществ- ляться только присутствии преподавателя | Устойчивые навыки организации собственной деятельности развиты, недостаточно высоко. | Способен самостоятельно организовывать учебную деятельность, осуществлять правильный выбор методов и способов решения. |
ОК3 | Выполняет задания только по образцу и под руководством преподавателя | Решает по алгоритму, испытывает значительные трудности процессе решения нестандартно- го задания | Решения нестандартных заданий содержат ряд непринци- пиальных ошибок | Умеет самостоятельно решать нестандартные задания |
ОК4 ОК5 | Не умеет осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональ- ных задач. Не владеет ИКТ. | Выполняет поиск необходимой информации под руководством преподавателя. Использует ИКТ с помощью преподавателя. | Умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач развито недостаточно высоко. Самостоятельно применяет ИКТ. | Способен самостоятельно организовывать поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и применять ИКТ в профессиона льной деятельности. |
ОК6 | Не умеет общаться работать коллективе | Слабо выраженная способность высказывать собственное мнение содержанию информации (задавать вопросы, вести диалог, поддерживать беседу) | Владение коммуникативны ми качествами (общительность, контактность, умение беседу) | Владение коммуникативны ми организаторским и умениями (проявить свою инициативу, утвердить свою позицию коллективе, организовать любую коллективную деятельность) |
Мониторинговая карта
сформированности общих компетенций
Специальность: ______________________________________
Учебная дисциплина________________________________________________________
Курс__________________ Семестр _______________ Группа _____________________
№ п/п | Ф.И.О. обучающихся | ОК1 | ОК2 | ОК3 | ОК4 | ОК5 | ОК6 | Комментарий |
Средний показатель сформированности по группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании методической комиссии естественно-математического цикла по теме: «Мониторинг уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций на уроках информатики»
Доклад на заседании ПЦК...
Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций
Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов Иванова Лариса Анатольевна...
Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций
Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций представлен для специальности 13.02.02 ФГОС СПО «Теплоснабжение и теплотехническое оборудова...
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией....
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов за 2017-2019г.
Формированию общих компетенций обучающихся способствует достижение целей каждого занятия. Продумав показатели оценки результатов их достижения, можно оценить и степень сформированности общих компетенц...
ПРОГРАММА мониторинга уровня сформированности общих компетенций, обучающихся колледжа
Программа мониторинга уровня общих компетенций студентов по дисциплинам циклов ЕН.00 и П.00 направлена на диагностику и оценку уровня сформированности данных компетенций. Разработана на основе ФГОС СП...