«Воспитательная среда – важнейшее условие становления профессиональной компетенции обучающихся»
статья

Кравченко Бэлла Исрафиловна

Мир состоит из разных людей, разных по характеру, вероисповеданию, национальности, уму  и несмотря на эти отличия, мы должны   понимать,   уважать и воспринимать   друг друга, потому что живём в социуме.   В нашей стране  получить  профессию могут все работоспособные граждане РФ, поэтому образование невозможно рассматривать отдельно от настоящей жизни.  А жизнь показывает, что часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelnaya_sreda.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»

Доклад по самообразованию

Тема доклада: «Воспитательная среда – важнейшее условие становления профессиональной компетенции обучающихся»

Разработала: Кравченко Б.И.

мастер производственного обучения

                         

с. Амурзет 2024 год

Мир состоит из разных людей, разных по характеру, вероисповеданию, национальности, уму  и несмотря на эти отличия, мы должны   понимать,   уважать и воспринимать   друг друга, потому что живём в социуме.   В нашей стране  получить  профессию могут все работоспособные граждане РФ, поэтому образование невозможно рассматривать отдельно от настоящей жизни.  А жизнь показывает, что часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается.

Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность является  основой их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональная подготовка обучающихся, поступивших в лицей из коррекционных школ, должна быть организованна так, чтобы планомерно и целенаправленно развивать их познавательные способности, воспитывать культуру их мышления, добиваться глубоких знаний, умений и профессионального мастерства. Для этого мастера производственного обучения, работающие с такой категорией подростков, должны гибко и эффективно выстраивать свою педагогическую деятельность, учитывая индивидуальные возможности и здоровье таких подростков.

Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно - воспитательного процесса, поэтому обучение воспитанников разнообразным видам труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизнью, ближайшего социального окружения

воспитанников.

Цель трудового обучения:

• Формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для успешной социализации.

Цель достигается выполнением ряда задач:

- Оперирование профессиональной терминологией.

- Овладение интеллектуальными компонентами приёма.

- Ознакомление с приёмами труда (рабочая поза, пользование инструментами, координированность).

- Практическое использование приёмов труда.

- Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

Обучающийся коррекционной школы ограничен в своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других положительных качеств личности. У большинства обучающихся коррекционной школы отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали их трудовому обучению и воспитанию.

Уровень развития внимания у лиц   с нарушениями в интеллектуальном развитии    низок. Они смотрят на демонстрируемые объекты или их изображения, не замечая при этом отдельных элементов, не улавливают многое из того, о чем говорит педагог. Во время обучения у них часто рассеивается внимание. Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Перед педагогическим коллективом встали вопросы: как создать атмосферу заинтересованности каждого  обучающегося в работе, как организовать работу обучающихся на занятиях, чтобы они могли проявлять самостоятельность и инициативу? Главной задачей в работе педагогического коллектива с детьми ОВЗ стало создание такого учебно-воспитательного пространства, в котором каждый обучающийся получит прочные профессиональные знания и умения, но и  сможет раскрыть свои индивидуальные творческие способности. Для осмысления учебного материала, выполнения практико-ориентированных заданий, решения тестов, освоения профессиональных операций и в целом технологического процесса им требуется больше времени и этот фактор следует учитывать при разработке программ как учебных дисциплин, так  и учебной практики.   Освоение профессиональных и общих компетенций у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных операций (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к концу производственной практики к условиям   производства, приспосабливаясь к необходимости длительности полного рабочего дня. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо   целенаправленно формировать, развивать и закреплять такие общие компетенции как понимание социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде через проведение нестандартных уроков, вовлечению в кружковую и общественную работу.

Процесс производительного обучения складывается из отдельных технологических операций. Например, в штукатурно - малярном деле, - это смачивание поверхности водой, приготовление раствора, оштукатуривание поверхности, окрашивание поверхности. В зависимости от условий производства одна и та же операция может выполняться с помощью разных приемов.

Трудовой прием - это действие или комплекс действий, имеющих элементарную технологическую цель. Каждый прием характеризуется определенным (по содержанию и последовательности) перечнем действий. Овладение конкретным приемом означает формирование соответствующего образа исполнения. Его структурные компоненты - результат приема, орудие труда и двигательная программа.

Например, результатом приема оштукатуривания стены, будет ровная, гладкая поверхность. Орудие этого приема - штукатурные инструменты. Двигательная программа включает равномерное набрасывание раствора на поверхность, соответствие движений рук, позу работающего и движения, осуществляющие рабочий ход орудия труда.

Таким образом, овладение приемом труда не сводится только к усвоению двигательного компонента. Обучающемуся необходимо также знать свойства орудия труда, но самое главное нужно четко представлять свойства того практического результата, который должен получиться при выполнении данного комплекса трудовых действий.

Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития обучающегося, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики.

Опыт говорит, что особую сложность для ребят представляет усвоение технической терминологии. При изучении устройства и принципа работы различных механизмов, приспособлений и инструментов обучающиеся с низкими возможностями усваивают общее название изучаемого объекта, но с большим трудом ориентируются в его частях и функциях. Однако большинство обучающихся запоминают название и отдельные части инструментов, а в процессе упражнений приобретают прочные трудовые умения и навыки.

Обучающиеся, прежде чем приступить к работе, должны знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материала, из которого делают изделие, его свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля.

При контроле обучающиеся не видят допущенные в своем задании отклонения от образца, так как не имеют четкого представления о том, что должно получиться в результате выполнения тех или иных операций. Эту их особенность самоконтроля нельзя объяснить нежеланием видеть свои ошибки, так как существенного улучшения контрольных действий можно достичь, прежде всего, за счет совершенствования их ориентировки в трудовом задании.

Формирование двигательных трудовых действий опирается на характерные для коррекционной школы общие правила и методы обучения приемам труда.

1. Необходимы доступность и четкость объяснений назначения приема и условий, в которых его целесообразно применять.

2. Особое внимание обращается на усвоение представлений и знаний о результате трудового приема.

3. Педагогически правильный показ выполнения приема:

- прием демонстрируется в медленном темпе с объяснением учителя;

- демонстрируется в рабочем темпе;

- в медленном темпе с привлечением обучающихся к обсуждению наблюдаемых действий (выявление причинно - следственных связей).

4. Использование наглядного материала, отражающего основные моменты двигательной программы приема и их последовательность (плакаты, иллюстрации, демонстрирующие положение работающего и орудий труда).

5. Проведение установочных (при усвоении нового приема) и тренировочных (для совершенствования известных приемов) упражнений.

Развитие трудовых умений происходит путём планомерного сокращения помощи обучающимся и увеличения объема самостоятельных работ. Для развития навыков планирования, самоконтроля применяются технологические карты, схемы, алгоритмы действий, криптограммы, индивидуальный раздаточный материал. В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие элементарных трудовых, предметно-практических умений и навыков происходит социальная адаптация, осознание нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе.

При выполнении практических работ на учебной практики обучающиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы, контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый материал и инструмент, правильно ими пользуются, соблюдая технику безопасности, приобретают специальные умения и навыки, знакомятся с профессиями. По мере формирования трудовых умений и навыков, происходит переход от показа к подробным словесным объяснениям, что способствует закреплению навыков, выработке автоматизма движений. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваются ее результаты, исправляются ошибки. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуются: слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. При этом они углубляют свои интересы и способности.

Учебная практика завершается итоговой аттестацией по профессии.

Выпускники штукатурно - малярного дела умеют выполнять технологические операции по подготовке разных поверхностей под штукатурку и окраску, производить ремонт оштукатуренных и окрашенных поверхностей; наносить водный состав на поверхность вручную; осуществлять самоконтроль в процессе труда; проверять качество выполненной работы; соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.

  Особенно важным стимулом в процессе формирования будущего профессионала -штукатура является конкурс профессионального мастерства в лицее, региональном конкурсе профессионального мастерства. Возможность участия в региональном конкурсе профессионального мастерства стимулирует обучающихся к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному совершенствованию умений и формированию навыка выполнения операций штукатурных работ.  Даже если выбор профессии штукатур обучающим был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно (Как это порой происходит в нашем лицее по причине ограниченного выбора профессии) то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Так, например дополнительные занятия внеурочной деятельности по изучению внутренних и наружных отделочных работ и отработка их на макете дома способствовали в дальнейшем на профессиональном самоопределении обучающихся.

Важно в процессе обучения на уроках учебной практики добиваться от обучающихся коррекционной школы того, чтобы они смогли применить полученные знания и умения в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта «Формирование и развитие речевой среды на уровне начального образования как условие становления компетентной личности обучающихся»

Практика по формированию и развитию речевой среды на уровне начального общего образования МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» освещает какими средствами достигается поставленная цель. Это преподавание ...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...

Интерактивные контрольно-измерительные материалы как условие формирования общих компетенций обучающихся

Проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует всех преподавателей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном проц...

«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»

laquo;Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»...