Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"
статья

Елена Борисовна Батура

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи обучающихся между собой. Формирование будущего специалиста по профессии слесарь КИПиА начинается на занятиях «Учебной практики» в мастерской. Эффективность таких занятий  зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения реализует современные требования к организации производственного обучения в целом. Так, на предприятиях ОАО ППГХО  г. Краснокаменск широко используются комплексные бригады, и бригадная форма организации обучения помогает студентам подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует формированию и развитию общих компетенций. Бригадная форма обучения готовит студентов к прохождению производственной практики, они приобретают первый производственный опыт, у них формируются профессиональные компетенции по каждому модулю. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батура Е. Б., мастер п/оГАПОУ

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Бригадное обучение как условие формирования

общих и профессиональных компетенций обучающихся

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Гербер Спенсер

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи обучающихся между собой.

Формирование будущего специалиста по профессии слесарь КИПиА начинается на занятиях «Учебной практики» в мастерской. Эффективность таких занятий  зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения реализует современные требования к организации производственного обучения в целом. Так, на предприятиях ОАО ППГХО  широко используются комплексные бригады, и бригадная форма организации обучения помогает студентам подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует формированию и развитию общих компетенций:

  • умение работать в коллективе,
  • воспитание чувства собственной ответственности за результаты труда коллектива в целом,
  • формирование таких черт характера, как стремление к взаимопомощи, товарищеской выручке,
  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,
  • умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем,
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
  • анализировать рабочую ситуацию,
  • осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
  • нести ответственность за результаты своей работы.
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Бригадная форма предполагает, что учебная группа делится на бригады, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав студенческих бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются  студенты.

При формировании и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы обучения на уроках учебной практики обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования.

Большей частью бригадная организация учебной практики в учебных мастерских применяется после освоения студентами основ профессии - трудовых приемов и операций, накопления ими определенного опыта, т.е., в процессе выполнения работ комплексного характера. К этому времени уже сформирован коллектив учебной группы и разделение его на микроколлективы - бригады положительно влияет на слаженность и работоспособность группы в целом.

      При организации учебного процесса в бригадной форме каждый студент выполняет часть производственного задания самостоятельно. Для рациональной организации  труда используется внутрибригадный график (технологические карты) перемещения по видам выполняемых работ на каждом этапе. Студенты выполняют задание по инструкционно - технологическим картам, а мастер  проверяет правильность и качество выполнения работы.

Опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек. Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, поэтому каждый член бригады выполняет 1-2 определенные операции технологического процесса. Например: прозвонка двигателя,   демонтаж узлов в приборе, проверка реохорда и т.д. В этом случае принимается и оценивается каждая операция перед выполнением следующего вида работ.

             Важный вопрос - комплектование бригад. Здесь возможны два основных варианта:

  1. однородные бригады, куда включаются студенты, примерно равные по силам и возможностям;
  2. смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» студенты.

И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. При однородном составе учебно – производственных бригад студенты получают различные задания: «сильные» бригады – задания повышенной сложности, «слабые» - облегченные. Это позволяет мастеру легче осуществлять инструктирование и контроль за работой бригады. Вместе с тем подобное комплектование бригад снижает возможности организации взаимопомощи и взаимообучения. При смешанных бригадах такая возможность значительно повышается, но есть опасность, что в случае недостаточного контроля со стороны мастера работу станут выполнять наиболее подготовленные, инициативные и ответственные обучающиеся, а менее активные и слабые окажутся в роли подсобников. Комплектуя бригады, следует заботиться и о том, чтобы в их состав вошли обучающиеся, отношения между которыми носят доброжелательный, товарищеский характер.

В каждой бригаде есть бригадир, который осуществляет руководство, контроль, оказывает помощь членам бригады, по окончании работ докладывает о выполнении бригадой учебно-производственных заданий. Фактически бригадир является помощником мастера по производственно-техническому руководству бригадой. Таким образом, бригадная форма обучения готовит студентов к прохождению производственной практики, они приобретают первый производственный опыт, у них формируются профессиональные компетенции по каждому модулю. 
         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

«Мир наших профессий» как один из путей формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Вашему вниманию представляется  опыт работы методической комиссии технического и социально-экономического профилей  профессионального образования  нашего техникума....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....