ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
статья

Статья о необходимости мониторинго ПК и ОК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Мониторинг ПК и ОК18.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ  УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Н.В. Елисеева

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»,

elisey210114@mail.ru

В основу идеологии ФГОС НПО/СПО нового поколения положен модульно-компетентностный подход, предполагающий освоение технологически завершённых видов профессиональной деятельности, которые обеспечивают эффективную реализацию социальных и профессиональных функций квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена на конкретном рабочем месте. Однако основой формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, является формирование общих компетенций на этапе освоения им общеобразовательных программ и дисциплин.

Компетентность-результат образования, выражающийся во владении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что она в сравнении с другими результатами образования: является интегрированным результатом; позволяет решать класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности); существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания); переносима (связана с классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения); проявляется осознанно (в отличие от навыка). Общими компетентностями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Общие компетентности являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях.

В реализации компетентностного подхода мониторинг образовательных достижений обучающихся представляет самую уязвимую часть организации образовательного процесса. Если диагностика знаний, умений и навыков для педагога не составляет большой трудности, то оценка сформированных компетенций, представляющих интегрированный результат развития не только ЗУНов, но и деятельностных и личностных качеств, является наибольшей трудностью.

Главным моментом в мониторинге, понимаемом как «форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития», являются диагностика динамики изменений, происходящих с обучающимися, и внесение в случае необходимости корректив в образовательный процесс. Содержание этой деятельности определяется циклом: цикл начинается со сбора и обработки информации, а заканчивается получением информации, которая становится исходной для нового цикла.

Деятельностная составляющая компетентности, как результата образования, не позволяет оценивать этот результат в целом посредством традиционных контрольно-измерительных материалов (разновидностей закрытых тестовых заданий), ориентированных на воспроизведение знаний, умений. Более того, тест на проверку уровня сформированности общих компетенций не может считаться валидным, если проверяет не деятельность, а некую информацию об этой деятельности. Для оценки уровня сформированности общих компетенций разрабатываются тестовые задания открытого типа. Они отличаются по размерам (числу слов) и характеру (степени структурированности) ответа, что и служит основанием для классификации тестовых заданий: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развёрнутым неструктурированным ответом.

Мониторинг общих компетенций проводится дважды в год. Первоначально с целью определения уровня вновь поступивших студентов в образовательное учреждение и для определения механизмов корректировки сформированности компетенций в течение учебного года, а в конце года с целью определения динамики формирования компетенций у первокурсников. В ходе дальнейшего обучения общие компетенции формируются при освоении специальных учебных дисциплин, учебных профессиональных модулей. При выполнении практических и лабораторных работ студенты приобретают практические навыки профессиональной деятельности, а на их основе формируются компетенции. Мониторинг сформированности общих компетенций на втором, третьем курсах осуществляется через включение заданий, позволяющих отслеживать виды деятельности студентов в тесты по контролю знаний по дисциплине. Параметрами оценки являются теоретический компонент (совокупность знаний), практический компонент (комплекс умений и навыков), рефлексивный компонент (анализ собственной деятельности) в соответствии с требованиями ФГОС СПО и ФГОС НПО и запросами работодателей. Для проведения контрольных мероприятий мониторинга уровня сформированности компетенций используются производственные и иные задания на создание модельной, проблемной   ситуации и проверку способности испытуемого действовать в ней. При компетентностном подходе традиционные формы и методы мониторинга дополняются демонстрацией выполнения заданий. Результаты оценивания фиксируются в оценочной ведомости. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую) аттестацию обучающихся. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (и итоговой) аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателя.

Поскольку в системе образования в качестве результата обучения заявлен новый результат - сформированность компетенций выпускника, то, успешность его достижения обеспечивается через формирование общих компетентностей, что является предпосылкой успешности формирования компетенций профессиональных, а значит, становления успешного выпускника. Важное место в этом процессе занимает мониторинг.

 Литература

1. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода / О.В. Темняткина. – Екатеринбург, 2009.

2. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман // Вопр. образования. – 2008. – № 2. – С. 161–185.

3. Чапаев, Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н.К. Чапаев,

Н.Л. Вайнштейн. – Челябинск : ИРПО, 2007. – 405 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий  и Интернет-ресурсов.    Использование ИКТ позволяет более эффективн...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Патриотическое воспитание - это неотъемлимая часть воспитания современной молодёжи....

САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В данной статье рассматривается формы  и виды самостоятельной  работе обучающихся, а также ее организация в образовательном учреждении. Значениесамостоятельной работы обучающихся для подгото...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...