Интеллектуальная игра на тему Современные философские теории и их объяснения особенностей жизни человека
план-конспект занятия
Преподаватель дисциплины Основы философии с целью развития мировоззрения обучающихся и воспитания духовно-нравственных качеств провела интеллектуальную игру. Данное мероприятие проводилось в несколько этапов. С начала выявлялись особенности различных философских теорий . затем рассматривали кто из студентов и почему заинтересовался идеями того или иного философа ,выявляли положительное и отрицательное влияние позитивизма, прагматизма ,экзистенциализма, психоанализа на различные сферы жизни общества .В конце мероприятия подвели итоги и поняли что каждая философская теория интересна по своему и современному человеку необходимо выбирать свои приоритеты и постоянно развиваться интеллектуально. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные философские теории и их объяснения особенностей жизни человека | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные современные философские концепции
I. Философия иррационального. Экзистенциализм.
2.Позитивизм и его современные формы.
3. Прагматизм и его эволюция.
1.Для мировоззрения XX века характерно разочарование в разуме, в науке, которая оказалась непригодна для объяснения глубин человеческого бытия. Это породило множество философских направлений иррационального толка, из которых крупнейшим является экзистенциализм. С другой стороны осталась философия, верная науке, но изменившая предмет философии. Сомнение в объективности научного знания, вызванное революцией в естествознании, произошедшей на границе XIX - XX веков, заставило ограничить задачу научной философии анализом языка науки. Решением этой задачи занялся позитивизм.
Экзистенциализм, или "философия существования" /экзистенция - существование/ - непосредственная преемница философии А.Бергсона и Ф. Ницше. Свой метод она заимствовала у Э.Гуссерля, а основные, идеи – у С.Кьеркегора. Наиболее яркие представители экзистенциализма: К.Ясперс, М.Хайдеггер в Германии; Г.Марсель, Ж.-П.Сартр, А.Камю во Франции; Н.Аб-баньяно в Италии; У. Баррет в США.
С точки зрения экзистенциализма, человек не может быть предметом исследования, потому что он есть свобода. У человека существование предшествует сущности, он не завершен эволюцией и может обрести /или не обрести/ свою сущность в процессе существования. Человеческое существо представляет собой нечто невыразимое, поэтому его нельзя объяснить рационально. Сущность человека раскрывается в пограничных ситуациях, в критические моменты жизни. Человек - существо страдательное. Он заброшен в чуждый ему мир, одинок в нем. По Сартру, источником страдания человека оказывается неразрешимое противоречие его существования годной стороны, человек - индивидуальность и потому не может быть понят другим человекам, а жить, обречен в обществе, т.е. с другими людьми.
В экзистенциальной философии вводится понятие подлинного и неподлинного бытия Хайдеггер неподлинное, т.е. обезличенное социальностью бытие, обозначил понятие "ман". Подлинным бытием является только сугубо индивидуальное субъективное в жизни человека. Страдание человека порождается страхом перед отчужденным бытием, перед "ман". Преодоление одиночества человека, по Ясперсу, возможно в коммуникации /в личностном общении/, помочь этому может философская вера.
2.Позитивизм проходит в своем развитии несколько этапов. Создатель позитивизма Огнют Конт /1798-1857/.Цель позитивизма - достижение положительного /позитивного/ знания, т.е. максимально приближенного к наблюдению, отказ от абстрактного: философствования, не соответствующего данным наук. Задача философии - изучать связи между науками и разрабатывать общенаучные методы.
В конце 19 века возникает второй позитивизм - махизм /эмпириокритицизм/. Здесь основная задача - критика всякого опыта на предмет очищения от философских и ненаучных измышлений. Махизм отказывается от разграничения на субъект и объект /объекта вне субъекта нет/. Научные данные суть ощущения, а знания - комбинации ощущений. Такая точка зрения называется субъективно-идеалистическим радикализмом. На недооценку понятийного характера мышления у махистов обратил внимание третий позитивизм - неопозитивизм. Все понятия, оказалось, невозможно свести к ощущениям.
Неопозитивизм /Нейрат, Шлик, Рассел, Карнап/, или логический позитивизм, задачей философии считает анализ языка науки с целью определения научно осмысленных суждений и исключения научно неосмысленных. Исходными предпосылками всякого познания являются "факты", понимаемые, как чувственные данные сознания. Объект познания существует лишь как теоретическая конструкция. Научная осмысленность высказывания определяется с помощью верификации, т.е. соотнесения высказывания с индивидуальной чувственной проверкой /опытом/.
Неопозитивизм эволюционировал от анализа языка науки к анализу обыденного языка /аналитическая философия/, что: порой вело к более или менее содержательному анализу собственно философских проблем.
Постпозитивизм /Поппер, Лакатос, Кун и др./ отказался от ориентации только на логику и обратил внимание на исторические методы. С точки зрения философии постпозитивизма, задача философия научного познания - решение проблемы роста научного знания. Научность знания определяется с помощью теории фальсификации: научным является знание, которое в принципе может быть опровергнуто /сфальсифицировано/.
3. Философия прагматизма получила распространение в США, поскольку ее основные принципы адекватно выражали "дух" среднего американца. Главные представители ее - Ч.Пирс, У.Джемс и Дж. Дьюи. Философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия, а общим методом решения тех проблем, которые возникают в процессе практической деятельности людей, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Используя односторонне истолкованные идеи Ч.Дарвина, прагматизм рассматривает мышление как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Мышление является не способом познания мира, а всего лишь средством преодоления сомнений, возникающих в процессе деятельности.
Отсюда и решение проблемы истины. Истинно то, что полезно. Поэтому главным критерием человеческой деятельности является успех, который абсолютизируется, превращаясь не только в единственный критерий истины, но и в само содержание истины.
Прагматизм оказал огромное влияние на политических и общественных деятелей, проник в общественное сознание. Однако прагматизм ограничивает кругозор человека нуждами текущего момента, не позволяет человеку заглянуть в будущее, а значит, мешает понять настоящее. Сиюминутная польза может помешать человеку выиграть в главном, к тому же то, что полезно одному, может быть отнюдь неполезно другому, и нацеленность на индивидуальный успех приводит к жестоким конфликтам.
<<< Предыдущая1234567891011121314151617181920
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по теме "Компьютер и ПО"
Разработана на основе игры "Своя игра"., в приложении MS PowerPoint, с навигацией....
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"
Предмет: Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...
Значение игры в жизни человека.
Не случайно одни из важныхопределений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себячеловеком, когда о...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Вера, Надежда, Любовь"
Интегрировать в интеллектуальной игре материал из различных областей. Показать не только области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую реальную связь дать студентам ...
ФГОС. Семинар для классных руководителей по теме: "Современный терроризм, его характерные черты и особенности."
Терроризм. Толерантность...
Интеллектуальная игра "Знатоки экономики" по дисциплине "Экономическая теория"
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры "Знатоки экономики"...
Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».
Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...