Интеллектуальная игра "Знатоки экономики" по дисциплине "Экономическая теория"
методическая разработка по теме
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия в форме интеллектуальной игры "Знатоки экономики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2017.doc | 437 КБ |
ira_znatoki_ekonomiki.ppt | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Методическая разработка
по проведению внеклассного мероприятия
Интеллектуальная игра «Знатоки экономики»
по дисциплине: «Экономическая теория»
для специальностей: 38.02.01 «Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)», 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Составили преподаватели: А. В. Валиулина, Т.В. Мирошниченко
Южно-Сахалинск
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Пояснительная записка ……………………………………………………3
- Этапы внеклассного мероприятия………………………………………….6
- Ход игры «Знатоки экономики»..…………………………………………..7
- Приложение 1 Формирование команд…………………………………….13
- Приложение 2 Задание 1 тура ……………………………………………..14
- Приложение 3 Задание 2 тура ……………………………………………..24
- Приложение 4 Золотая викторина ………………………………………..25
- Приложение 5 Памятка членам жюри …………………………………….28
- Литература ………………………………………………………………….30
- Презентация…………………………………………………………………31
- Фотографии …………………………………………………………………35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале ХХI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов экономики и бухгалтерского учета и делопроизводителей, вооруженных знаниями современных экономических наук. Специалисты должны владеть коммуникативными качествами, информационной культурой, анализировать и оценивать информацию. Уметь работать в коллективе и команде. Быть творчески активными и мобильными специалистами, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда.
Развитию этих способностей способствуют внеклассные мероприятия. Они позволяют более углубленно изучать дисциплину «Экономическая теория», повышают интерес к изучению экономических наук. Игровая форма внеклассных мероприятий помогает проявить студентам творческую и интеллектуальную способность, развивает умение работать в команде.
Интеллектуальная игра «Знатоки экономики» в рамках недели цикловой комиссии «Экономических дисциплин» проводится для студентов второго курса специальности 38.02.01 «Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Содержание мероприятия включает в себя выполнение тестовых заданий, решение старинных задач, решение вопроса о богатстве и бедности стран путем построения бумажных пирамид. Для проведения внеклассного мероприятия выбран кабинет 38, который позволит задействовать студентов двух групп ОБ-1501, ОД-1501 и троих студентов третьего курса ОБ-1401 в качестве жюри. Время проведения 29 марта 2017г.
Интеллектуальная игра «Знатоки экономики», основывается на групповой состязательности по дисциплине «Экономическая теория». Проведению мероприятия предшествовал период подготовки, студентами изучены темы: «Потребности, свободные и экономические блага, ограниченность ресурсов», «Кривая (граница) производственных возможностей», «Рынок и его участники в современной рыночной экономике», «Денежно-кредные отношения». Изучены понятия: основные материальные потребности общества; экономические ресурсы (факторы производства): труд, земля, капитал, предпринимательство; ограниченность; проблема выбора; альтернативная стоимость (цена выбора); основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Кривая производственных возможностей, ее методологическое значение и др. Студентам третьего курса – участникам жюри, так же пришлось вспомнить основные понятия, чтобы суметь оценить работу участников игры, задать вопросы командам на защите задач и подать пример студентам второго курса – участникам игры, смотивировав их, таким образом, на более углубленное изучение дисциплины.
Методическая цель:
Организация внеклассного интеллектуального мероприятия с применением игровых технологий
Цель интеллектуальной игры «Знатоки экономики» – оптимизация знаний по дисциплине «Экономическая теория», повышение интереса к дисциплине и будущей профессии, развитие умений работы в команде.
Воспитательная цель:
- развитие способности организовать собственную деятельность;
- способствование формированию умения работать в команде, эффективно общаться с участниками команды.
Для выполнения заданий студент должен:
уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- вычислять альтернативную стоимость и недополученную выгоду в условных ситуациях;
- применять альтернативную стоимость при принятии решений в условных примерах и простых жизненных ситуациях;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микроуровне.
знать:
- предмет, метод и функции экономической теории;
- потребности, свободные и экономические блага, ограниченность ресурсов;
- факторы производства и факторные доходы;
- альтернативная стоимость (альтернативная ценность, цена выбора);
- недополученная выгода;
- вмененные затраты (как термин управленческого учета).
Тип занятия: интеллектуальная игра
Средства: экран, проектор, ноутбук, фото аппаратура.
Методическое оснащение: электронная презентация в MS PowerPoint, раздаточный материал, раздаточный материал для организации игры, для участников команд, для жюри и для зрителей.
Раздаточный материал для организации игры:
- Карточки с названиями команд «Мудрая сова» и «Зоркий сокол»
- Табличка с надписью жюри.
Для участников команд:
- Карточки с тестовыми заданиями, задачами.
- Листы А-4 и ватманы А-2 для работы команд.
- Ватман А-2, скрепки, листы А-4.
- Карандаши, ножницы, степлер, скотч.
Для жюри:
- Таблица 1. Результаты интеллектуальной игры «Знатоки экономики»
- Ответы к заданиям.
Развиваемые компетенции: умение и навыки работы в группе, умение слушать, брать на себя ответственность, самостоятельность при принятии решений, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.
ЭТАПЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
Этапы занятия | Цель фрагмента занятия | Время |
Организационный момент | Организация начала мероприятия. Ознакомление с содержанием, структурой игры. Представление участников и жюри. Мотивация на успех. | 3 минуты |
Формирование команд | Формирование двух команд путем жеребьевки «Мудрая сова» и «Зоркий сокол» из студентов разных групп, с целью развития способности работать в команде с малознакомыми людьми. | 3 минуты |
Первый тур - Выполнение тестовых заданий | Актуализация и систематизация знания по темам: «Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики», «Рынок и его участники в современной рыночной экономике», «Денежно-кредные отношения». Настрой на групповую работу, создание дружеской атмосферы в созданных командах. | 12 минут |
Второй тур – решение старинных задач | Формирование аналитического мышления; умения выстраивать отношения в группе и принимать совместные решения. | 46 минуты |
Третий тур – построение пирамиды | Формирование аккуратности, внимательности, ответственности, важных качеств для будущего бухгалтера и делопроизводителя; способствование совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы. | 20 минут |
Рефлексия | Развитие способности целеполагания, самоанализа, самоосмысления, личностному самосовершенствованию; | 3 минуты |
Подведение итогов жюри | Подведение итогов игры, занятия | 3 минуты |
Итого: | 90 минут |
ХОД ИГРЫ «ЗНАТОКИ ЭКОНОМИКИ»
- Организационный момент
Добрый день, уважаемый студенты и гости мероприятия!
Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в виде интеллектуальной игры «Знатоки экономики». «Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики», «Рынок и его участники в современной рыночной экономике», «Денежно-кредные отношения».
Участники игры у нас сегодня 12 студентов второго курса ОБ-1501 и ОД-1501. А уважаемое жюри, представляют студенты третьего курса, группы ОБ-1501.
Интеллектуальная игра «Знатоки экономики» состоит из трех туров, на которых вы будите выполнять тестовые задания, решать старинные задачи, анализировать ситуации, решать вопрос о богатстве и бедности стран путем построения бумажных пирамид.
Игра основана на состязательности команд. У вас будет возможность проявить свои интеллектуальные способности, смекалку и умение работать в команде.
Зрители тоже не останутся в стороне, в процессе выполнения заданий участниками, болельщики смогут принять участие в «Золотой викторине». (приложение 4.)
Итак, начнем нашу игру с формирования команд.
- Формирование команд
Состав команд определяется в следующем порядке: на столе разложено 12 листов бумаги (для каждого участника игры) с названием команд «Мудрая сова» и «Зоркий сокол». Каждый из вас путем жеребьевки будет определен в одну из этих команд.
Занимайте свои места и внесите свои фамилии в листы регистрации (приложение 1).
- Интеллектуальная игра «Знатоки экономики»
Первый тур - Выполнение тестовых заданий
Для того чтобы начать турнир, нам необходимо немного повторить, что вы изучали на уроках по дисциплине «Экономическая теория». Для этого вспомним основную терминологию по темам: «Проблемы производственных возможностей и эффективности экономики», «Рынок и его участники в современной рыночной экономике», «Денежно-кредные отношения».
Каждый участник игры получает карточку с номером от 1 до 6 которая включает в себя десять тестовых заданий и еще три дополнительных. Каждое задание, включает в себя один правильный ответ. Выполняя эти задания, вы вспомните основную экономическую терминологию. Это вам поможет подготовиться к выполнению следующего тура нашей сегодняшней игры. Ответы на задания вы записываете в подготовленные, для этого тура карточки. Обратите внимание, что в карточках подготовлено место не только для ответов основного задания, но и отведено место для дополнительного задания. Это означает, что, ответив на основное задание, вы можете ответить на дополнительные тестовые задания, заработав дополнительно баллы. (приложение 2)
Регламент времени – 12 минут.
Для уважаемого жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов, дополнительная работа студента оценивается в 3 балла за каждый правильный ответ.
Второй тур – решение задач
Нет такой выгоды, которая не была бы связана
с ущербом для других.
Монтень. «Опыты»
Второй тур включает в себя решение старинных задач. (Приложение 3). Давайте, вспомним понятие «кривой производственных возможностей» и понятие «альтернативные издержки».
Задача № 1. Особенность этого задания, заключается в том, что условие задачи, у вас на две команды одно задача французского математика Альсуина (735-804). Задачу решить можно несколькими способами. Вам нужно будет представить решение задачи и объяснить его, ответить на вопросы жюри.
Регламент времени: 18 минут на решение задачи и 2,5 минуты на защиту решения задачи.
Данное задание оценивается до 40 баллов. При этом учитывается: представление решения, количество способов решения задачи, полнота ответа, употребление экономической терминологии. Скорость выполнения задания.
Задача № 2. Каждая команда получает одно условие задачи французского математика Безу (1730-1783). Способ решения этой задачи один. Оцениваться будет правильность решения задачи и скорость ее выполнения.
Регламент времени: 18 минут на решение задачи и 2,5 минуты на защиту решения задачи.
Для уважаемого жюри.
- правильное решение задачи и защита оценивается в 40 баллов.
- верное направление решения (т.е. есть ошибки, неточности в решении, но ход мыслей верный) и защита до 20 баллов
Третий тур – построение пирамиды
Третий тур включает в себя решение вопроса о богатстве и бедности стран путем построения бумажных пирамид.
Вспомните и назовите основные факторы производства. Природные ресурсы (неэкономические блага, используемые в производстве), капитал (средства производства, используемые в производстве), труд (рабочая сила).
Попросить выйти представителей команд, для того чтобы вытянуть жребий, на котором будет указана название той страны, по которой они будут выполнять задание. Таким образом, одна команда будет работать по России, а друга по Японии.
Задание «Строительство бумажных пирамид». Задача: построить как можно прочную, аккуратную, красивую пирамиду. Построить геометрическую пирамиду достаточно просто: равносторонний треугольник вписать в больший. При этом малый треугольник станет основанием пирамиды. Однако, несмотря на простоту, студентам придется актуализировать геометрические знания и умения. Помимо геометрии, в игре ожидают навыки технологии, востребуются смекалка и сообразительность.
Прежде чем приступить к строительству пирамиды, спросить у студентов, какая из стран Россия или Япония, богаче, по их мнению. Какая из стран богаче природными ресурсами? Что можно сказать о японских средствах производства? Поэтому команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы: 1 ватман А-2, 8 скрепок, ножницы и карандаш. А Япония получает новейшие средства строительства пирамид: линейки, ножницы и карандаши, степлер, скотч, листы А-4.
Какая же страна богаче теперь?
Пусть вопрос разрешит игра. Команды готовы? За работу.
На строительство бумажной пирамиды отводиться 15 минут. Оценивается качество выполненных работ (аккуратность, прочность, эстетический вид) до 40 баллов.
Строительство бумажных пирамид началось, пока команды творят, стоит проконтролировать их совместную работу. Важно, чтобы из процесса строительства никто не выпадал.
В процессе работы команд, провести интервью.
Команда «Японцы». Добрый день! В эфире «Клуб путешественников» мы находимся в Стране восходящего солнца, у подножия Фудзиямы. Местные умельцы увлечены строительством. Скажите, Саша-сан, как вам работается? Как вы думаете, кто победит в соревновании?
Команда «России». В эфире программа «Вести». Мы – в огромном цехе огромного завода города Южно-Сахалинска. Тысячи рабочих мучаются над заданием. Работа кипит. Спросим у бригадира Ивана Ивановича, выполняет ли он план?
Строительство завершается. Подводим итоги. Сравниваем пирамиды Японии и России.
Возможность защитить итоги работы путем ответов на поставленные вопросы по 2,5 минуты на команду.
5 баллов за каждый обоснованный ответ.
После сравнения качества выполненных работ, проанализируем полученный результат.
Скажите, какая же страна богаче? Россия богаче сырьем, но в Японии лучше технологии. Япония оказалась богаче, ибо производит более качественные товары. Россия вроде богаче, но беднее товарами. Что нужно делать странам, что бы быть богаче? Можно ли использовать возможность взаимовыгодно обмениваться («российский» ватман на «японские» скотч и ножницы).
Вывод: обмен между странами делает их богаче, а мир не только политическая, но и экономическая категория!
Рефлексия
Пока жюри подводит окончательный итог нашей игры (приложение 5), давайте проведем рефлексию. С какими трудностями вы сегодня столкнулись, при выполнении заданий и как вы их преодолевали? Как вам эти знания помогут в жизни, где вы сможете их применить? В процессе подведения итогов, у студентов формируется позитивное отношение к прошедшей игре, мотивируется получение знаний по дисциплине «Экономическая теория». Определяются те сферы жизни, где полученные знания на дисциплине могут быть применены. Определяется значение умения работать в команде, даже с малознакомыми людьми. Почему необходимо развивать в себе это умение.
И в завершении, какие выводы, каждый участник игры для себя сделал.
- Подведение итогов, оглашение результатов, награждение победителей.
Приложение 1
Формирование команд
Бланк регистрации участников команды | |
Команда «Мудрая сова» | |
Ф.И. участника | группа |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Бланк регистрации участников команды | |
Команда «Зоркий сокол» | |
Ф.И. участника | группа |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Задание первого тура Приложение 2
ВОПРОСЫ ТЕСТА 1
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Бартер - это…
1. Обмен товара на деньги;
2. Обмен одного товара на другой;
3. Обмен товара на ценные бумаги.
- Что называют эмиссией денег?
1. Изъятие их из оборота;
2. Выпуск в обращение;
3. Обмен на товар.
- Ценная бумага, удостоверяющая вложение средств в предприятие и дающая право её владельцу на получение доли прибыли - …
1. Акция;
2. Облигация;
3. Вексель.
- Документ бухгалтерского учёта, в котором сведены данные обо всех затраченных и полученных за отчётный период средствах - …
1. Баланс;
2. Опцион;
3. Депонент.
- Инфраструктура финансового рынка включает в себя - …
1. Аукционы;
2. Биржи труда;
3. Страховые компании.
- Форму организации хозяйства современной экономики России можно охарактеризовать как - …
1. Свободная;
2. Регулируемая;
3. Деформированная.
- Как называются сделки, дающие право на куплю-продажу товара в будущем по заранее оговорённой цене?
1. Лизинговые;
2. Клиринговые;
3. Фьючерсные.
- Банк, предоставляющий ссуду под имущественный залог –
1. Инвестиционный;
2. Ипотечный;
3. Инновационный
- Какие налоги относят к косвенным налогам?
1. Налог на прибыль;
2. Налог с оборота;
3. Подоходный налог.
- Акция, дающая право её владельцу на гарантированный дивиденд, но без права голоса на собрании акционеров - …
1. Обыкновенная;
2. Именная;
3. Привилегированная.
ВОПРОСЫ ТЕСТА 2
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Инвестиции - это…
1. Запасы сырья производственного назначения;
2. Долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики;
3. Денежные средства, не используемые в производственном процессе.
- По каким видам ценных бумаг получают дивиденды?
1. по акциям;
2. по облигациям;
3. по векселям.
- Макроэкономика - это…
1. Отрасль науки, изучающая экономику на уровне страны;
2. Отрасль науки, изучающая работу крупных предприятий;
3. Отрасль науки, изучающая движение финансовых средств.
- Объединение, при котором головная компания, владеет контрольным пакетом акций и осуществляет контроль над дочерними фирмами
1. Картель;
2. Трест;
3. Холдинг.
- Сумма товаров и услуг в стоимостном выражении, произведённых в течение года на территории данной страны всеми предприятиями, независимо от их национальной принадлежности
1. ВВП;
2. ВНП;
3. ЧНП.
- Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи квартир
1. Дистрибъютер;
2. Риэлтер;
3. Аудитор.
- Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определённой суммы денег со счёта - это…
1. Полис;
2. Сертификат;
3. Чек.
- Увеличение эффективности производства за счёт привлечения дополнительных факторов производства – это…
1. Интенсивный экономический рост;
2. Экстенсивный экономический рост;
3. Смешанный рост.
- Рынок, на котором есть только один продавец и множество покупателей – это …
1. Монополия;
2. Монопсония;
3. Олигополия.
- Последователи экономической теории, считающие, что богатство страны возникает только в сфере торговли - это…
1. Монетаристы;
2. Утописты;
3. Меркантелисты.
ВОПРОСЫ ТЕСТА 3
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Владельца ценной бумаги называют?
1. Акционером;
2. Дистрибьютором;
3. Диллером.
- Выручка минус затраты равняется
1. себестоимости;
2. прибыли;
3. налогам.
- Степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены в деньги называется …
1. платёжеспособностью;
2. ликвидностью;
3. самоокупаемостью.
- В переводе с древнегреческого термин экономика означает…
1. производство;
2. рынок;
3. законы хозяйства.
- К сфере материального производства относятся отрасли…
1. сельское хозяйство;
2. здравоохранение;
3. народное образование.
- Множество магазинов в Москве торгуют примерно одним и тем же набором мужской одежды по одинаковой цене. Это пример рынка…
1. совершенной конкуренции;
2. олигополии;
3. монополистической конкуренции.
- Если по мере увеличения цены на данный товар, величина спроса на него будет падать, то это демонстрирует действие...
1. закона убывающей предельной полезности;
2. закона предложения;
3. закона спроса.
- Превышение доходов государства над его расходами называют…
1. профицитом;
2. сальдо;
3. активом.
- Амортизация основных средств – это…
1. износ основных средств;
2. постепенное перенесение стоимости основных средств на стоимость готовой продукции;
3. структурный состав основных средств.
- Ресурсы, используемые людьми для создания жизненный благ…
1. факторы производства;
2. элементы производства;
3. общественный продукт.
ВОПРОСЫ ТЕСТА 4
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Все ценное, что человеку, фирме и государству принадлежит на правах собственности принадлежит называется
1. активом;
2. пассивом;
3. сальдо.
- Денежная единица страны, используемая в международных расчётах…
1. банкнота;
2. купюра;
3. валюта.
- К тяжёлой промышленности относятся отрасли…
1. текстильная;
2. . машиностроение;
3. молочная.
- Совокупность товаров и услуг, произведённых в течение года, выраженная в рыночных ценах, называется…
1. общественным продуктом;
2. стоимостью;
3. капиталом.
- Налог взымаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый в % к цене этого товара…
1. НДФЛ;
2. НДС;
3. акциз.
- К характеристике рыночной экономики не относится…
1. Частная собственность;
2. централизованное планирование;
3. конкуренция.
- Собственность с точки зрения экономики – это...
1. имущество человека или организации;
2. отношения по поводу присвоения средств и результатов производства;
3. принадлежность, право пользования.
- Вопросы «что», «как» и «для кого производить» реальны…
1. Только в плановой экономике;
2. Только в рыночной экономике;
3. В любом обществе.
- Нематериальное благо имеющее форму полезной людям деятельности называется …
1. товар;
2. полезность;
3. услугой.
- Показатель фондоотдача характеризует…
1. количество произведённой продукции в расчёте на 1 рубль основных средств;
2. уровень технической оснащённости труда;
3. производительность труда.
ВОПРОСЫ ТЕСТА 5
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Решение экономических проблем частично рынком, частично государством характерно для экономики.
1. смешанной;
2. командной;
3. рыночной.
- Какие из названных позиций не входят в состав тарифной системы?
1. тарифные сетки;
2. премиальные положения;
3. тарифно-квалификационный справочник.
- Сдельная форма оплаты труда предполагает начисление заработной платы в соответствии с количеством…
1. изготовленной продукции;
2. отработанного времени;
3. оказанных услуг.
- Вся совокупность организационных, юридических и материальных механизмов и институтов, обеспечивающих обмен товарами, - это…
1. экономика;
2. рынок;
3. демпинг.
- ВНП – это…
1. внутренний национальный продукт;
2. внутренний национальный потенциал;
3. валовой национальный продукт.
- Обязательные сборы с физических и юридических лиц, проводимые государством, на основе государственного законодательства – это…
1. инвестированием;
2. налоги;
3. субсидии.
- Постоянный рост общего уровня цен на фоне падения покупательской способности национальной денежной единицы, - это…
1. инфляция;
2. дефляция;
3. стагфляция.
- Что можно отнести к портфельным инвестициям из перечисленного?
1. здания и сооружения;
2. машины и оборудование;
3. акции и другие ценные бумаги.
- Превышение выручки от продажи над издержками называют…
1. прибыль;
2. процент;
3. рента.
- Собственные источники финансовых ресурсов предприятия...
1. прибыль предприятия;
2. бюджетные средства;
3. кредиты и займы.
ВОПРОСЫ ТЕСТА 6
На каждый из трёх вопросов выберите один правильный ответ:
- Какая из трёх основных проблем экономики указана неверно?
1. Как производить?
2. Что производить?
3. С какой целью производить?
- Каково содержание категории «воспроизводство»?
1. Поддержание определённой структуры производства;
2. Восстановление исходного состояния производства;
3. Постоянное повторение процесса производства.
- Часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами, называется …
1. дивидендами;
2. акцизами;
3. процентами.
- Какой из предложенных вариантов правильно характеризует чистую прибыль?
1. часть общей прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей;
2. валовая прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды;
3. сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия.
- Какие из перечисленных позиций входят в состав основных средств?
1. готовая продукция;
2. здания, сооружения, передаточные устройства;
3. сырьё, материалы, полуфабрикаты.
- Спрос на товар – это…
1. потребность покупателей в каком-либо товаре;
2. желание человека приобрести товар;
3. желание и возможность потребителей приобрести товар.
- Повременная форма оплаты труда предполагает начисление заработной платы в соответствии с количеством…
1. произведённой продукции;
2. отработанного времени;
3. оказанных услуг.
- Какие налоги относят к прямым налогам?
1. акцизы;
2. налог на прибыль;
3. налог с оборота.
- Закон предложения утверждает, что…
1. спрос и предложение товара взаимосвязаны;
2. увеличение цены товара вызывает снижение предложения на товар;
3. рост цены на товар вызовет увеличение объёма предложения.
- Какие тенденции характеризуют прогрессивные изменения в структуре экономики?
1. увеличение удельного веса добывающих отраслей;
2. уменьшение удельного веса обрабатывающих отраслей;
3. рост удельного веса продукции машиностроения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 1
- Линия предложения имеет - …
1. Положительный наклон;
2. Отрицательный наклон;
3. Нулевой наклон.
- Соглашение между крупной фирмой и более мелкими предприятиями, в соответствии с которым фирма передаёт право предприятиям пользоваться своим именем, технологиями, рекламой
1. Мониторинг;
2. Селенг;
3. Франчайзинг.
- Почему при переходе России к рыночным отношениям возникла необходимость в приватизации?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 2
- Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику обосновал - …
1. Карл Маркс;
2. Джон Кейнс;
3. Адам Смит.
- Линия спроса имеет - …
1. Положительный наклон;
2. Отрицательный наклон;
3. Нулевой наклон.
- Кто заинтересован в повременной оплате труда – работодатель или наёмный работник и почему?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 3
- Роль всеобщего эквивалента выполняют…
1. акции;
2. деньги;
3. облигации.
- Приватизация характеризуется…
1. установлением неприкосновенности частной жизни граждан;
2. передачей частных предприятий в собственность государства;
3. передачей государственной собственности другим владельцам.
- Уровень инфляции в России в 1992г. оценивался в 1500-1700%. Какой вид инфляции существовал в России в 1992 году?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 4
- Капитал как фактор производства – это …
1. Деньги и ценные бумаги (акции, облигации);
2. Накопления и сбережения физических и юридических лиц;
3. Оборудование, орудия труда, машины, сырьё, с помощью которых производятся товары.
- Какой показатель характеризует производительность труда?
1. Фондовооружённость;
2. Трудоёмкость;
3. Фондоотдача.
- Тождественны ли понятия «собственник» и «предприниматель»?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 5
- Какое из названных направлений способствует росту прибыли?
1. снижение цены на продукцию;
2. снижение затрат на единицу продукции;
3. повышение заработной платы персонала.
- Безграничный рост потребностей населения объясняется…
1. Постоянным развитием производства;
2. Постоянным возрастанием нуждаемости людей;
3. Безграничностью желаний человека.
- «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны для телесного и духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что понимается под полезностью в экономике?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТУ 6
- Повышение общего уровня цен и обесценение денег
1. инфляция;
2. стагфляция;
3. эмиссия.
- Снижение общего уровня цен
1. дефляция;
2. инфляция;
3. демпинг.
- Первую биржу в России основал - …
1. Пётр 1;
2. Павел 1;
3. Александр 1.
Индивидуальная карточка участника первого тура | ||
Ф.И.__________________________________________ КОМАНДА «Мудрая сова» | ||
№ ____________карточки | № вопроса | ответ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
№ ____________карточки (дополнительной) | 1 | |
2 | ||
3 |
Индивидуальная карточка участника первого тура | ||
Ф.И.__________________________________________ КОМАНДА «Зоркий сокол» | ||
№ ____________карточки | № вопроса | ответ |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
№ ____________карточки (дополнительной) | 1 | |
2 | ||
3 |
Приложение 3
Задание второго тура
Задача французского математика Альсуина
(735-804)
Три наследника получили 21 бочку вина; 7 полных, 7 наполненных наполовину, 7 пустых. Поделите наследство так, чтобы каждый из наследников получил поровну бочек и вина (переливать вино из бочек нельзя!).
ОТВЕТ:
Бочки | 1 вариант | 2 вариант | ||||
Наследники | ||||||
первый | второй | третий | первый | второй | третий | |
Полные | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Полупустые | 1 | 1 | 5 | 3 | 3 | 1 |
Пустые | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Задача французского математика Безу
(1730-1783)
Ленивому работнику объявили, что он будет получать по 24 су за каждый отработанный им день, но по 6 су с него будут удерживать за каждый прогульный день. По истечении 30 дней оказалось, что ему получать нечего. Сколько дней он работал и сколько прогуливал?
ОТВЕТ:
6 дней работал, 24 – прогуливал.
Приложение 4
«ЗОЛОТАЯ ВИКТОРИНА»
- Какой металл инки называли «потом солнца»?
(Золото.)
- Имеет ли золото вкус?
(вкуса не имеет.)
- Представителя какой профессии на Руси называли «золотых дел мастер»?
(Ювелира.)
- Где служат в России люди, получающие премию «Золотая маска»?
(В театре.)
- Представители какой профессии становятся лауреатами премии «Золотой глагол».
(Журналисты.)
- Что на Руси называлось «мягким золотом»?
(Пушнина. Долгое время пушнина являлась главным валютным фондом России.)
- Какое жидкое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
(Нефть.)
- Какое растительное волокно получило название «белое золото»?
(Хлопок.)
- Бывает золотой, бывает семенной, бывает благотворительный. Что это?
(Фонд.)
- Что называют «пьяным золотом» Франции?
(Вино.)
- На средневековой ярмарке во французском городе Труа золото мерили этой меркой, дошедшей до наших дней.
(Тройская унция, которая соответствует английской. 1 унция = 16 драхмам = 437,5 грана = 28,35 г.)
- Из какого сплава одно время даже чеканили «золотые» монеты?
(Латунь.)
- В каком городе находится главный «золотой» сейф мира?
(В Нью-Йорке, США, где находится гигантская камера хранения, вырубленная в гранитах Манхэттена. Здесь содержитсязолото более 80 стран почти на 160 млрд. долларов.)
- Назовите страну, где вырыта самая глубокая в мире шахта по добыче золота.
(Индия.)
- Какой минерал окрестили «золотом дураков»?
(Пирит.)
- Как говорят о том, кто обещает кому-то большие блага, богатство?
(Сулит золотые горы.)
- Как называют образ действий, при котором избегают крайностей, риска, смелых решений?
(Золотая середина.)
- Как в старину называли красноречивого оратора?
(Златоуст.)
- Что такое Золотое Кольцо России?
(Ряд городов Северо-Восточного региона России, в которых находятся уникальные памятники русской истории и культуры.)
- Герой какого романа Ильфа и Петрова хотел «для полного счастья» 6 тысяч 400 рублей?
(«Золотой телёнок».)
21. Один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»?
(И.И. Левитана.)
22. Какой поэт написал стихотворение «Отговорила роща золотая»?
(С. Есенин.)
23. Что сделано из золота у трудолюбивого умельца?
а) Пальцы; б) Руки;
в) Зубы; г) Мозоли.
24. Как называют дело, которое обещает хорошую прибыль?
а) Золотая вена; б) Золотая аорта;
в) Золотая жила; г) Золотая артерия.
25. Какой мифологический персонаж превращал в золото всё, чего касался?
а) Сизиф; б) Дамокл;
в) Мидас; г) Зевс.
26. Какой термин первым ввёл Леонардо да Винчи?
а) Золотая середина; б) Золотое сечение;
в) Золотые руки; г) Золотой век.
27. Как обычно называют что-либо недорогое и ненастоящее?
а) Золото кастрюльное; б) Золото самоварное;
в) Золото сковородное; г) Золото корытное.
28. Какое из этих слов в татарском языке означает «золото»?
а) Башлык; б) Каракуль;
в) Алтын; г) Сарай.
29. Название какого химического элемента на латыни означает «Утренняя заря»?
а) Золото; б) Серебро;
в) Медь; г) Ртуть.
30. Какое место занимает золото в таблице Менделеева?
а) 1; б) 2;
в) 50; г) 79.
31. Какой из этих металлов люди открыли первым?
а) Медь; б) Олово;
в) Золото; г) Серебро.
32. При добавлении какого металла сплав золота приобретает красный оттенок?
а) Серебра; б) Меди;
в) Никеля; г) Кадмия.
33. С каким местом связана самая знаменитая «золотая лихорадка» начала ХХ века?
а) Калифорния; б) Клондайк;
в) Чукотка; г) Трансвааль.
34. На территории какой страны был открыт золотоносный район Клондайк?
а) Канада; б) США;
в) Мексика; г) Венесуэла.
35. Место в Канаде, где в 1896 году нашли золото, называлось Клондайк. А что это такое?
а) Равнина; б) Гора;
в) Река; г) Пещера.
36. Какое масло ценится на вес золота?
а) Оливковое; б) Кукурузное;
в) Розовое; г) Льняное.
(Один грамм высококачественного розового масла стоит в три раза дороже одного грамма золота.)
37. Перу какого русского художника принадлежит картина «Золотошвейка»?
а) Тропинину В.А; б) Кипренскому О.А.;
в) Крамскому И.Н.; г) Репину И.Е.
38. Продукцию какого народного промысла часто называют золотой?
а) Гжель; б) Палех;
в) Дымково; г) Хохлома.
39. У кого был золотой петушок?
а) У царя Салтана; б) У князя Гвидона;
в) У царя Дадона; г) У королевича Елисея.
40. К каком городе кинематографисты вручают «Золотую пальмовую ветвь»?
а) Сочи; б) Канны;
в) Карловы Вары; г) Венеция.
41. Как называется известный футбольный приз?
а) «Золотой сапог»; б) «Позолоченная туфелька»;
в) «Золотая бутса» г) «Золотая подкова».
42. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
43. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
44. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
45. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
46. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
47. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
48. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
49. Как называется лицевая сторона монеты?(аверс)
50. Как называется оборотная сторона монеты?(реверс)
51. Лицо торговой точки - это что?(витрина)
52. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)
53. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)
Приложение 5
ПАМЯТКА ЧЛЕНАМ ЖЮРИ
- Первый тур – Тестовые задания.
- каждый правильный ответ основного задания оценивается в 5 баллов.
- каждый правильный ответ по дополнительному заданию 3 балла.
Правильные ответы суммируются, и полученная сумма есть результат индивидуальной работы студента, а сумма всех ответов участников команды, есть результат команды первого тура.
- Второй тур – Решение старинной задачи.
- оценивается правильное решение и защита оценивается в 40 баллов.
- верное направление решения (т.е. есть ошибки, неточности в решении, но ход мыслей верный) и защита до 20 баллов
- Третий тур - Строительство бумажной пирамиды.
- оценивается качество выполненных работ (аккуратность, прочность, эстетический вид) до 40 баллов. (жюри предлагается учесть возможное использование строительных материалов)
- подведение результатов работы. Возможность защитить итоги работы путем ответов на поставленные вопросы. 5 баллов за обоснованный ответ.
- Подведение итогов игры.
Таблица 1. Результаты интеллектуальной игры «Знатоки экономики»
№ Тура | Количество баллов команд | |
«Мудрая сова» | «Зоркий сокол»
| |
Первый тур
| ||
Второй тур | ||
Третий тур - Качество выполненных работ (аккуратность, прочность, эстетический вид) - Обоснованный ответ | ||
Итого: |
ЛИТЕРАТУРА
- Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2006.-114 с.
- Макарова О.Ю., Раев В.А. Сборник тестов по экономике:- М.: «Вита-Пресс», 2015. – 96 с.
- Михайлушкин А.И. Экономика. Практикум. – М.: Высш. Шк., 2015.- 311 с.
- Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике – М.: Вита –Пресс, 2016. -462 с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике – М.: МЦЭБО – Вита Пресс, 2013. -64с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике – М.: МЦЭБО – Вита Пресс, 2014. -128с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике с решениями – М.: МЦЭБО – Вита Пресс, 2013. - 112с.
- Соловьева И.Б. Тесты по основам экономики – М.: АРКТИ – МИПКРО. 2016.-120 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование команд “ Мудрая сова ” “ Зоркий сокол ”
Ход игры Первый тур Ответить на тестовые задания Второй тур Решение задачи Третий тур Решение вопроса о богатстве и бедности стран путем построения бумажных пирамид
Представление жюри
Первый тур Индивидуальная работа с тестовыми заданиями и задачами.
Второй тур Решение задач “ Мудрая сова ” “ Зоркий сокол ”
Третий тур Решение вопроса о богатстве и бедности стран путем построения бумажных пирамид Россия Япония
Подведение итогов игры № Тура Количество баллов команд «Зоркий сокол» «Мудрая сова» Первый тур Второй тур Третий тур Итого:
Поздравляем победителей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...
3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль
Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...
Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей
Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн
Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...
Интеллектуальная игра на тему Современные философские теории и их объяснения особенностей жизни человека
Преподаватель дисциплины Основы философии с целью развития мировоззрения обучающихся и воспитания духовно-нравственных качеств провела интеллектуальную игру. Данное мероприятие проводилось в несколько...