Значение игры в жизни человека.
статья на тему

Не случайно одни из важных
определений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».
Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себя
человеком, когда он играет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igry_v_zhizni_cheloveka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в жизни человека.

Испокон веков в жизни людей особым уважением пользовались игры. От поколения к

поколению переходили они, созданные талантом народа. Не случайно одни из важных

определений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».

Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себя

человеком, когда он играет.

Каждый, кто мало-мальски знаком с азами педагогики, знает, какие большие

потенциальные педагогические возможности таит в себе игра. У римлян слово ludens

обозначало одновременно 2 понятия, неразрывно связанных между собой, - школа и игра.

Римские педагоги считали, что учеба не пойдет впрок тому, кто не играет.

Вопрос об изучении игры, наиболее полноценном использовании ее в современном

обществе приобретает особую актуальность в связи с интенсификацией труда и учебы,

ростом нервного и психического напряжения, со все более насущной необходимостью в

эмоциональной разрядке и переключениях и особенно возросшими требованиями и

вниманием к проблеме формирования гармонически развитой личности.

Оговоримся, что изучение игры несколько осложнено в связи с тем, что игра — понятие

довольно широкое и охватывает весьма разнообразные явления: от простейших движений

младенца с погремушкой до мужественного хоккея с шайбой. Кроме того, оно служит для

выражения представлений о различных действиях и нередко употребляется условно ( игра

слов, игра воображения).

Философское осмысливание игры было предпринято еще в далеком прошлом. Западные

исследователи рассматривали игру, как форму реализации избытка энергии, как

врожденное стремление к деятельности, служащей саморазвитию как животного, так и

человека.

Не останавливаясь на разнообразных оттенках, не меняющих существа подхода к

проблеме, можно свести теории этих авторов к следующим направлениям: игра является

первичной, она предшествует труду или иной утилитарной человеческой деятельности;

игра есть проявление инстинктов в человеческом поведении. В настоящее время возрос

интерес к воспитательным и оздоровительным аспектам игры, как средству борьбы с

алкоголизмом, наркоманией, моральной распущенностью.

Известный чешский публицист Юлиус Фучик очень метко подметил, что игры детей —

зеркало общества. Игры действительно отражают тот или иной уклад и образ жизни

людей. « Если хочешь узнать, какой народ живет в стране — посмотри на игры детей» -

гласит народная мудрость.

Первый, кто подошел к оценке игры с материалистических позиций, был Г.В. Плеханов.

Исходя из принципов исторического материализма, он убедительно доказал

несостоятельность буржуазных теорий происхождения игры. Советские ученые внесли

значительный вклад в развитие теории и методики игры, рассматривая ее как важное

средство воспитания подрастающего поколения. Игры стали предметом внимания

общества, т. к. способствовали развитию двигательной активности малышей,

приобретению ими жизненных навыков.

К сожалению, на определенном этапе развития нашего общества многие подвижные

игры стали забываться. Кто сегодня из детей знает, например, такие народные игры, как

лапта, бабки, горелки, городки, воспетые Пушкиным, Куприным, Горьким, Астафьевым и

другими великими художниками слова. Сегодня впору занести эти игры в «Красную

книгу». Не берусь анализировать причины исчезновения игр, но конкретные

социологические исследования свидетельствуют, что нить игры, пусть даже ослабленная,

обрывается на пороге школы. Здесь не до игры — надо учиться. Представление о

современной школе как о «заведении, в котором учатся, а не играют», так глубоко

проникло в сознание, что игра на уроке кажется чуть ли не анахронизмом. А между тем,

кто хоть раз был на уроке у знаменитого педагога Ш. Амонашвили, тот не мог не заметить,

что он учит своих маленьких подопечных считать и читать играя. Профессор хорошо

знает, что кратчайший путь к знаниям, к уму пролегает через радость, через игру, которая

способствует раскованности, снимает многие противоречия, ставит ребенка перед

необходимостью выкладываться до конца.

Сегодня редко кто из воспитателей не понимает значения игры, но лишь немногие

умеют делать игру союзником своего нелегкого труда. Свидетельство тому — письма мне

от незнакомых людей. Вот некоторые из них: « Я давно бью тревогу по поводу того, что

наши дети не умеют играть. Больно смотреть, как они без дела бродят по двору, толкаются

на лестничных клетках. Надо разработать игры для дома, дворовой площадки. Обращалась

в Академию педнаук, но....». «К нам на лечение и отдых приезжают дети из разных

уголков страны. Характерно, что они не знают игр и не умеют играть. Наша задача лечить.

Но какое может быть лечение детей без интересных игр? А мы их сами не знаем.

Помогите, где можно достать литературу по играм?...»

Можно было бы продолжить этот поток высказываний и просьб... Но, думаю, что

надо не просто играть с детьми, но учить их этому, чтобы они умели красиво, с пользой

проводить свободное время, общаться со своими сверстниками, испытывать радость от

такого общения, радость движения, чтобы игра стала элементом образа жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение спорта в жизни человека

Презентация про значение спорта в жизни человека....

Значение игры в жизни ребенка

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребно...

Значение растений в природе и жизни человека

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: "Значение растени в природе и жизни человека"....

Значение игры в организации жизни и деятельности детей

В педагогической литературе роль игры в развитии детей дошкольного возраста освещалась довольно широко. Известный советский педагог и врач Е.А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без...

Тема урока: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»

Тема: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»Цель: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыт...

Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...

Значение здорового образа жизни для современного человека

Важно понимать, что здоровый образ жизни — это не таблетка, мгновенно устраняющая все недуги. Это принцип жизни, особое мировоззрение и каждодневная приятная работа над собой, которая в итоге об...