«Чистота и уют в наших комнатах живут»
план-конспект занятия
знакомство детей с гигиеной жилого помещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistota_i_uyut_v_nashih_komnatah_zhivut.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ «Детский дом «Маяк»
Тема: «Чистота и уют в наших комнатах живут»
(направление: трудовое воспитание)
Дата проведения: _________
Автор-составитель:
Временной интервал: 40 минут
Категория участников: 8 – 16 лет
Основная цель проведения: знакомство детей с гигиеной жилого помещения.
Задачи:
1. Уточнять и расширять знания детей об особенностях жилых помещений.
2. Формировать представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи с целью подготовки к самостоятельной жизни.
3. Развивать потребность к соблюдению чистоты в комнате.
Наглядный материал: Пиктограммы на тему «Уборка жилой комнаты», иллюстрационный материал к данной теме.
Оборудование: Рабочий инвентарь: тазы, губки, тряпки, швабра, совок, мусорное ведро.
Ход занятия
- Часть
- Вводная часть
- Актуализация знаний
- Беседа о доме и гигиене
- Основная часть
- Беседа откуда берется пыль
- Составление правил соблюдения чистоты в комнате
- Физкультминутка «Дом»
- Почему важна влажная уборка
- Составление правил проветривания помещений
- Загадывание загадок о помощниках в соблюдении чистоты
- Дидактическая игра «Лишние предметы»
- Заключительная часть
- Закрепление правил поддерживать чистоту в комнате
- Подведение итогов.
2. Часть
- Вводная часть
Актуализация знаний
- Основная часть
- Планирование действий в уборке помещения.
- Пиктограмма «Уборка»
3. Практическая часть
- Заключительная часть
- Закрепление правил поддерживать чистоту в комнате
- Подведение итогов.
Материал к занятию
1.Часть
- Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом?
Дом – это место проживания человека. Люди строят жилища, чтобы защитить себя от холода, жары, снега, дождя, ветра, а также с целью создания нормальных условий для труда и отдыха, восстановления сил после работы и соблюдения правил личной гигиены. Люди проводят в жилище значительную часть жизни, поэтому жилищные условия, определяют состояние здоровья людей.
Воспитатель: Как вы понимаете слово « гигиена»?
Гигиена – это наука о чистоте. И в чистоте нуждаемся не только мы с вами, но и помещение, в котором мы находимся. Мы с вами знаем, что невозможно оставаться чистым без определённых усилий, правда?
Воспитатель: Скажите, нравится вам эта комната? (Ответ детей) А почему? (воспитатель показывает картинку не убранной комнаты)
Воспитатель: А теперь посмотрим на эту комнату. Совсем другой вид, правда? Что вы можете сказать об этом, чем отличаются эти две комнаты? (Ответы детей)
Воспитатель: Что делает наш дом уютным?
Воспитатель: Правильно чистота. Пыль и грязь в комнате для здоровья человека вредны. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть. Каждому ребенку, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда.
- Основная часть
Воспитатель: Откуда берутся грязь и пыль в комнате? (Пыль и грязь заносятся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви и одежде. Пыль и мусор могут собираться в комнате, когда мы чиним карандаш, бросаем на пол бумажки, вырезаем что либо из картона, бумаги, когда выпиливаем, — вообще, когда что - нибудь мастерим).
Воспитатель: Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила:
1.При входе в помещение — вытирать обувь, очищать её от пыли, грязи и снега (показать картинку)
2. Войдя в комнату — снимать обувь, надевать домашние туфли, тапочки
3. Не сорить на пол
4. Не плевать на пол — это вредно для здоровья людей, это некрасиво
5. Вещи следует держать в порядке, не разбрасывать их по комнате (тогда будет меньше собираться пыли, убирать помещение будет легче).
Физкультминутка «Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Воспитатель: Как бы ни старались не допускать попадания пыли в комнату, она всё-таки будет туда проникать с улицы, со двора через открытые двери, окна, щели. Ребята, объясните, зачем надо делать уборку в комнатах?
(Чтобы было красиво, опрятно, всё лежало на своих местах и легко было дышать).
Воспитатель: Вот тарелка. Пять дней тому назад мы поставили её на шкаф. Тогда она была совершенно чистой. Теперь она покрыта толстым слоем пыли (можно палочкой писать на ней). Надо почаще удалять из комнаты скопившуюся пыль и грязь. Ежедневно один раз, а иногда и несколько раз нужно подметать пол влажным веником, щёткой, обернутой влажной тряпкой.
Воспитатель: Почему необходимо подметать только влажным способом? (При подметании сухой щёткой или сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.)
Воспитатель: Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья. Полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол). Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влажным веником.
Воспитатель: Каждый взрослый и ребенок должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух). Что же надо делать для этого? (Надо почаще и получше проветривать помещение).
Воспитатель: Как часто надо проветривать помещение?
1. Проветривать комнату нужно каждый день.
2. Продолжительность этой процедуры - не менее 10 минут.
3. Продолжительность сквозного проветривания - не более 2-3 минут.
4. Не следует оставлять окна постоянно открытыми. Из-за этого не только теряется большое количество тепла, но и из-за переохлаждения может появиться плесень около окон и дверей.
5. Спальню лучше всего проветривать по утрам, чтобы скопившаяся за ночь влага не оседала на стенах и мебели.
Воспитатель: У нас в комнате находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, в комнате начинает чувствоваться духота, воздух становится неприятным, спёртым. Такой воздух вреден для здоровья. Поэтому комнаты надо проветривать как можно чаще.
Воспитатель: Необходимо содержать помещение в чистоте: подметать полы, вытирать пыль, выносить мусор, складывать вещи на свои места. Ребята, давайте отгадаем в загадках, что нам понадобиться для уборки.
Мыть полы решился ты?
мы поможем, - позови!
(Ведро, тряпка, швабра)
Если пыли много в доме,
На ковре и на диване,
Я готов её убрать,
Только ТОК мне нужно дать.
(Пылесос)
Я всегда стою в углу,
Нет, я не наказано!
Мусор весь от вас приму,
В правиле, так сказано!
(Мусорное ведро)
Один метёт, другой собирает
Их труд друг без друга очень страдает.
(Веник и савок)
Нами вытирают пыль,
Моют пол и чистят ванну,
Хорошо работать нам
Вместе с вашей милой мамой.
( Губки, чистящие средства, щётки)
Воспитатель: Как мы можем ещё назвать необходимые нам для уборки вещи? (Рабочий инвентарь).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам найти лишние предметы, те, которые не предназначены для уборки в помещении.
Дидактическая игра «Лишние предметы»
(Садовые ножницы, лопата, фен, распылитель воды для цветов).
- Заключительная часть
Воспитатель: Ну и в завершении хочу проверить, какие правила для поддержания чистоты в помещении вы запомнили сегодня? Назовите эти правила.
Правило № 1. При входе в помещение – вытирать обувь, очищать её от пыли, грязи и снега.
Правило № 2. Войдя в комнату – снимать обувь, надевать сменную обувь, домашние тапочки.
Правило №3. Не сорить на пол, мусор выбрасывать в мусорное ведро.
Правило № 4. Вещи следует содержать в порядке, не разбрасывать их по комнате. Тогда будет собираться меньше пыли, да и убирать помещение будет легче.
Правило № 5. Обязательно нужно проветривать помещение.
Правило № 6. Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой.
Правило № 7. Полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами в спальнях.
Правило № 8. Убирать пыль с ковров с помощью пылесоса или влажного веника.
Воспитатель: Молодцы, вы замечательно всё запомнили, скажите, а во время уборки так делать можно? (Ответ детей)
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами коснулись очень важной темы. Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд: дома – труд мамы, старшей сестры или даже всех членов семьи, в школе труд уборщицы и школьников. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идёт на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Не забывайте, пожалуйста, помогать родителям и поддерживать порядок и чистоту в своих домах и квартирах.
2.Часть
- Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. (Ответы детей)
А теперь, давайте проведем труд, который назовём «Наш дом – наведём порядок в нём». Ведь дом похож на своих хозяев: добрый, уютный, веселый, аккуратный и чистый, или наоборот: неряшливый, неуютный. Сегодня мы с вами сделаем уборку в игровой комнате.
- Основная часть
Планирование деятельности.
Цель: Организовать обсуждение необходимых инструментов.
Воспитатель даёт детям советы, помогает в организации, напоминает порядок работы. Протереть полки от пыли.
Воспитатель: Что нужно, для протирания пыли? (Салфетки, вода)
Воспитатель: А вы знаете, как правильно протирать пыль? (Намочить салфетку, выжать её, протереть полку).
Воспитатель: Чтобы вымыть полки, надо убрать оттуда вещи на стол. Затем намочить в тазике с водой и отжать тряпочку и протереть ею полку, затем протереть сухой тряпочкой и положить вещи на место. Убрать за собой своё рабочее место и вытереть руки.
Воспитатель: Что нужно, чтобы полы были чистыми? (Протереть влажной половой тряпкой).
Воспитатель: Чтобы постирать салфетки, нужно взять тазик с водой, мыло. Намочить салфетки, намылить их мылом, потереть салфетки, смыть мыло, ополоснуть в чистой воде, хорошо отжать и положить салфетки в пустой тазик. Затем убрать рабочее место, стереть стол и вытереть руки. Воспитатель: Что нам нужно сделать в комнате, чтобы была чистота и порядок? (Собрать разбросанные игры и игрушки, положить их на полку; убрать мусор со стола, протереть стол влажной губкой и сухой тряпкой. Подмести пол шваброй, собрать мусор с пола на совок и выкинуть его в мусорное ведро).
Воспитатель: Ребята, мы будем работать по плану. (Расставляет пиктограммы). Что мы должны сделать сначала? (Надо надеть передники и засучить рукава, чтобы не запачкать одежду).
Воспитатель: Правильно. Затем надо положить игры и игрушки на место. Что мы сделаем потом? (Уберём мусор со стола, затем протрём стол влажной губкой и сухой тряпкой, чтобы не было пыли и грязи. Подмести мусор шваброй, собрать его на совок и выбросить в мусорное ведро. А потом поставить рабочий инвентарь на место).
Практическая часть
Задача: Развивать взаимодействие в труде, умение сотрудничать в процессе выполнения трудовых действий. Воспитатель осуществляет трудовые действия, направленные на достижение трудовой задачи, комментирует их, побуждает детей к совместным действиям, эмоционально стимулирует действия детей.
Воспитатель: А теперь приступим к уборке. Будем работать все вместе, дружно. Что мы делаем сначала? (Надеваем передники, засучиваем рукава).
Воспитатель: Ребята, давайте наденем фартуки, закатаем рукава. Будем действовать по плану. Когда мы что то сделаем, должны будем убрать картинку, на которой это действие нарисовано. Пойди, (имя ребенка), убери картинку с передником. А теперь распределим, кто какую работу будет выполнять:
(Имена детей) будут складывать игрушки, и убирать их на полку,
(Имена детей) будет складывать игры, и убирать их на полку,
(Имена детей) будут убирать мусор, и протирать влажной губкой и сухой тряпкой
Воспитатель: Начнем наводить порядок в комнате. Не забываем, отжимать салфетки. Протираем аккуратно и тщательно, чтоб не осталось пыли.
Дети надевают фартуки, подворачивают рукава, самостоятельно берут нужное оборудование, и приступают к работе. В конце трудовой деятельности дети убирают своё рабочее место и подходят к воспитателю.
В процессе труда напомнить детям пословицы о труде:
«Доброе начало – половина дела»,
«Каков мастер, таково и дело»,
«Лень портит – а труд кормит»,
«Дело мастера боится»,
«Играй, играй, да дело знай».
После окончания работы все любуются уютом, чистотой в комнате.
Воспитатель: Дети, какие вы все молодцы! Посмотрите как чисто, красиво и уютно стало у нас в игровой комнате. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались? (Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли).
Воспитатель: Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро? ( Все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе).
Воспитатель: Ребята вы работали хорошо, дружно. Надеюсь, вы теперь всегда будете убирать за собой после занятий и игр.
- Заключительная часть
Воспитатель: Для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд, в центре, в школе труд уборщиков. Каждый мальчик, каждая девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идёт на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать убирать комнату. И чтобы поддерживать чистоту в комнате необходимо соблюдать следующие правила.
Правило № 1. При входе в помещение – вытирать обувь, очищать её от пыли, грязи и снега.
Правило № 2. Войдя в комнату – снимать обувь, надевать сменную обувь, домашние тапочки.
Правило №3. Не сорить на пол, мусор выбрасывать в мусорное ведро.
Правило № 4. Вещи следует содержать в порядке, не разбрасывать их по комнате. Тогда будет собираться меньше пыли, да и убирать помещение будет легче.
Правило № 5. Обязательно нужно проветривать помещение.
Правило № 6. Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой.
Правило № 7. Полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами в спальнях.
Правило № 8. Убирать пыль с ковров с помощью пылесоса или влажного веника.
Воспитатель: Справились ли вы с заданиями?
- Почему у нас все получилось?
Воспитатель: Молодцы! Все потрудились очень хорошо. Наше занятие закончено. Ребята, запомните:
Нужно взрослым помогать
Комнаты в порядке содержать.
Учиться только там приятно,
Где чисто и опрятно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Чистота села в наших руках"
Чистота села в наших руках...
Где живут белые медведи - 2 вариант
Урок по программе "Школа России" 1 класс 2 вариант...
Чистота в нашем доме
Презентация к рефлексивно-ситуационному классному часу на тему "Чистота в нашем доме"....
Детки в садике живут.
представлены фото нашей группы "Сказка" с летних прогулок...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какие животные живут в водоёме?»
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Какие животные живут в водоёме?»...
Проект "Какие рыбы живут в Енисее?"
Совместный проект учителя-логопеда и воспитателей компенсирующей группы для детей с ТНР 5-6 лет.Актуальность образовательного проекта «Кто живет в Енисее?» обоснована значимостью образоват...