Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа. Из опыта работы.
статья

Ковалева Елена Павловна

Стратегия развития среднего профобразования предусматривает усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализацию содержания среднего общего образования. Одним из путей такого развития творческой личности будущего специалиста является учебно-исследовательская деятельность.Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа. Из опыта работы.

Ковалева Е.П., преподаватель физики,

 ГБПОУ ВО «БМТК»,

 г. Бутурлиновка, Воронежская обл.

             Стратегия развития среднего профобразования предусматривает усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, интеллектуализацию содержания среднего общего образования. Одним из путей такого развития творческой личности будущего специалиста является учебно-исследовательская деятельность. Я являюсь преподавателем студентов первого курса, для которых, казалось бы, рано думать о высокой квалификации и конкурентоспособности. Но именно общеобразовательные дисциплины являются тем фундаментом огромного здания под названием высококвалифицированный специалист и самодостаточная, сформированная личность. Основой образования должны стать не только содержание учебных дисциплин, сколько способы мышления и деятельности. Поэтому одной из важнейших задач преподавания в целом, и преподавания физики в частности, является создание условий для развития и формирования у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Необходимо создание среды, способствующей самореализации обучающихся и повышению их познавательной активности.

  Соответствующие требования стандарты предъявляют и к подготовке преподавателя, у которого должны быть сформированы основные компетенции, в том числе «организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта». Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост обучаемого. При этом преподавателям общеобразовательных дисциплин колледжа невольно приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть обучаемых мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними стоит. А для некоторой части аудитории неважны и отметки. Каждый новый набор студентов год от года становится все более педагогически запущенным. Согласно психологическим исследованиям ШТУР по результатам 2022-2023 учебного года, студенты в большинстве своем имеют показатели ниже необходимого уровня развития. Испытывают трудности производить сложные физические расчеты, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии, синтезировать, классифицировать и т. п. Таким образом, для создания полноценного участника учебно-исследовательской деятельности нужно приложить немало усилий по развитию его необходимых компетенций. И это большой совместный труд, как самого студента, так и его наставника.

В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной работе, и хочу поделиться своим опытом.

Согласно рабочей программы учебной дисциплины «Физика» обучающийся, активно используя учебно-исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеурочное время, сможет достичь необходимых учебных, личностных и метапредметных результатов.  

Необходимость совершенствования системно-деятельностного подхода к реализации программ СПО, ориентация на требования ФГОС СОО по формированию опыта применения методов и технологий организации учебно-исследовательской деятельности с учетом потребностей обучающихся, развития их профессиональной направленности, как того требует федеральный проект «Профессионалитет», все это позволяет развить такие общеучебные навыки, как: самостоятельное приобретение новых знаний, понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию и точку зрения, формулировать выводы и заключения, логически мыслить и т. п.

Учебным планом определены УД общеобразовательного цикла, в рамках которых выполняются учебное исследование или учебный индивидуальный проект. Индивидуальный проект- особая форма организации образовательной деятельности обучающихся. Эта технология используется согласно требованиям ФГОС СОО. В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика» было предусмотрено 10 учебных часов в каждой группе на проектную деятельность как для специальностей, так и для рабочих профессий. Студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме внеаудиторной самостоятельной работы после ознакомления с методологией проектной деятельности. Предусмотрены обязательные консультации по выполнению проекта, особые стандарты оформления готового продукта. При обсуждении и выборе тем будущих работ учитываются личные интересы и увлечения студентов, их хобби. Лучшие проекты  рекомендую студентам для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ.

Проектная деятельность позволяет обучающимся развиваться в различных спектрах своей деятельности: познавательной, практической, научно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и т. п., приобретать ЗУН в процессе конструирования, планирования и выполнения усложняющихся практических задач.  Структурным элементом учебно-образовательной модели считаю мотивацию успеха обучения. Ценность технологии проектного обучения заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности как основного средства профессионального развития студента. Физика — объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать, а для этого обучающемуся необходимо прикладывать серьезные интеллектуальные усилия.

Используемая мною технология проектного обучения во время учебных занятий подкрепляется дополнительной развивающей обучающихся деятельностью и во внеурочное время.  Организую и провожу работу студенческого научного объединения «Умник», члены которого принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней, углубляют и расширяют свои знания, развивают творческую активность при выполнении учебно-экспериментальных проектов, проблемно-поисковых исследовательских работ и т. п. Члены научного объединения регулярно принимают участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием «Росконкурс», где традиционно показываем достойные результаты.  призваны учебно-исследовательские методы в форме выполнения проектов, докладов, рефератов. В течение нескольких лет считаю успешным опыт участия моих студентов в различного уровня творческих, научно- исследовательских и практических   конференциях, целью которых несомненно является раскрытие их разносторонних способностей, расширение познавательного интереса, творческой активности. Мои подопечные регулярно принимали участие в муниципальном форуме «Одаренные дети», а также в региональных форумах: «Успех моей будущей профессии»,  в Московском Международном форуме «Одаренные дети России» в г. Москва. Я горжусь успехами своих учеников!

Моя цель: в учебно-воспитательном процессе создать условия для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов. А используемые мною технологии как в урочной, так и внеурочной деятельности позволяют достичь желаемого результата- становление самодостаточной личности будущего квалифицированного специалиста.

 Наряду с этим, нельзя не сказать о возникающих трудностях в организации данной учебно- исследовательской деятельности. Вначале своего доклада я упоминала о низком уровне мыслительных операций большей части наших обучающихся. Им не достает именно необходимых для исследовательской деятельности навыков: обобщать, выделять главное, строить логические цепочки, структурировать и формулировать выводы. Большая часть первокурсников, к сожалению, не имеют элементарных навыков учиться: быть своевременно и систематически готовым к уроку и выполнять домашнее задание, вести правильно записи в тетради и работать с научной литературой в виде учебника. Также возникают сложности с навыками публичных выступлений, чтобы принять участие в том или ином мероприятии необходима тщательная, кропотливая подготовка, включающая в себя репетицию очного выступления с учетом регламента. Направляющая деятельность преподавателя здесь состоит в том, чтобы грамотно и лаконично осуществить необходимую помощь в правильном содержании, формулировке, оформлении научной работы. Занимаясь этой деятельностью, невольно узнаешь что-то новое и для себя, не перестаешь учиться, в том числе и у своих учеников, в том числе и позитивному отношению к окружающей действительности. А главное для меня, как преподавателя и УЧИТЕЛЯ в большом смысле этого слова: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса.

Список источников:

1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2019.— 208 с.

2. Далингер, В.А., Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности [Текст] / В.А. Далингер, Н.В. Толпелкина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2020. – 263 с.

3. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры [Текст] / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2021. – № 5.

Интернет-ресурсы:

 Российская электронная школа  https://resh.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)

Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...

Методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа»

В методической разработке рассмотрены основные положения по организации учебно-исследовательской деятельности в колледже, проанализированы основные методы и алгоритм проведения исследования. Кроме тог...

Индивидуальное проектирование в колледже. Из опыта работы.

Индивидуальное проектирование в нашем учебном заведении существует 3 года. Первые проекты я считаю неудачными, т.к. материал студенты брали из интернета, проекты получались наукообразными. В последущи...

Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»

Научно-исследовательская работа обучающегося колледжа является одним из ключевых факторов развития и активного формирования профессиональных качеств специалиста, способного самостоятельно приобретать ...

Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа

Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...