Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»
статья
Научно-исследовательская работа обучающегося колледжа является одним из ключевых факторов развития и активного формирования профессиональных качеств специалиста, способного самостоятельно приобретать знания из различных источников, обладающего коммуникативными умениями и развитым системным мышлением. Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся при подготовке к участию в студенческих научно-практических конференциях создает условия для формирования конкурентноспособного специалиста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»
Исследовательская работа обучающихся колледжа является обязательной частью подготовки специалистов в СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды». Современный мир предъявляет к выпускнику колледжа высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный или развитый в колледже, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях. Поэтому одним из важнейших требований современного подхода подготовки специалистов среднего профессионального образования, является развитие творческой, исследовательской деятельности обучающегося на всем протяжении обучения. Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов.
Руководство колледжа уделяет значимое внимание к участию обучающихся в ежегодных научно-практических студенческих конференциях «Студенческие чтения».
Особенно это стало заметно в последние годы, когда колледж стал принимать активное участие в различных конкурсах профессионального мастерства, как на городском, так и региональном уровнях. Расширилась материально-техническая база, что, несомненно, дало возможность развиваться исследовательской деятельности студентов, творческому подходу в решении поставленных задач. В колледже применяются следующие формы исследовательской работы:
− выполнение лабораторных работ;
− написание рефератов;
− участие в предметных олимпиадах;
− подготовка докладов;
− выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;
− выполнение конкретных нетиповых заданий исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
− изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации; − курсовые, дипломные работы и проекты;
− участие в студенческих конференциях.
Для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо:
− привлечение обучающихся к активной научной работе на ранних этапах обучения, что способствует погружению в исследовательскую деятельность с первых дней обучения;
− предоставление возможности обучающимся осуществления научных исследований не только по профилю выбранной специальности, но и по другим профессиональным областям.
Исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- рассматривать одни и те же факты и явления под новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы одногруппников.
Формирование исследовательской позиции обучающихся колледжа – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, а мы ограничены 2 курсами. Тем не менее, надо всегда помнить, что в стенах колледжа «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Я использовала следующий алгоритм работы при подготовке обучающегося к участию в студенческой конференции:
- выбор темы исследовательской работы;
- определение цели и задач работы;
- подбор материала по теме (литература и другие источники);
- подготовка практической части (методы исследования);
- составление доклада (структура доклада);
- составление мультимедийной презентации;
- составление устного выступления (памятка)
Научно-практическая студенческая конференция в колледже «Студенческие чтения» – итоговая форма исследовательской работы, которая предполагает публичное выступление обучающихся с демонстрацией итогов самостоятельной исследовательской деятельности, анализом выполненной работы и выводами. Программа конференции предусматривает выступления обучающихся с докладами о результатах своей исследовательской деятельности, дискуссии, выступления преподавателей. Формы представления творческих работ на конференции могут быть разнообразны:
- доклад;
- тезисы;
- сообщение;
- отчет и др.
Конференция является массовым мероприятием не только по числу присутствующих участников, но и по числу обучающихся, принимающих участие в ее подготовке и проведении. Конференция является, с одной стороны, действенной формой пропаганды профессии, школой формирования исследовательской деятельности обучающихся, а с другой стороны – красивым праздником, поэтому рекомендуется разнообразить форму подачи материала.
Форма выступлений может быть различной, например: видео-постановка; инсценировка; видеофильм; презентация с использованием мультимедийной технологии и др. За успехи, достигнутые в исследовательской работе, обучающиеся награждаются грамотами и дипломами. Награды вручаются на общем мероприятии: протокол зачитывает зам. директора по УВР, а вручает грамоты, дипломы и объявляет благодарности директор образовательного учреждения. Результаты творческой и исследовательской деятельности представляются на сайте колледжа.
В заключение хочу сказать, что организация научно-исследовательской деятельности обучающегося колледжа при подготовке к конференции сложна, но является одной из важнейших частей учебного процесса, который включает в себя совокупность мотивационной сферы обучающегося, обеспечение которой берет на себя преподаватель, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности ребят. Вся деятельность по организации научной работы обучающихся носит системный характер и решается на основе системного подхода. Конечным результатом учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является, конечно же, формирование личностных качеств обучающегося, его мотивации, рефлексии и самооценки, которые позволят будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывать стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности.
Список источников
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.
- Н. М. Балакина. Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы. Описание системы работы. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-navikov-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-literaturi-276369.html
- Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-tvorcheskiy-otchet-419766.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...
Методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа»
В методической разработке рассмотрены основные положения по организации учебно-исследовательской деятельности в колледже, проанализированы основные методы и алгоритм проведения исследования. Кроме тог...
Организация учебно-исследовательской работы в колледже
Основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа (УМК) является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка к участию в студенческой научно – практической конференции (семинару, олимпиаде)»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Практика организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа
Учебно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Для решения этих педагогических задач от современного преподавателя требуется кач...
Участие в студенческой конференции
Сертификаты участников заочной городской студенческой научно-практической конференции с дистанционным участием "СЕрдце тебе не хочется покоя"...