Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.
статья на тему

Высоцкая Лариса Викторовна

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности

как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение - Пояснительная записка.

2. Основная часть - Проектно-исследовательская деятельность.

главаI- Мотивация – фактор повышения качества знаний по предметам химия и биология.

главаII- Взаимное сотрудничество учителя и учащихся.

главаIII- Положение о проектной деятельности учащихся.

главаIV- Организация проектно – исследовательской деятельности в колледже.

3. Заключение - Формирование экологической культуры через метод проектно-исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_uchitelya_i_uchenika_statya_2016.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Невский колледж имени А.Г. Неболсина»

СТАТЬЯ

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся

в проектно-исследовательской внеклассной деятельности

как фактор мотивации в изучении предметов химия и

биология в процессе перехода на ФГОС. 

Автор: Высоцкая Лариса Викторовна

преподаватель химии, биологии  

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение - Пояснительная записка.
  2. Основная часть - Проектно-исследовательская деятельность.
  1.  - Мотивация – фактор повышения качества знаний по предметам химия и биология.
  2.  - Взаимное сотрудничество учителя и учащихся.
  3.  - Положение о проектной деятельности учащихся.
  4. - Организация проектно – исследовательской деятельности в колледже.
  1. Заключение - Формирование экологической культуры через метод проектно-исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС.

  1. 1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Понятие информационных и коммуникационных технологий.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

  1. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания  как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе образования.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса.

Высокий уровень развития химии, химической индустрии, биотехнологии, генной инженерии, задачи научно-технического прогресса требуют притока хорошо подготовленных кадров, поэтому участвуя в проектно - исследовательской  работе учащиеся открывают для себя новые перспективы.

В контексте общей темы курсовой работы «Применение информационных технологий при проведении учебных занятий в ГОУ СПО»  считаю актуальным вопрос о взаимном сотрудничестве учителя и учащихся в проектно-исследовательской деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

Современные требования к выпускнику изменились, теперь учебное заведение должно не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога, обусловлена, прежде всего, необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Идея об организации проектной деятельности учащихся по предметам химия и биология  возникла по двум причинам:

1.Накопление творческих работ учащихся за многие годы моей работы.

2.Использование этого материала для мотивации обучения предметов химия и биология, что способствует повышению качества знаний по предметам.

2. Основная часть.

Глава I

Мотивация-фактор повышения качества знаний по предметам химия и биология.

Среди естественных наук органическая химия занимает место между неорганической химией и биологией. Раскрывая процесс постепенного усложнения веществ, их разнообразные превращения, она помогает понять эволюцию вещества в природе и материальные основы жизнедеятельности организмов, сущность более высокой формы движения материи – биологической, изучать живые системы на разных уровнях организации. Совместная проектная деятельность учителя и учащихся в этой области способствует мотивации к изучению предметов, а так же улучшает межпредметные связи.

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Метод проектов может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть: уроком освоения нового материала при изучении новой темы, уроком закрепления  полученных знаний и умений, уроком отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов. Чаще всего метод проектов используют во внеклассной работе.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется применением новых педагогических технологий, в том числе ИКТ, но качество знаний обучающихся не перестает оставаться одним из главных составляющих учебного процесса наряду с формированием различных компетентностей, предъявляемые Гос. стандартами образования. Знания выступают как средство развития личности.

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако, в настоящее время, даже любознательные не хотят учиться. Почему это происходит?

Одна из главных причин этого – недостаток внутренней мотивации учения у школьников. Существует и ряд других причин:

  1. Умственное недоразвитие, нарушение психических функций, из-за которых учащимся невозможно овладеть учебным материалом или сделать очень трудно.
  2. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, отсутствие специальных умений и навыков, а также силы воли.
  3. Большой объем и сложность учебного материала для усвоения.
  4. Отвлекающие факторы повседневной подростковой  жизни (игра на компьютере, общение с друзьями, в том числе в социальных сетях).
  5. Однообразие школьной жизни и учебного процесса, отсутствие ярких впечатлений.
  6. Авторитарная позиция учителей и родителей, неумение стимулировать  и поощрять учебную деятельность.

Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивировать будут:

1.новизна учебного материала и характер учебной деятельности.

2.практическая значимость знаний.

3.полезная противоречивость материала, как следствие вовлечение в обсуждение.

4.ситуация успеха.

5.использование игр и игровых элементов.

6.«Интегрированные задачи» – вид задачи, включающий комплекс информации межпредметного характера, для решения которой требуется привлечение знаний из различных областей.

7.Занимательная информация, межпредметного характера.

8.Постоянное оперирование получаемыми знаниями.

Проектно-исследовательская деятельность.

«Единственный путь, ведущий к знаниям

 - это деятельность…»

Бернард Шоу

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

Задачи проектно – исследовательской деятельности.

  • Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
  • Создать условия для подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
  • Создать условия  для формирования  у учащихся навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Учебные умения и навыки, формирующиеся в проектно - исследовательской деятельности:

  • рефлексивные;
  • поисковые (исследовательские);
  • умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • менеджерские;
  • коммуникативные;
  • презентационные.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Защита проекта соответствует уровню экзамена. На итоговой конференции, в конце полугодия, представляются лучшие проекты по предметам. По результатам конференции учащиеся награждаются дипломами I, II, III степени.

Для реализации проекта необходимо следующее:

1. выбор темы

2. постановка цели, задач

3. положение о проектной деятельности

4. анализ литературы

5.сбор материала

6.оформление результатов исследования

7.выступление, защита.

Глава II

Взаимное сотрудничество в проектно- исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность учителя и учащегося.

Проектная деятельность учащихся представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Проектная деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки. Главная задача проектного обучения – научить учеников учиться, или иначе, научить совершать учебно-познавательную деятельность. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, дает положительные результаты:

  • повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

Учащиеся, искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу,  хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя.

  • учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить.

  • Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер.

  • Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность, постоянное повышение своей квалификации с точки зрения образования, методики преподавания и применения ИКТ.

Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Таким образом, метод проектов основывается на принципе «обучения посредством деятельности», рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельный, нацеленный на формирование комплекса способностей.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации оформить результаты проекта).

Условия учебной деятельности.

Отношение учащихся к учебе зависит также  и от условий, в которых происходит учебная деятельность и внеурочная деятельность:

  • привлекательность школьных помещений (чистота, уют, живые цветы), картины на стенах дают ученикам ощущение радости и комфорта;
  • теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
  • профилактика переутомления, снятие психологического напряжения.

Глава III

Положение о проектно- исследовательской деятельности учащихся.

1. Общие положения.

1.Положение определяет цели и задачи проектной работы учащихся.

2.Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей  и  логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса  и  приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

2. Цель проектно - исследовательской деятельности.

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.

3. Задачи проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.

3.1. Обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

3.2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3.3. Развивать умения анализировать.

3.4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять результаты.

3.5. Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

4.Организация проектно-исследовательской  работы учащихся.

4.1. Для осуществления проектно - исследовательской деятельности учащихся определяется руководитель проекта.

4.2. Руководителями проектной деятельности учащихся являются учителя, педагоги дополнительного образования.

4.3. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

4.4. Руководитель консультирует учащихся по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

4.5. Формами отчётности проектно - исследовательской деятельности являются эстетические объекты, реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчёты, компьютерные презентации, видеоматериалы, приборы, макеты, выставки и др.

4.6. Ежегодно проводится  конференция, на которой производится презентация и защита проектных работ.

5. Основные требования к учебному проекту.

5.1. Работа над проектом направлена на разрешение конкретной проблемы.

5.2. Планирование действий начинается с определения вида продукта и формы его презентации (перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных).

5.3. Необходимость исследовательской работы учащихся (поиск, обработка, осмысление и представление информации).

5.4. Результаты работы над проектом, то есть его выходом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения проблемы.

5.5. Итогом работы является презентация проектной работы.

6. Требования к оформлению учебного проекта.

6.1. Описательная (текстовая) часть работы представляются на бумажном и электронном (диск) носителях.

6.2. Презентация, выставка работ.

7. Критерии оценивания учебного проекта.

7.1. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки проекта и критерии оценки защиты проекта.

7.2. Критерии оценки проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы.

1 - реферативная работа,

2 - работа носит исследовательский характер

2.

Использование научных фактов и данных.

1 - используются широко известные научные данные,

2 - используются уникальные научные данные

3.

Использование знаний вне школьной программы.

1 - использованы знания школьной программы,

2 - использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования.

1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции,

2 - результаты могут быть доложены на районной конференции,

3 - результаты могут быть доложены на региональной конференции

5.

Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение.

0 - в работе плохо просматривается структура,

1 - в работе присутствует большинство структурных элементов,

2 - работа четко структурирована

6.

Оригинальность темы.

1 - тема традиционна,

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей

7.

Качество оформления работы.

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки,

2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно,

3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно

7.3. Критерии оценки защиты проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывает,

2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,

3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,

4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом,

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество ответов на вопросы

1 - не может четко ответить на большинство вопросов,

2 - отвечает на большинство вопросов,

3 — отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе,

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе,

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно ориентируется в нем

4.

Оформление демонстрационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии,

3 - к демонстрационному материалу нет претензий

8. Функциональные обязанности руководителя проекта.

На руководителя проектной группы возлагаются следующие функциональные обязанности:

8.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.

8.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения.

8.3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение  исследовательской  роли каждого участника проекта.

8.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.

8.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков.

8.7. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта.

9. Механизм стимулирования победителей.

9.1. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции и конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровня.

9.2. Всем учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается диплом, свидетельствующий о защите проекта.

Глава IY

Организация проектно-исследовательской деятельности в колледже

Один из путей творческого восприятия современных наук – систематическая исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с условия готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательского проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Возможность выбора темы, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

На уроках и внеклассных занятиях учащиеся выступают в роли «юных ученых» - исследователей.  Организуя познавательную деятельность учащихся, развиваются интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).

Следует различать, что цель и задача – не одно и то же: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Метод проектов представляется достаточно современным.

В рамках секции естественно-научного направления мы провели ряд исследований по изучению экологии районов Санкт-Петербурга.

В 2012-2013 году были подготовлены и защищены научно-исследовательские работы:

1 Экология Калининского района.

2 Экология Выборгского района.

3 Экология Ольгинских прудов.

4 Экология Серебряных прудов.

Мой многолетний опыт работы позволяет мне подвести  некоторые итоги внеклассной работы по предметам. В начале 2014 года была создана группа учащихся, которая решила участвовать в проекте по изучению огромного фактического архивного материала кабинета химии и биологии - это были творческие работы учащихся-выпускников (газеты, плакаты, рефераты, кроссворды, фотографии) отражающие участие ребят во внеклассных мероприятиях.

Исследование и представление этого материала было решено проводить в II этапа в ходе проектно-исследовательской работы учителя и учащихся.

I этап:

1.Изучение материала (составление описи работ).

2.Анализ материала (кем и когда были выполнены работы).

3.Классификация (газеты, плакаты, рефераты, кроссворды, фотографии по химии и биологии).

4.Оформление фотовыставки.

5.Представление фотовыставки на внеклассном мероприятии  «Дорога в мир знаний».

6.Оформление выставки творческих работ по трем экспозициям (в фойе колледжа).

7.Оформление рефератов по шести разделам (цитология, эмбриология, генетика, эволюция, экология, коварные разрушители организмов).

8.Проведение экскурсий по выставке для учебных групп.

9.Использование вышеуказанных материалов при изучении предметов химии и биологии в ходе учебных занятий.

II этап:

1.Размещение материала на странице сайта колледжа:

а) статья о проектно-исследовательской деятельности группы  

б) презентация «Творческие работы учащихся - выпускников»

в) размещение фотографий учащихся - выпускников, участников конференции по химии 1985 года.

г) обращение к выпускникам 1985 года с целью приглашения их на традиционную межпредметную игру «Дорога в мир знаний» (апрель 2016 год).

2.Составление отчета и презентации по итогам данного проекта.

Заключение.

Формирование экологической культуры через метод проектно – исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО.

В условиях модернизации отечественного образования, и реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возрастает значение деятельности учащихся.

В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность.

Основными принципами новых стандартов являются:

- свободный выбор учащимися  видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности учащегося;

- возможность свободного самоопределения и самореализации учащегося;

единство обучения, воспитания, развития;

- практико - деятельностная основа образовательного процесса.

Внеурочная деятельность учащихся – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Использование раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования.

Одним из направлений формирования гармоничной личности в условиях новых стандартов является научно-познавательная и проектная деятельность. Как учитель химии и биологии при работе с учащимися я обращаю внимание на проектно - исследовательскую деятельность.

Биология и химия – это те науки, которые позволяют максимально развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Воспитать ученика способного мыслить ярко, неординарно, обладающего гибкостью мышления, высоким уровнем обобщения и логики, умеющего видеть особенное в обычном, а привычное в новом. А это позволит вывести ученика на новый уровень интеллектуального творчества и экологической культуры.

Применение метода проектов на уроках химии и биологии, а также во  внеурочной деятельности, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности учащегося – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые открытия, а так же сохранить традиции учебного заведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться  еще в школе и сохраниться в дальнейшем.

Суть метода проектов остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания в быту и профессиональной деятельности.

Каждый учащийся, как показывает опыт, должен выполнить, или принимать участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных  группах учащимся предлагаю несколько вариантов организации работы над проектом:

- в рамках работы по итогам полугодий (рубежная аттестация)

- в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, на уроке),

-в рамках работы учащихся над реальным проектом (во внеурочное время)

Примеры проектов:

1.Провести анализ экологической системы «Серебряные пруды» с точки зрения биоценотического уровня.

2.Изучить глобальные проблемы биологии:

а) Охрана окружающей среды (атмосферы, литосферы, гидросферы, фауны и флоры).

б) Профилактика и лечение заболеваний века.

в) Обеспечение продуктами питания населения земного шара.

Преимущество метода проекта состоит в:

1. Системное закрепление знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках химии могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают решение экологических проблем разного уровня. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. И по мере совершенствования их у учащихся развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.

2. Развитие социальных и физических умений.

Учащиеся развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой, создавая модели молекул, кристаллические решетки атомов, модели приборов и аппаратов для химических производств, готовят химические опыты, газеты, плакаты.  У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Продолжает совершенствоваться экологическая культура, культура поведения в обществе. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.

3. Развитие уверенности в своих силах.

Учащиеся учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других  людей, используя химические, биологические и экологические знания. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

Лучше всего сочетать проектную деятельность с другими методами. Очень большую роль в положительном исходе проектной деятельности играют сроки проведения ее и подведение итогов. Мой опыт и опыт моих коллег приводит к выводу что, результативным для проектно-исследовательской деятельности учащихся является внеурочное время.

Для проектной деятельности на уроках химии и биологии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

- усиливается мотивация учебной деятельности;

- изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

- появляется стабильность обучения;

- улучшаются навыки обработки результатов и лабораторных исследований;

- в процессе интеграции учебной и внеурочной  деятельности  у учащихся расширяется их кругозор;

- появляется  уверенность в себе, в своих возможностях, в перспективах  обучения, карьерного роста и интеллектуального развития;

- появляется самостоятельность в деятельности по приобретению знаний.

Учащиеся, выполняющие проекты по химии и биологии, имеют возможность принимать участие и занимать призовые места в школьных, городских Научно-практических конференциях, участвовать в Российских заочных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Каждый учащийся идет по индивидуальному маршруту, развивая свои способности, умения и навыки. Так как признанным подходом в обучении при ФГОС выступает системно - деятельностный, то учебное заведение становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не только проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Список используемых источников:

1. Зак. Г. А. Как развивать мышление у учащихся. Наука и жизнь. № 9, 1998, с. 56-58.

2. Кавтарадзе Д. Н.  Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.- М., « Флинта», - 2004.

3.Организация и методы педагогического исследования. Челябинск – 2005.

4. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии О.С. Аранская, И.В. Бурая.- Москва, 2005г. Издательский центр "Вентана - Граф". Методическое пособие 8-11 классы.

5. Проектная деятельность учащихся. Химия. Н.В.Ширшина.- Волгоград. 2007г

6. Экологическое образование школьников. Под редакцией И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной.- М., Педагогика.- 2003.

7. «Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения» (Электронный ресурс)/ Пичугина И.В.

8.Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., - 2006. - №5

9.Обуховская А.С. Ода учебному проекту. Журнал «Биология в школе». –М., - 2004.- №8

10.Прутченков А.С. 9 шагов выполнения экологического проекта. Журнал «Биология для школьников». –М., -2005. - №2

11.Сатбалдина С.Г. Формирование исследовательского мышления у учащихся. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№4

12.Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе. Журнал «Биология в школе». –М., -2007. -№6

13.Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Журнал «Биология в школе». – М., - 2007. - №1

14.Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». –М..

Учительский портал.- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-2268.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

         Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и...