Упражнения для тренировки голоса и дыхания.
картотека
Представленные упражнения можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка. Они не тольго подготовят детей к чтению текстов, но и помогут поднять мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._uprazhneniya_na_trenirovku_golosa_i_dyhaniya.docx | 18.18 КБ |
2._skorogovorki_i_chistogovorki.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на тренировку дыхания:
- «Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.
- «Бабушка ругается»
Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
- «Сдуваем пылинки»
Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.
- «Шитьё на швейной машинке»
Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим «Т – т – т –т!»
Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить «Д – д – д!» Повторить 3 – 4 раза
- «Горячий чай»
Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.
- «Надуй шарик»
Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза.
- «Снежинка»
Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.
- «Подъёмный кран»
Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му.
- «Почтальон Печкин накачивает шину»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Вдох носом, резко наклоняясь, на выдохе произносить [с], [ш], [ф] («накачиваем шину, руками держим рукоятку насоса»). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху. Повторить упражнение 5 раз.
- «Лыжник»
Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.
Упражнения для тренировки голоса при работе с детьми(5-7):
- «Кью-икс»
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
- «»Упражнение йогов
Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
- Протяжные слоги
Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.
Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.
- Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
- «Езда на автомобиле»
Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле. Едем по ровной гладкой дороге, объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет. Едем на большой машине, едем на маленьком автомобильчике.
- «От 1 до 10»
Педагог предлагает спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса.
- «Отважный лётчик»
В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.
Предварительный просмотр:
Скороговорки и чистоговорки:
А
- У Аграфены и Арины растут георгины.
- Алеша Алине сигнал подает. Алина услышит – Алешу найдет.
- Влас у нас, Афанас у вас.
- Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
Б
- Белые бараны били в барабаны.
- Боровик растет в бору, боровик беру в бору.
- Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.
- В банке банкир, у банкира банка.
- Баран буян залез в бурьян.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
В
- Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня.
- Иван-болван молоко взболтал, да не выболтал.
- Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.
- Верзила Вавила весело ворочал вилы.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Кашевар кашу варил, подваривал да не доварил.
- Летела овсянка на овес, а Иван овес унес.
Г
- Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
- Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
- В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой.
- На иве галка, на берегу – галька.
- Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап.
- Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага!
- Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке.
- Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.
Га-га-га – у меня болит нога.
Ге-ге-ге - болит палец на ноге.
Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.
Д
- Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
- Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему,одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
- Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима.
- На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
- Одеяло в пододеяльнике, а радиоприемник на подоконнике.
- На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
- Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Е
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и так до тридцати трех Егорок).
- Мы ели, ели, ели ершей у ели… Их еле-еле у ели доели.
- Три свиристели еле-еле свистели на ели.
Ж
- Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Слишком много ножек у сороконожек..
- Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
- Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.
Жа – жа - жа – залетели два чижа.
Жа – жа - жа – принесли домой ежа.
Жу – жу - жу – молоко дали ежу.
Же - же - же – дождь прошел уже.
Жу – жу - жу – на траве лежу.
Жи – жи - жи – фокус покажи.
З
- У Зины много забот, заболел у зайки живот.
- Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
- Зрители в зрительном зале, а Зоя и Зина на вокзале.
- У Розы мимоза, у Захара заноза.
- На возу лоза, у воза коза.
За-за-за – приближается гроза.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
И
- Испекла Иришка куклам по коврижке.
- Нравятся коврижки Гришке и Маришке.
- Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.
- Ишак в кишлак дрова возил, ишак дрова в траву свалил.
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
- У ежа и ёлки иголки колки.
К
- Коля колет колья.
- Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
- Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.
- Как в капюшоне он смешон!
Л
- На мели мы налима нашли.
- Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
- Лара у Ляли играет на рояле.
- Для Любы и Людочки – оладьи на блюдечке.
- Коля ломом колет лед, Клим в телегу лед кладет.
- Для маленькой Аленки Оля гладила пеленки.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры.
«ПИЛА»
Ла-ла-ла – вот пила.
Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
Лы-лы-лы – нет пилы.
Лу-лу-лу – сломали мы пилу.
Лу-лу-лу – купили новую пилу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул- у нас сломался стул
Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой
М
- Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
- Мед медведь в лесу нашел, мало меду много пчел.
- Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.
- Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми- поем ноту ми.
О
- В зимний холод каждый молод.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
- Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
П
- Петя пилил пилой пень.
- Подход не подкоп, подход не подвох.
- У капитана Петух в капкане.
- У пеньков опять пять опят.
- Из-под пилки сыплются опилки.
- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Р
- Гроздья рябины на солнце горят.
- Горят от рябины в глазах у ребят.
- Проворонила ворона вороненка.
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
- Рано утром три барана барабанят в барабаны. Барабанят в барабаны три барана утром ранним.
- Три пирата – горбаты, три пирата – бородаты, три пирата друг другу не рады.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри ри – на ветках снегири.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ра-ла-ра – пол мы мыли из ведра.
Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
С
- Ах вы сени, сени, вышел в сени сонный Сеня, и в сенях споткнулся Сеня, и кувырк через порок.
- У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок.
- Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Са-са-са – на дворе роса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Т
- Топали до топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- Ткет ткач ткани на платки (на платье) Тане.
- В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
- У нас гость унес трость.
- У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты- ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
У
- Был бык тугодуб, тугодубенький бычок.
- У быка губа туга была.
- В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.
Уа-уа – в коляске плачет детвора.
Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у – воет волк в лесу.
Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».
Ф
- Наш Филат не бывает виноват.
- Филипп к печке прилип.
- У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.
- В огороде Фекла ахала и охала: уродилась свекла не на грядке, около.
Жалко свекле Фёклу. Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»
Х
- Вкусная халва мастеру хвала.
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!»
- Был саду переполох – там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох.
Ц
- Бегают две курицы прямо на улице.
- Летит скворец: зиме конец.
- Ученица-озорница получила единицу.
- Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
- В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.
Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Ца-ца-ца – два кольца.
Цо-цо-цо – умой свое лицо.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
Цы-цы-цы – съели огурцы.
Ч
- Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чаще гуще.
- Пустили щуку в речку, пирог опустили в печку.
- На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
ПАУЧОК
Чок-чок – это паучок.
Чок-чок – за печкой паучок.
Чок-чок – ткет паутину паучок.
Чок-чок – ждет добычу паучок.
Ш
- В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.
- Дали Глаши простокваши, а у Глаши – каша.
- Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу». - Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Щ
- Волки рыщут, пищу ищут.
- В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
Ы
- Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила.
- Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло, мишку мылом не домыла. - Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Ю
- Юла возле Юльки крутится, поет, Юле и Юре спать не дает.
- Юлька-Юленька – юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
- Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.
Любит Юлька юмбрики и играет в кубики.
Я
- Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.
Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.
Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статические и динамические дыхательные упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания
В данной статье даны характеристика и виды дыхания, а также упражнения для развития фонационного и физиологического дыхания...
Упражнения по формированию речевого дыхания
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ра...
Упражнения и рекомендации для развития голоса. Начальный этап.
Методическая разработка "Упражнения и рекомендации для развития голоса. Начальный этап." Из опыта работы....
Конспект урока "Совершенствование акробатических упражнений и упражнений на бревне. Прием зачета упражнений на бревне и акробатических упражнений."
Цели урока:1. Повторение упражнений на гимнастическом бревне....
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
Методические рекомендации "Работа над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы."
Методические рекомендацииРабота над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы....
Упражнения -настройки для голоса
Упражнения-настройки предназначены для разогрева голосового аппарата.Подойдут как для новичков,так и для профессионалов.С помощью упражнений вы сможете не только распеть ,но и развить свои голосовые д...