Упражнения для тренировки голоса и дыхания.
картотека

Представленные упражнения можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка. Они не тольго подготовят детей к чтению текстов, но и помогут поднять мотивацию к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на тренировку дыхания:

  1. «Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

  1. «Бабушка ругается»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

  1. «Сдуваем пылинки»

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

  1. «Шитьё на швейной машинке»

Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим «Т – т – т –т!»

Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить «Д – д – д!» Повторить 3 – 4 раза

  1. «Горячий чай»

Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.

  1. «Надуй шарик»

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза.

  1. «Снежинка»

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

  1. «Подъёмный кран»

Вдох носом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить фа – фо – фу. Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой дотянуться до пальцев правой ноги. На выдохе произносить ма – мо – му.

  1. «Почтальон Печкин накачивает шину»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Вдох носом, резко наклоняясь, на выдохе произносить [с], [ш], [ф] («накачиваем шину, руками держим рукоятку насоса»). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху. Повторить упражнение 5 раз.

  1. «Лыжник»

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.

Упражнения для тренировки голоса при работе с детьми(5-7):

  1. «Кью-икс»

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

  1. «»Упражнение йогов

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

  1. Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

  1. Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

  1. «Езда на автомобиле»

Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле. Едем по ровной гладкой дороге, объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет. Едем на большой машине, едем на маленьком автомобильчике.

  1. «От 1 до 10»

Педагог предлагает спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса.

  1. «Отважный лётчик»

В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.



Предварительный просмотр:

Скороговорки и чистоговорки:

А

  1. У Аграфены и Арины растут георгины.
  2. Алеша Алине сигнал подает. Алина услышит – Алешу найдет.
  3. Влас у нас, Афанас у вас.
  4. Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

Б

  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. Боровик растет в бору, боровик беру в бору.
  3. Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.
  4. В банке банкир, у банкира банка.
  5. Баран буян залез в бурьян.

    Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
    Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

В

  1. Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня.
  2. Иван-болван молоко взболтал, да не выболтал.
  3. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.
  4. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  5. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  6. Кашевар кашу варил, подваривал да не доварил.
  7. Летела овсянка на овес, а Иван овес унес.

Г

  1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
  2. Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  3. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой.
  4. На иве галка, на берегу – галька.
  5. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап.
  6. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага!
  7. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке.
  8. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.

    Га-га-га – у меня болит нога.
    Ге-ге-ге - болит палец на ноге.
    Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Д

  1. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
  2. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему,одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  3. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима.
  4. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  5. Одеяло в пододеяльнике, а радиоприемник на подоконнике.
  6. На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
  7. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

    Ду-до-да – гудят провода.
    Да-да-да – теплая вода.
    Ду-ду-ду – спать я не пойду.
    Де-де-де – я не знаю где.
    Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Е

  1. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  2. Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и так до тридцати трех Егорок).
  3. Мы ели, ели, ели ершей у ели… Их еле-еле у ели доели.
  4. Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Ж

  1. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы.
  2. В живом уголке жили ежи да ужи.
  3. Слишком много ножек у сороконожек..
  4. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
  5. Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

    Жа – жа - жа – залетели два чижа.
    Жа – жа - жа – принесли домой ежа.
    Жу – жу - жу – молоко дали ежу.
    Же - же - же – дождь прошел уже.
    Жу – жу - жу – на траве лежу.
    Жи – жи - жи – фокус покажи.

З

  1. У Зины много забот, заболел у зайки живот.
  2. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
  3. Зрители в зрительном зале, а Зоя и Зина на вокзале.
  4. У Розы мимоза, у Захара заноза.
  5. На возу лоза, у воза коза.

    За-за-за – приближается гроза.
    За-за-за – уходи домой, коза.
    Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

И

  1. Испекла Иришка куклам по коврижке.
  2. Нравятся коврижки Гришке и Маришке.
  3. Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.
  4. Ишак в кишлак дрова возил, ишак дрова в траву свалил.
  5. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
  6. У ежа и ёлки иголки колки.

К

  1. Коля колет колья.
  2. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
  3. У Кондрата куртка коротковата.
  4. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
  7. Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  8. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.
  9. Как в капюшоне он смешон!

Л

  1. На мели мы налима нашли.
  2. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
  3. Лара у Ляли играет на рояле.
  4. Для Любы и Людочки – оладьи на блюдечке.
  5. Коля ломом колет лед, Клим в телегу лед кладет.
  6. Для маленькой Аленки Оля гладила пеленки.
  7. Наш Полкан попал в капкан.
  8. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры.

    «ПИЛА»
    Ла-ла-ла – вот пила.
    Лой-лой-лой – пилим мы пилой.
    Лы-лы-лы – нет пилы.
    Лу-лу-лу – сломали мы пилу.
    Лу-лу-лу – купили новую пилу.

    Ло-ло-ло – на улице тепло.
    Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
    Ул-ул-ул- у нас сломался стул
    Лу-ру-лу – дворник взял метлу.
    Лой-лой-лой – я люблю играть с юлой

М

  1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  2. Мед медведь в лесу нашел, мало меду много пчел.
  3. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.
  4. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

    Ма-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо – едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми- поем ноту ми.

О

  1. В зимний холод каждый молод.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  4. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

П

  1. Петя пилил пилой пень.
  2. Подход не подкоп, подход не подвох.
  3. У капитана Петух в капкане.
  4. У пеньков опять пять опят.
  5. Из-под пилки сыплются опилки.
  6. Расскажите про покупки.
    - Про какие про покупки?
    - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Р

  1. Гроздья рябины на солнце горят.
  2. Горят от рябины в глазах у ребят.
  3. Проворонила ворона вороненка.
  4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
  5. На горе Арарат растет крупный виноград.
  6. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
  7. Рано утром три барана барабанят в барабаны. Барабанят в барабаны три барана утром ранним.
  8. Три пирата – горбаты, три пирата – бородаты, три пирата друг другу не рады.

    Ра-ра-ра – начинается игра.
    Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
    Ри-ри ри – на ветках снегири.
    Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
    Ра-ла-ра – пол мы мыли из ведра.
    Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.
    Ры-ры-ры – не заметили жары.

С

  1. Ах вы сени, сени, вышел в сени сонный Сеня, и в сенях споткнулся Сеня, и кувырк через порок.
  2. У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок.
  3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

    Са-са-са – на дворе роса.
    Су-су-су – даю Саше лису.
    Ос-ос-ос – на поляне много ос.
    Су-су-су – мы видели осу.
    Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
    Су-су-су- было холодно в лесу.
    Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
    Ся-ся-ся – мы поймали карася.

Т

  1. Топали до топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
  2. Из-под топота копыт пыль по полю летит.
  3. Ткет ткач ткани на платки (на платье) Тане.
  4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
  5. У нас гость унес трость.
  6. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну.

    Та-та-та – у нас дома чистота.
    Ты-ты- ты – сметану съели все коты.
    Ту-ту-ту – молоко налью коту.
    Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
    Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
    То-то-то – стали мы играть в лото.
    Ать-ать-ать – мы идем гулять.
    Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

У

  1. Был бык тугодуб, тугодубенький бычок.
  2. У быка губа туга была.
  3. В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

    Уа-уа – в коляске плачет детвора.
    Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
    У-у-у-у – воет волк в лесу.
    Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
    Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.
    Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».

Ф

  1. Наш Филат не бывает виноват.
  2. Филипп к печке прилип.
  3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли.
  4. В огороде Фекла ахала и охала: уродилась свекла не на грядке, около.
    Жалко свекле Фёклу. Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Х

  1. Вкусная халва мастеру хвала.
  2. Прохор и Пахом ехали верхом.
  3. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!»
  4. Был саду переполох – там расцвел чертополох.
    Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох.

Ц

  1. Бегают две курицы прямо на улице.
  2. Летит скворец: зиме конец.
  3. Ученица-озорница получила единицу.
  4. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
  5. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.

    Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.
    Цу-цу-цу – дело близится к концу.
    Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
    Це-це-це – что узнаем мы в конце?
    Ец-ец-ец – зиме конец.
    Ец-ец – летит скворец.
    Ца-ца-ца – мы видели скворца.
    Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
    Ца-ца-ца – два кольца.
    Цо-цо-цо – умой свое лицо.
    Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
    Цы-цы-цы – съели огурцы.

Ч

  1. Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чаще гуще.
  2. Пустили щуку в речку, пирог опустили в печку.
  3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
  4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  5. Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

    Ча-ча-ча – была Таня у врача.
    Ча- ча- ча – горит в комнате свеча.
    Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
    Чи-чи-чи – пышат в печке калачи.
    Час-час-час – детвора пустилась в пляс.
    Оч-оч-оч – наступила ночь.

    ПАУЧОК
    Чок-чок – это паучок.
    Чок-чок – за печкой паучок.
    Чок-чок – ткет паутину паучок.
    Чок-чок – ждет добычу паучок.

Ш

  1. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа.
  2. Дали Глаши простокваши, а у Глаши – каша.
  3. Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша:
    «Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».
  4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
  5. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.


Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.

Щ

  1. Волки рыщут, пищу ищут.
  2. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
  3. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.


    Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
    Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
    Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
    Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
    Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
    Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
    Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
    Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
    Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
    Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Ы

  1. Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила.
  2. Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила.
    Уронила Мила мыло, мишку мылом не домыла.
  3. Рыла свинья, тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ю

  1. Юла возле Юльки крутится, поет, Юле и Юре спать не дает.
  2. Юлька-Юленька – юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
  3. Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.
    Любит Юлька юмбрики и играет в кубики.

Я

  1. Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.

    Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
    Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.
    Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статические и динамические дыхательные упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания

В данной статье даны характеристика и виды дыхания, а также  упражнения для развития фонационного и физиологического дыхания...

Упражнения по формированию речевого дыхания

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ра...

Упражнения и рекомендации для развития голоса. Начальный этап.

Методическая разработка "Упражнения и рекомендации для развития голоса. Начальный этап." Из опыта работы....

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

Методические рекомендации "Работа над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы."

Методические рекомендацииРабота над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы....

Упражнения -настройки для голоса

Упражнения-настройки предназначены для разогрева голосового аппарата.Подойдут как для новичков,так и для профессионалов.С помощью упражнений вы сможете не только распеть ,но и развить свои голосовые д...

"Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении". Мастер-класс по вокалу(методическая разработка"

Улучшение качества вокального звучания путём систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа....