Внеклассное мероприятие по математике "Математический квиз"(СПО)
методическая разработка

Внеклассное мероприятие по математике "Математический квиз" ориентировано на студентов (10-11 кл),СПО. 

Цели проведения игры:

  • стимулировать интерес к математике;
  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся, проявлению индивидуальных способностей, учащихся и активизации их познавательной деятельности.
  • умение работать в команде

Задачи мероприятия:

  1. Обучающая (дидактическая) задача: в увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
  2. Развивающая задача: развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
  3. Воспитательная задача: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kviz_2024.docx159.2 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

внеклассного  мероприятия  по дисциплине «Математика»

Тема: «Математический квиз»

         Профессия: 08.01.28  Мастер отделочных, строительных и декоративных работ

 Профессия:  23.01.17  Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей  

Должность

 Фамилия/ подпись

Дата

Разработал

Преподаватели

Проверил

Согласовал

Сургут, 2023

Цели проведения игры: 

  • стимулировать интерес к математике;
  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся, проявлению индивидуальных способностей, учащихся и активизации их познавательной деятельности.

Задачи мероприятия:

  1. Обучающая (дидактическая) задача: в увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
  2. Развивающая задача: развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.
  3. Воспитательная задача: воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.

Организация мероприятия и его подготовка:

  • выбор двух групп из студентов 1 курса по 12 человек;
  • выбор капитанов, членов жюри и зрителей;
  • презентация каждой команды (название, эмблема, девиз).

Оформление кабинета:

  • математические газеты;
  • высказывание о математике.

Оборудование кабинета

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • черный ящик; предметы, связанные с математикой: а) циркуль, б) часы.

План проведения мероприятия:

  1. Презентация команд (название, эмблема, девиз)
  2. Разминка (по 12 вопросов каждой команде)
  3.  "Чёрный ящик"
  4. "МИФ-театр"
  5. Конкурс "А знаете ли Вы его?"
  6. Великие люди
  7. Конкурс «Тёмная лошадка»
  8. Мозговая атака
  9. Конкурс " Буквоед"
  10. Конкурс капитанов "Кто вперед? "

Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Наше жюри: (представление жюри)

  1 конкурс. Презентации команд (название, эмблема, девиз). (3балла)

 2 конкурс. Разминка  (слайд 1) (по количеству правильных ответов-до 12 баллов)

В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на наши вопросы. Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл. Готовы? Внимание!

Вопросы для первой команды

  1. Кто впервые вывел связь между сторонами в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)
  2. Назовите фамилию автора школьного учебника геометрии. ( Атанасян)
  3. Кто сказал: «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»? (Гаусс)
  4. Тело полученное вращение прямоугольника вокруг одной из сторон. (Цилиндр)
  5. Высота боковой грани правильной пирамиды? Апофема
  6. Как называются прямые, не лежащие в одной плоскости? (Скрещивающиеся)
  7. Килограмм мяса варится 1 час. За сколько варится 0,5 кг мяса?   (за1час)
  8. Сколько будет ? (3)
  9. Как называется сотая часть числа?   (процент)
  10. Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами?   (1111)
  11. Во сколько раз километр длиннее сантиметра?   (в 100 000 раз)
  12. Сколько букв в слове «арифметика»?    (10)

Вопросы для второй

  1. Кто вывел формулу корней квадратного уравнения?   ( Виет)
  2. Какая кривая является графиком квадратичной функции?    (парабола)
  3. Кто сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? (Ломоносов)
  4. Как называется, тело, полученное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов. (Конус)
  5. Как называется  отрезок, соединяющий центры оснований цилиндра? (ось)
  6. Как называются две прямые, которые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек? (Параллельные)
  7. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый?   (2 часа)
  8. Сколько будет ?   (5)
  9. Как называется четвертая часть числа?    (четверть)
  10. Какое самое маленькое число можно записать с помощью четырех единиц?    (1111)
  11. Во сколько раз километр больше миллиметра?   (1000000)
  12.  Сколько букв в слове «Математика»?  (10)

Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри.

  1. конкурс. «Черный ящик».  (В черном ящике вносят циркуль).

Вопрос первой команде(слайд 7):

(8 очков.) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

 ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?    

Вопросы-подсказки:

1. (7 очков.) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.

2. (6 очков.) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

3. (5 очков.) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

4. (4 очков.) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.

5. (3 очков.) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

6. (2 очков.) Известный писатель Ю́рий Ка́рлович Оле́ша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».

7. (1 очков.) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.

8. (0 очков.) Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».

(Ответ: циркуль)  слайд 11

Комментарий учителя (о циркуле).        

Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу. Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль. Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет. В пепле, засыпавшем 1900 лет назад греческий город Помпеи, археологи обнаружили уже много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником архитекторов и строителей. Не случайно на фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии (он называется Светицховели) изображена рука архитектора, а позади нее циркуль. В Древней Руси любили узор из мелких правильных кружков. Стальной циркуль — резец для нанесения такого рисунка — археологи нашли при раскопках в Новгороде.

Вопрос 2 команде (В черном ящике вносят часы).

(8 очков.) История этого изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами.

ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?    

Вопросы-подсказки (12 слайд)

 1. (7 очков.) Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.

2. (6 очков.) Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин.

3. (5 очков.) В начале XX в. поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

4. (4 очков.) Эта вещь не имеет единственного числа.

5. (3 очков.) Частично об этом поется в песне:

«Призрачно все в этом мире бушующем, Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь».

6. (2 очков.) В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.

7. (1 очков.) Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

8. (0 очков.) Этому предмету посвящена загадка: «Весь день усами шевелят и время узнавать велят».

(Ответ: часы)  слайд 15

Комментарий учителя (о часах)

Павел Буре, знаменитый хоккеист, занялся производством часов, и один из первых экземпляров своей продукции подарил Б.Н. Ельцину.

Именно о скоротечности времени поется в песне «Есть только миг».

Самые первые часы на земле – солнечные.

Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду, вытекая, она вытесняла воздух из второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.

Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, давление, температуру воздуха, могут быть будильником, быть водонепроницаемыми, противоударными.

Слово предоставляется жюри… Общий счёт…

  1. Конкурс. «МИФ-театр» слайд 16

Участники этого конкурса должны без слов объяснить: на размышления 1 мин

  1. перпендикулярность прямой и плоскости.
  2. параллельность прямой и плоскости.
  1. Конкурс «А знаете ли Вы его?»  слайд 17

Теперь проверим знания команд по истории математики.

За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка «отнимает» 1 балл. Каждой команде по 2 вопроса.

Вопрос 1.  Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.

По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: «Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук».

Назовите этого человека.

Подсказки:

Подсказка 1.   Его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).

Подсказка 2   Он написал учебник «Полное введение а алгебру», по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.

Ваш ответ?   слайд 17   (Ответ: Леонард Эйлер) 

Вопрос 2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.

Это о нем сказал поэт Фирсов:

Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.

Назовите имя и фамилию этого человека.

Подсказки:

Подсказка 1: в 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.

Подсказка 2: он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял.

(Ответ: Лобачевский Николай Иванович). слайд 23

Вопрос 3. Эта женщина,  жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города.

Подсказка - Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину. Назовите имя первой женщины-математика.

Ваши варианты ответов?  (Ответ: Гип'атия Александрийская)  слайд 26

Последний (четвертый) «исторический» вопрос:

Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана « Математических и навигационных наук школа». Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…

В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России. Назовите имя этого человека.

Кто этот интересный человек? Ваш ответ…

Подсказка:

   Его учебник «Арифметика, сиречь наука численная» издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её «вратами учёности». Сам Ломоносов не только изучал «Арифметику», но и знал её наизусть.

 (Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…) слайд 29

  1. Конкурс «Великие люди»  (слайд 30)

Командам нужно будет после подсказки назвать человека, о котором идет речь. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. Подсказок будет девять. Если отгадаете после  первой подсказки, вам присуждается 9 баллов, затем за каждую последующую подсказку снимается один балл. Команды отвечают по очереди после каждой очередной подсказки.

(Первой команде предлагается рассказ об Архимеде).

  1. Английский ученый Джон Виллис сказал об этом человеке так: «Он заложил первоосновы почти всех открытий, развитием которых гордится наш век». (9 б)
  2. Этому человеку принадлежит крылатое выражение, знаменующее торжество разума. (8 б)
  3. Он впервые вычислил объем шара, центры тяжести треугольника, конуса, сегмента параболы и многие другие. (7 б)
  4. Его первоначальным образованием руководил отец – математик и астроном Фидий.(6б)
  5. Одним из его замечательных изобретений в теоретической механике была машина для поливки полей («винт-улитка») (5 б)
  6. Одно из изумительных изобретений этого человека – механический небесный глобус – своеобразный планетарий, демонстрировавший все видимые движения небесных тел и даже фазы Луны, осуществляемые с помощью специальных механизмов, расположенных внутри глобуса. (4 б)
  7. «Убей меня, но лишь не трогай, о варвар этих чертежей!» - такова версия последних слов человека. А по другой версии он воскликнул: « Не порти мои круги!» (3б)
  8. На могиле этого человека был установлен обелиск с выгравированным шаром, вписанным в цилиндр. (2 б)  
  9. Этому человеку был воздвигнут оригинальный памятник с медалью из вогнутого зеркала в руках. (1 б)  (слайд 33)

(Второй команде предлагается рассказ о Софье Ковалевской).

1.        Этого человека в детстве родные и знакомые называли «Воробышком» за маленький рост и худощавую фигуру. (9 б)

2.        Отец – крупнопоместный дворянин, артиллерийский генерал. Его род идет от польского витязя Круковского и дочери короля Матея, мецената и библиофила. (8 б)

3.        Рано пристрастившись к чтению, этот человек сначала увлекся поэзией. В 12 лет этот человек твердо решил стать поэтом. Но тем временем с возрастающей силой и
скоростью стало проявляться математическое дарование. (7 б)

  1. Человек, который его любил, говорил о нем так: «Несмотря на свои 18 лет, воробышек образован великолепно, знает все языки как свой собственный, и занимается главным образом, математикой. Работает как муравей, с утра до вечера. Вообще это маленький феномен». (6 б)
  2. Ему не разрешали посещать лекции в Берлинском университете, но потом он стал любимым учеником знаменитого математика Карла Вейерштрасса. (5 б)
  3. Совет Геттингенского университета, рассмотрев три научные работы, выполненные этим человеком, признал их выдающимися и присудил ему ученые степени доктора философии по математике и магистра изящных искусств с наилучшей похвалой. (4 б)
  4. Свою первую лекцию о теории уравнения в частных производных этот человек, когда его пригласили в Стокгольмский университет для чтения высшей математики, начал так: «Господа, среди всех наук, открывающих человеку путь к познанию знаков природы, самая могущественная, самая великая наука – математика». (3 б)
  5. Этот человек первым находит решение математического описания различных точек твердого тела, вращающегося вокруг неподвижной точки – волчка, гироскопа и т. д. Конкурсная комиссия, просмотрев полтора десятка работ, присланных на третий конкурс, объявленный Парижской ассоциацией наук, присудила премию за труд под девизом « Говори, что знаешь; делай, что должен: пусть будет, что может быть» и даже постановила увеличить премию в 1.6 раза « вследствие большей важности результатов» (2 б)
  6. Этот человек, всей душой сопереживая трудной борьбе французских коммунаров, приехал в осажденный Париж ухаживать за ранеными.   (1 б)   (слайд 37)

  1. Конкурс «Тёмная лошадка» В этом конкурсе за правильный ответ – 1 балла.

Слайд №39  /на листике отвечаем буквами, потом сдаем комиссии/

1.   Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?

а) Теорема Фалеса;    б) теорема Пифагора;      в) Теорема Виета.

2.        «Конус» в переводе с греческого означает…

а) Сосновая шишка;      б) Волчок;     в) Вулкан.

3.        Правильный восьмигранник – это …

а) тетраэдр;     б) Октаэдр;     в) икосаэдр.

4.        Какой цветок назван в честь женщины – математика?

а) хризантема;     б) гортензия;     в) лилия.

/Ответ: именем известной вычислительницы француженки Горт'ензии Лекот (1723 – 1788) назван цветок, привезенный ею из Индии./

5.«Трапеция» в переводе с древнегреческого означает…

а) столица;    б) парус;     в) лестница;  г) плоскость.

  1. Какое греческое слово означает « натянутая тетива»?

а) гипотенуза;    б) катет;      в) проекция.

  1. Квадриллион записывается с помощью «1»

а) 15 нулей;    б) 12 нулей;    в) 9 нулей.

  1. какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке.'

а) знак %;     б)3нак V.

   9. во сколько раз километр длиннее миллиметра?

а) 1 000 000 000;     б)1 000 000;     в) 1 000 000 000 000.

10. Кто предложил запятую после целой части десятичной дроби?

а) Андре Мари Ампер;     б) Бернулли Иоганн;     в) Иоганн Кеплер.

  1. Конкурс.  Мозговая атака (3 мин)

  Каждой команде выдается  фигура (пирамида), в которой нужно измерить необходимые элементы  для того чтобы вычислить площадь полной поверхности данной фигуры.

                                 

  1. Конкурс «Буквоед»

Из слова «ГИПОТЕНУЗА» нужно составить слова. Победит команда, составившая больше слов.  Одна минута на размышление… (1 слово- 1балл)

  1. Конкурс капитанов  "КТО ВПЕРЕД"

Капитаны отвечают на вопросы. Балл зачисляется тому, кто первой ответил на вопрос. 

  1. Высказывание, принимаемое без доказательства.  
  2. Треугольник с двумя равными сторонами называется…  
  3. С помощью какого инструмента можно провести окружность
  4. Сколько человек играли  на музыкальных инструментах в басне И. Крылова «Квартет»?  
  5. Наименьшее натуральное число.
  6. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.  
  7. Сколько секунд в трех минутах?
  8. Форма футбольного мяча.
  9. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?
  10. График квадратичной функции?  

Подведение итогов конкурса, поздравление победителей, заключительное слово. Слайд17

Ну, вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого за участие и пожелать успехов. Благодарим Команды за участие. Благодарим зрителей за поддержку. Благодарим жюри за честный суд.

 

И в заключении хотелось сказать:

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

До свидания, до новых встреч!

Приложение:

  1. Конкурс.  «МИФ-театр»

Участники этого конкурса должны без слов объяснить: на размышления 1 мин

перпендикулярность прямой и плоскости.

4        Конкурс.  «МИФ-театр»

Участники этого конкурса должны без слов объяснить: на размышления 1 мин параллельность прямой и плоскости.

Дополнительное задание ( при наличии времени)

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/r/rONtlKP3SqXFJ8jkDzx90Wnhi1UdpQ2GLM5cEwyZT/slide-13.jpg

Ответ: диаметр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Внеклассное занятие по математике "Математический гейм" 4 класс (VII вида)

Внеклассное занятие по математике для детей 4 класса с задержкой психического развития. Адаптировано в классах коррекционно-развивающего обучения. Активизирует познавательную активность, развивает лог...

Внеклассное мероприятие по математике: "Математика вокруг нас"

В  начале вечера  объявляю студентам цели проведения: -- расширить знания...

внеклассное мероприятие по математике "Математический вечер" для студентов 1-2 курсов

Математический вечер  для студентов  1-2 курсов. архив содержит в себе конспект мероприятия и презентацию к нему. может проводиться как для студентов 1-2 курсов, так и для учащихся 10-11 кла...

Внеклассное мероприятие по математике: Математический турнир "Эрудиты, вперёд!"

Внеклассное мероприятие: Математический турнир "Эрудиты, вперёд!" предназначается для обучающихся I - II  курсов СПО (возраст 15-17 лет).Данное мероприятие направлено на укрепление инте...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа

Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...